Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MONITORING THE QUALITY OF THE FORMATION OF THE COMPETITIVENESS OF UNIVERSITY GRADUATES WITH DISABILITIES

Yaroshenko S.N. 1 Chernetsov P.I. 1
1 Chelyabinsk State University
Monitoring improves the accuracy of assessment, monitoring and prediction of the test quality, which will further allow to determine experimentally the effectiveness of pedagogical conditions of formation of the competitiveness of the graduates with disabilities. Monitoring involves the determination of indicators, goals and objectives. Indicators of successful formation of quality competitiveness of students are: the level of development of individual-personal qualities; the level of development of key competencies; level of motivation to succeed in the profession. The competitiveness of the graduates - the ability to achieve success in their professional activity in the conditions of competition on the basis of core competencies and resource mobilization individual personality traits. From the definition it is clear that one of the main factors forming the competitiveness of university students is a key competence. In the process of monitoring the formation of competitive high school graduates with disabilities, analyzes the effectiveness of pedagogical conditions such as: block of lectures and seminars "Fundamentals konkurentologii", revealing the content of the competitiveness of the students of the university and its components; Training of personal growth, aiming at the development of personal qualities, interconnected with the components of competitiveness; active learning methods aimed at the formation of special competence; e-learning environment Moodle, implementing information and control, learning the functions of professional disciplines training.
quality and pedagogical conditions of formation of competitiveness.
monitoring
competitiveness

Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья связана либо с созданием отдельных, специальных условий для обучения, либо с их обучением вместе со здоровыми студентами, но при этом должны быть продуманы педагогические условия, позволяющие наравне с остальными студентами осваивать содержание учебной программы профессиональной подготовки. Второй вариант обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья называют инклюзивным обучением.

Сточки зрения Е.А. Мартыновой и Д.Ф. Романенковой, интегрированное обучение предполагает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями развития с другими учащимися, причем лица с проблемами в развитии должны приспособиться к системе обучения в обычном образовательном учреждении, а при инклюзивном обучении создаются равные условия для всех обучающихся, то есть не человек с ограниченными возможностями развития приспосабливается к образовательному учреждению, а система идет ему навстречу [7]. С этой точки зрения важно выявить оптимальные условия обучения не только позволяющие наравне с остальными студентами получать профессиональную подготовку в вузе, но и позволяющие эффективно формировать конкурентоспособность как у студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и у студентов, не имеющих проблем со здоровьем. Оценить влияние педагогических условий на качество формирования конкурентоспособности у студентов вуза можно с помощью мониторинга.

Формируя конкурентоспособность студентов вуза важно своевременно выявить уровень данного качества личности с целью его оценки, контроля и дальнейшего прогноза по формированию. В системе по оценке, качества формирования конкурентоспособности студентов вуза, можно сделать с помощью мониторинга. Мониторинг - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. С точки зрения Е.А. Ефимовой существует две группы педагогических исследований посвящённых проблеме мониторинга: «первая группа мониторинг рассматривает как метод изучения особенностей педагогической системы или процесса, а вторая группа мониторинг рассматривает как средство управления образовательной системой процессом» [4. с. 60]. С нашей точки зрения, формируя конкурентоспособность студентов вуза, мониторинг корректнее рассматривать как средство управления образовательной системой процессом, так как он позволяет не только оценить состояние конкурентоспособности у студентов, но влияет на качество её формирования.

Качество любой работы определяется  наличием  у  работника определённых знаний, умений и навыков, полученных им  в процессе трудовой профессиональной подготовки. Главным критерием успешности работы любого учебного заведения  является качество подготовки его выпускников.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «качество образования» трактуется как: «комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия  федеральным  государственным  образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах  которого осуществляется  образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов  образовательной программы» [8.с. 5].

Мониторинг качества формирования конкурентоспособности выпускника вуза необходимо определять из сущности самого понятия «конкурентоспособность».

Характеристика конкурентоспособной личности носит многогранный характер, и эта многогранность определяет задачу учебного заведения, которая заключается в том, чтобы «подготовить молодёжь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни» [2. с. 327].

Конкурентоспособность выпускника вуза мы определяем как способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса  индивидуально-личностных качеств. Из определения видно, что одним из основных факторов формирования конкурентоспособности студентов вуза являются ключевые компетенции.

Другой составляющей понятия «конкурентоспособность» являются индивидуально-личностные качества и свойства конкурентоспособного студента. Такими качествами являются: чёткость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность быть лидером; желание к непрерывному саморазвитию; стрессоустойчивость; стремление к непрерывному профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта.

С нашей точки зрения, многие из этих качеств взаимосвязаны с общим развитием воли и мы предполагаем, что основные способности и качества конкурентоспособной личности взаимосвязаны с общим развитием воли. С этой точки зрения, конкурентоспособную личность характеризует такая устойчивая черта, как мотив. Мотивация личности при этом проявляется в потребности формирования  индивидуально -  личностных качеств; в формировании  ключевых компетенций; в мотивации достижения  успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.

Мониторинг качества формирования конкурентоспособности предусматривает процедуру отслеживания результатов осуществляемого педагогического процесса через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования формируемого качества, направленного на достижение поставленных целей.

Всякий мониторинг предусматривает определение показателей, цели и задач. Исследованием установлено, что целями мониторинга являются: отслеживание и анализ динамики индивидуально-личностных качеств; анализ уровня  аттестации по предметам с целью выявления уровня сформированности ключевых компетенций; определение уровня сформированности мотивации в достижении успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.

Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы: непрерывно наблюдать за состоянием процесса формирования и получать оперативную информацию о нём; своевременно выявлять изменения, происходящие в процессе формирования и факторы, вызывающие их; предупреждать негативные тенденции в процессе формирования; осуществлять  краткосрочное прогнозирование развития исследуемого качества; оценивать эффективность и полноту реализации методического обеспечения.

Показателями успешности формирования качества конкурентоспособности студентов являются: уровень сформированности индивидуально-личностных качеств; уровень сформированности ключевых компетенций; уровень мотивации достижения успеха     в профессиональной деятельности.

В нашем исследовании основными методами проведения мониторинга были анкетирование, тестирование,  ранжирование и    статистическая обработка информации.

Анкета, состоящая из 60 вопросов, по выявлению уровня сформированности конкурентоспособности студентов вуза отражает основные индивидуально-личностные качества, наличие ключевых компетенций и мотивацию успеха. Пример содержания вопросов:

1.             Я не боюсь брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации.

2.             Я могу прекрасно общаться (понимать собеседника и выражать свои мысли) непосредственно с ним взаимодействуя.

3.             Я владею навыками пользователя основных программ Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint).

4.             В условиях соперничества я не отказываюсь от деятельности, а стремлюсь к максимальному результату.

5.             При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

6.             Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

Перечень всех этих вопросов опубликован нами в монографии «Подготовка компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна» [6].

После выполнения анкет были подсчитаны суммы баллов за   данные ответы на вопросы.

Для того, чтобы соотнести данные баллы с качеством сформированности исследуемого понятия мы выделили девять уровней сформированности конкурентоспособности студентов вуза, которые носят более дифференцированный характер, а в обобщенном виде уровни можно традиционно разделить на низкий, средний и высокий, данные уровни представлены в таблице.

Таблица 1

Уровни конкурентоспособности студентов вуза

Баллы

Уровень конкурентоспособности

Основные характеристики обобщённых уровней конкурентоспособности

0 - 14

Очень низкий

 

Низкий уровень. Не выражены цели и ценностные ориентации, консервативный, внушаемый,  не стремится к высокому качеству конечного продукта, не стремится к профессиональному росту

15 - 27

Низкий

28 - 40

Ниже среднего

41 - 54

Чуть ниже среднего

Средний уровень. Обладает профессиональными знаниями, владеет информационными технологиями и технологиями устного и письменного общения, не всегда добивается намеченных целей, не достаточно выражена стрессоустойчивость и независимость

55 - 67

Средний

68 - 80

Чуть выше среднего

81 - 94

Выше среднего

Высокий уровень. Подготовлен к самостоятельному выполнению профессиональных действий и к оценке результатов своего труда; готов к постоянному повышению образовательного уровня; стремится к саморазвитию; прекрасно владеет информационными и коммуникативными технологиями, стрессоустойчив, трудолюбив, нацелен на успех

95 - 107

Высокий

108-120

Очень высокий

 

Для проверки качества сформированности конкурентоспособности студентов вуза мы провели экспериментальное исследование на базе Челябинского государственного университета.

В эксперименте приняли участие студенты (139 студентов) старших курсов как с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющих проблем со здоровьем, биологического факультета, факультета психологии и педагогики и института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.

Таблица 2

Уровни конкурентоспособности студентовна констатирующем этапе эксперимента

Факультеты

 

Уровни конкурентоспособности (%)

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Чуть ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Факультет психологии и педагогики

-

-

2 %

6 %

35 %

39 %

16 %

2 %

-

Биологический факультет

-

-

-

3%

18 %

35%

30%

12%

2 %

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

-

-

2 %

2 %

29 %

42 %

23 %

2 %

-

 

По результатам констатирующего эксперимента видно, что очень низкий  и низкий уровень конкурентоспособности студентов на констатирующем этапе отсутствует. Наиболее же высокий процент представлен уровнем чуть выше среднего. Отдельно, выделяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на трех факультетах, мы констатировали у них средний уровень конкурентоспособности.

Для эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза необходимо применять педагогические условия, максимально учитывающие профессиональную подготовку в контексте инклюзивного образования.

Анализ ряда педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что специальных условий для формирования конкурентоспособности в условиях инклюзивного образования нет.

Таблица 3

Условия эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза в педагогических исследованиях

п/№

Ф.И.О. исследователя

Условия формирования конкурентоспособности студентов

1.

Ангеловский А.А.

- активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов;

- использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и конкурентоспособности студентов вузов;

- организация социального партнёрства высшего профессионального образовательного учреждения [1].

2.

Душкина О.В.

- образовательная среда учебного заведения направлена на формирование конкурентоспособности выпускников;

- в модели обучения специалиста торгово-экономического профиля  определены роль и место профессиональной конкурентоспособности в её функционировании;

- программа развития будущих специалистов, адекватная требованиям социально-экономического развития общества и личности;

- будущие специалисты владеют средствами и методами самоменеджмента, современными диагностическими средствами выявления и оценки уровня развития психофизиологических особенностей качеств личности на основе новых информационных технологий [3].

3.

Колгурина Т.В.

- модификация содержания управленческой компетентности студентов вуза, включающей современные управленческие знания, навыки самоменеджмента, а также усиление мотивации студентов-выпускников к профессиональной деятельности в условиях реформирования сферы физической культуры и спорта;

- теоретическое обоснование, практическая разработка и внедрение специального курса в рамках учебной дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта», основанного на теоретической базе, включающей дидактические позиции по содержанию обучения и теоретические концепции по управленческой и менеджмент-подготовке в сфере физической культуры и спорта;

 - обеспечение маркетинговой ориентации деятельности вуза по подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта путём создания в вузе Центра карьеры и информации [5].

4.

Шикина Л.С.

- соответствие потребностям рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе целей педагогических инноваций, определяющих тип учебного заведения и структуру управления в нём;

- обеспечения вариативности и гибкости образования и образовательных программ;

- развитие динамической системы социального партнёрства с работодателями выпускников, органами исполнительной власти, общественными организациями на основе договорных и организационных форм взаимодействия;

- осуществления процесса формирования конкурентоспособности выпускников в целостном воспитательном пространстве и во взаимосвязи с другими элементами профессиональной подготовки;

- своевременное выявление и учёт индивидуальных особенностей личностного роста студентов как будущих субъектов трудоустройства и их ценностных установок

на саморазвитие;

- создание интегрированной совокупности развивающих сред, адекватных предстоящей профессиональной деятельности студентов;

- применение в учебном процессе активных методов и инновационных технологий обучения, реализующих требования личностно-ориентированного педагогического процесса [9].

 

Приведённые условия в таблице  различны и, на наш взгляд, это связано со спецификой подготовки специалиста по определённому направлению или специальности.

С нашей точки зрения на основе анализа педагогической литературы необходимы следующие педагогические условия для эффективного формирования конкурентоспособности студентов как для студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и для студентов, не имеющих проблем со здоровьем:

1. Блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты;

2. Тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности;

3. Активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций;

4. Электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.

В процессе обучения студентов факультета психологии и педагогики были реализованы первое, второе и четвёртое педагогические условия.

У студентов института  экономики отраслей, бизнеса и администрирования в процессе обучения были реализованы третье и четвёртое педагогические условия.

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровни конкурентоспособности студентов после формирующего эксперимента

Факультеты

Уровни конкурентоспособности (%)

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Чуть ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Факультет психологии и педагогики

-

-

-

-

17 %

28 %

47 %

6 %

2

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

-

-

-

-

22 %

48 %

26 %

4 %

-

 

После формирующего эксперимента видно, что низкие уровни конкурентоспособности студентов отсутствуют. Наиболее же высокий процент на факультете психологии и педагогики представлен уровнем выше среднего, а также есть студенты с очень высоким уровнем конкурентоспособности. Отдельно, выделяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на двух факультетах, мы констатировали у них на факультете психологии и педагогики выше среднего уровень конкурентоспособности, а в институте экономики отраслей, бизнеса и администрирования чуть выше среднего уровень конкурентоспособности.

Сделанный анализ позволил оценить  полученные результаты, сверив их  с целевыми параметрами и наметить пути дальнейшего совершенствования педагогической деятельности по формированию конкурентоспособного специалиста.

Мониторинг качества формирования конкурентоспособности  выпускника вуза, позволил определить дальнейшие пути повышения этого качества:

- блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты;

- тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности;

- активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций;

- электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.

 

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Дрозина Валентина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»; Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет.