Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE GOAL-SETTING COMPONENT OF THE TRAINING MODEL FOR THE COMPETENT UNIVERSITY GRADUATE WITH DISABILITIES

Kurnosova S.A. 1 Mukhametova N.M. 1 Akmalov A.Yu. 1
1 Chelyabinsk State University Chelyabinsk
The research of the training of competent graduate with disabilities by a pedagogical design regards the object of modeling is scientific organizational support of comparative, frame and participatory approaches to the studied process. The model´ structure depends of a research objective and has to give the chance to track any parties, characteristics of research object. The analysis of scientific pedagogical and philosophical literature allows to draw a conclusion that the purposes act in relation to other blocks of the model as the operating instance; they are not simply operate blocks and components of the model, and serve as the stimulating, defining factor of development of substantial and methodical bases of training of competent university graduates with disabilities, and also design of the informational and educational space’ objects.
informational and educational space
competence of graduate
goals of inclusive education
conceptual model
professional education of persons with the disabilities

Для всестороннего рассмотрения процесса подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна мы применили метод педагогического моделирования. Метод моделирования является интегративным, он позволяет сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. При использовании модели в педагогических целях проявляется её «объяснительная» функция, в эвристических целях «предсказательная» при поиске новых идей, получении выводов и т.д. Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования – наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании. Эффективность моделирования зависит от изначальных теорий и гипотез, указывающих на границы допустимых при моделировании упрощений. В рамках нашего исследования объектом моделирования является научно-организационное обеспечение компаративного, фреймового и партисипативного подходов к подготовке компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна. Состав модели зависит от цели исследования и должен давать возможность проследить какие-либо стороны, характеристики объекта исследования. В.В. Краевский, В.М. Полонский и др. рассматривают модель как теоретическое представление о явлении, в котором отражаются содержание управления, методы, показатели управленческой деятельности. При этом модель может выступать основой диагностирования состояния педагогического процесса [2, с. 26].

Известно, что содержание высшего профессионального образования определяется квалификационной характеристикой выпускника вуза. В соответствии с этим построение концептуальной модели подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна происходило с учетом ряда определенных требований, которые, объединяясь в систему, детерминируют существо социального заказа на подготовку специалиста определенного уровня и компетентности.

При проектировании концептуальной модели подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна мы учитывали: а) профессиональную компетентность преподавателя, осуществляющего инклюзивное образование; б) объективно существующие факторы: социальный заказ высшей профессиональной школы, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; в) целостное информацммонно-образовательную пространство вуза; г) возможности компаративного, фреймового, партисипативного подходов.

Концептуальная модель подготовки компетентного выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна имеет структурную организацию и морфологически представлена пятью блоками:

  • целевым;
  • организационно-исполнительским;
  • содержательным;
  • технологическим;
  • результативно-оценочным.

Охарактеризуем каждый из представленных блоков.

Целевой блок. Цели инклюзивного образования (общие и частные) реализуются через содержание, методы и организационные формы образования. При этом главным и определяющим видом связи между целями, методами и организационными формами образования являются связи управления. Содержание, методы и формы образования должны быть полностью направлены на выполнение поставленных целей, причем наиболее рациональным путем, с учетом индивидуальных возможностей, потребностей, ценностного опыта каждого студента.

Рис. 1 Модель подготовки компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья

Цели выступают по отношению к остальным блокам модели в качестве управляющей инстанции; они не просто управляют блоками и компонентами модели, а служат стимулирующим, определяющим фактором разработки содержания инклюзивного образования, что свидетельствует о наличии связей порождения и развития. В этой связи весьма существенными для нас являются идеи исследователей (Б. Блум, Р. Бэрроу, А. Вирч, Ф. Магер, И.А. Колесникова, С. Маклюр, Р. Мэйджер и др.), которые расценивают научную обоснованность целей как один из показателей эффективности процесса образования, одно из средств оптимального построения содержания образования [цит. по 1, с. 74]. В их трудах представлены разработки о сущностных родовых («цели – интенции») и конкретных краткосрочных («технологических») целях.

В научной литературе выдвигаются разные источники целеполагания. Согласно предмету нашего исследования весьма продуктивной представляется точка зрения И.А. Колесниковой, которая выявила следующие источники: социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества, так и в сознательно выражаемых образовательных запросах граждан; субъект изучения как особая социальная реальность, имеющая самостоятельную ценность не только как период подготовки к чему-либо; педагог как носитель человеческой сущности, как особый общественный субъект, наиболее эффективно реализующий «сущностную способность к созданию другого» [1, с.141].

В управленческой литературе (Е.И.Машбиц, Е.Ю. Никитина, Х. Хекхаузен и др.) [3,4,5] к целям предъявляются следующие требования: они должны быть конкретными и измеримыми, четко ориентированными во времени, достижимыми (реалистичными), непротиворечивыми и согласованными с другими целями; быть приемлемыми для основных субъектов влияния. Экспериментальные исследования показали, что на разных этапах развертывания процесса подготовки компетентных выпускников с ограниченными возможностями здоровья удельный вес этих факторов-источников меняется.

На основе разных трактовок понятия цели складывается ее понимание как образ желаемого результата с фиксированным временем получения, соотнесенного с возможностями его получения к требуемому сроку, мотивирующего будущих профессионалов действовать в направлении его достижения, т.е. заданного так, что всегда можно сравнить полученный результат с ожидаемым. При этом под ближайшей целью мы понимаем подготовку компетентных выпускников вузов с ограниченными возможностями здоровья на более высоком уровне, необходимом для осуществления будущей эффективной профессиональной и гражданской деятельности, а под перспективной – повышение качества инклюзивного профессионального образования.

Исследованием установлено, что целевой блок разработанной нами модели характеризует способы проектирования предстоящей деятельности, обоснование возможных вариантов ее развития. Цель выступает в качестве критерия, с учётом которого происходит функционирование и развитие концептуальной модели в целом и отдельных её блоков в частности. Именно этот блок модели является её системообразующим фактором, так как определяет предназначение разработанной модели.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Национальный исследовательский университет), г. Челябинск.