Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPETENCE OF A SPECIALIST ONCOLOGICAL SERVICE IN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INDIVIDUAL OF SUCCESS OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL IN GERONTOLOGY AND GERIATRICS IN THE FULL-TIME-DISTANCE FORMS OF EDUCATION

Shekhovtsov S.Yu. 1 Bessarabov V.I. 2 Poltoratskiy A.N. 3
1 P.A. Hertzen Moscow Cancer Research Institute (2nd Botkinskiy Proezd 3, Moscow 125284, Russia)
2 "GERONTOLOGY" ResearchMedical Center
3 N.N. Petrov Research Institute of Oncology
The article investigates the dependence of individual success improvement of professional skill listener (IUPKS) in different categories of professionals in the field of oncology service of Gerontology and Geriatrics of the initial level of ICT (information and communication technology) - competence. It is well established that IUPKS in all categories was significantly higher in individuals with a high level of ICT competence in comparison with specialists from the low of this index (p<0,05). Similar differences were found significantly between students with high and medium level of ICT competence (p<0,05), except for the category of outpatient nursing services (p>0,05). It is concluded that the newly developed program of training courses in the field of gerontology and geriatrics specialists oncology service should include: a system of measurement and evaluation of ICT competencies of students, before the course starts and after it; individual training modules (topics), devoted to the study of systems of open education, distance learning, ICT; individual training modules (topics), dedicated to the didactic methods gerogogic and psychology of elderly.
improvement of professional skill
gerontology
geriatrics
old age

Увеличение средней продолжительности жизни в экономически развитых странах сопровождается естественным увеличением доли пациентов онкологического профиля пожилого и старческого возраста, которые заслуживают особого внимания с точки зрения особенностей диагностики, лечения и ухода. Полиморбидность патологии, особенности психологического статуса пожилого человека требуют от специалистов онкологической службы новых подходов в ведении пациента, организации комфортной среды в медицинских учреждениях, что возможно лишь на основе глубокого изучения основ геронтологии и гериатрии, понимания специфики гериатрических синдромов [3-6, 8].

Последнее является тем фактором, который стимулирует активное внедрение в практику повышения квалификации (ПК) и тематического усовершенствования (ТУ) специалистов-онкологов курсов в области в геронтологии и гериатрии. Современные курсы повышения квалификации естественным образом опираются на электронные учебно-методические комплексы, выполняющие организационную, информационную, дидактическую, контролирующую и управляющие функции [9, 10]. Каждый такой комплекс предполагает активное использование слушателями курсов базовых знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако наибольшей эффективности образовательного процесса возможно достигнуть, по-видимому, лишь на основе компетентностного подхода в области ИКТ [1, 2, 7]. Поэтому настоящая проблема актуальна.

Цель исследования: изучение зависимости индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в различных категориях специалистов онкологической службы в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности.

Материал и методы исследования

Эксперимент проводился на основе изучения ИУПКС при ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии специалистов онкологической службы. Организация учебного процесса - кредитно-модульная, форма обучения - очно-дистанционная.

В ходе эксперимента сформированы экспериментальные группы ПК и ТУ из специалистов онкологической службы (категории слушателей курсов ПК). Часть из них проходила ПК и ТУ по очной форме обучения, часть - по очно-дистанционной форме.

В исследование было включено:

1. 155 врачей - специалистов онкологической службы. В том числе:

врачи-онкологи онкодиспансеров - 79 человек;

врачи-онкологи поликлинической службы - 76 человек.

2. 155 специалистов из числа среднего медперсонала. В том числе:

средний медперсонал онкодиспансеров - 80 человек

средний медперсонал поликлинической службы - 75 человек.

3. 158 работников учреждений социальной защиты и социального обеспечения.

Всего: 468 человек.

Основным измеряемым показателем являлся показатель индивидуальных учебных достижений слушателя (ИДС) по каждому виду контроля. На основе ИДС рассчитывался показатель индивидуальной успешность повышения квалификации слушателя (ИУПКС)

, где n - количество видов контроля;

Статистическую обработку материала выполняли на персональном компьютере в статистических программных пакетах MicrosoftExcel, Statistica 6.0. При статистическом анализе материала выполняли расчет интенсивных и экстенсивных показателей средних величин, определяли достоверность различий средних и относительных величин по t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

В ходе педагогического эксперимента нами показано, что компетентность в области ИКТ работников онкологической службы, - слушателей курсов повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии, - является основой успешного освоения курса, дальнейшего саморазвития и эффективной профессиональной деятельности.

По результатам анкетирования специалистов онкологической службы (12-бальная шкала самооценки уровня ИКТ-компетентности, где 1-4 бала соответствуют низкому уровню, 5-8 баллов - среднему уровню и 9-12 баллов - высокому уровню) достоверно установлено, что ИУПКС во всех категориях достоверно выше у лиц с высоким уровнем ИКТ-компетентности по сравнению со специалистами с низким уровнем этого показателя (p<0,05). Такие же различия достоверно обнаружены между слушателями с высоким и средним уровнем ИКТ-компетентности (p<0,05), за исключением категории среднего медперсонала поликлинической службы (p>0,05) (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость индивидуальной успешности повышения квалификации слушателя (ИУПКС) в области геронтологии и гериатрии от начального уровня ИКТ-компетентности у специалистов различных подразделений онкологической службы.

В случае высокого уровня ИКТ-компетентности средний ИУПКС врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы, а также среднего медперсонала онкодиспансеров достигают значений 90-95 баллов. В тоже время, для среднего медперсонала поликлинической службы и работников учреждений соцзащиты и соцобеспечения характерны значения в диапазоне 80-85 баллов.

В случае низкого уровня ИКТ-компетентности средний ИУПКС врачей-онкологов онкодиспансеров и поликлинической службы находится в диапазоне78-84 балла. В тоже время, для среднего медперсонала онкодиспансеров и поликлинической службы, а также работников учреждений соцзащиты и соцобеспечения характерны значения в диапазоне 55-62 баллов (рис.1).

Следует отметить, что обнаруженные различия в уровне ИУПКС в разных категориях специалистов онкологической службы обусловлены, по-видимому, не только начальным уровнем ИКТ-компетентнотси, но и общим начальным образовательным уровнем, а также необходимостью использования ИКТ в ежедневной профессиональной деятельности на своем рабочем месте.

Исходя из вновь полученных экспериментальных данных, все вновь разрабатываемые программы курсов ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы должны включать:

1. систему измерения и оценивания ИКТ-компетентности слушателей, перед началом курса и после его окончания;

2. отдельные учебные модули (темы), посвященные изучению систем открытого образования, дистанционного обучения, ИКТ;

3. отдельные учебные модули (темы), посвященные дидактическим приемам герогогики и психологии пожилого возраста.

Курсы ПК и ТУ в области геронтологии и гериатрии для специалистов онкологической службы следует рассматривать как определенное продвижение каждого слушателя к саморазвитию и опережающему самообразованию в области ИКТ.

Заключение

Очно-дистанционная форма обучения налагает определенные требования на уровень первоначальной подготовки и, в частности, уровень ИКТ-компетентности слушателя. Фактически, компетентность специалистов онкологической службы в области информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов индивидуальной успешности повышения квалификации в области геронтологии и гериатрии при очно-дистанционной форме обучения. Одновременно, следует признать, что более высокий уровень знаний и общей компетентности специалиста-онколога после окончания курсов ПК и ТУ является основой профессиональной успешности.

Таким образом, ИКТ-компетентность работника онкологической службы, как слушателя курсов ПК и ТУ, становится не только необходимым условием успешного освоения программы, но и жизненной потребностью для ежедневной эффективной работы на своем рабочем месте.

Рецензенты:

Павлова Т.В., д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологии ФГАОУ ВПО «Белгородский национальный исследовательский университет», г. Белгород;

Прощаев К.И., д.м.н., профессор, директор АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва.