Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND ADVISORY SERVICES IN AGRICULTURE

Mironova M.D. 1 Galyautdinova G.Z. 2
1 Kazan State University of Architecture and Engineering
2 Kazan state agrarian University
The article considers the problem of risk management for agricultural enterprises, the solution of which can be done in three possible ways, depending on their sizes and legal forms, one of which is the organization of the extension service in agriculture. The information and communication system creation designed to coordinate the activities of agricultural producers, the efficient formation of markets for agricultural enterprises. The build subsystem of collecting and processing information on risk management, is a member of the regional information system, consistent with the nature of communication, the complexity of the organizational structure of agricultural companies and the diversity of its production, and multi-level nature of information risk management.
information and advisory service
agricultural enterprises
risk management

Современное состояние рыночных отношений, повышенная скорость роста экономики требует повышения темпа внедрения управленческих инноваций, а также адекватных этим процессам изменений систем управления во всех звеньях, отраслях и сферах экономики. В обеспечении устойчивого развития экономики России одно из важнейших мест принадлежит сельскому хозяйству – отрасли, не только обеспечивающей продовольственную безопасность, но и определяющей социальный климат страны. Изменение внутренней и внешней политики СССР во второй половине 80-х годов ХХ века и последующий распад СССР имели серьезные последствия для развития агропромышленного комплекса. Резкий скачок цен на природные ресурсы и энергию, обусловивший существенное повышение цен на удобрение, пестициды, технику, оборудование, гиперинфляция – все это привело к ухудшению финансового положения агропромышленных предприятий. Рост конкуренции со стороны зарубежных производителей, разрыв стабильных экономических связей и каналов сбыта продукции, обострение энергетических, финансовых и прочих глобальных проблем оказали негативное воздействие на развитие агропромышленного производства в России, что привело к резкому падению производства сельскохозяйственных продуктов, и лишь недавно наметилась тенденция к его росту.

Деятельность любого хозяйствующего субъекта всегда связана с различного рода рисками, как производственными, так и финансовыми. Риски различной природы и происхождения так или иначе присущи деятельности каждого предприятия [8].

В основе управления рисками лежит организация работы по снижению степени риска до приемлемого в условиях неопределенности уровня с целью увеличения прибыли.

Как считают некоторые экономисты, организация управления рисками на предприятиях АПК может быть осуществлена по трем возможным направлениям в зависимости от их размеров и организационно-правовых форм. Первое направление предполагает построение собственной службы управления рисками на крупных предприятиях. Второе направлено на создание единой службы управления рисками в объединенных сельскохозяйственных предприятиях. Третье направление подразумевает организацию информационно-консультационной службы по управлению рисками для предприятий АПК [8].

На наш взгляд, именно информационная поддержка принятия решений в области управления рисками является одним из ключевых условий эффективности интегрированной системы управления предприятием АПК. Информация является ключевым аспектом при управлении рисками, так как ее наличие позволяет принимать правильные решения в отношении снижения неблагоприятных последствий. Объем и содержание необходимой информации зависят от конкретных условий и должны определяться рядом важных принципов [3].

В настоящее время информация является важнейшим экономическим ресурсом. Поэтому успешность внедрения и использования новой техники, инновационных технологий непосредственно зависит от включения сельского товаропроизводителя в постоянно изменяющиеся информационные потоки.

В Российской Федерации в начале 2000-х годов процесс развития и внедрения ИКС в АПК в осложнялся рядом таких факторов, как недостаточная разработанность законодательной базы, отсутствие целенаправленной политики государства, недостаток подготовленных соответствующим образом кадров [4]. Значимым этапом в создании и развитии ИКС в АПК стала реализация Проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве.

В рамках Проекта были созданы ИКС в сфере АПК практически во всех регионах РФ. Созданная информационно-консультационная служба при министерстве сельского хозяйства и продовольствия РТ в настоящее время способствует адаптации производителей сельскохозяйственной продукции к новым условиям хозяйствования, проведению земельной и аграрной реформ, а также ускорению научно-технического прогресса на предприятиях отрасли. Основная задача ИКС – оказание информационно-консультативных услуг сельским товаропроизводителям для повышения эффективности ведения своего хозяйства [7]. Для оказания информационно-консультационной помощи сельским производителям РТ осуществляется подготовка информационных материалов (новостей, рекомендаций) на сайте Минсельхозпрода РТ для малых форм хозяйств, жителей сельской местности. Для организации передвижной информационно-консультационной службы оборудован специальный автобус. На информационно-консультационную службу возложено выполнение ряда специфических функций (рис. 1).

Для координации деятельности сельских товаропроизводителей, эффективного формирования рынков сбыта развивающаяся информационно-коммуникативная система предприятий АПК РТ является частью отраслевой региональной информационной системы, построенной на основе локальных сетей, обмена данными с удаленными производителями, а также баз данных, создаваемых и используемых предприятиями агробизнеса. Построение подсистемы сбора и обработки информации по управлению рисками, входящей в отраслевую региональную информационную систему, учитывает специфику обмена данными и согласования форматов баз данных; сложность организационной структуры предприятия АПК и разнообразие производимой продукции; многоуровневый характер информации по управлению рисками и т.д.

Рис. 1. Функции информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей.

Для мониторинга эффективности информационного потока, организованного ИКС, актуальной является проблема оценки качества информационно-консультационных услуг (ИК-услуг).

При рассмотрении внедрения и использования ИК-услуг в деятельность предприятия АПК с необходимостью встают вопросы оценки качества внедряемых услуг и степени влияния их на бизнес-процессы в организации.

Согласно определению качества, сформулированному в ISO, качество представляет собой совокупность потребительских свойств и характеристик продукта или услуги, которые обеспечивают способность удовлетворения заявленным или подразумеваемым потребностям.

Говоря о качестве IT-проектов, исследователями отмечается, что не существует единой метрики качества [1].

Это объясняется тем, что не всегда возможно расставить приоритеты среди основных характеристик IT-проекта – применение программного обеспечения и его производительность, результаты использования, стоимость и время внедрения, влияние на изменения и результаты бизнес-процессов.

Существует значительное число подходов к оценке качества информационных услуг в различных сферах экономики. На наш взгляд, наиболее существенными показателями качества информационно-консультационных услуг для малого бизнеса АПК будут следующие:

  • надежность – вероятность работы информационной системы без сбоев;
  • оперативность – показатель того, насколько быстро и качественно система отвечает на запросы клиента и выдает оперативную информацию, позволяющую предприятию снизить вероятность негативных событий или избежать их;
  • взаимодействие - оценка того, каким способом система или сервис обмениваются данными с другими сервисами и информационными системами;
  • практичность - показатели эргономических факторов, таких как скорость, удобство интерфейса, простота в использовании;
  • полнота базы данных – характеристика информационной насыщенности информационно-консультативных материалов, выложенных на сайте ИКС;
  • доступность – показатель возможности доступа к информационной базе данных и получению необходимых для пользователя информационно-консультационных услуг в любое время.

Количественная оценка каждого показателя определяется по формуле и может выражаться в процентах:

, (1),

где - оценка в баллах i-го показателя качества ИКУ, - максимальная оценка в баллах i-го показателя качества ИКУ, i=1,…,6.

Графически распределение качественных показателей представлено на рис. 2.

Рис. 2. Показатели качества информационно-консультационных услуг.

Интегральный показатель качества ИКС находится как среднее арифметическое количественных оценок всех показателей:

(2)

В соответствии с современными методами управлением рисками проектов существует множество методов реагирования на них. Внедрение риск-менеджмента в деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет осуществить выбор реагирования на риски различной природы. Выбор такого реагирования будет зависеть от метода реагирования, определяемого размером затрат на проведение мероприятий по минимизации риска и снижению возможного ущерба в случае возникновения неблагоприятных событий [5].

При выборе способа реагирования на риск его эффективность будет определяться по формуле:

, (3)

где эффективность снижения риска;

подверженность риску до осуществления мероприятий по реагированию на риск;

подверженность риску после осуществления мероприятий по реагированию на риск;

затраты, связанные с осуществлением мероприятий по снижению риска.

Реализация информационно-консультативных услуг рассматривается как комплекс мер, ведущих к снижению рисков и возможных потерь сельских товаропроизводителей при реализации неблагоприятных событий. Очевидно, что эффективность деятельности ИКС для АПК будет наблюдаться в том случае, если эффективность снижения риска будет не меньше 1 ().

Таким образом, влияние информационно-консультативных услуг на процесс и результаты деятельности предприятий АПК приведет к снижению неопределенности конечного результата и, следовательно, повышению производственной, финансовой устойчивости и конкурентоспособности сельских товаропроизводителей [6]. Вместе с тем организация дистанционного обучения на основе информационных технологий позволит повышать квалификацию руководителей и работников АПК без отрыва от производства в приемлемом для них режиме. Для процедуры оценки и сертификации персонала в АПК могут быть использованы методические разработки оценки квалификаций работников и руководителей в различных областях сферы услуг [2].

Подводя итог, необходимо отметить, что аграрное производство - самая неустойчивая и, следовательно, малопривлекательная для потенциальных инвесторов отрасль. Глубокий анализ и учет регулируемых рисков с помощью организации и развития системы информационно-консультативных услуг для сельских производителей позволят аграрным предприятиям своевременно сориентироваться в ситуации неопределенности и избежать негативных последствий реализации рисков.

Методы экономической оценки IT-услуг в АПК являются инструментами мониторинга эффективности ИКС в АПК.

Рецензенты:

Романова А.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой муниципального менеджмента КазГАСУ, г. Казань;

Мухметгалиев Ф.Н., д.э.н., профессор, директор Института экономики КазГАУ, заведующий кафедрой сельскохозяйственного производства, г. Казань.