Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESPECIALLY THE PLANNING OF THE INVESTIGATION OF CRIMES

Kolovorotnyy A.A. 1 Sharkov V.A. 1 Skorikov D.G. 1
1 Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia
The article discusses and scientifically grounded specifics of planning for the disclosure and investigation of crimes to be investigated by the internal Affairs bodies, forms, plans, methods consistent planning of investigation and search operations. Special attention is paid to the interaction between investigators and investigative bodies in identifying, disclosing and investigation of crimes. Shows the planning stages of certain investigative actions with the disclosure and investigation of crimes. Main powers of the investigator, operations officer at joint problem solving procedural and other measures. Analyzed the problematic issues arising from the interaction of the investigator and operative when disclosing and investigation of crimes. Shows ways to overcome them.
planning
investigating
interactions
investigator
police officer
crime
criminal justice
issues of interaction
Всесторонность и полнота расследования во многом зависят от определения и порядка проведения действий следователем и оперативными работниками для подтверждения или опровержения выдвинутых следственных версий, как в целом, так и в частности, а также от умелой координации работы следователя с оперативно-розыскными аппаратами, с другими службами органов внутренних дел. Кроме того, в производстве следователя, как правило, находятся не одно, а несколько уголовных дел. Поэтому планирование расследования - необходимое условие правильной организации его труда. К составлению плана, основу которого составляют следственные версии, следует приступать тогда, когда будут собраны достаточные данные для моделирования одной или нескольких версий. Такая возможность возникает лишь после проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом получение дополнительных сведений в ходе расследования уголовного дела (либо проведения предварительной проверки) должно повлечь за собой корректировку первоначального плана. В связи с чем, планирование является непрерывным процессом с момента принятия дела к производству и вплоть до составления обвинительного заключения. Будучи одним из элементов организации криминалистической деятельности, планирование обеспечивает эффективность следственных и иных действий [4, с. 63].

Рассмотрим основные направления планирования расследования групповых преступлений в соответствии с указанными следственными ситуациями.

После получения сообщения о событии, имеющем признаки преступления, целесообразно, прежде всего, кратко опросить заявителя. Если заявителем является не потерпевший, а другое лицо, например, свидетель-очевидец, то следует, приняв немедленные меры к охране места происшествия, установить потерпевшего и выяснить у него обстоятельства события. Одновременно лицо, производящее опрос, нередко может убедиться, что имеющиеся на теле и одежде потерпевшего следы действительно свидетельствуют о примененном в отношении его насилии. Опрос должен занять минимум времени, который необходим для того, чтобы сделать вывод о наличии в данном событии признаков состава преступления.

Проверка сообщения о преступлении должна проводиться силами следственно-оперативной группы, включающей следователя, оперативного сотрудника полиции, специалиста, а при необходимости дополняться иными участниками. Примерный алгоритм действий членов следственно-оперативной группы представляется следующим образом: а) получение и регистрация сообщения о преступлении экстремистской направленности; б) ориентирование личного состава органа внутренних дел о совершенном преступлении; в) выезд следственно-оперативной группы на место происшествия, уяснение дополнительной информации о преступлении; г) опрос пострадавших и очевидцев, проведение качественного осмотра места происшествия; д) принятие мер к установлению лиц, совершивших преступление, дополнительных свидетелей, проведение иных оперативно-розыскных мероприятий; е) при необходимости проведение освидетельствования, исследований; ж) принятие процессуального решения по поступившему сообщению [6, с. 137].

Если сообщение о событии, имеющем признаки преступления, поступило непосредственно после его совершения и характеризуется неполнотой информации, то для его проверки необходимо немедленно направить на место происшествия следственно-оперативную группу, установить и опросить лиц, могущих дать какую-либо информацию о событии, провести осмотр места происшествия с участием потерпевшего или заявителя.

В случае установления личности подозреваемого следует безотлагательно провести мероприятия, направленные на его задержание, личный обыск, освидетельствование и допрос или беседу с ним оперативного сотрудника. Если в результате проведенных мероприятий причастность лиц к совершению преступления не была установлена, то необходимо произвести осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, допрос свидетелей, чьи показания имеют значение для дела.

В тех случаях, когда сообщение о преступлении поступает с запозданием, и содержащаяся в нем информация вызывает сомнения, необходимо: принять заявление о происшествии; подробно опросить заявителя по факту его сообщения; осмотреть место происшествия с участием заявителя, потерпевшего либо очевидца; при необходимости провести мероприятия по установлению очевидцев; провести комплекс оперативно-розыскных мероприятий в районе совершения преступления, а также в отношении заподозренных лиц и получить письменные объяснения от них.

В том случае, если по итогам первоначальных действий решить вопрос о возбуждении уголовного дела нельзя, то проверка продолжается с учетом собранной информации. В частности, особое внимание следует уделить установлению очевидцев и проверке фактов наличия у потерпевшего тех ценностей, о которых он заявляет.

Установив, что преступление совершено преступной группой, необходимо проверить на причастность к нему конкретных лиц, сведения о которых содержатся в криминалистических и оперативных учетах. Также можно предположить (по почерку совершения преступления), что ими могли быть совершены и другие преступления, оставшиеся нераскрытыми. В архивных уголовных делах или материалах проверок может содержаться ценная информация, которая впоследствии поможет раскрыть преступление, что в свою очередь позволяет выдвигать версии об источнике получения преступниками информации об интересующем их объекте [3, с. 81].

Следователь, приступая к работе по материалу предварительной проверки или к расследованию изначально располагая минимумом сведений о событии, обычно выдвигает три типичные версии:

1) преступление действительно имело место при указанных обстоятельствах;

2) событие, о котором говорит потерпевший, имело место, но это был не преступление;

3) события не было, заявитель сознательно дезинформирует следствие.

При этом наличие третьей версии ни в коем случае не является поводом для задержки принятия решения о возбуждении уголовного дела. Она должна проверяться в ходе расследования одновременно с остальными.

Кроме того, при проведении предварительной проверки и на первоначальном этапе расследования должны быть выработаны версии по установлению лиц, совершивших данное преступление. По своей сути эти версии очень сильно перекликаются, а в ряде случаев являются едиными версиями оперативного работника и следователя и составляются ими совместно [5, с. 78]. Необходимо подчеркнуть, что отработка комплекса данных версий проводится оперативным и следственным путем. При выдвижении версий о лицах, причастных к совершению преступления, необходимо исходить из ситуации, сложившейся в ходе проведения предварительной проверки или расследования.

В процессе проверки выдвинутых версий тщательно анализируются сведения, сообщенные очевидцами и потерпевшими, следы и другие вещественные доказательства, изъятые с места происшествия, а равно и факторы, обусловившие выбор преступниками именно этого способа совершения преступления. С учетом указанных обстоятельств, планируется и осуществляется комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и задержание преступников.

Как уже отмечалось выше, на последующих этапах расследования также складываются те или иные следственные ситуации. Если на месте происшествия или в результате розыска «по горячим следам» удается задержать одного или нескольких подозреваемых, каждый из них подвергается тщательному личному обыску с соблюдением требований, предусмотренных ст. 184 УПК РФ. При обыске может быть обнаружено оружие, предметы, добытые преступным путем, и другие вещи, свидетельствующие о причастности лица к преступлению. Большой интерес представляют записные книжки задержанного, в которых возможно обнаружить записи о совершенных преступлениях, адреса и телефоны соучастников.

Задержание установленных соучастников необходимо производить одновременно, чтобы они не могли скрыться или известить об этом друг друга. С этой целью должно выбираться наиболее благоприятное время и место задержания. Задержание соучастников следует планировать и производить в сочетании с другими следственными действиями (обысками, освидетельствованиями).

В ситуации, когда задержан только один подозреваемый, основные направления и особенности планирования расследования зависят, главным образом, от позиции и поведения подозреваемого на предварительном следствии: признается ли он в совершении преступления совместно с лицами, которым удалось скрыться от следствия, или нет; называет ли он действительные или вымышленные имена соучастников и т.д. Поэтому вслед за задержанием, личным обыском и освидетельствованием подозреваемого необходимо безотлагательно допросить с той целью, чтобы получить доказательства, изобличающие (а равно оправдывающие) его и соучастников в совершенном преступлении. Затем, скорректировав план расследования, следователь должен: проверить, достоверность показаний подозреваемого; выявить все скрытые им факты и установить причину сокрытия данных обстоятельств; всесторонне изучить ближайшее окружение подозреваемого с целью выявления преступных связей; в случае установления скрывшихся соучастников принять меры к их задержанию; собрать достаточные доказательства для привлечения виновных к уголовной ответственности и предъявления обвинения.

В следственной ситуации, когда причастность обвиняемых к расследуемому преступлению не вызывает сомнения, и, кроме того, имеется информация о совершении ими других преступлений, основные направления и особенности планирования полностью зависят от характера ранее совершенных ими преступлений, а также от того, насколько близки методики расследования кражи, грабежа или разбоя и преступлений, о которых поступила информация. Это обстоятельство зачастую влечет изменение порядка действий следователя. Например, осуществляется соединение или выделение уголовных дел, изменяется квалификация преступления или мера пресечения, намечается и проводится круг дополнительных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Характер, направленность и очередность проведения следственных действий при расследовании во многом обусловлены результатами ранее проведенной работы и сложившейся следственной ситуацией, в каждой из которых имеется свой «алгоритм» следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых параллельно. Однако можно определить исчерпывающий перечень следственных действий, характерных для той или иной следственной ситуации, возникающей как на первоначальном этапе расследования, так и на последующих.

Осмотр места происшествия во многом предопределяет дальнейший ход расследования преступления. При осмотре места происшествия следователю нужно принять меры к установлению количества лиц, находившихся на месте преступления. Для установления данного факта большое значение имеет обнаружение при осмотре места происшествия следов рук, ног, которые по заключению экспертов принадлежат разным людям.

Определить количество преступников иногда можно по гильзам и пулям от патронов к различным системам огнестрельного оружия либо гильзам и пулям от патронов к оружию одной системы, но выпущенные (согласно заключению судебной баллистической экспертизы) из разных стволов [2, с. 10]. Также число присутствовавших на месте происшествия можно определить по оставленным окуркам, по останкам употребления продуктов питания, по использованной посуде, по объему и весу похищенного имущества и т.д. [1, с. 13] Однако не следует исключать наличия группы соучастников, если на месте происшествия обнаружены следы только одного человека, так как некоторые члены преступной группы могут не участвовать в совершении кражи, грабежа или разбоя, а исполнять другие, определенные преступным соглашением, роли.

Допрос потерпевшего проводится немедленно после осмотра места происшествия, а в отдельных случаях может и предшествовать осмотру. В ходе допроса необходимо добиваться максимальной детализации и конкретизации показаний. Особенно подробно должны быть описаны приметы преступников и характерные особенности поведения, признаки и особенности похищенного имущества. Также следует выяснить, не сохранились ли у потерпевшего документы на эти вещи либо принадлежности к ним.

Параллельно проводятся мероприятия оперативно-розыскного характера, направленные на установление, розыск и задержание преступников по горячим следам и на установление местонахождения похищенного имущества. Согласованное производство следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также активное использования различных форм взаимодействия, профессионального опыта взаимодействующих сторон и научные рекомендации, должно способствовать раскрытию преступлений [7, с. 160].

Оперативно-розыскные мероприятия - это важнейший источник доказательственной информации. Однако сведения, полученные негласным путем, требуют особого подхода. Если они не облачены в надлежащую процессуальную форму, их использование сопряжено с угрозой расшифровки специальных средств и методов проведения данных мероприятий и источников получения информации.

Если потерпевший оказывал преступникам сопротивление, то в результате его на теле и одежде подозреваемого могут остаться следы борьбы. Поэтому в случае задержания подозреваемого сразу же проводится его личный обыск, освидетельствование и осмотр его одежды. При этом выявляются и тщательно фиксируются в протоколе и с помощью фотосъемки царапины, гематомы, кровоподтеки, имеющиеся у подозреваемого, а также повреждения и загрязнения на одежде.

В настоящее время процедура заключения лица под стражу усложнилась в связи с необходимостью принятия судебного решения по данному вопросу. УПК утверждает, что заключение под стражу есть мера исключительная и применяется только при невозможности применить иную более мягкую меру.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в связи с уголовно-процессуальным законодательством ряд тактических приемов построения допроса, применявшихся успешно многие годы, сейчас становится невозможным. В частности, это относится к использованию фактора внезапности при допросе.

Следовательно, возникает острая необходимость определить рекомендации по общению следователя с защитником, выработать тактические приемы, которые необходимо использовать при допросе подозреваемого и обвиняемого. Исходя из сказанного, следует выдвигать версии не только о возможном поведении подозреваемого и обвиняемого, но и защитника на предварительном расследовании. А значит, следователю необходимо изучать и личность защитника, стиль его работы с целью прогнозирования его возможных действий и установления психологического контакта, что снижает риск изменения показаний подследственным в худшую для расследования сторону.

Допрос подозреваемых играет большую роль в полном раскрытии преступления, совершенного группой, установлении всех его соучастников, конкретизации роли каждого из них, а также в выявлении всех преступлений, совершенных группой.

Осуществлению этого следственного действия предшествует принятие следователем ряда тактических решений. Так, следователь должен прежде всего уяснить сложившуюся следственную ситуацию. Это позволит в определенной мере предвидеть позицию подозреваемого на допросе. Также необходимо правильно выбрать место и время допроса. Проведение этого следственного действия нежелательно откладывать, так как надо использовать то психическое состояние неизвестности, в котором обычно находится задержанный. Однако иногда целесообразно отложить допрос, а перед его производством осуществить какое-нибудь другое следственное действие - допросить потерпевшего, предъявить ему для опознания подозреваемого, освидетельствовать подозреваемого или произвести осмотр его одежды - с тем, чтобы получить дополнительную доказательственную информацию.

Подводя итог сказанному необходимо отметить, что результативность раскрытия и расследования преступлений напрямую зависят от грамотно организованных и спланированных следственных действий и расследования в целом.

Рецензенты:

Еремин С.Г., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград;

Печников Г.А., д.ю.н., доцент, профессор, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград.