Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CONCEPT OF E-GOVERNMENT REPUBLIC OF MORDOVIA

Yakimova O.Yu. 1 Kovalenko E.G. 1 Koroleva T.P. 1
1 Mordovian state University
This article discusses the basic documents by which the Russian Federation is the development of a new model of public administration - e-government. Thanks to the documents took place unification principles and rules of infor-mation regulation of relations, as well as gaps in regulation and the approximation of legislation of the Russian Federation to the international practice of regulating information relations. The development of e-government in the Republic of Mordovia is one of the main ways of increasing the effectiveness of the activities of state and municipal government. The article offers the basic stages of the development process of the Concept of e-government of the Republic of Mordovia and its basic elements. The concept of e-government includes three lines of development: provision of services on the basis of multi-service centers, providing services using the Universal Smart Card, transfer of state and municipal services in electronic form.
concept
e-government
state and municipal services
strategic management
На протяжении последнего десятилетия предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий является одной из наиболее актуальных тем в государственном управлении. Государство видит в переводе услуг в электронный вид возможность уменьшить и оптимизировать бумажное производство, предотвратить случаи коррупции среди чиновников, сделать более прозрачной деятельность государственных органов. В свою очередь, граждане ожидают от перевода услуг в электронный вид решения проблем, связанных с длительным ожиданием в очереди, с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же вопросу, с недостатком информации о процедуре получения услуги.

Интерпретация результатов исследования. Принятие Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1] было необходимо для унификации как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципов и правил регулирования информационных отношений, устранения ряда пробелов в регулировании и приближения законодательства Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений.

Начало тенденциям внедрения информационных технологий в государственное управление и взаимодействию государства и общества положила федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65.

В программе (в редакции постановления Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 403) были определены следующие цели:

  • повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управление через внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
  • повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля над деятельностью органов государственной власти.

В задачи программы входили: переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства и развитие инфраструктуры электронного правительства [2].

Данные приоритеты были определены в связи с настойчивой необходимостью повышения эффективности государственного и муниципального управления и повышение уровня комфортности для населения в области получения государственных и муниципальных услуг.

Результатом реализации программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» явилось то, что по состоянию на конец 2010 г. ее эффективность оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась [3, с. 110].

В настоящее время государство как главный общественный институт стремится быстро реагировать на изменения в обществе и экономике, проводя при этом собственные изменения с целью создания такой структуры государственного управления, которая была бы более ориентирована на потребности общества и бизнеса.

К 2008 г. стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. В этой связи государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценность имеют не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу. Для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод, была разработана Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 7 февраля 2008 г.
№ Пр-212) [4]. Стратегией определяются цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.

Важным результатом проводимых реформ стало принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5], явившегося правовой базой для реализации основных мероприятий административной реформы. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. №1815-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». В связи с изменившимся подходом государства к бюджетированию и долгосрочным госпрограммам была разработана новая редакция, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2161-р от 2 декабря 2011 г. [6]. Цель программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий. Были определены такие задачи, как: обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества; предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в «Отчете о ходе реализации и об оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» за 2013 г. приводит следующие результаты ее реализации (в том числе).

В соответствии с данными за 2012 г., опубликованными Международным союзом электросвязи в октябре 2013 г., Российская Федерация в международном рейтинге стран по уровню развития информационного общества находится на 40 месте, что на 5 пунктов выше планового значения. По сравнению с результатами аналогичного рейтинга, полученными в 2011 г., индекс развития информационных технологий в Российской Федерации вырос с 5,94 единиц из 10 возможных в 2011 г. до 6,19 единиц в 2012 г. Таким образом, результаты международных оценок свидетельствуют о прогрессе Российской Федерации в сфере развития информационного общества. Так, в 2013 г. доля активных Интернет-пользователей в Российской Федерации составляет 61,4 %, что несколько ниже, чем в среднем по Европе (около 75 %), но выше, чем в отдельных европейских странах (например, в Италии пользователями Интернет являются 58 % жителей).

Очевидной является необходимость рационализации и модернизации существующей модели оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия.

Обеспечение устойчивого повышения эффективности государственного и муниципального управления в республике невозможно без перехода на инновационный путь развития. В качестве важнейших направлений совершенствования системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия на сегодняшний день можно выделить модернизацию нормативно-правовой базы оказания услуг, а также совершенствование его организационного механизма.

Анализ правовых актов показал, что сформированная нормативная правовая база является разрозненной и не обеспечивает комплексного решения задач по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Республике Мордовия.

Как показало проведенное исследование, в республике недостаточно применяется стратегическое управление в сфере повышения эффективности государственного управления. Соответственно, практически не используется и такой инструмент стратегического управления, как концепция развития, основным рычагом реализации которой являются комплексные и целевые программы. Существенным фактором, затормаживающим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов.

