Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF STUDENTS’ READINESS AT INSTITUTES OF THE INTERIOR MINISTRY TO USE MEANS AND METHODS OF REHABILITATION OF PHYSICAL TRAINING IN PROFESSIONAL ACTIVITIES

Tyukin V.G. 1
1 Barnaul Law Institute of the Interior Ministry of Russia
The article describes the negative influence on the police officers’ physical and mental health during the performance of professional activities and causes of increased attention to rehabilitation of staff by means of physical culture and the problem of insufficient theoretical and organizational methods of the educational process at institutes of the Interior Ministry in the direction of rehabilitation and physical culture. In the article it is disclosed the technology of formation of students’ readiness at institutes of the Interior Ministry to use means and methods of rehabilitation of physical training in professional activities. It is shown the results of the pedagogical experiment which demonstrating the efficiency of introduction of technology in the educational process of institutes of the Interior Ministry.
training of students of institutes of the Interior Ministry
technology
teaching process
rehabilitation physical education
physical education

В настоящее время курсантов вузов МВД РФ готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье. В связи с чем генеральной линией и системообразующим фактором физического образования в системе МВД РФ является формирование физической культуры личности, а так же повышенное внимание уделяется реабилитации сотрудников средствами физической культуры.

Основная часть

Это обусловлено рядом следующих причин. Во-первых, физическая культура формирует в сознании людей, подготавливающих себя к работе в данной сфере деятельности, определенные целевые установки, изменяет условия их социального быта, способствует формированию у курсантов вузов МВД РФ новых черт, качеств и привычек [3, 4, 7].

Во-вторых, физическая культура связана с получением «функционального» удовольствия, развлечения, наслаждения от участия в самом процессе выполнения физических упражнений [5, 6]. Причем постоянные, повторяющиеся занятия физическими упражнениями тем в большей степени становятся потребностью выпускника, чем более приятными они являются для него.

В-третьих, физическая культура является не только одним из важных средств укрепления здоровья, развития физических способностей и жизненно необходимых двигательных навыков, но и важным средством развития профессиональных качеств личности [1, 2] курсанта вуза МВД РФ.

Учитывая сложившуюся ситуацию в системе МВД РФ, назрела необходимость формирования у курсантов вузов МВД РФ готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. Однако актуальные образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.

Разрешение указанной проблемы и недостаточная теоретическая и организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса вузов МВД РФ в данном направлении определили применение необходимых действий и решение ряда задач, одной из которых является разработка технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности (Таблица).

На начальном этапе деятельность по формированию готовности курсантов к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности строилась на основе приобретения ими теоретических знаний о цели, принципах, видах, содержании, задачах реабилитационной физической культуры, а также ее средствах и методах для укрепления здоровья человека.

Наиболее ёмким, важным и ответственным этапом реализации технологии стал основной этап, цель которого – обеспечение роста субъектности курсантов по отношению к реабилитационной физической культуре.

Данный этап предусматривает всемерное развитие умений и навыков использования реабилитационной физической культуры, заложенных на предыдущем этапе. Это обеспечивалось возрастанием объёма специального обучения и специфики решаемых учебных задач. При этом ведущую роль стал играть прикладной характер изучаемого материала.

Технология формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности

Этап

Цель

Задачи

Средства, формы и

методы

Контроль

Начальный

Формирование устойчивого интереса к реабилитационной физической культуре.

- сформировать основы теоретических знаний о цели, принципах, видах, содержании, задачах реабилитационной физической культуры, а также ее средствах и методах;

- выработать положительное отношение курсантов к реабилитационной физической культуре, показав ее роль в укреплении здоровья человека;

- сформировать мотивирующую среду, в которую вовлечены преподаватель и курсанты.

 

- тестирование уровня сформированности составляющих компонентов готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности;

- анкетирование с целью выявления отношения курсантов к необходимости использования реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности;

- примеры из практики деятельности сотрудников ОВД;

- организация встреч с сотрудниками ОВД, получивших нарушения здоровья в процессе профессиональной деятельности и прошедших курс реабилитации;

- построение профиля физической подготовленности курсантов, выявление слабых и сильных сторон подготовки;

- совместное с педагогом планирование самостоятельной работы на основе профилей физической подготовленности и показателей физического здоровья;

- соревновательные методы (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»).

Наблюдение. Тестирование.

Анкетирование.

Основной

Обеспечение роста субъектности курсантов по отношению к реабилитационной физической культуре.

- сформировать опыт самостоятельной познавательной деятельности в рамках задачной системы обучения и системы форм совместной деятельности;

- углубить знания о средствах и методах реабилитационной физической культуры, возможностях их использо- вания в профессиональной деятельности;

- совершенствовать умения и навыки использования реабилитационной физической культуры;

- освоить механизмы построения индивидуальных программ реабилитации.

- решение вариативно-моделирующих задач;

- ведение дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д. (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»).

Наблюдение

Заключительный

Формирование долгосрочных стратегических целей на сохранение и укрепление физического и психического здоровья в профессиональной деятельности курсантов посредством использования реабилитационной физической культуры.

- сформировать опыт самостоятельной рефлексивной деятельности;

- совершенствовать умения и навыки использования реабилитационной физической культуры;

- построить и реализовать индивидуальные программы реабилитации.

 

- решение рефлексивно-творческих задач;

- самодиагностика;

- ведение дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д.,

- составление собственной программы реабилитации (специальный курс «Реабилитационная физическая культура в профессиональной деятельности сотрудников ОВД»).

Наблюдение. Тестирование.

Анкетирование.

Подготовка и защита индивидуальной программы реабилитации, разработанной с использованием средств и методов реабилитационной физической культуры.

Таким образом, если на начальном этапе реализации технологии формируемые умения и навыки использования реабилитационной физической культуры воспроизводились преимущественно в рамках лекционных занятий, то на основном этапе главной задачей стала их отработка на практических занятиях.

Соответственно, характер деятельности по формированию готовности курсантов к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности на основном этапе реализации технологии определялся типом решаемых учебных задач, которые можно определить как вариативно-моделирующие. Подобные задачи предполагали, во-первых, незавершенность, множественность возможных решений, что ставило курсантов в ситуацию необходимости взятия на себя ответственности за сделанный выбор, во-вторых – конкретно-предметное содержание деятельности по формированию готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры. Это требовало от курсантов проявления и совершенствования умений и навыков использования реабилитационной физической культуры.

Большая часть работы курсантов, выполненная на данном этапе, заключалась в ведении дневника самоконтроля с отслеживанием объективных и субъективных показателей, результатами периодической индивидуальной диагностики и т. д., а также в составлении собственных программ реабилитации.

Суть заключительного этапа реализации технологии состояла в анализе курсантами сформированности у них умений и навыков использования реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности и осуществлении на основании проведенного анализа корректирующих действий. При этом особое внимание уделялось решению рефлексивно-творческих задач.

На данном этапе завершался процесс построения курсантами собственных программ реабилитации, начатый на предшествующем этапе, когда разработанные ранее индивидуальные программы совместными усилиями курсантов и педагога наполнялись адекватными средствами и методами реабилитационной физической культуры.

При этом было очевидно, что вектор саморазвития курсантов не ограничится стенами вуза, а выйдет за его пределы для реализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Актуализация в структуре личности долгосрочных стратегических целей на сохранение и укрепление физического и психического здоровья в профессиональной деятельности курсантов делала процесс формирования готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности более мотивированным.

С учетом сказанного специальный курс включал в себя лекции, учебно-тренировочные и самостоятельные занятия.

В результате освоения специального курса курсанты должны:

1) знать:

  • основные закономерности формирования здоровья человека;
  • основные средства и методы реабилитационной физической культуры;

2) уметь:

  • применять на практике средства и методы реабилитационной физической культуры;
  • составлять собственную программу реабилитации при возможных повреждениях здоровья;

3) владеть:

  • методами оценки и коррекции работоспособности;
  • методами укрепления физического и психического здоровья.

Сформированность перечисленных новообразований доказана результатами педагогического эксперимента, показавшего, что реализация рассматриваемой технологии позволила повысить уровень готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности у курсантов экспериментальной группы (Рисунок).

Динамика уровней готовности испытуемых ЭГ и КГ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности на констатирующем и контрольном этапах исследования (в % по группам)

Количество курсантов ЭГ с высоким уровнем искомой готовности повысилось по сравнению с констатирующим этапом исследования на 7,0% (с 8,5% до 15,5%), со средним – на 27,1% (с 30,3% до 57,4%), с низким – понизилось на 34,1% (с 61,2% до 27,1%). При этом показатели курсантов КГ остались практически неизменными. Статистическая обработка полученных результатов с использованием многофункционального критерия «угловое преобразование Фишера» – φ* – выявила достоверные различия между двумя группами курсантов.

Проведенный анализ результатов педагогического эксперимента показал, что при статистическом равенстве исходных результатов к моменту окончания наблюдений экспериментальная группа имела достоверное преимущество над контрольной, т.е. доказано, что положительные изменения получены именно в результате внедрения технологии.

Заключение. Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность реализованной технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности. По окончании эксперимента зафиксировано φ*эмп=2,28, р ≤0,01, что свидетельствует о существенных различиях между показателями уровня готовности к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности курсантов экспериментальной и контрольной групп, т.е. доказано, что наблюдаемая положительная динамика в экспериментальных группах является результатом реализации технологии формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Федулов Б.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры тактико-специальной подготовки ФГКОУ ВПО Барнаульского юридического института МВД России, г. Барнаул;

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, ФГБОУ ВПО Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул.