Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE VIRTUAL PROFESSIONAL COMMUNITIES AS A FACTOR OF FORMATION OF THE TEACHER’S COMPETITIVENESS

Donina I.A. 1 Taykova L.V. 1
1 The Novgorod state university of Yaroslav the Wise
In this article the questions of professional formation of the teacher within virtual professional communities are considered, the attention to creation of conditions of teacher’s training for professional interaction by means of new channels of communication is paid. It is proved that competitiveness existence as professional and significant competence promotes not only the teacher´s demands as expert in labor market, but also provides competitiveness of the educational organization in the market of educational services. The detailed analysis of the content of the concept "virtual community" is carried out, theoretical aspects of formation of virtual professional communities are considered, specifics of interaction in virtual community and its management are emphasized. It is necessary that exactly within virtual communities there are conditions promoting not only to professional communication, but also informal education of the teacher, recognition of its professional qualities, the professional competitive environment is created. The professional competitive environment promotes formation of competitiveness of the teacher.
network technologies.
communication
interaction
virtual professional communities
professionalism
competitiveness of the teacher

Становление информационного общества предполагает широкое распространение глобальных компьютерных сетей. Это влияет не только на характер труда современного педагога, но и на развитие его профессионализма, увеличивает возможность виртуальных коммуникаций  в профессиональных сообществах и усиливает их интенсивность.

В самом общем смысле - «сообщество» - это некая группа людей, объединенная по какому-либо признаку [3]. Сообщество характеризуется чувством сопричастности, является неким собранием людей, находящихся во взаимодействии и связанных между собой общими целями интересами, в пространстве, в течение определенного времени. Вступление в сообщество означает, в первую очередь, доступ к ресурсам этого сообщества. Эти ресурсы могут быть как материальными, так и нематериальными [3].

Термин «виртуальное сообщество» «virtual community» введен в 1993 г. Говардом Рейнгольдом - американским исследователем социальных отношений в сети. Он определяет понятие «виртуальное сообщество» - как объединение людей с помощью сети Интернет, разделяющих общие интересы, идеи и чувства [5].

Понимание природы виртуальных сообществ пересекается с определением «социальная сеть» - как группа людей (или организаций), связанных между собой набором социальных отношений, таких как дружба, совместная профессиональная деятельность или информационный обмен. По мнению Howard Rheingol понятия «сетевое сообщество» и «социальная сеть» могут быть взаимозаменяемыми, т.к. несут одно смысловое значение - объединения людей [5].

Таким образом, виртуальное сообщество представляет собой новую форму социальной группы, в частности, профессиональной группы, которые, благодаря своим специфическим характеристикам, обусловленным особенностями Интернета как коммуникационной среды предоставляет возможность профессионального взаимодействия людей одной профессии территориально находящихся на значительно удаленном расстоянии между собой.

С.В.Бондаренко дает следующую социально-психологическую характеристику виртуальных сообществ:

1. виртуальное сообщество представляет собой объединение людей,  базирующееся на общности интересов, взглядов, ценностей, потребностей и др.;

2. с точки зрения композиции,  виртуальное сообщество представляет собой социальную общность индивидов со сходными социально-психологическими и социально-демографическими характеристиками;

3. виртуальное сообщество,  чаще всего,  является неформальным образованием с добровольным членством,  оно,  как правило,  не имеет четко заданной иерархической структуры, участники сообщества, в основном, равны в своих правах. Однако встречаются сообщества с определенной статусно-ролевой структурой:  роли и статусы их членов варьируются в зависимости от продолжительности их пребывания в группе,  возлагаемых функций и имеющегося доступа к управлению сообществом;

4. отношения в виртуальном сообществе,  основанные на взаимном доверии участников как групповом регуляторе, строятся на добровольно принятых обязательствах, которые заменяют формальные внешние обязанности [1],  а также взаимных ожиданиях каждого члена группы относительно других ее членов;

5. в виртуальном сообществе наблюдаются такие групповые динамические процессы, как руководство, лидерство, конфликты, конформное поведение, формирование общегруппового мнения,  групповая сплоченность.  В течение определенного,  иногда достаточно продолжительного времени существования, участники сообщества вырабатывают общие ценности, нормы, правила и стандарты поведения, традиции, систему санкций, символы и специфический язык;

6. продолжительное,  динамичное развитие виртуального сообщества происходит благодаря наличию тесных коммуникативных связей и взаимодействия между его участниками,  наличию общих целей и осуществлению общегрупповых действий по их достижению.

Чураева Н.С. в своем научном исследовании рассматривает классификацию виртуальных сообществ, которые разделены на: 1) сообщества, имеющие в своей основе реальные группы, при этом перенесенные в Интернет; 2)  собственно виртуальные сообщества,  не имеющие в своей основе offline-поддержки; 3) сообщества, созданные в виртуальном пространстве, но по определенным причинам перенесенные в реальную жизнь [4].

Виртуальное профессиональное сообщество представляет собой совокупность индивидов, объединенных сходными профессиональными интересами и целями. Данное сообщество является новой формой социальной группы, отличающейся,  во-первых,  интерактивным характером взаимодействия своих членов, которые могут взаимовыгодно обмениваться интересной и полезной информацией;  во-вторых,  отсутствием   географических и психологических барьеров в общении,  что обусловлено анонимностью коммуникации в Интернете;  в-третьих,  возможностью самопрезентации и самовыражения с учетом имеющихся у индивида способностей;  в-четвертых, добровольным членством и неформальной структурой коммуникации в режиме реального времени;  в-пятых,  возможностью создавать собственный круг общения, состоящий только из коллег и единомышленников.

Основной целью виртуального профессионального сообщества, с нашей точки зрения, является - создание такой педагогической системы, которая объединяет в себе информационные ресурсы, средства доступа и взаимодействия в сообществе, средства управления виртуальным сообществом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на развитие сообщества и профессионализма его членов как интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. Также участие в профессиональном сообществе позволяет его участникам развить способности выполнения должностных обязанностей и личностные качества, способствующие не только достижению личных целей, но и целей всей организации таких как: стратегическое видение; умение и готовность адаптировать полученный опыт под новые организационные задачи и т.д.

Формирование и устойчивое существование виртуального профессионального сообщества как социальной группы возможно только при наличии у участников сообщества общих интересов, совместно выработанных целей и организованных действий по их достижению (внутригрупповой деятельности),  которые реализуются в рамках единого коммуникативного пространства. Виртуальные профессиональные сообщества выступают как в качестве инструмента коммуникации,  позволяющего получать необходимую информацию,  искать новые контакты и формировать профессиональные отношения,  так и в качестве площадки для самовыражения.

В связи с тем, что  быстрая смена информации влечет за собой интенсивное устаревание профессиональных умений и навыков, как отдельных педагогов, так и всего педагогического персонала образовательной организации в целом, то в таких условиях способность сотрудников к эффективному саморазвитию, постоянному совершенствованию и расширению своего профессионализма становится одной из важнейших.

Профессиональное виртуальное сообщество предполагает наличие участников разной квалификации и опыта работы - от студентов и начинающих, до опытных и известных в профессиональной среде педагогов, каждый из которых в силу своих способностей имеет возможность проявить себя. В таком случае в профессиональном виртуальном сообществе происходит объединение трех  типов ресурсов: ресурсов глобальной сети интернет, человеческих ресурсов опытных педагогов (опыт профессиональной деятельности и т.д.) и ресурсов молодежи, только начинающих становление своего профессионального пути (профессиональные знания, новые профессиональные компетенции и т.д.). Тем самым, в рамках профессионального сообщества создается своеобразная неявная конкурентная среда, способствующая мотивации к профессиональному росту и развитию, демонстрирующая лучшие образцы профессионализма к которым можно стремиться. В то же время среда предоставляет возможность участникам для сравнения собственных достижений с достижениями других, способствуя становлению значимого в современных условиях компонента профессионализма педагога - его конкурентоспособности. Конкурентоспособность педагога рассматривается нами не только как личностное качество, отражающее его способность и готовность выдерживать конкуренцию на рынке труда, но и как его способность и готовность к обеспечению конкурентоспособности общеобразовательной организации на рынке образовательных услуг, как организационный ресурс общеобразовательной организации. Конкурентоспособность может иметь как внутреннюю, так и внешнюю составляющую. В качестве внутренней конкурентоспособности выступает готовность к наращиванию и проявлению своего профессионализма в конкурентной среде, в то время как проявление внешней составляющей конкурентоспособности - признание педагога в профессиональном (в том числе и виртуальном) сообществе  как специалиста с высокой степенью профессионализма. В этом случае мы рассматриваем конкуренцию не как антагонистичное противопоставление, а как механизм наращивание своего профессионализма и поиска своей уникальности. Поэтому очень важно подчеркнуть важность эффективного взаимодействия участников  сообщества, основой которого является - доверие участников  по отношению друг к другу. Доверие (между людьми) - это уверенность в поступке другого человека определённым образом. Доверие - всегда кому-то принадлежит, оно личное в отличие от абстрактных понятий типа Справедливости или Гуманизма  [2].

В связи с этим, с одной стороны, задачи лидеров профессионального сообщества (чаще всего - более опытных педагогов) - управление взаимодействием, поддержание и развитие доверия участников сообщества по отношению друг к другу.  С другой стороны - развитие самого сообщества, что подразумевает достижение следующих целей:

  • рост числа участников сообщества;
  • соответствие (выдерживание) цели создания сообщества (Виртуальные социальное сообщество создается его организаторами для достижения определенных целей);
  • развитие коммуникаций и «положительного» направления общения.

Однако согласно исследованию С.В. Бондаренко, существует ряд факторов,  снижающих эффективность социального взаимодействия. Так, например, с ростом численности участников виртуальных сообществ [1]:

  • количественный рост виртуального сообщества усложняет координацию

деятельности его участников,  возникает проблема контроля лидерами выполнения поставленных задач;

  • возрастание количества участников в сообществе снижает влияние отдельных индивидов на ход групповых дискуссий, делая незначительным их вклад в принятие

групповых решений;

  • с увеличением количественного состава сообщества возрастает вероятность;
  • появления конкурирующих между собой подгрупп, следствием чего является затруднение координации общегрупповых усилий;
  • с увеличением количества пользователей в сообществе возрастает анонимность участников, при этом происходит рост числа индивидов, формирующих искаженную, не соответствующую действительности идентичность, что провоцирует их на совершение асоциальных действий.

С.В. Бондаренко отмечает, что размер виртуального сообщества также коррелирует с  качеством,  актуальностью и оперативностью размещаемой информации:  чем выше число участников онлайн-группы,  тем большую пользу сообщество приносит для его членов.

Действительно, «верхним» количественным пределом виртуальной группы можно считать тот,  который является достаточным и оптимальными для выполнения участниками сообщества конкретной деятельности [1].

Итак, проведенный нами анализ показал, что профессиональные виртуальные сообщества способствуют взаимодействию педагогов, их профессиональному общению и обмену опытом, являются эффективным инструментом интерактивной коммуникации между ними. Включение педагога в виртуальное профессиональное сообщество позволяет ему целенаправленно получать информацию, связанную со своей профессиональной деятельностью, включаться в процесс взаимодействия с коллегами, неформального и информального обучения, тем самым наращивая свой потенциал, демонстрируя и развивая свои профессиональные качества. В связи с этим одной из задач развития профессиональных виртуальных сообществ мы видим в формировании готовности к взаимоподдержке и взаимопомощи в профессиональном становлении, как со стороны опытных педагогов, так и со стороны молодежи, заканчивающей Вуз и обладающей системой новых профессиональных знаний и компетенций.

Таким образом, развитие сети Интернет в современном мире, в том числе и виртуальных профессиональных сообществ позволяет не только получить  доступ к мировым информационным ресурсам, но и является своеобразным фактором становления конкурентоспособности педагога.

Рецензенты:

Иванов Е.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики, заместитель директора ИНПО НовГУ,  г. Великий Новгород;

Шерайзина Р.М., д.п.н., профессор, заведующей кафедрой «Профессионального педагогического образования и социального управления», ИНПО, НовГУ, г. Великий Новгород