Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PUBLIC-POLITICAL ACTIVITY DUKE C.-D. TUNDUTOV

Tsekeeva T.E. 1 Buluktaeva K.Yu. 1
1 FSBEI HPE «Kalmyk state University»
In recent years, in historical science special attention is given to studies on the analysis of the role and values of the elites in the history of Russian society. The elites at all times defines the main directions of development of different countries and societies. However, the history of the Russian elite remains insufficiently studied. In particular, considerable interest is the role of traditional Kalmyk nobility in political events in Russia in the early XX century. The study of this subject provides rich material for the analysis of many problems of modern Russian history: the relations between government and society in Russia, social and spiritual motives activities of various political forces and major historical figures. This article explores the work of an outstanding representative of the Kalmyk intellectuals, public and state figure of the Prince, C.-D. Tundutovo. Discusses his contribution to the development of culture, education Kalmyk people. Examines its role in the national political process.
intellectuals
Kalmyk princes
social and political activity
Kalmyks
The Kalmyk steppe

Изучение общественно-политической мысли России начала XX в. актуально для развития национального самосознания, воспитания молодого поколения в духе патриотизма, уважения к свободе личности, праву, истории российского государства, духовному богатству национальной культуры, для понимания политических и идеологических процессов в современном российском обществе. Процесс формирования и ранней истории калмыцкой государственности еще не вполне изучен. Имеются неясности, в частности, в таких вопросах как этапы формирования, время формального и фактического становления, роль в этом процессе тех или иных калмыцких деятелей [4].

Важную роль в общественно-политической жизни калмыцкого народа в рассматриваемый период сыграл представитель древнейшего княжеского рода малодербетовский нойон Церен-Давид Тундутов (1860-1907).

Род князей Тундутовых считался священным для калмыцкого народа, был так называемым «Тенгрин йозурта» («Небесного происхождения»). Калмыцкие князья Тундутовы служили России верой и правдой, считались хранителями традиционной калмыцкой культуры и буддийской религии.

Яркий представитель княжеского рода Тундутовых Церен-Давид по сведениям современников «представлял из себя любопытное соединение европейской культуры с глубоким знанием тибетских наук и буддийской философии» [1]. Церен-Давид был выпускником Катковкого лицея, увлекался наукой и литературой. Калмыцкий князь имел репутацию образованного и  делового человека.

Церен-Давид поддерживал дружеские отношения с попечителем Малодербетского улуса В. А. Хлебниковым. Нойон финансировал сооружении станции правления Владикавказской железной дороги, названной в его честь - «Тундутово» (ныне ст. Канальная). Ц.-Д. Тундутов  оказал содействие в открытии приемного покоя и больницы в своем улусе.

Известно, что более десяти лет Церен-Давид Тундутов был председателем местного суда и принимал непосредственное участие в делах калмыцкого народа. Большое внимание уделял он проблемам просвещения калмыцкого народа. Так, с его помощью открывались школы в Малодербетовском улусе, на содержание которых он выделял ежегодно 2000 рублей [9]. Благодаря поддержке князя Тундутова в этих школах получили начальное образование ученики, которые в будущем стали цветом калмыцкой интеллигенции. Так, например, в экзаменационных списках учеников Малодербетовской улусной школы, представленных в рапорте попечителя Малодербетовского улуса в Управление калмыцким народом от 29 апреля 1896 г., упоминался будущий видный общественный деятель Калмыкии Ноха (Номто) Очиров.

    Князья Тундутовы поддерживали теплые взаимоотношения  с главой буддистов Далай-ламой, данный факт иллюстрирует подарок, преподнесенный верховным ламой Церен-Давиду в виде особой печати «Вечная виза». Считалось, что перед обладателем такой печати Тибет «открывал свои врата».

 С полной уверенностью можно утверждать, что князья Тундутовы были первыми меценатами, так как именно с их помощью и поддержкой известный монах-путешественник Бааза Менкеджуев, являвшийся членом Российского географического общества, совершил трехгодичное паломничество в Тибет. Необходимо отметить, что по окончании своего паломничества монах написал по просьбе Церен-Давида путевые записки. О том, что князь уделял особое внимание сохранению традиционных ценностей калмыков, культуры и истории народа свидетельствует тот факт, что при поддержке  князя Тундутова была издана монография М.Новолетова «Калмыки. Исторический очерк». Автором отмечено, что монография является изданием владельца Малодербетовского улуса нойона Церен-Давида Тундутова. Примечателен тот факт, что супруга Церен-Давида, княгиня Эльзят, соблюдала национальные традиции и обычаи, занималась исследованиями в области этнографии и буддийской философии, была членом  Петербургского Географического общества. С нею советовались ученые Русского Географического общества, в т.ч. известный путешественник, полковник Козлов П.К.

Род нойонов Тундутовых Малодербетовского улуса был самым состоятельным в Калмыцкой степи в рассматриваемый период. Согласно переписи 1868 г. сословие нойонов составляло всего 38 человек с членами их семей, правительством признавались их права как потомственных и личных дворян.

Князьям Тундутовым принадлежало, по данным переписи 1868 г., 7850 кибиток, т.е. около 31,5 тыс. человек (считая по 4 души обоего пола на кибитку). Число кибиток, принадлежавших владельцам Харахусовского улуса - Дугаровым (2147 кибиток), в это же время составляло менее трети от владения Тундутовых. У владельцев Хошоутовского улуса - Тюменей была 1851 кибитка, т.е. почти на 300 кибиток меньше, чем у Дугаровых. Были в улусах и мелкие владельцы [6].

Права дворянства получили потомки калмыцких ханов и нойонов и нойоны-владельцы - Дондуковы, Тундутовы, Тюмени, Дугаровы и Хапчуковы. Дворянских прав зайсанги не имели. Реформа 1892г. отменила владельческие права калмыцких феодалов, правительство отстранило их от управления улусами и аймаками. С передачей их функций улусным попечителям объем полномочий и власти последних значительно увеличился. Последующими мероприятиями существовавшая попечительская система управления была усилена, но в остальном, во внешнем оформлении, не претерпела сильных изменений [7].

Следует отметить, что свою общественную деятельность по поддержке и развитию образования в Калмыцкой степи Ц.-Д.Тундутов продолжил и после отмены обязательных отношений в 1892 году. Так, например им был пожертвован оборотный капитал в улусные ссудо-вспомогательные кассы. Согласно архивным данным нойон Тундутов выделял пособие на сумму до восемнадцати, двадцати тысяч рублей для бедных калмыков в трудные голодные годы [10].         Нa его средствa были построены также двa буддийских вероисповедных училищa («чойрa») в Мaлодербетовском улусе.

Историк Джалаева А.М. отмечает, что в начале ХХ века наблюдался процесс формирования зачатков гражданского общества, что выражалось в осознании гражданской идентичности, которая становится более приоритетной, чем национальная принадлежность в её этническом значении [5]. Традиционная калмыцкая знать старалась использовать в своих интересах имперские ресурсы. Так, по инициативе Ц.-Д. Тундутова, требование о распространении на калмыков воинской повинности было включено в программу съезда калмыков-скотоводов, который состоялся в 1907 г. Таким образом, им была сделана попытка вывести калмыков из статуса «инородцев» и провозгласить их равноправными гражданами Российской империи. При этом князь приводил пример донских калмыков, которые были приписаны к казачеству, имели сословные права и обязанности, выражавшиеся в несении военной службы, прикреплении к земле, выделении земельного пая. Идея перехода в казачество, принадлежащая князю Тундутову, была связана с обострением аграрного вопроса.

Следует отметить, что осложнение земельной обстановки в Калмыцкой степи на рубеже веков происходило на фоне общего аграрного кризиса в стране, корни которого уходили в реформу 1861 г. Сохранение помещичьего землевладения и крестьянское малоземелье послужили причиной колонизации русско-украинскими поселенцами степей Юга России. В Калмыкии земельный вопрос решался правительством за счет сокращения пастбищ и угодий местного населения.

В обострившейся аграрной проблеме было три аспекта:

-                 неупорядоченность землепользования между улусами и аймаками;

-                 нерешенность вопроса принадлежности земель казне или калмыкам;

-                 неустановленность землепользования между калмыками и соседними крестьянскими поселениями.

Материалы съезда показывают, что земельный вопрос был одним из актуальных в рассматриваемый период. Интересы администрации, местной и центральной, и калмыцкого и русского населения не совпадали. Аграрная политика правительства не решила существовавших противоречий между калмыками и крестьянами. В постановлениях съездов улусных попечителей предпринимались попытки снять напряженность в поземельных взаимоотношениях.  

Исследователь Бичеев Б.А. выделяет два направления, в которых передовые представители нации стремились осуществлять перемены. Одно направление было связано с восстановлением традиционных связей с монгольским буддийским миром, а другое -  на расширение и укрепление культурных и экономических связей с российским обществом [3].

            На политическом поприще Церен-Давид Тундутов известен как первый депутат от Калмыцкой степи член Государственной Думы первого созыва 1906 г.

В I Государственной думе значительная часть депутатов от высших сословий нерусских национальностей примыкала к главной партии русской либеральной буржуазии - конституционных демократов (кадетов) [8].  В кадетскую фракцию вступил и Тундутов, ставший также членом думской аграрной комиссии. В ней он поставил ряд вопросов, выработанных в ходе подготовки к съезду скотоводов 1905-1906 гг. Наиболее важными из них и объективно отражавшими стремление калмыцкого народа к национальному равноправию были требования ликвидации оброчных статей, доступа приволжских и приморских калмыков к рыболовным водам, замены казенного сбора со скота подоходным налогом, сложения недоимок с малоимущих, отмены системы попечительства.

Церен-Давид Тундутов был выдающимся деятелем и реформатором Калмыцкой степи. Пользовался уважением и любовью народа. Благодарный народ установил ему чугунный памятник у п. Малые Дербеты и сложил о нем песню.

              По мнению исследователя Батырова В.В., калмыцкая знать оказала большое влияние на развитие образования, культуры и быта калмыцкого общества, была хранительницей традиционных устоев и ценностей калмыцкого народа [2].

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Исторический опыт и современные тенденции в общественной мысли Калмыкии ХХ в.», проект № 14-11-08003 (тема № 935) 2014-2015 гг.

Рецензенты:

Команджаев А.Н., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста;

Батмаев М.М., д.и.н., профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», г. Элиста.