Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERNATIONAL STRATEGY OF THE RUSSIAN UNIVERSITY: THE CHINESE VECTOR

Garusova L.N. 1 Petrova N.V. 1
1 Vladivostok University of Economics and Service
The article analyzes the process of internationalization of higher education in Russian Federation. The authors emphasize the importance of geographical location of a university as a factor for success in its internationalization. General trends of Russia´s participation in the global educational process are considered. Today one of the most significant trends in the internationalization of higher education in Russia is the extension of cooperation with China. In this regard, the authors forecast the growing competition between Russian and American universities for so-called "Chinese resource." The problem of outflow of foreign students in recent years is explained by an ineffective marketing policy of the Russian Federation. After analyzing the successful experience of cooperation between a number of regional universities and some Chinese universities, the authors conclude that the internationalization attracts additional sources of funding, and is a resource for competitive advantage in the educational market.
academic mobility.
China
USA
Russia
international cooperation
international strategy
regional university

Важнейшим звеном инновационного развития в современном мире является университет. Процесс глобализации вызывает потребность в профессиональных кадрах, способных эффективно работать в новых условиях. Решение данной задачи сегодня связывается с интернационализацией образования. В самом широком смысле под интернационализацией образования понимается включение различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность образовательных учреждений различных уровней.

Основные направления международного сотрудничества большинства современных региональных вузов схожи, различия же заключаются в их реальном наполнении. В некоторых вузах международная жизнь более насыщена, особенно в тех случаях, когда к ней подключен «административный ресурс» - в лице ректора и проректоров. В других университетах она протекает менее интенсивно, формально, безо всякой системы и сводится к отдельным, «точечным» событиям. При этом, для каждого вуза, как правило, характерно акцентирование каких-то определенных аспектов своей международной деятельности. Данные проблемы в той или иной степени исследованы в ряде работ отечественных авторов [3].

Процесс интернационализации образования в разных странах и университетах, несмотря на локальную и иную специфику, протекает универсально и затрагивает:

- студентов: набор иностранных студентов, организация обменных программ, а также индивидуальной студенческой мобильности;

- профессорско-преподавательский состав: обмен преподавателями, совместные научно-исследовательские программы, стажировки в зарубежных университетах, создание совместных учебных программ, организация интенсивных курсов и летних школ;

- вопросы сертификации, признания и оценки: выдача «двойных» дипломов, система зачетных единиц, международное признание документов об образовании, оценка качества образования;

- иные аспекты международного сотрудничества: программы обмена для администрации, управление трудовыми и материальными ресурсами, консультационные и информационные службы, процедура оценки, инфраструктура.

Главной составной частью процесса интернационализации образования является академическая мобильность - участие студентов, преподавателей и сотрудников в обменных программах и других сферах международной деятельности университета. Сущность академической мобильности, ее цели и результаты кратко и емко сформулирована в стратегии международного сотрудничества южнокорейского университета Халлим: «Все возрастающее число иностранных студентов и магистрантов университета Халлим получают опыт жизни и работы в глобальной среде. Через международную сеть Халлим, студенты имеют возможность из первых рук получить опыт обучения за рубежом» [10].

Особенности международного сотрудничества любого университета - отечественного или зарубежного, зависят от многих факторов, в том числе и от регионально - географической локализации вуза. Например, университеты США, расположенные в юго-западных штатах, нацелены на сотрудничество с вузами и бизнесом Мексики. Университеты Южной Кореи сориентированы на партнерство в регионе Северо-Восточной Азии. В России также весьма заметна «регионально-географическая» специфика международного сотрудничества вуза, которая выражается в поиске зарубежного партнера, в том числе и по географическому признаку. Так, университеты европейской части РФ сориентированы в значительной степени на вузы Европы, а университеты Дальнего Востока постоянно расширяют контакты с вузами стран АТР и даже создают центры Азиатско-Тихоокеанского партнерства. Исключением являются университеты Китая, являющиеся  желанными академическими контрагентами для практически любого российского вуза, вне зависимости от его статуса и  месторасположения.

Сегодня в России и США наблюдаются схожие тенденции расширения сотрудничества с Китаем в сфере образования. Китайский рынок образования признается наиболее перспективным для международного взаимодействия на фоне мощного экономического, политического и культурно-образовательного подъема КНР. Несмотря на ощутимое беспокойство американцев по поводу растущего китайского политического влияния, американское академическое сообщество настроено оптимистично относительно Китая. Колледжи и университеты США рассчитывают на Китай в качестве источника студентов, обучающихся на платной основе, как по краткосрочным, так и полным образовательным программам. Китайское правительство уделяет особое внимание развитию высшего образования в стране. Государственная поддержка исследований в КНР на протяжении последнего десятилетия ежегодно увеличивается на 20%,  а число китайских высших учебных заведений удвоилось за этот же период с 1022 до 2263. Правительство вкладывает деньги в Проект 985, который сориентирован на поддержку крупнейших 39 университетов страны с целью превращения их в вузы мирового уровня. На новом этапе Проекта 985, китайское правительство взяло на себя обязательство дополнительно инвестировать 39 млрд. юаней (около $6 млрд.). Получив деньги, китайские вузы ищут серьезных американских вузовских партнеров для совместных программ в области образования и научных исследований [11].

Американский рынок образования сегодня интересует китайцев больше, чем на рынок образовательных услуг любой другой страны, включая Россию. По-прежнему американская система высшего образования считается лучшей  в мире. В 2011/12 в университетах и колледжах США обучалось 764321 студентов-иностранцев. Из них 244826 обучались по направлениям бакалавриата, что на 11.4% выше показателей предыдущего года, и 300430 - в магистратуре, что превысило данные 2010/11 года на 1.3% [9].  США сегодня - самое популярное направление для обучения иностранных студентов, несмотря на то, что страна не прибегает к услугам агентов по их привлечению, а также не располагает большим количеством кампусов своих университетов за рубежом.

В свою очередь, Россия также наращивает масштабы и темпы своего участия в процессе интернационализации высшего образования. Так, по заявлению министра образования и науки РФ Д.Ливанова  «Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации за 2012 год и задачах на 2013 год», к началу 2013 г. на территории России в 750 образовательных учреждениях училось около 250 тысяч иностранных студентов из 150 стран. При этом свыше 40 тысяч получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России [8].

В пятерку наиболее популярных среди иностранцев российских вузов входят: РУДН, МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный ун-т, Санкт-Петербургский государственный политехнический ун-т, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова. Университеты Дальнего Востока и Восточной Сибири не входят в число образовательных приоритетов для иностранного контингента.

По странам и регионам мира иностранные студенты в российских вузах представлены следующим образом. Наибольшее число студентов-иностранцев - почти 40% - приезжают в РФ из стран СНГ. Немного меньше иностранных учащихся из стран Азии - 35,7. Меньше всего студентов приезжает учиться в Россию из стран Северной Америки (1,9%), Латинской Америки (1,4%) и стран Балтии (1,3%). Остальные - около 20% - представляют регионы Африки, Ближнего Востока и Европы.

В пятерку наиболее популярных направлений образования для иностранцев в российских университетах, входят:

- инженерно-технические специальности - 19,7%,

- медицина - 18%,

- экономика и управление - 18%,

- русский язык - 13,5%,

- гуманитарно-социальные - 12% [5].

Это традиционно сильные направления вузовской подготовки в России еще с советских времен, что обеспечивает и сохраняет интерес к ним за рубежом.

Среди иностранных студентов из «дальнего зарубежья» в России наиболее многочисленный контингент представляют именно китайские учащиеся. Сотрудничество России и КНР в области образования и академических обменов осуществляется в рамках межгосударственного стратегического партнерства на протяжении многих лет. Так, еще в мае 2001 г. в Пекинском университете состоялась презентация о высшем образовании России и конференция о сотрудничестве вузов Китая и России. В конце 2001 г. численность отправленных Китаем в Россию за государственный счет студентов составила 484 человека, студентов, отправленных Россией в Китай, - 122 человека. 23 мая 2002 г. заместитель министра образования КНР Чжан Синьшэн и министр образования России В.Филлипов сопредседательствовали на втором заседании Подкомиссии по сотрудничеству в сфере образования в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта.

16-21 октября 2002 г. по приглашению Министерства образования КНР академик, ректор МГУ В.Садовничий, возглавив делегацию рекоторов вузов России, посетил Китай с визитом. Министр образования КНР Чэнь Чжили встретилась с делегацией, стороны обменялись мнениями о сотрудничестве в сфере образования между Китаем и Россией [6]. С 2003 г. и по настоящее время интернационализация образования координируется в рамках Китайско-российской комиссии по сотрудничеству в областях образования, культуры, здравоохранения и спорта.

Одной из проблем, связанных с процессом интернационализации образования, наиболее актуальных сегодня в России, является отток иностранных студентов из российских вузов. В последние 5 лет в России явственно обозначилась тенденция к снижению численности иностранных студентов. Это относится не только к учащимся из наиболее развитых стран типа США и Япония, но также из Китая - государства с которым Россию связывает многолетнее стратегическое партнерство. Одной из причин такого положения дел является то, что министерство образования РФ и российские вузы ведут крайне неактивную маркетинговую политику в КНР. Парадоксально, что при этом многие российские вузы считают своей стратегической задачей развитие партнерских связей с китайскими университетами, а в самом Китае имеется существенный культурно-образовательный ресурс для расширения международного вузовского сотрудничества с Россией.

Например, в более чем 400 вузах Китая свыше 40 000 студентов изучают русский язык, в качестве иностранного языка. В средних школах, русский язык изучают более 100 000 школьников. По специальности «русский язык» в КНР обучается более 20 000 китайских студентов. Тем не менее, многие китайские студенты приезжают в Россию без должной языковой подготовки и нередко оказываются не в состоянии овладеть в необходимой степени русским языком. Российские вузы все еще не создали  у себя эффективную систему языковой подготовки, подобную той, какая существует в США, Англии, Германии.

В 2012 г. Китай отправил на учебу за рубеж около 400 тыс. студентов, и из них только 6 тыс. в Россию. Если полвека назад Советский Союз был практически монопольной кузницей кадров с высшим образованием для КНР, то сейчас Россия контролирует лишь 1,5-2% китайского рынка образования.

Одним из наиболее успешных региональных вузов России, с точки зрения наработанного опыта международного сотрудничества, в том числе и с китайскими партнерами, является Воронежский государственный университет (ВГУ). В ВГУ и сегодня обучается около 1000 иностранных граждан [2]. В 2002 г. для координации и расширения связей Воронежской области и ВГУ с китайскими регионами и вузами был создан Учебно-методический центр «Китайский проект». Только в 2011-2012 гг. под его патронажем был подписан ряд соглашений с университетами и государственными структурами КНР, в том числе: Меморандум о взаимопонимании между Муниципалитетом по человеческим ресурсам и социальной защите г. Гуанчжоу и ВГУ, 2011 г. (научное сотрудничество); Соглашение о сотрудничестве между Чжэцзянским технологическим университетом и ВГУ, 2011 г., (обмен студентами); Договор о сотрудничестве между Политехническим университетом г. Ханджоу и ВГУ, 2011 г. (научно-технический обмен); Меморандум о сотрудничестве между ВГУ и Университетским колледжем г. Санья, 2012 г. (научно-педагогическое сотрудничество и обмен студентами).

Учебно-методический центр (УМЦ) «Китайский проект» создан приказом ректора ВГУ в ноябре 2002 г. на основе Договора между Воронежским госуниверситетом и китайской компанией «Сотрудничество и консультации по Европе и Азии» от 11.11.2001 со штаб-квартирой в г. Пекине и филиалом в ВГУ. О высокой приоритетности данного проекта для ВГУ свидетельствует тот факт, что со дня его создания и до настоящего времени его кураторами являются ректоры и проректоры университета. Это во многом объясняет его эффективность, «замешанную» на административном ресурсе.

Цели и задачи УМЦ ВГУ свидетельствуют об огромных возможностях регионального вуза, на основе установления широких связей и контактов между Воронежской областью и провинциями КНР и носят преимущественно культурно - информационный и представительский характер. При этом они престижны и совершенно не обременительны для вуза, одновременно акцентируя его значимость для Центрально-Черноземной области. В задачи УМЦ входит распространение информации в КНР о Воронежском госуниверситете, г. Воронеже и Воронежской области путем приема и организации в университете тематических семинаров для китайских государственных и провинциальных служащих. Схожей является задача распространения информации о культуре, науке, образовании и промышленных достижениях КНР в Центрально-Черноземном регионе. Как представляется, данный опыт мог бы быть полезен и для других региональных вузов России.

Сотрудничество с вузами КНР в контексте интернационализации образования имеет особое значение для вузов Сибири и Дальнего Востока в силу, прежде всего, регионально-географического фактора. Например, зарубежными партнерами Забайкальского государственного университета (ЗабГУ), г. Чита, являются преимущественно университеты стран Восточной Азии, в том числе 15 университетов и институтов Китая, 4 вуза Монголии, 3 университета Вьетнама и по 1 университету в Южной Корее и Сингапуре [4].

Интернационализация образования в ЗабГУ и международная деятельность данного университета весьма схожа с другими российскими аналогами. Это обмены студентами и преподавателями, языковые курсы для иностранцев, краткосрочные и полные бакалаврские программы для зарубежных студентов, совместные образовательные программы, научный обмен, участие в международных конференциях, обмен учебной литературой и образовательными методиками между вузами и т.д.

С некоторыми китайскими вузами ЗабГУ реализует весьма перспективные  для российского образования программы двойных дипломов по формуле 2+2. Согласно данной программе, бакалавры из России и КНР обучаются по 2 года в каждой стране на русском и китайском языках. Одним из партнеров Забайкальского университета по программе 2+2 уже в течение нескольких лет является Цицикарский университет (провинция Хэйлунцзян, КНР). Согласно Соглашению о сотрудничестве и обмене между ЗабГУ и Цицикарским университетом, стороны имеют возможность обмениваться преподавателями и студентами, включая программу «2+2» и кратковременные образовательные курсы. Программа «2+2» предполагает, что студенты по окончанию учебы получают диплом бакалавра в двух университетах. Университеты также договорились вести совместную научную деятельность, содействовать участию преподавателей и студентов в конференциях, выставках, обмениваться учебной и методической литературой. По той же формуле складывается сотрудничество ЗабГУ с некоторыми вузами других стран, например c южнокорейским университетом Кёнсан, провинция Кенам. В настоящее время в программе 2+2 участвуют студенты кафедр регионоведения США и прикладной информатики и математики.

В настоящее время многие российские региональные вузы переходят на данную модель академической мобильности. Их зарубежными партнерами нередко становятся университеты Китая. Бакалаврские программы двойных дипломов  активно дополняются аналогичными магистерскими программами. Например, Иркутский государственный университет и Ляонинский университет (КНР) в 2013 г. подписали договор о подготовке магистров по направлению «Экономика». В программе участвуют студенты международного института экономики и лингвистики ИГУ. Общий срок обучения - три года: два года - в своем университете, один год - в вузе-партнере. Обучение в Ляонинском университете будет проводиться на китайском языке, в ИГУ - на русском. Защита магистерских диссертаций - в вузе-партнере. Студенты получат два диплома о высшем образовании - магистров экономики Иркутского государственного университета и Ляонинского университета.

Региональные университеты Дальнего Востока и г. Владивостока, в частности,  также активно участвуют в процессе интернационализации образования. Так, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) вовлечен в процесс международного сотрудничества по схожим c остальными региональными вузами направлениям. Многочисленными партнерами университета являются вузы таких стран АТР, как Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония и отдельные университеты (точечное сотрудничество) Новой Зеландии, США, Нидерландов, Швейцарии и других европейских государств. Со многими из них ВГУЭС подписал соглашения об обмене студентами.  Но особое значение для ВГУЭС имеет сотрудничество с китайскими партнерами. Сегодня на всех формах обучения в китайских вузах с участием российских преподавателей и во ВГУЭС - с участием китайских - учатся 1 400 китайских студентов. Студенты ВГУЭС, ежегодно принимающие участие в обменных программах, бесплатно учатся в китайских вузах-партнерах 1-2 семестра.

В марте 2014 г. между Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса и Чаньчуньским университетом Гуанхуа подписано соглашение о создании совместного образовательного учреждения в г. Хуньчунь (КНР) - Международного института Северо-Восточной Азии при Чаньчуньском университете Гуанхуа. Партнерство ВГУЭС и китайского вуза - уникальный образовательный проект, не имеющий аналогов в истории, стратегически важный для двух стран - Китая и России. Открытие Международного института Северо-Восточной Азии при Чаньчуньском университете Гуанхуа запланировано в новом 2014/2015 учебном году. Вуз предложит абитуриентам разные направления подготовки: менеджмент, экономика, туризм, информационные технологии, дизайн, автомобильный сервис и другие. Преподаватели ВГУЭС будут выезжать для работы в КНР и вести дисциплины на нескольких языках - русском, английском, китайском [1].

Таким образом, перспективы современных российских университетов на рынке образовательных услуг во многом зависят от того, насколько удачно они впишутся в глобальные процессы. Продуманная международная стратегия регионального вуза является ресурсом повышения его конкурентоспособности, дополнительным источником финансирования, фактором повышения его престижа в национальном и международном масштабе. В таком контексте академическое сотрудничество с КНР и китайский рынок образования может стать фактором успешности для многих российских региональных университетов.

Рецензенты:

Галлямова Л.И., д.и.н., профессор, заместитель директора по научной работе, Государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г.Владивосток;

Тушков А.А., д.и.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления Федерального государственного образовательного учреждения ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г.Владивосток.