Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF UNIVERSITY TEACHER: STRUCTURE, CONTENT AND ASSESSMENT OF MATURING

Lopanova E.V. 1
1 “Omsk State Medical Academy”, Ministry of Public Health of the Russian Federation
The article is presented the analyses of the professional and pedagogical competence for a teacher in the modern university as per the student-centered and activity approaches. There have been specified the components for the professional and pedagogical activity under conditions of education informatization, such as gnostic, design, structural, organizational, and communicative components. The modification of components content for pedagogical activity is assumed the development of the competency framework including the information, activity and reflective components required to master of knowledge, skills and experience in the professional pedagogical activity. Professional and pedagogical competencies required for a university teacher in the professional and pedagogical activity could be divided into three stages; the requirements for each stage covering knowledge and skills needed for educational process organization, didactic approaches design, assessment tools elaboration, professional communication maturing, as well as experience in teaching have been developed.
maturing stages for professional competencies of university teacher
competence structure
professional and pedagogical competence

Ориентация образования на соответствие современному уровню развития техники, науки и культуры, открытости и мобильности, максимального удовлетворения запросов потребителей обусловливают изменения в деятельности преподавателей вузов, реализующих процессы обучения, воспитания и формирования личности будущих специалистов на базе использования средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивая высокий уровень образованности, компетентности. В связи с этим, результативность изменений в системе высшего профессионального образования будет в значительной степени обусловливаться уровнем профессионального развития преподавателя вуза. В настоящее время одним из приоритетных направлений педагогических исследований (Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Лебедев О.Е., Татур Ю.Г. и др.) является компетентностный подход в образовании (competence-based education), который рассматривается как необходимое условие приведения результатов высшего профессионального образования в соответствие с международными требованиями.

Целью исследования явилось теоретическое обоснование требований к содержанию профессионально-педагогических компетенций преподавателей вуза и методы оценки их сформированности. Методы исследования включали гносеологический анализ (методологический; сравнительно-сопоставительный анализ и синтез современных парадигм, подходов в образовании); сравнение, обобщение и систематизацию моделей профессиональных компетенций преподавателей вуза.

Анализ исследований в области компетентностного подхода (Байденко  В.И., Зеер Э.Ф., Сластенин  В.А., Кузьмина Н.В., Максимов Н.И., Селезнева Н.А. и др.) показывает, что данный подход предполагает выявление практических аспектов учебного процесса на основе формирования совокупности знаний, умений и опыта различных видов деятельности. По мнению Митяевой А.М. [4], с позиций личностно-ориентированного подхода компетентность может быть описана через соотношение личностной сферы человека и возникшей задачи (Асмолов А.Г., Балл Г.А., Ганзен В.А., Ковалев Г.А., Маркова А.К., Сухобская Г.С. и др.). В развитие этой рассматривают компетентность, включая деятельностную составляющую, как интегральную способность человека строить свое поступательное развитие в различных сферах жизнедеятельности с постоянным усложнением задач и возрастанием уровней достижений. Байденко  В.И., Максимов Н.И., Селезнева Н.А. [1] рассматривают компетентность как интегративную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность использовать теоретические знания и практический опыт для решения профессиональных задач на уровне функциональных требований европейского стандарта.

Анализ исследований и современной образовательной практики позволил выявить противоречие между современным состоянием профессионально-педагогической подготовки преподавателя вуза, не предполагающим: формирование знаний, умений, опыта осуществления профессиональной педагогической деятельности; ориентацию на структуру содержания компетенций, на личностную составляющую результата подготовки; выбора методов оценки уровня результата подготовки и неразработанностью: структуры содержания профессионально-педагогических компетенций преподавателей вуза; методов оценки профессионально-педагогических компетенций как результата профессионально-педагогической подготовки.

В соответствии с выявленной Кузьминой Н.В. структурой педагогической деятельности [3] уточним содержание ее компонентов, обеспечивающих личностную и деятельностную направленности в профессиональной педагогической деятельности преподавателя в условиях информационного общества.

Содержание гностического компонента деятельности преподавателя вуза включает: систематизацию знаний преподавателя в области структуры и содержания педагогической деятельности, современных теорий обучения; теоретическое обобщение и систематизацию материала учебной дисциплины; анализ педагогической целесообразности и результатов использования средств и методов на различных этапах теоретического и практико-ориентированного обучения; анализ возможностей ИКТ в обучении студентов (организации интерактивного диалога, компьютерной визуализации учебной информации, автоматизации процесса контроля знаний, умений и др.).

Проектировочный компонент предполагает деятельность, связанную с: формулированием целей и задач теоретического и практико-ориентированного обучения студентов; отбором методов и средств обучения в соответствии с поставленными целями, особенностями обучаемых; разработкой проекта обучения студентов учебной дисциплине с учётом специфики специальности на основе реализации дидактических возможностей ИКТ; отбором содержания учебного материала и технологий обучения, реализующих личностную и деятельностную направленность в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса; созданием рабочих программ учебных дисциплин для разных категорий обучающихся в соответствии ФГОС; планированием индивидуальной и групповой работы с обучаемыми с учетом их личностных характеристик и андрагогических особенностей.

Конструктивный компонент предполагает деятельность преподавателя в области: создания учебно-методических комплексов, в том числе представленных в электронном виде; планирования и подготовки занятий со студентами в определенных условиях (программа, отведенное время, определенный учебник и т.д.); отбора образовательных ресурсов в соответствии с запланированными образовательными результатами; выбора форм и способов рефлексивного оценивания, обеспечивающих обучение студентов самооцениванию и взаимооцениванию; применения возможностей современных средств ИКТ для обучения действиям по алгоритму, обучения в условиях смены медицинских технологий, обучения профессиональной коммуникации; применения методов психолого-педагогического исследования для самостоятельной работы студентов; разработки методических рекомендаций для студентов.

Содержание организаторского компонента предполагает исполнительскую деятельность по: реализации образровательной программы в условиях конкретного вуза, современных педагогических технологий, приемов организации собственной профессионально-педагогической деятельности и учебной деятельности обучающихся; координации самостоятельной, групповой и индивидуальной работы студентов, а также управлению процессом личностного и профессионального развития субъектов образовательного процесса с помощью средств информационно-методического обеспечения.

Коммуникативный компонент предполагает деятельность, связанную с: формированием у обучающихся умений и опыта профессиональной коммуникации; построением различных схем взаимодействия с участниками образовательного процесса в зависимости от целей, содержания, форм организации и методов обучения; осуществлением информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса, в том числе и при использовании информационных технологий; организацией индивидуально-ориентированного коммуникативного взаимодействия с обучающимися в учебном процессе и вне его; предупреждением и разрешением конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с субъектами образовательного процесса; владением техниками саморегуляции психологического состояния.

В связи с изменением содержания компонентов педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях информатизации образования возникает необходимость разработки требований к структуре и содержанию профессионально-педагогических компетенций как результата профессионально-педагогической подготовки. Структура компетенций включает информационный, деятельностный и рефлексивный компоненты, что предполагает владение знаниями, умениями и опытом профессиональной педагогической деятельности.

Если рассматривать профессионально-педагогическую компетентность преподавателя вуза как совокупность компетенций, включающих: знания современных теорий обучения, реализующих дидактические возможности ИКТ; содержания профессиональной педагогической деятельности; целей и задач обучения в вузе в условиях информатизации образования; преподавания дисциплин с использованием средств ИКТ; умения структурирования и конкретизации целей обучения; выбора практико-ориентированных методов, средств и форм организации педагогического процесса на базе информационных и коммуникационных технологий; применения методов обучения действиям по алгоритму; осуществления профессиональной коммуникации; принятия решения в условиях дефицита времени; опыт проектирования структуры и содержания обучения, применения методов обучения профессиональной коммуникации; отбора методов, организационных форм, средств обучения дисциплинам, в том числе с применением информационных и коммуникационных технологий [5, 6].

Информационный компонент профессионально-педагогической компетенции включает знания: психолого-педагогических основ обучения в высшей школе; структуры и содержания педагогической деятельности; современных теорий обучения; средств и методов на различных этапах теоретического и практико-ориентированного обучения; возможностей ИКТ в обучении студентов (организации интерактивного диалога, компьютерной визуализации учебной информации, автоматизации процесса контроля знаний, умений и др.). Деятельностный компонент включает умения: формулирования целей обучения студентов; отбора методов и средств обучения в соответствии с поставленными целями; обучения студентов учебной дисциплине с учётом специфики специальности; отбора педагогических технологий, реализующих личностную и деятельностную направленность в конкретных условиях учебно-воспитательного процесса; создания рабочих учебных программ и учебно-методических комплексов, в том числе представленных в электронном виде; планирования и подготовки занятий со студентами в определенных условиях (программа, отведенное время, определенный учебник и т.д.); применения возможностей современных средств ИКТ для обучения действиям по алгоритму, обучения в условиях смены медицинских технологий, обучения профессиональной коммуникации; разработки методических рекомендаций для студентов; координации самостоятельной, групповой и индивидуальной работы студентов, а также контроля, управления учебно-воспитательным процессом с помощью средств информационно-методического обеспечения. Рефлексивный компонент включает владение опытом анализа: приемов организации собственной профессионально-педагогической деятельности и учебной деятельности обучающихся; опыта профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации; схем взаимодействия с участниками образовательного процесса в зависимости от целей, содержания, форм организации и методов обучения.

Профессионально-педагогические компетенции, которые необходимы преподавателю вуза в области профессиональной педагогической деятельности, можно разделить на три уровня: первый, второй и третий [2]. На первом уровне при осуществлении профессионально-педагогической деятельности преподавателю необходимо владение знаниями и умениями в области: организации учебного процесса; выбора методов, организационных форм и средств обучения (в том числе, функционирующих на базе средств ИКТ) в соответствии с целями обучения; сочетания индивидуальных и групповых форм работы на основе знания закономерностей личностного и профессионального становления специалиста; способов оценивания учебных результатов на основе компетентностного подхода; содержания правовых и нормативных документов высшего профессионального образования. Опыт осуществления профессиональной педагогической деятельности включает поиск источников учебно-методической информации, представленной в электронной форме, определение педагогической цели использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, подготовку учебно-методической методической информации в электронной форме.

Второй уровень предполагает владение знаниями и умениями в области: организации информационного взаимодействия на базе ИКТ с обучающимися, разработки методики преподавания дисциплин на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов; применения личностно-деятельностных технологий в теоретическом и практико-ориентированном обучении; проектирования и проведения занятия с учётом педагогических и андрагогических принципов; рефлексивного оценивания результатов педагогической деятельности; методов эмоциональной саморегуляции. Разработка сценариев обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), планирование деятельности п созданию ЭОР составляют опыт осуществления педагогической деятельности на втором уровне.

На третьем уровне необходимо владение знаниями и умениями в области: отбора средств и методов обучения дисциплине, в том числе с использованием средств ИКТ, для достижения запланированных результатов; организации обучения учебной дисциплине на основе собственной субъектной позиции; отбора содержания профессиональной педагогической деятельности преподавателя на основе рефлексии собственного опыта; целенаправленного выбора технологий обучения; применения различных средств и техник коммуникации для взаимодействия с субъектами образовательного процесса и обучения профессиональной коммуникации. Опыт осуществления педагогической деятельности на третьем уровне представлен применением ИКТ при проведении мастер-классов, открытых занятий, обучающих семинаров для коллег; разработкой и использованием средств и методов контроля учебных достижений обучающихся и способов организации самостоятельной работы обучающихся на базе средств ИКТ.

Оценить уровень знаний и умений преподавателя вуза в области профессионально-педагогической деятельности можно по результатам тестирования [2]. При этом педагогический тест должен содержать 42 тестовых задания, разбитых на три блока по 14 тестовых заданий в каждом. Правильность выполнения каждого из заданий можно оценить в дихотомической шкале (0 баллов, если тестовое задание выполнено неправильно, и 1 балл - если задание выполнено правильно). Это позволяет оценить уровень знаний и умений преподавателя в 42-балльной шкале измерения, которую можно разбить на три части: [0; 14], [15; 28] и [29; 42]. Тестовые задания первого блока [0; 14] позволяют выявить наличие первого уровня знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности. В случае правильного выполнения заданий первого блока преподаватель может перейти к выполнению заданий второго блока [15; 28], позволяющих выявить наличие второго уровня знаний и умений врача-преподавателя в области профессионально-педагогической деятельности. Задания третьего блока [29; 42], подтверждающие наличие третьего уровня знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности, выполняются при условии правильного выполнения всех заданий первых двух блоков.

Наличие у слушателей опыта проектирования методических подходов, оценивания учебных достижений обучающихся и формирования профессиональной коммуникации при осуществлении профессиональной педагогической деятельности может быть оценено по результатам выполнения педагогического проекта, который оценивается по 6-балльной шкале измерения. Оценочную шкалу можно разбить на три части, соответствующих первому, второму и третьему уровням сформированности опыта профессиональной педагогической преподавателей вуза.

На основе структуры профессионально-педагогических компетенций определены этапы профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза: информационный, деятельностный и рефлексивный. Информационный этап предполагает активную работу с информацией: ее осмысление относительно профессиональной проблемной ситуации, структурирование, поиск вариантов решения, планирование действий на основе полученных знаний. На деятельностном - осуществляется разработка профессионально-ориентированных ситуаций, выполнение практикоориентированных заданий, разработка технологических карт и проведение занятий со студентами, анализ проведенных занятий в аспекте соответствия требованиям к реализации личностно-деятельностных технологий. На рефлексивном - обеспечивается осмысление полученного опыта, рефлексия по поводу личностных изменений, определение стратегии собственной профессиональной деятельности. Для каждого из этапов предлагаются специфические организационные формы и методы, в том числе с использованием ИКТ, обусловленные целями, структурой и содержанием подготовки адекватно структуре профессионально-педагогических компетенций.

Педагогический эксперимент проводился на базе кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия» Минздрава России (ОмГМА), ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет», ГБОУ ВПО «Первый московский государственный медицинский университет». В процессе формирования экспериментальных групп проводилась оценка уровня начальных знаний и умений каждого преподавателя в области общей и профессиональной педагогики. Результаты выполнения входной диагностической работы показали, что все преподаватели обладают необходимым уровнем начальных знаний и умений в этой области На формирующем этапе эксперимента (2011-2013 г.г.) проводилось обучение слушателей в соответствии с предлагаемыми подходами к профессионально-педагогической подготовке. По завершении обучения проводилось педагогическое тестирование для оценки уровней знаний и умений врачей-преподавателей в области профессионально-педагогической деятельности, а также опыта ее осуществления.

Анализ данных общей выборки показал, что из 338 слушателей, обучавшихся по программе «Преподаватель высшей школы», 159 слушателей достигли второго уровня знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности, 94 слушателя - третьего уровня знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности; второго и третьего уровней знаний и умений в области профессионально-педагогической деятельности достигли 253 слушателя (74,9%), то есть большинство.

Заключение. В связи с изменением содержания компонентов педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях информатизации образования возникла необходимость разработки требований к структуре и содержанию профессионально-педагогических компетенций как результата профессионально-педагогической подготовки. Структура компетенций включает информационный, деятельностный и рефлексивный компоненты, что предполагает владение знаниями, умениями и опытом профессиональной педагогической деятельности.

Знания, умения, которые необходимы преподавателю вуза в области профессионально-педагогической деятельности, и опыт ее осуществления можно разделить на три уровня. К каждому из уровней разработаны и обоснованы требования к знаниям и умениям в области организации образовательного процесса, проектирования методических подходов, оценивания учебных достижений обучающихся и формирования профессиональной коммуникации. На основе структуры профессионально-педагогических компетенций определены этапы профессионально-педагогической подготовки преподавателей вуза: информационный, деятельностный и рефлексивный.

Рецензенты:

Раскина И.И., д.п.н., профессор, зав.кафедрой прикладной информатики и математики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омск;

Жигадло А.П., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой «Инженерная педагогика» ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия «СибАДИ», г.Омск.