Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REVIEW OF METHODS, IN INTEGRATED ASSESSMENT COMPETITIVENESS TERRITORY FROM THE PERSPECTIVE OF ENVIRONMENTAL AND ECONOMIC SITUATION

Sidorenko A.S. 1 Voskanov M.E. 2
1 Institute of services and entrepreneurship (the branch of) Don State Technical University
2 Essentuki institute of business management and law
The paper presents an analysis of existing methodologies for monitoring the competitiveness of their particular application. Developed a hypothesis on which is built the whole concept of the article. The analysis are elements of environmental marketing. These principles, which should be based on the classification of the competitiveness of the territory, take into account the ecological and economic development of the region. The article describes the following most popular methods of analysis of competitiveness areas: assessment based on a system of statistical indicators, ranking method and the method of measuring the potential of the territory, the method of calculation of the composite index of competitiveness of the region, competitiveness of the region together with the quantitative and qualitative indicators are also presented international experience of assessing competitiveness area. Based on the analysis developed by the author´s technique based on identified gaps and with a focus on environmental component, takes into account the peculiarities of the territorial units of the Russian Federation.
competitiveness
methodology
evaluation
environmental component
the factors and criteria
principles

В настоящее время муниципальными образованиями огромное внимание уделяется оценке конкурентоспособности территории, так как это позволяет привлечь инвестиции на развитие и улучшение эколого-экономической обстановки в регионе. В данном аспекте позволяет достигнуть конкурентоспособность экологический маркетинг.

Роль экологического маркетинга территории в бизнесе определяется тем, что территориальный маркетинг раскрывает потенциальные возможности производства и сбыта товара, определяет направления конкурентной борьбы, предлагает набор инструментов для стимулирования спроса, позволяет изучить и спрогнозировать состояние и развитие рынка. Как известно, исторически, по мере концентрации и специализации производства, предприниматель все более отдалялся от потребителя и строил свою производственную программу не слишком эффективным методом проб и ошибок. Экологический маркетинг города поставил взаимоотношения производителя и потребителя на научную основу, играя роль звена, соединяющего предпринимателя и потребителя экологической продукции. В этом взаимоотношении обе стороны получают выгоду: предприниматель - прибыль, потребитель - безопасный для организма, экологический товар, посредством которого он удовлетворяет свою потребность.

В современной науке существует большое количество методик и методологий применяемых для конкурентоспособности.

При определении оценки конкурентоспособности можно выделить два понятия, такие как «Текущая конкурентоспособность» отражает текущее состояние региональной экономики, «Стратегическая конкурентоспособность» определяет потенциал развития ведущих факторов конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности определяется как среднее арифметическое «текущей» и «стратегической» конкурентоспособности. Полученные данные в результате апробации не являются полностью безупречными, поскольку выбор показателей субъективен. [1]

Принципы, положенные в основе анализа конкурентоспособности, можно классифицировать следующим образом:

  • по методам исследования используются действенные формы математико-статистического анализа для качественной оценки конкурентоспособности территории. Результативными являются следующие методы: метод интегральных показателей, метод сравнения, методы построения и анализа рядов динамики и трендов, методы группировки, методы стандартизации показателей, графические методы и т.д. [2]
  • по способу получения показатели делятся на экспертные и статистические. Экспертная оценка, которая неизбежно в значительной мере является субъективной, где каждый эксперт субъективно подходит к определению сильных и слабых сторон региона, не дает точной оценки уровня конкурентоспособности региона [3]. Поэтому считается целесообразным использование статистических данных, полученных по единой методике, которая дает возможность сравнения состояния регионов в разные периоды.

Оценка на основе системы статистических показателей

В рамках данного подхода при определении интегрального показателя предлагается собственный набор показателей. Методика отличается по количеству и составу исследуемых групп показателей. Она включает оценку различных типов потенциала территории, инвестиционную привлекательность, эффективность использования ресурсной базы, уровень жизни населения.

По методике Будилкина И.И. следует, что показатель региональной конкурентоспособности должен быть интегральным, результатом синтеза пяти факторов:

  • регионального капитала (региональная собственность: основные фонды, земля и недра, человеческий капитал, научный потенциал);
  • регионального бюджета (бюджет выступает гарантом финансовой устойчивости и финансовой не зависимости региона);
  • региональной экономики (состав и структура региональной экономики, динамика ВРП и инвестиционная привлекательность региона);
  • демографической ситуации и благосостояния населения (социальная статистика и уровень жизни населения по социальным слоям);
  • регионального управления (качество регионального управления).

В основе данной методики лежит индекс конкурентоспособности, определяемый двумя основными параметрами - итоговый показатель конкурентоспособности и итоговый показатель конкурентных преимуществ.

Методика Б.М. Гринчелем и Н.Е. Костылевой предлагает использовать ранговый метод и метод измерения потенциала территории. В рамках первого проводится ранговая оценка по группе, характеризующих географическое положение и социально-экономическое развитие регионов (23 показателя), что позволяет оценить общую социально-экономическую конкурентоспособность региона в пространстве страны. В этой методике выделяется три группы параметров: социально-экономическая оценка конкурентоспособности, уровень специализации региона, оценка профильности региона по доле производства отдельных видов промышленной продукции в общероссийском производстве. Подход базируется на измерении территориального потенциала: ресурсного, финансового, экологического и организационного. В качестве недостатка данной методики следует отметить, что оценка потенциала представлена концептуально без изложения методики расчета этих параметров.

Авторы Н.И. Ларина и А.И. Макеев разработали методику расчета сводного индекса конкурентоспособности региона, которая была апробирована на регионах Сибирского федерального округа. Данная методика аналогична методике определения страновых рейтингов. Ее сущность состоит в сведении частных показателей в общий показатель. «Сводный индекс конкурентоспособности региона» состоит из текущей и стратегической конкурентоспособности и представлен 4 группами факторами. Первая группа факторов представлена 10 показателями и отражает состояние региональной экономики. Вторая группа (6 показателей) характеризует развитость инфраструктуры. Третья группа факторов (9 показателей) характеризует инновационные возможности региона. Четвертая группа (5 показателей) отражает степень участия региона во внешнеэкономической деятельности и инвестиционную привлекательность.

В международной практике также применяются различные критерии оценки конкурентоспособности территорий. Так, например, американскими исследователями применяются 8 групп показателей. Они включают в себя 44 параметра: государственная и налоговая политика, безопасность, развитость и продуктивность инфраструктуры, человеческие ресурсы, технология, наличие или отсутствие бизнес-инкубаторов, открытость, политика в области окружающей среды и т.д. [1]

Система исследований, предложенная ASIAWEEK magazine, основана на 28 индикаторных показателях, в которые входят, например, экономические показатели, уровень образования, окружающая среда и санитарное состояние, уровень здравоохранения, транспорт и связь, личная безопасность, уровень цен на проживание, досуг. Эта система чаще всего применяется для исследования конкурентоспособности азиатских городов и их ранжирования, но может быть использована и для вычисления конкурентоспособности региона [1].

Таким образом, уровень конкурентоспособности региона возможно оценить с помощью интегрального показателя, значение которого формируется с учетом совокупности количественных и качественных показателей социально-экономического развития.

По представленные методики можно сделать следующие выводы:

1. Рейтинговая система оценки уровня конкурентоспособности региона, сочетающая в себе использование статистических показателей и экспертные оценки. Применение данного подхода имеет свои преимущества и недостатки. К недостаткам можно отнести дороговизну, трудоемкость и субъективность мнения экспертов. Преимущества указал И.П. Данилов, который считает, что привлечение профессионального научного и практического опыта высококвалифицированных специалистов необходимо при оценке влияния положительных и отрицательных факторов на конкурентные позиции региона [4].

Общие подходы указанных методик предполагают достаточно обширный набор показателей, что делает оценку весьма трудоемкой и дорогостоящей. Тем не менее, данные подходы могут быть использованы для проведения комплексной оценки конкурентоспособности регионов, так как представляют собой способ агрегирования ряда частных показателей в итоговый показатель.

2. Программно-целевой подход, основанный на детерминантах. Л.С. Шеховцева предлагает программно-целевой подход, основанный на региональных детерминантах. Этот метод включает в себя разработку двухуровневого «дерева целей», на основе которого оставляются две матрицы оценки целей. Цели должны иметь временные и количественные характеристики. Затем определяется коэффициенты важности целей, которые будут являться характеристикой влияния фактора на конкурентоспособность. Этот метод включает в себя формирование факторов и условий для развития бизнеса, стимулирование потребительского спроса, развитие родственных отраслей, создание и развитие стратегий. Это многоуровневый подход, требующий детализации и развития. Так, на втором уровне идет подготовка квалифицированных кадров, выявление и поддержка конкурентоспособных отраслей и ряд других пунктов.

3. Оценка на основе суммирования показателей социально-экономического развития. Р.А. Фатхудинов предлагает методику оценки конкурентоспособности на основе суммирования показателей социально-экономического развития с учетом их весовой оценки. По его мнению, регион находится в сфере воздействия страны, являясь ее подсистемой, поэтому факторы их конкурентоспособности во многом совпадают. Р.А. Фатхутдинов предлагает использовать 19 критериев: расходы в развитие человека, инвестиционная активность, инновационная активность, активность малого бизнеса, состояние окружающей среды, уровень безработицы, средняя продолжительность жизни и др.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что подходы к оценке конкурентоспособности территории разнообразны и имеют свои особенности использования. Но в них недостаточное внимание уделяется эколого-экономической составляющей, а в современном обществе необходимо выделение ее на особое место.

При качественном проведении мониторинга конкурентоспособности территории можно использовать рейтинговый подход, который подробно был изложен в статье Н.Т. Обоймовой, Г.П. Довлатян, В.Д. Ветрова. Сущность данного метода была апробирована на предприятиях сервиса. Заключается в следующем, рейтинг - это, во-первых, источник информации о состоянии предприятия (территории) для внутренних пользователей (руководителей) с целью определения дальнейшего направления развития, а, во-вторых, источник информации для внешних пользователей (инвесторов) с целью выбора предприятия (территории) для приобретения тех или иных услуг (продукта, производимых на определенной территории) [5].

При проведении анализа конкурентоспособности территории необходимо определиться с набором критериев, которые будут задействованы при оценке конкурентоспособности. Из всех представленных методик следует выбрать набор критериев, которые позволят провести оценку конкурентоспособности детально.

Для более тщательной оценки полученные критерии можно свести в матрицу, где по горизонтали уровень воздействия показателя на территорию:

  • высокий;
  • достаточный;
  • средний;
  • ниже среднего;
  • низкий.

По вертикали находятся не посредственно критерии, которые необходимо задействовать при оценке конкурентоспособности:

  • количество действующих предприятий на оцениваемой территории;
  • численность населения на оцениваемой территории;
  • разница между минимальной и максимальной заработной платой на оцениваемой территории;
  • поло-возрастная структура на оцениваемой территории;
  • экологическая обстановка на оцениваемой территории, в которой необходимо уделить особое внимание следующим показателям:

1. количество выбросов от автомобильного транспорта;

2. количество выбросов от функционируемых предприятий;

3. количество ТБО и ЖБО;

4. негативное воздействие на территорию в зависимости от особенностей отраслей промышленности (например, песочные карьеры, выработка от шахтерских предприятий и т.д.);

  • инвестиционный климат на оцениваемой территории;
  • продуктивность инфраструктуры;
  • количество уплаченных экологических платежей на территории;
  • уровень здравоохранения.

Также предложенные критерии можно объединить в укрупненные группы: социально-экономические, демографические и экологические, что позволит сделать трехмерную проекцию территории по конкурентоспособности, где четко будет видно отклонения, на которые необходим упор в деятельности управленческого аппарата.

Причем предложенные критерии должны иметь количественное выражение и при оценке необходимо использовать технические средства, которые позволят минимизировать субъективную составляющую.

После построения матрицы можно построить схематичное распределение, которое наглядно позволит увидеть недостатки территории и сосредоточится на проблемных зонах.

Прежде всего, у муниципального образования должна быть устойчивая структура управления и грамотно продуманная стратегия, направленная на продвижение региона (рис. 1). В ней будут четко расписаны все действия администрации по позиционированию. Все мероприятия, должны быть направлены в единое русло (это могут быть отраслевые и региональные выставки, широкомасштабные рекламные кампании, спортивные соревнования федерального и международного уровня, универсиады, дискуссионные площадки, бизнес-инкубаторы, программы поддержки инвесторам, фестивали, общественные и молодежные движения и т.д.).

Администрация региона должна владеть полной информацией по собственному региону, регулярно отслеживать все экономические показатели, социальные индикаторы, предоставлять информацию потенциальным инвесторам о состоянии спроса в регионе, емкости рынка в различных отраслях, уровне конкуренции и научно-технических достижениях региона, находиться в тесном контакте с соседними регионами, отслеживать их успехи или неудачи, сотрудничать в смежных областях по развитию технологий и сопутствующих отраслей.

Администрации муниципального образования важно понять как свои конкурентные преимущества, так и грамотно соотнести их с желаниями потенциальных инвесторов. Заинтересованность субъектов территориального маркетинга можно представить как эффективное использование конкурентных преимуществ данной территории: для жизни, для бизнеса, для длительного и краткосрочного пребывания на территории. Более конкретно можно выделить следующие критерии: объем рынка и величина платежеспособного спроса, развитость инфраструктуры, культурный и оздоровительный потенциал территории, комфорт, богатые сырьевые ресурсы и различные характеристики человеческого ресурса.

Чтобы эффективно продвигать территорию, необходимо  знать, какие люди, организации вовлечены в процесс принятия решения о выборе территории, каковы их роли, какие критерии оценки, сопоставления территорий используются ими. Каковы типичные образцы, стереотипы, приемы инициирования, влияния и принятия решения по выбору территории [6].

Таким образом, ранее использованные методики оценивали конкурентоспособность со следующих позиций:

  • имиджевых;
  • экономических;
  • социальных;
  • в некоторой степени затрагивали экологическую обстановку анализируемой территории.

Предложенная методика учитывает все основные факторы развития территории, но особое значение уделяется экологической составляющей. Данный показатель необходимо учитывать, как при мониторинге территории с развитой санаторно-курортной зоной (например, Ставропольский край, Краснодарский край), так и для территории с развитой горно-добывающей промышленностью (например, Ростовская область, Челябинская область и т.д.). Но при построении матрицы и трехмерной проекции необходимо учитывать особенности территории и основную направленность привлечения инвестиций. Наилучший эффект конкурентоспособности территории можно достичь только при правильном распределение экологических, социально-экономических и демографических показателей, так как каждая территориальная единица Российской Федерации уникальна и имеет свои собственные особенности развития.

Рецензенты:

Россинская М.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Организация производства и управления» Института сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ, г. Махачкала;

Попова Т.Д., д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика» Института сферы обслуживания и предпринимательства (ф) ДГТУ, г. Махачкала.