Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE COMPETENCE OF THE TEACHER IS THE KEY TO SUCCESSFUL SOCIAL REHABILITATION OF MINORS

Chebakov A.P. 1
1 ANO UD the Institute of technology and business
The study of the level of development of professional competence of specialists in social-pedagogical profile, working in the system of social rehabilitation for minors. Specifics of contingent serviced, special professional skills necessary expertise for the successful solution of the task of social rehabilitation of clients of social services, the proposed system is to develop professional competence in a single value-semantic rehabilitation space within the training without interruption from work. Special attention is given to preventive activities specialists, aimed at early detection and prevention of the causes of child neglect and delinquency. Proposed educational-methodical complex development of professional competence of specialists in social and rehabilitation centres for minors (educators, psychologists and social workers) and the complex of diagnostic methods to determine the level of development of professional skills of teachers.Developed and justified model of professional training of specialists of social rehabilitation of juveniles in the system of additional professional education. Tested the developed technology for the development of professional competence, it defines the conditions of optimization of this process, developed and implemented socio-pedagogical mechanism of the organization of additional professional education of specialists in social rehabilitation centres for minors.
training of social workers.
social rehabilitation
difficult life situation
social service
professional competence of a teacher
minors

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних учреждения нового типа от которых государство и общество ожидают значительного эффекта в предупреждении и профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, действенной социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении [1]. Важнейшим фактором достижения успеха социальной реабилитации является профессиональная компетентность специалистов[3]. Развитие профессиональной компетентности специалистов необходимо осуществлять на научной основе, в соответствии с социальным заказом общества и государства и с потребностями реабилитационной практики. Необходимо формировать и развивать профессиональный корпус специалистов социально-реабилитационных центров.

В нашей стране с 01 января 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» от 28.12.2013 года № 442-ФЗ. Этим законом вводятся обновлённые принципы социального обслуживания, определяющие конкретные требования к качеству услуг и их оказанию на основе адресной помощи и поддержки, эффективности их предоставления, индивидуального подхода к клиентам, их социально-педагогического сопровождения, расширение сетевого взаимодействия и другое. Подготовленность специалистов социально-реабилитационной практики, повышение их квалификации, овладение дополнительными специализациями являются важнейшими факторами качества социального обслуживания, эффективности социально-педагогической реабилитации и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для успешного решения перечисленных задач необходимо совершенствовать и развивать профессиональную компетентность специалистов социально-реабилитационных центров, как   работников учреждений инновационного типа.

Применительно к профессиональному корпусу специалистов педагогического профиля социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних анализ состояния проблемы развития его профессиональной компетентности позволил выявить постоянно растущую потребность повышения теоретического уровня знаний, а также мастерства практической реабилитационной деятельности.

Анализ кадрового состава специалистов социально-педагогического профиля на констатирующем этапе эксперимента показал, что половина специалистов учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних(58,2%) имеют непродолжительный (до 3 лет) опыт работы в сфере оказания социально-педагогической помощи и реабилитации, прошли повышение квалификации по направлению «социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних - 5%, прошли переподготовку и получили дополнительное профессиональное образование по социально-реабилитационной работе- 0, что актуализирует необходимость организации и вовлечения их в образовательный процесс, направленный на развитие профессиональной компетентности. В ходе пилотажных исследований специалисты (98%) отметили, что с радостью приняли бы участие в профессиональной переподготовке, но не имеют для этого экономических возможностей и временного ресурса.

 При этом, результаты анкетирования, бесед с руководителями центров и учреждений профессионального образования, специалистами, консультаций с методическими службами, на начальном этапе нашего исследования показали существенность учёта мнения самого респондента о его дальнейшем обучении.

В этой связи были определены предпочтения специалистов в выборе форм развития профессиональной компетентности. Выделенные в исследовании формы развития профессиональной компетентности, разделены на две группы: свободные (посещение лекций, конференций по своей инициативе, самообразование, обмен опытом в порядке личной инициативы) и организованные (занятия на краткосрочных курсах повышения квалификации, творческие мастерские, посещение научно-практических семинаров, тематические семинары в социально-реабилитационном центре, учёба на курсах с выездом за пределы населённого пункта).

Исследованием установлено, что из организованных форм специалисты предпочли обучение на курсах повышения квалификации (79%), из свободных форм - стажировку у наиболее опытных практиков (80%), самообразование (45%). Исходя из полученных результатов, приоритетной организованной формой развития профессиональной компетентности специалистов определены курсы повышения квалификации без отрыва от основной деятельности с опорой на уже имеющиеся знания, профессиональный и социальный опыт.

Изучение нормативно-правовых и научных источников подтвердило сущность дополнительного профессионального образования, как целенаправленного процесса обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, осуществления образовательно-информационной, методической деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества и государства. Видами и формами дополнительного профессионального образования как показал опыт традиционно являются: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, дополнительная профессиональная подготовка, самообразование, дополнительные образовательные услуги[3, 4].

Исследование показало существенное усложнение миссии, повышение роли, значимости и ответственности специалистов социально-педагогического профиля социально-реабилитационных центров в решении проблем детской безнадзорности и профилактики правонарушений. Всё это предполагает и мотивирует специалистов на профессиональный рост через соответствующие формы дополнительного профессионального образования, реализуемого без отрыва от их основной практической реабилитационной деятельности.

Нами разработана и апробирована теоретически обоснованная модель повышения квалификации специалистов социально-педагогического профиля в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Подготовка специалистов в контексте представленной модели ориентирована на внедрение инновационных социально-реабилитационных и социально-педагогических технологий в работу центров, ранее выявление причин детской безнадзорности, предупреждение и минимизацию правонарушений детей и подростков[4].

Модель повышения квалификации специалистов предполагает расширение пространства профессионального образования педагогов, уточнение содержания для каждого из них как субъекта профессионально-педагогического сообщества на основе дифференцированного подхода к разработке учебно-методического комплекса «Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних».

На констатирующем этапе эксперимента определено исходное состояние, а на формирующем - динамикаразвития профессиональной компетентности. Подобран и адаптирован к условиям социально-реабилитационных центров комплекс диагностических методик развития профессиональной компетентности педагогов (специальные анкеты для выявления способностей педагога к саморазвитию, тестовые измерительные материалы «Коммуникативная компетентность» (авт. В.В. Бойко),  методика оценки рефлексивных способностей педагога, методика диагностики уровня эмпатических способностей, банк социально-педагогических ситуаций, тематика для написания эссе «Моё кредо реабилитолога»). Методом анкетирования оценивался уровень развития операционально-проектировочных умений, решением электронных тестов на коммуникативную компетентность и тестов на рефлексию оценивался уровень коммуникативных и рефлексивно-оценочных умений,  решением теста «Диагностика эмпатийных способностей» - уровень развития информационно-аналитических умений, с помощью теста «Диагностические умения» (авт. Н.В. Микляева) установлен уровень развития диагностических умений. Диагностика по уровням развития социально-педагогических умений определила дальнейший выбор форм, методов и технологий обучения [6].

Базовый инвариант учебно-методического комплекса (УМК), ориентирован на развитие профессиональной компетентности специалистов социально-реабилитационных центров в системе повышения квалификации, предполагает формирование социально-педагогических умений работы с различными группами контингента социально-реабилитационных центров: адекватно и гибко реагировать на нестандартные ситуации, уметь распознавать, диагностировать и прогнозировать проблемы ребёнка и его семьи с целью восстановления его социального статуса в коллективе сверстников, активно включаться в социально-регулируемый и целенаправленный процесс профессионального и личностного взаимодействия, обладать навыками осуществления программно-целевого моделирования перспектив реабилитационного процесса, разработки и реализации социально-реабилитационных программ и социальных проектов.

Специализированная подготовка в контексте нашего исследования предлагала воспитателям, педагогам-психологам, социальным педагогам овладение новыми специализациями, необходимыми для качественного осуществления реабилитационного процесса.

Средствами реализации комплекса явились: тренинговые занятия, деловые и ситуационно-ролевые игры, анализ ситуаций (case-технологии), решение проблемных задач, тестирование, написание эссе, составление программных заявлений, презентации по заданным темам, ведение рефлексивных дневников, проведение pest-swot-анализа социально-педагогической среды, рефлексивно-аналитические семинары, встречи, «экскурсии» в творческие лаборатории реабилитологов, «круглые столы», дискуссии, разработка реабилитационных программ и социальных проектов, создание историй успеха - storyesofsuccess воспитанников и семей, разработка индивидуальных карт и портфолио специалиста, участие в социально-значимых акциях. Как указывает И.П. Лотова  «стратегии взаимодействия с ситуациями - это не просто механизмы, обеспечивающие адекватность поведения индивида, а своеобразный «индикатор»его ценностных и смысло-жизненных ориентаций. В связи с тем, что ситуация служит своего рода экраном, на котором проявляются скрытые от внешнего наблюдения черты личности, склонности, мотивации, ценности и система смыслов, исследование способов взаимодействия человека с различными ситуациями открывает широкие диагностические и психотерапевтические возможности»[5].

Коллективное взаимообучение, как технология развития профессиональной компетентности в нашем исследовании основывалось на указанном научно-прикладном модуле «Социально-педагогическое информатизированное обучение» (взаимодействие специалистов в ходе выполнения практических заданий - разработке авторских социально-реабилитационных проектов и программ).

Результатом обучения специалистов стали разработанные и внедренные в социально-реабилитационную деятельность социальные программы: «Здоровый выбор», «Родом из семьи», «Выход есть всегда», «Мы вместе», «Свет в окне», «Дайте цветку прорасти»,  «В нашей жизни - трудный миг», «Луч надежды», «Ты не один» и др., а также социальные проекты: «Социальный марафон молодёжи», «Фестиваль социальной рекламы», «Школа приёмных родителей», «Под защитой семьи», «Другие мы», «Мир в твоих руках», «Мои увлечения», представленные на общественно-государственную экспертизу и получившие признание на уровне законодательного собрания и межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Приморского края.

Повышение квалификации осуществлялось на базе социально-реабилитационного центра без отрыва от основной деятельности в течение учебного года, где базовая переподготовка составила 188 часов, специализированная - 128 часов. Обучение специалистов учитывало, что процесс повышения квалификации идёт среди работающих, и поэтому только 25% времени было отведено учебной практике (практическое обучение составлению и реализации авторских программ и  социальных проектов) Обязательным компонентом обучения - демонстрацией результатов освоения программы повышения квалификации, явилась разработка, реализация и защита авторской программы социальной реабилитации или коллективного социального проекта, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений в детско-подростковом социуме. Работа над проектом или программой начиналась со второго полугодия и завершалась их защитой в конце обучения с обязательным использованием медиа-информационных технологий. Алгоритм разработки и реализации процесса включал: выбор темы, обоснование решения проблемы программными (проектными) методами и средствами (1 месяц), разработку и реализацию (от 2 до 4 месяцев), защиту программы (проекта) - последняя неделя обучения.

Определение критериев для отслеживания динамики развития профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования соотносилось с необходимостью выявления личностно-профессиональных изменений и их влияния на эффективность социально-реабилитационного процесса.

В ходе опытно-экспериментального исследования были получены результаты, демонстрирующие эффективность проводимой работы и стабильную динамику готовности специалистов к социально-реабилитационной деятельности о чём свидетельствуют сравнительные результаты констатирующего эксперимента.

При детальном сравнении показателей входной и итоговой диагностики в исследуемой группе по комплексу отобранных методик наблюдались положительные изменения. В таблице помещены результаты сравнительного анализа анкетирования специалистов, выявляющих способности к саморазвитию в профессиональной деятельности.

Показатели способности специалистов к саморазвитию изменились: значительно увеличилось количество человек в группе «Активное саморазвитие» (с 64 до 79 человек).

 Таблица

Итоговая таблица показателей ответов респондентов на вопросы анкеты

Способности к самосовершенствованию

Результаты эксперимента (% / кол-во чел.)

Констатирующий этап

Обобщающий  этап

Активное саморазвитие

43,8%  (64)

54,1  (79)

Несложившееся саморазвитие

34,9%  (51)

30,1  (44)

Остановившееся развитие

21,3%  (31)

15,8  (23)

 

Незначительно, но снизилось количество специалистов, находящихся в зоне «несложившегося саморазвития» (с 51 до 44). Произошли изменения соотношений показателей по критерию «остановившееся развитие» (31 и 23), что свидетельствует об эффективности программ учебно-методического комплекса. Следовательно, слушатели курсов повышения квалификации реально ощущают значимые изменения (повышение уровня рефлексии, эмпатии, способностей к саморазвитию, самооценке, проектированию своего профессионального будущего, умения строить отношения с детьми, коллегами, родителями, готовность к организации коммуникативного пространства, умение находить решения в сложных конфликтных ситуациях и др.)

Исследованием установлены причины участия специалистов в повышении квалификации: личная инициатива (35%), инициатива администрации (15%), подготовка к аттестации, получение квалификационной категории и как следствие повышение заработной платы (30%), желание ознакомиться с передовыми достижениями социально-педагогической науки и опытом других (12%), потребность в самосовершенствовании (8%).

Для определения влияния изменившегося уровня профессиональной компетентности специалистов на качество социально-реабилитационного процесса организованы процедуры обратной связи «специалист - клиент социальной службы» по следующим методикам:  «Климатическое облако» (А.Н. Лутошкин); «Диагностика эффективных педагогических коммуникаций» (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева); оценка уровня тревожности воспитанников центра; анализ статистических данных о жизнеустройстве и социализации воспитанников центра; мониторинг оценки качества деятельности учреждения.

Социально-педагогический механизм взаимодействия учреждений дополнительного профессионального образования и методических служб системы социальной защиты населения дал возможность распространить результаты инновационной деятельности субъектов образования на реабилитационную практику через экстраполяцию новых идей, разработку и реализацию авторских реабилитационных программ, социальных проектов, что положительно сказалось на практике защиты прав детей, профилактике правонарушений и безнадзорности в современных условиях. 

 Рецензенты:

Орехова Е.Я., д.п.н., профессор, профессор кафедры романских языков ФГБОУ «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», г. Тула;

Метлик И.В., д.п.н., профессор, заведующий лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания ФГБНУ «Институт семьи и воспитания РАО»,
г. Москва.