Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

UNDERSTANDING THE MORAL CATEGORIES OF PRIMARY SCHOOL СHILDREN IN THE STRUCTURE OF THE DEVELOPMENT OF MORAL INTELLIGENCE

Knyazeva T.N. 1 Sidorina E.V. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The problem of cognitive component of moral consciousness is particularly useful in the early stages of otnogeneza identity, particularly in the primary school age. In psychological research is dominated by development-related data in this and other ages ethical components of identity, but to a lesser extent, presented a study of the cognitive dimension of "moral intelligence". Diagnoses of junior school students morality and moral concepts (welcome, friendliness, conscience, justice, evil, greed, envy, cunning) criteria: appropriateness, validity and applicability of concepts in children. A comparative study was carried out with the participation of junior high school students with normal and delayed mental development. Research has shown a number of common features of moral concepts in this age, the subjects of both groups: specific situational nature of ownership concepts more complete absorption characteristics of negative moral concepts, definition of concepts in value judgments. Identify specific characteristics of children with intellectual development: the slow uptake of essential characteristics of concepts, the weakness of the verbal component of the expression of domyslivanie essence of concepts based on consonant Word.
moral concepts
moral intelligence
conceptual thinking
the younger school age
semantic correlation
children with mental retardation
Категория морально-нравственных понятий и процесс их формирования в структуре самосознания личности является предметом изучения многих научных направлений. Как социально-психологический феномен нравственность рассматривалась, прежде всего, в рамках личностного и деятельностного подходов, где основной акцент ставился на ее социальной и культурно-исторической детерминации[1],[8],[9]. Когнитивный аспект нравственных убеждений, а также проблема их формирования и перехода знаний в убеждения стали анализироваться несколько позднее [2],[7],[13],[14] . В рамках этого направления в психологии стало использоваться понятие «морального интеллекта», как уровня (или качества) интеллектуального развития субъекта, позволяющего понимать морально-нравственные нормы и категории, а также руководствоваться ими в своем поведении и деятельности. Важность изучения этой стороны психического развития увидел еще в 1932 году Ж. Пиаже, опубликовавший свою работу, посвященную проблеме взаимосвязи интеллектуального развития и уровня зрелости моральных суждений [16]. Как известно, Пиаже, на основе полученных им экспериментальных данных констатировал определенную зависимость между стадией развития детского интеллекта и уровнем его моральных суждений [17]. Позднее эту работу по изучению морального мышления продолжил Л. Колберг, акцентируя свое внимание, прежде всего, на стадиях развития морального мышления, связанного с развитием самосознания личности [11].

Надо признать, что, несмотря на многочисленные поиски исследователей в определении характеристик и механизмов развития «морального интеллекта», этот феномен остается во многом не познанным именно в силу своей многогранности: на стыке двух сложнейших психических структур - морального самосознания и мышления. Из этого следует, что изучение специфики самого морального интеллекта связано с анализом и взаимоучетом механизмов развития, как сферы самосознания личности, так и сферы мышления.

Способность к пониманию смыслов моральных норм и ценностей, тем более действенность этих знаний и смыслов, их влияние на поведение человека, конечно, выходит за рамки чисто когнитивных характеристик личности. При решении нравственных задач индивид опирается на общие моральные установки и прошлый нравственный опыт, поэтому процесс принятия решений в ситуации морального выбора отличается от мышления в других ситуациях[3]. Морально-нравственные категории, как принятые личностью регуляторы его поведения и отношения к действительности очень активно исследуются сегодня в отечественной и зарубежной психологии. Однако гораздо менее представлено проблемное поле, связанное с анализом закономерностей формирования морально-нравственных понятий у современных детей в аспекте их когнитивного развития.

При сохранении общих закономерностей, механизмов сознания и мышления современные дети по многим психологическим и психосоциальным характеристикам своего развития отличаются от своих сверстников двадцатого века [12]. Между тем, именно осмысление (понимание) морально-нравственной категории есть первая ступень ее освоения ребенком. Именно здесь зависимость от возможностей интеллекта играет особую роль. В связи с этим дети, имеющие отставание в развитии интеллекта, требуют особого изучения и внимания, поскольку они не должны попасть в группу риска, как субъекты, не владеющие смыслом морально-нравственных понятий и потому не руководствующиеся ими. В связи с этим анализ усвоения морально-нравственных категорий младшими школьниками нами будет рассматриваться при сравнении двух детских категорий - у младших школьников без интеллектуальных нарушений и у их сверстников, имеющих отставания в интеллектуальном развитии от возрастной нормы по типу задержки психического развития (ЗПР).

Дети с ЗПР, как категория детского дизонтогенеза, характеризуются такими признаками полиморфной клинико-психологической симптоматики, как незрелость (в сравнении с возрастными возможностями) относительно сложных форм поведения и деятельности, расстройствами различных аспектов эмоционально-волевой сферы, нарушением работоспособности, пониженной обучаемостью (по МКБ-10 варианты ЗПР рассматриваются в разделах F80- F89). Их когнитивное развитие имеет сложный и неоднозначный характер [5]. На ранних этапах онтогенеза и при специальном обучении пластичность психики этих детей позволяет существенно корректировать их развитие.

С точки зрения развития интеллекта именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования ключевых характеристик понятийного логического мышления [4], это возраст активного осмысления моральных категорий, норм и правил [10].

В своем исследовании мы обратились к изучению развития морально-нравственных понятий, сравнивая особенности их становления у младших школьников с ЗПР с аналогичными проявлениями их сверстников, развивающихся в норме (НПР).

Основанием для выбора диагностируемых понятий послужили восемь наиболее распространенных «абстрактных» слов обыденного языка, находящихся в языковой компетенции испытуемых - добро, совесть, дружелюбие, справедливость, завить, жадность зло, хитрость.

Для диагностики был использован метод стандартизированной беседы, позволяющий определить у школьников возможность соотнесения содержания морально-нравственного понятия и образа того представителя (литературного героя, конкретного человека), который наделен этим качеством. При этом предполагалось объяснение ребенком такого соотнесения.

В исследовании принимали участие 160 учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ г. Н. Новгорода, вошедшие в экспериментальные группы:

1) учащиеся, имеющие отставание в интеллектуальном развитии - 80 человек

2) учащиеся, имеющие норму психического развития - 80 человек.

По результатам, полученным в ходе диагностики, были учтены следующие показатели, отражающие различные аспекты становления морально-нравственных понятий на основе имеющихся у детей образов и представлений:

  • адекватность смыслового соотнесения морально-нравственного понятия и его носителя;
  • диапазон владения знаниями о литературных героях и конкретных людях, наделенных этим качеством;
  • обоснованность соотнесения морально-нравственного понятия и его носителя.

Проведенное исследование показало ряд особенностей в освоении предложенных понятий детьми с ЗПР и НПР.

Проведенный анализ полученных результатов по показателю «адекватность смыслового соотнесения морально-нравственного понятия и его носителя» позволил установить, что наиболее точное соотнесение содержания морально-нравственного понятия и его носителя младшие школьники с ЗПР и НПР осуществляют по понятиям хитрость, добро, дружелюбие. Определяя понятия добро и дружелюбие, учащиеся младших классов с ЗПР и НПР называли следующих литературных и сказочных героев: Кот Леопольд, Золушка, Буратино, Крокодил Гена.

Однако учащиеся с ЗПР чаще используют примеры из сказок и мультфильмов, в отличие от своих сверстников с НПР, которые в равной степени приводят примеры, как из литературных произведений, так и из реальной жизни, называя реальных людей, обладающих данной характеристикой: «Добрая мама, потому что она меня любит всяким, жалеет и не ругает просто так», «Дружелюбная моя подруга Эля, потому что ни когда не бросает в беде».

При адекватном соотнесении понятия хитрость, учащиеся с ЗПР и с НПР в одинаковой степени используют персонажей, как из сказок и литературных произведений, так и из реальной жизни. С одинаковой частотой дети обеих групп использовали образ лисы из разных сказок: «Лиса перехитрила волка», «Лиса Алиса обманула Буратино». Изучение и анализ литературных произведений в школе, а так же жизненный опыт учащихся обеих групп повлияли на более точное понимание

Понятия совесть и справедливость вызвали у младших школьников наибольшие затруднения в правильном соотнесении содержания понятия и образа персонажа (у детей с ЗПР это проявлялось особенно ярко): 50% детей заменяли содержание этих понятий другим, либо давали ответы не соотносимые со смыслом понятия («Родители совестливые - они советуются друг с другом», «Совестливый - это советник, потому что он дает хорошие советы»). Зачастую учащиеся путали эти понятия, называя примеры свойственные противоположному моральному качеству (бессовестный, несправедливый).

Анализ способности младших школьников к обоснованию сделанного выбора-соотнесения также позволил увидеть общее и различное в исследуемых группах. Так младшие школьники с ЗПР при обосновании соотнесения морально-нравственного качества с героем-носителем объясняют свой выбор, пользуясь описанием конкретных действий или ситуаций, демонстрирующих проявление этого морального качества.

Младшие школьники с НПР (31 %) проявили способность к обобщению при объяснении понятий: добро, дружелюбие, хитрость, жадность, зло, остальные испытуемые объясняли эти понятия через описание конкретного действия или ситуации.

Понятия совесть и справедливость дети с ЗПР обосновать не смогли, вероятно, данные категории не имеют еще для них четкого смыслового (содержательного) наполнения, у этих детей мало примеров-образов, характеризующих проявление данных понятий. Учащихся с НПР (40%) смогли обосновать выбор героя-представителя для каждого из этих качеств.

Оценивая высказывания учащихся обеих групп, следует отметить явное преобладание знаний и опыта детей при определении отрицательных морально-нравственных понятий. Понятия зло, жадность и хитрость имеют высокий % обоснования у учащиеся обеих категорий: 40 % испытуемых с ЗПР при характеристике данных понятий чаще используют в качестве примеров конкретные ситуации из реальной жизни (например: «Юра К. злой, он дружить не хочет, а драться лезет»). По мнению младших школьников с ЗПР, достаточно большую группу людей, носителей отрицательных качеств, составляют одноклассники. Реже носителями отрицательных МНП для детей с ЗПР становятся близкие люди.

Среди учащихся с НПР 66% смогли обосновать смысл этих понятий, используя в качестве примеров ситуации из сказок и мультфильмов («Хитрая Лиса во всех сказках, потому что всех всегда обманывает, придумывает хитрые планы», «Жадный - миллионер, потому что он никому так просто ничего не дает»).

Третьим критерием анализа усвоения детьми морально-нравственных понятий были характеристики диапазона знаний детей о тех представителях, с которыми можно соотнести конкретное понятие. Этот показатель был важен именно для младших школьников, так как степень усвоения понятий в этом возрасте связана с конкретными субъектами и ситуациями, с помощью которых ребенок объясняет понятие.

У младших школьников с ЗПР отмечается низкий уровень владения такими знаниями. По два и более примера дети смогли привести лишь на 3 понятия: добро, дружелюбие, хитрость. К остальным понятиям эти школьники смогли подобрать не более одного примера.

Более широкий диапазон знаний продемонстрировали дети, не имеющие интеллектуальных нарушений: 40% этих учащихся смогли назвать 2 и более героев на те же МНП. Данные не вызывают удивления, но они подчеркивают роль памяти в процессе усвоения понятий - дети обладающие развитой памятью легче оперируют конкретными характеристиками для определения смысла понятия и, соответственно, быстрее выходят на обобщение конкретных характеристик.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов:

  • Суждения учащихся младшего школьного возраста о моральных качествах личности носят конкретно-ситуативный характер, будучи связаны с конкретной ситуацией, в которой они проявляются, или конкретным представителем этого морального качества.
  • Определение морально нравственных понятий младшими школьниками зачастую происходит через морально-оценочные суждения, которые отличаются чрезмерной категоричностью. Это связанно с тем, что на основе выделения некоторых отдельных признаков понятия ими делаются оценочные обобщения, связанные с опытом или представлениями ребенка.
  • У большинства из младших школьников, принимавших участие в эксперименте, в актуальном опыте отсутствует смысловое представление о понятиях совесть, справедливость. Дети либо не могут их пояснить, либо дают пояснения не адекватные смыслу этих понятий.
  • Обе детские категории участников эксперимента более свободно владеют как смыслом, так и опытом, связанным с отрицательными орально-нравственными понятиями: зло, жадность, хитрость. По всем критериям анализа - адекватность соотнесения, обоснованность и диапазон знаний для соотнесения - по этим понятиям было дано наибольшее количество правильных ответов.
  • Процесс усвоения понятий у младших школьников с ЗПР по сравнению со сверстниками, имеющими возрастные показатели интеллектуальной нормы, происходит медленнее и имеет качественное своеобразие: узкий диапазон знаний о конкретных характеристиках, через которые можно описать понятие, слабость вербальной составляющей при выражении мысли, домысливание понятия, искажающее его смысл, в опоре на созвучные и знакомые слова.

Тем не менее, прослеживается общая закономерность и последовательность усвоения морально-нравственных категорий у младших школьников обеих испытуемых групп. Надеемся, что дальнейшие наши исследования позволят понять, какую роль в этом процессе играют художественные произведения, средства массовой информации и социальный опыт самого ребенка.

Рецензенты:

Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Суворова О.В., д.псх.н., профессор НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий», г. Нижний Новгород.