Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT OF NATURAL CONDITIONS AND SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE EUROREGION "SLOBOZHANSCHINA" FOR DEVELOPMENT OF RECREATION AND TOURISM

Ignatenko E.A. 1 Petin A.N. 1
1 Belgorod State National Research University
Geographical research of cross-border tourism is the study of complex natural and economic ties between the neighboring territories, aimed at implementing the recreational needs and leading to the formation of a single tourist space. This research covers the territory of Belgorod and Kharkov regions. The article analyzes the environmental conditions and socio-economic indicators of the Euroregion "Slobozhanschina" for the purposes of recreation and tourism. "Slobozhanschina" due to common history, similarity of climate and geographical conditions has great tourist potential, using which you can turn this region into a powerful center of Russian and Ukrainian tourism industry. By analyzing the prospects have been identified and the main problems of tourism development on the defined territory.
natural resources
natural-resource potential
socio-economic indicators
tourism
tourist and recreational infrastructure
Euroregion "Slobozhanschina"
recreation.

В последние десятилетия развитие туризма является все более масштабным и распространенным. Благодаря указанной тенденции туристские взаимоотношения постепенно переносятся на международную арену, и возникает острая необходимость согласования общемировых и национальных туристских интересов. Особую роль в этом контексте играют еврорегионы. Еврорегион - это организационная форма сотрудничества приграничных административных территорий европейских государств, осуществляется на основе двух или многосторонних соглашений о приграничном сотрудничестве [4].Особое место в развитии туристической сферы РФ занимает российско-украинское сотрудничество в сфере туризма в рамках еврорегиона «Слобожанщина».

Цель данной статьи - осуществить комплексный анализ природных условий и социально-экономических показателей еврорегиона «Слобожанщина» в контексте развития рекреации и туризма; выделить проблемы и определить перспективы развития туризма на очерченной территории.

Еврорегион «Слобожанщина» был создан 7 ноября 2003 г. Он охватывает территории Харьковской (Украина) и Белгородской (Россия) областей. Территория еврорегиона - 58,5 тыс. кв. км. На этой территории концентрируется основной экономический и технологический потенциал смежных регионов. Цель создания первого украинско-российского еврорегиона - это формирование системы общего пространственного планирования развития сопредельных территорий для обеспечения повышения уровня развития экономики, инфраструктуры и социальной программной поддержки развития территорий [5].

Основными признаками «Слобожанщины», как отметили харьковские ученые, являются пространственная компактность и высокий потенциал развития за счет социально-экономического взаимодополнения смежных территорий Белгородской и Харьковской областей [8].

В 2004 г. еврорегион «Слобожанщина» был принят в Ассоциацию европейских приграничных регионов (англ. Association of European Border Regions, AEBR) в качестве наблюдателя, в 2009 г. - в качестве полноправного члена [9].

Еврорегион «Слобожанщина», благодаря общей истории, сходства климата и географических условий имеет большой туристический потенциал, используя который можно превратить этот регион в мощный центр русской и украинской туристической индустрии. Однако стоит отметить тот факт, что в задачах российско-украинского сотрудничества в еврорегионе «Слобожанщина» достаточно поверхностно рассматривается туризм. В частности он значится как одна из сфер сотрудничества приграничных регионов, но на практике никаких проектов в данной области еще не было реализовано. Косвенно развитию туризма будут способствовать расширение контактов между жителями приграничных территорий и облегчения процесса пересечения границы.

Для того чтобы понять действительно ли исследуемый регион отмечается туристической привлекательностью и является ли он перспективным в контексте развития туризма, нужно проанализировать его природные рекреационные ресурсы и социально-экономические показатели, ведущее место среди которых занимает туристическая инфраструктура. Благодаря этому можно будет сделать вывод о перспективах развития туризма на российско-украинском пограничье.

Еврорегион «Слобожанщина» простирается от бассейна украинской р. Днепр на северо-западе до бассейна русской реки Дон на юго-востоке. Рельеф территории неоднороден и состоит из плоских равнин на северо-западе, который постепенно переходит в холмы и возвышенности на юго-востоке [4].

Иерархические коэффициенты размещения Харьковской и Белгородской областей еврорегиона «Слобожанщина» равны соответственно значению 1,3 и 1,47, что указывает на периферийность их положения в пределах своих стран.

Области характеризуются похожей демографической ситуацией, в частности, значения коэффициентов естественного прироста как в Харьковской, так и в Белгородской областях, отрицательные (соответственно - 6,74 и - 3,7 промилле), а механического движения - положительные (соответственно 1,6 и 7,6 промилле). Определенной схожестью характеризуются трудовые ресурсы и их занятость [3].

Как Харьковская, так и Белгородская области - индустриально-аграрные регионы, специализирующиеся на машиностроении, пищевой промышленности, производстве строительных материалов и аграрной продукции. В Белгородской области в значительных объемах осуществляется добыча и обогащение железной руды, а в Харьковской - природного газа [4].

Из этого понятно, что не случайно две соседние области разных стран были включены в один еврорегион.

Территория исследуемого региона с географической точки зрения достаточно благоприятная для развития туризма. Этому способствует наличие рек, водоемов, рекреационных комплексов в хороших живописных местностях. Кроме того, территория благоприятная для развития зеленого (сельского) туризма, который в последнее время весьма популярен среди многих туристов. При продуманной организации еврорегион «Слобожанщина» может стать одним из центров данного вида туризма.

Также природный потенциал может служить для развития спортивного туризма. Наличие разветвленной водной системы позволяет организовать водный туризм. Кроме того, живописность территории способствует развитию так называемого туризма выходного дня. Общие страницы истории с выдающимися событиями могут стать основой для развития культурно-познавательного и исторического туризма [6].

Однако полноценное развитие туризма практически невозможно без хорошо налаженной инфраструктуры, то есть экономической составляющей. Поэтому первоочередным направлением развития туризма и рекреации на территориях приграничных регионов является инфраструктурное обеспечение развития данной отрасли. В данное понятие включены очень широкий перечень учреждений, которые должны обеспечивать потребности туристов во время путешествия, а именно: заведения размещения, питания, транспортное обслуживание, информационное, туристско-экскурсионное, медицинское, торговое, бытовое [9]. Особенно актуальным является обустройство данными заведениями туристской инфраструктуры территорий приграничных регионов вдоль трасс прохождения туристских маршрутов, как уже действующих, так и потенциальных.

Тематика и нить маршрутов обычно формируется на основе имеющихся историко-культурных и природных туристских ресурсов, узловыми точками которых выступают ценные объекты. Однако на сегодня характерна ситуация когда данные объекты имеют недостаточный уровень инфраструктурного обеспечения, не дают в полной мере использовать имеющийся туристский потенциал.

Еврорегион «Слобожанщина», к сожалению, не является исключением в существующей ситуации, побуждающей к более основательным исследованиям на основе использования ГИС-технологий, главными этапами которых должны стать: инвентаризация и оценка инфраструктурных и ресурсных составляющих; на их основе создания баз данных имеющихся ресурсов; проведения их рейтинговой оценки; составления нитей туристских маршрутов и формирование их среды путем дополнения и обустройства отсутствующих объектов.

Проведенные российскими и украинскими учеными исследования, позволили выявить, что формирование среды искусственно организованного пространства в пределах еврорегиона «Слобожанщина», требует первоочередного обустройства туристских маршрутов по следующим категориям объектов: санитарно-технические (обустроены остановки для автотуристов); информационные (туристские информационные центры, дорожные информационные указатели); бюджетные заведения размещения (хостелы).

Области еврорегиона «Слобожанщина»-Харьковская и Белгородская, как и другие регионы украинско-российского пограничья, сейчас находятся в относительно неудобном геоэкономическом положении. Об этом свидетельствует степень «периферийности» регионов, отражающаяся в коэффициентах иерархичности их местоположения, рассчитанных методом «ближайшего соседства» [1].

Главные транспортно-экономические потоки государств, особенно в Украине, направляются сейчас к экономическому центру и на Запад. Поэтому транспортно-экономические связи проходят в основном мимо территорий Харьковского и Белгородского регионов, снижая их транзитность, что не способствует региональному социально-экономическому развитию.

К положительным сторонам, которые способствуют развитию туризма, следует отнести тот факт, что на территории еврорегиона «Слобожанщина» расположены четыре международных грузопассажирский пункта пропуска (два железнодорожных и два автомобильных) и пять межгосударственных грузопассажирский (два железнодорожных и три автомобильных). Однако российской и украинской власти нужно больше обращать внимание на улучшение именно транспортной инфраструктуры региона. Много путешествующих сталкиваются с такой проблемой как очереди на украинско-российской границе. Несмотря на то, что был открыт международный автомобильный пропускной пункт Гоптивка - Нехотеевка, это не помогло решить вопрос полной ликвидации очередей, пробок и задержек транспорта [2]. По нашему мнению выходом из этой проблемной ситуации является создание новых объездных транспортных маршрутов.

Кроме того, перспективным совместным российско-украинским проектом является строительство аэропорта на границе двух соседних областей.

Что же касается средств размещения и питания. С одной стороны как Белгородская, так и Харьковская область характеризуется наличием большого количества гостиниц, различных типов заведений питания и т.п. Однако главной проблемой, с которой сталкивается рядовой турист - практическое отсутствие недорогих средств размещения, например - популярных в Европе хостелов. Ведь подавляющее большинство туристов останавливают свой выбор на недорогих гостиницах.

Кроме того, регион значительно выиграл бы, если бы функционировали в определенных местах туристические базы, пансионаты, разного рода специализированные заведения размещения (ботели, флотели и т.д.), тем более что природные условия этому способствуют.

Стоит отметить тот факт, что в последние годы в еврорегионе все же сдвинулся с места вопрос о туристическом обустройстве местности. Этому свидетельствует хотя бы то, что в марте 2012 г. в финском городе Иматра состоялся международный семинар по трансграничному сотрудничеству: «Outdoor Activities - the Best of Sport and Recreation». В мероприятии, организаторами которого выступили Ассоциация европейских приграничных регионов (АЕПР) и Финская Ассоциация спорта Региона Южная Карелия, приняли участие представители России, Германии, Дании, Эстонии, Финляндии, Испании и Украины. Представитель исследуемого еврорегиона Алексей Кирюхин рассказал о формировании интегрированной системы трансграничного конного туризма на базе российско-украинского еврорегиона «Слобожанщина», подготовке совместного комплексного проекта вдоль всей российско-украинской границы, который предусматривает:

- обеспечение оптимальной доступности рекреационных территорий и районов;

- содействие созданию перечня опорных точек туров, способных стать базовыми для интегрированных маршрутов;

- формирование культурно-познавательных и рекреационных туристических маршрутов в приграничье;

- планирование и активизацию событийных мероприятий трансграничной направленности на пограничных территориях, имеющих потенциал для привлечения туристов, как из приграничья, так и из других регионов РФ и Украины [7].

Кроме того, разработан комплекс мероприятий с целью обустройства областей туристическими табличками, показателями, информационно-туристическими центрами.

Весьма положительно на увеличение количества туристов повлияло проведение в 2012 на территории Украины чемпионата по футболу.

Для того чтобы понять причины определенного торможения развития туризма на территории еврорегиона, следует перечислить факторы (или проблемные точки), которые тормозят развитие сотрудничества в рамках еврорегиона «Слобожанщина»:

1) нестабильность украинско-российских отношений в политическом смысле, что особенно дает о себе знать в этом году;

2) преобладание формально-демонстрационного подхода со стороны местных органов власти к развитию трансграничного сотрудничества;

3) отсутствие четко сформулированной институциональной структуры еврорегиона, что затрудняет создание и функционирование автономного механизма развития;

4) практическое отсутствие реальных источников государственного финансирования, как из центрального, так и из местных бюджетов, что делает невозможным создание механизма совместного стратегического планирования, регионального развития и его реализации;

5) малая заинтересованность бизнеса во вложении средств в проекты еврорегиона, даже по схеме государственно-частного партнерства, поскольку со стороны государства отсутствует стимулирование (льготные условия) и гарантии;

6) не действуют масштабные программы европейского типа, которые поддерживают региональное развитие и трансграничное сотрудничество.

Что касается перспектив, то на ближайшие годы они являются следующими. «Слобожанщина», имея довольно значительный потенциал, может стать полноценным туристическим регионом, который будет приносить прибыль как российской, так и украинской стороне [2]. Российскому и украинскому руководству нужно обратить внимание на улучшение транспортной системы, разработать меры по упрощению пересечения границы для туристов, провести комплекс мероприятий по туристическому обустройству территории. Наиболее перспективным видом туризма, по нашему мнению является сельский (зеленый), не требующий особых ассигнований и затрат.

Таким образом, осуществив обзор природных условий и социально-экономических показателей еврорегиона «Слобожанщина», можно сделать вывод, что на исследованной территории есть необходимый минимум условий для развития туризма. При правильной туристической политике обоих государств, этот край может стать одним из лидеров регионального туризма в обеих странах.

Рецензенты:

Корнилов А.Г., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой географии и геоэкологии факультета горного дела и природопользования НИУ «БелГУ», г. Белгород;

Чендев Ю.Г., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой природопользования и земельного кадастра факультета горного дела и природопользования НИУ «БелГУ», г.Белгород.