Исходя из всеобщего признания важности стратегического управления для любых объектов, считаем необходимым внести ряд конкретных методических рекомендаций по разработке и реализации концепции развития электронного правительства с учетом современного состояния и специфики его функционирования.

В первую очередь необходимо обеспечить следование алгоритма разработки и реализации концепции принципам целенаправленности, управляемости, эффективности и учета территориальной и отраслевой специфики. Это предполагает, что данный процесс должен ориентировать все мероприятия на достижение стратегических целей, быть четко организован, согласован, стремиться к увеличению результативности при снижении расходов, а также сочетать территориальные и отраслевые интересы.

Функциями концепции развития электронного правительства региона должны быть следующие:

  • формирование определенной системы ценностей;
  • определение стратегических целей и приоритетов развития;
  • определение средств реализации целей и мобилизации ресурсного потенциала;
  • формирование инвестиционной привлекательности данной сферы деятельности.

Как элемент долгосрочного стратегического планирования концепция чаще всего разрабатывается на период до 25 лет. Для сравнения отметим, что в настоящее время программы развития информационного общества и электронного правительства составляются чаще всего на 5 лет с дальнейшим ее обновлением на последующий период. Следует отметить, что результативность реализации концепции развития электронного правительства Республики Мордовия во многом зависит от ее структуры. В связи с этим последняя должна соответствовать содержанию и логике процессов стратегической модернизации государственного и муниципального управления региона, отражать характер взаимодействия между элементами концепции и их влияние на достижение поставленных целей.

На наш взгляд, концепция развития электронного правительства должна содержать четыре блока, имеющих разное функциональное назначение и позволяющих обеспечить повышение эффективности государственного и муниципального управления (рисунок 1).

В соответствии с представленной схемой нами разработана концепция развития электронного правительства Республики Мордовия.

Учитывая объективные тенденции и факторы развития электронного правительства Республики Мордовия на современном этапе, считаем, что его миссией является повышение качества жизни населения и повышение уровня комфортности получения государственных и муниципальных услуг.

Рисунок 1. Структура концепции развития электронного правительства в Республике Мордовия

Основными направлениями, позволяющими сделать качественный прорыв в сфере оказания государственных и муниципальных услуг, являются, на наш взгляд, развитие и совершенствование, с коррективами на отдельные недоработки, таких проектов, как:

  • оказание услуг на базе многофункциональных центров;
  • предоставление услуг с использованием универсальных электронных карт гражданина;
  • перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид.

Организация отлаженного межведомственного электронного взаимодействия между органами власти и организациями, ответственными за предоставление государственных и муниципальных услуг, является пронизывающим лейтмотивом, без которого невозможно осуществление данных проектов.

Что касается многофункциональных центров, то они создаются с целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, их доступности и комфортности для потребителей. Работа многофункциональных центров строится по принципу «одного окна», стандарты их деятельности предусматривают максимальный комфорт для населения при обслуживании (просторные залы, техническое оснащение, электронная очередь и др.).

Проект «Универсальная электронная карта» имеет государственное значение, реализуется под контролем Министерства экономического развития Российской Федерации и других уполномоченных органов. Исследование показало, что в ходе реализации проекта УЭК в Республике Мордовия можно выделить три группы проблем: недостатки нормативно-правовой базы, технологические препятствия, проблемы недофинансирования, а также низкую популяризованность среди граждан республики.

Оптимизация и рационализация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Мордовия включает следующие направления: обеспечение удобства и предсказуемости для граждан процедур взаимодействия; минимизация уровня временных и финансовых расходов граждан; создание универсального личного кабинета пользователя. В качестве наиболее очевидного и приближенного к гражданам Республики Мордовия показателя совершенствования системы предоставления госуслуг можно выделить работу над Порталом государственных и муниципальных услуг РМ [7]. Предлагаемая Концепция развития электронного правительства предполагает развитие республиканского портала по следующим основным направлениям: расширение количества предоставляемых в электронном виде услуг; обеспечение естественности и удобства использования портала; информирование граждан Республики Мордовия о доступных им возможностях получения услуг в электронной форме.

Таким образом, реализация вышеописанных практических рекомендаций позволит сделать качественный прорыв в предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории Республики Мордовия. Разумеется, работа над совершенствованием системы предоставления государственных и муниципальных услуг является очень сложной, требующей значительных административных затрат, привлечения больших потоков финансовых ресурсов, а также инновационного подхода к модернизации данной сферы жизни общества, выявления и следования последним тенденциям развития ИКТ. В конечном итоге совершенствование взаимодействия власти с населением и экономическими субъектами на основе ИКТ приведет к повышению эффективности предоставляемых государственных и муниципальных услуг, окажет положительное влияние на все социально-экономическое развитие территории, в первую очередь с помощью влияния на качество жизни людей, проживающих на ней.

Статья публикуется за счет средств гранта РГНФ 13-12-13013.

Рецензенты:

Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск;

Зинчук Г.М., д.э.н., декан общеэкономического факультета, профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва.