Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICALLY-PEDAGOGICAI CONDITIONS OF TEENAGER SPORTSMEN IN INDIVIDUAL AND GROUP KINDS OF SPORT.

Gaponova S.A. 1 Demina D.S. 2
1 Nizhni Novgorod State Pedagogical University n.a. Kozma Minin
2 Kursk State Medical University
The peculiarities of the status position in the class body of teenagers-migrants, educated in believers’ families are analyzed. It is revealed, that in spite of different social factors, such as limited material opportunities, rather a low parents’ social status, ideological differences and other factors, the rating of these children has steadily medium positions. A close connection between the position of children with religious beliefs and the estimation of their moral qualities by the classmates is observe. The result adjustments- for the victory, for the trainer, characterize the goal-setting process and reflect the organizing of the sport activity realization levels. In group kinds of sport the most meaningful impact is caused by the role adjustments in the "Sportsman- trainer" system, authoritarian style of cooperation and general positive background of cooperation. The relevant conditions are the pragmatic type of perception, team cohesion, and effectiveness of team cooperation. Individually- personal factors of success in individual and group kinds of sport are: focus, persistence, tenacity, resolution and courage, and also independence and initiativity; low level of sub-depression and optimally high level of mental stress. Self-regulation of teenagers sport activity success is provided by high level of programming, planning, independence, modeling and general level of self-regulation. In group kinds of sport- the factor of the sport activity success is the high level of flexibility characteristics and independence.
teenagers from believers’ families
status position
moral sphere
personal qvalities
psychological climate in class.

Реалии современной жизни предъявляют высокие требования к работе педагогов-психологов, работающих в сфере подготовки спортсменов-профессионалов. В условиях модернизации и гуманизации образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности влияния на образ жизни и поведение детей, подростков и юношей занятий физической культурой и спортом. В настоящее время спорт - это не просто специфический вид человеческой деятельности, это социальное явление, способствующее поднятию престижа не только отдельных личностей, но и целых общностей, в том числе класса, школы, команды и государства, в целом.

Успешность спортивной деятельности обеспечивают на макросоциальном уровне: отношение государственных органов, система управления, система финансирования. На микросоциальном - отношения в системе «спортсмен-тренер», «спортсмен-команда», «спортсмен-спортсмен» при ведущей организующей роли «спортсмен-тренер». Психолого-педагогический потенциал этой системы определяет эффективность достижений спортсмена и команды, и отношение к спорту в социальном пространстве.

В современных исследованиях представлен широкий спектр данных о влиянии психологических факторов на деятельность спортсменов как в отечественной (О.А. Черникова, А.В. Родионов, С.Ю. Манухина, Т.О, Гордеева Т.Т. Джамгаров А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, О.А. Сиротин, Ю.А. Ханин, Н.А. Худадов, Е.П. Ильин) так и зарубежной литературе (Г. Ридер, П. Рокушфалви, Ж. Риу, Р. Сингер, Г. Шиллинг, М. Эпуран, М. Яффи).

Сама же спортивная деятельность приобрела статус междисциплинарной проблемы, интегрируя в своем содержании научные достижения общей (А.Ц. Пуни А.В. Родионов, Я.В. Голуб, Л.В. Лотоненко), социальной (И.Ю. Воронин, С.И. Петров, Ю.В. Сысоев) и педагогической (Т.В. Гомельская, Ю.А. Коломейцев) психологии.

Опираясь на принципы системного подхода [1;2] в изучении спортивной деятельности и ее успешности, на основании теоретического анализа [4] нами были выделены две группы факторов, обеспечивающих эффективность и результативность спортивной деятельности: психолого-педагогические и индивидуально-личностные.

Целью настоящего исследования явилось изучение психолого-педагогических условий и индивидуально-личностных особенностей, обеспечивающих успешность подростков-спортсменов в индивидуальных и групповых видах спорта.

В соответствии с поставленной целью, нами решались следующие задачи:

1. провести сравнительный анализ психолого-педагогических условий в группах успешных и неуспешных подростков-спортсменов в индивидуальных (на примере тенниса) и групповых (на примере футбола) видах спорт;

2. провести сравнительный анализ индивидуально-личностных особенностей успешных и неуспешных подростков-спортсменов в индивидуальных (на примере тенниса) и групповых (на примере футбола) видах спорта;

3. исследовать систему отношений успешных и неуспешных подростков-спортсменов с тренером и выявить роль подсистемы «спортсмен-тренер» в обеспечении успешности спортивной деятельности в индивидуальных и групповых видах спорта.

Экспериментальная группа и методы исследования

Исследование проводилось на базе спортивных школ тенниса г. Курска, г. Адлера, г. Сочи и футбольных команд г. Курска. Всего в исследовании приняли участие 178 респондентов: подростки в возрасте от 11 до 15 лет (95 спортсменов-теннисистов и 83 спортсмена-футболиста).

В результате анализа продуктов деятельности были определены следующие параметры деления спортсменов на группы успешных и неуспешных: 1) количество побед спортсменов в междугородних и международных соревнованиях; 2) фиксация достижений спортсменов в Ежегоднике соответствующей Федерации России, где зафиксированы результаты, показанные российскими спортсменами на важнейших российских и международных турнирах. На основании выделенных критериев мы выделили группы успешных (N=52 человека, 11-15 лет) и неуспешных теннисистов (N=43 человека, 11-15 лет), а также группы успешных – команда «Ав - рд» (N=41 человек, 11-15 лет) и неуспешных - команда «Школа №» (N=42 человека, 11-15 лет) футболистов.

Для решения задач, поставленных в исследовании, нами применялись следующие группы методов: организационные (метод поперечных срезов); эмпирические методы: анализ продуктов деятельности, аппаратная методика «Арка» А.С.Чернышева с соавт. [10]; психодиагностические методы: опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой [6], опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчиновой [5], методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избеганию неудач Элерса [8], измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС) В. Зунга [8], опросник тревожности Тейлора [8], психический анализ развития волевых качеств Б.Н. Смирнова [7]; проективные методы: тест цветовых отношений Эткинда (ЦТО) [9]; методы обработки данных (количественный, качественный анализ, методы общей, сравнительной и многомерной статистики). Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft STATISTICA 6.0. для Windows.

Результаты и их обсуждение

В качестве показателя эффективности совместной деятельности теннисистов, рассматривается показатель скорости сборки модели «Арка». Выявлено, что скорость сбора арки значимо выше в группе успешных спортсменов (р<0,005). У успешных спортсменов наиболее выражен сотрудничающий характер взаимодействия, а у неуспешных - преобладает соперничество (р<0,005). Получены статистически значимые различия и по таким стилям руководства, как демократический и либеральный (р<0,005).

При анализе установки на тренировку с помощью теста цветовых отношений, было выявлено, что в группе успешных спортсменов преобладают основные цвета, что говорит о позитивной установке на тренировку (р<0,05). При исследовании установки на победу между группами не было выявлено статистически значимых различий.

В качестве индивидуально-личностных характеристик успешности спортивной деятельности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта мы рассматриваем параметры мотивационной и эмоционально-волевой сферы. В мотивационной сфере – это мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач; в эмоциональной сфере – состояния нервно-психического напряжения, тревожности и субдепрессии, а также уравновешенность; в волевой сфере – это качества целеустремленности, выдержки, самообладания, настойчивости, решительности, инициативности, а также уровень саморегуляции поведения.

В индивидуальных видах спорта успешные спортсмены-теннисисты характеризуются высоким уровнем выраженности таких волевых качеств, как целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, самостоятельность и инициативность (все отличия достоверны, при р<0,05).

В эмоциональной сфере в структуре индивидуально–личностных факторов успешности спортивной деятельности у теннисистов выявлены значимые различия по субдепрессии (р<0,05), свидетельствующие о преобладании астенических эмоциональных проявлений у неуспешных спорстменов в процессе реализации спортивной деятельности, а также по уровню неуравновешенности (р<0,05). При этом выраженность этих параметров в группе успешных спортсменов значимо ниже по сравнению с неуспешными спортсменами.

В мотивационной сфере обе группы спортсменов-теннисистов характеризуются умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудач. Это говорит о высокой потребности спортсменов добиваться успеха, особенно в ситуациях соревнования.

При исследовании регуляторной сферы подростков в структуре индивидуально-личностных факторов успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта (на примере тенниса) выявлены значимые различия (p<0,05) по шкалам (ПР) программирования, (ПЛ) планирования, (М) моделирования, (С) самостоятельности.

Высокий уровень развития этих процессов в группе успешных спортсменов-теннисистов свидетельствует о сформированности потребности в осознанном планировании и программировании деятельности; планы в этом случае реалистичны, детализированы, программы разрабатываются самостоятельно. Данные особенности являются предпосылкой успешной деятельности в индивидуальном виде спорта, так как на протяжении всей игры спортсменам приходится самостоятельно выстраивать программу и план деятельности, корректировать действия по ходу игры, не прибегая к посторонней помощи. Общий уровень саморегуляции в группе успешных теннисистов выше по сравнению с группой неуспешных спортсменов.

Моделирование ситуации совместной деятельности в группах успешных и неуспешных спортсменов-футболистов с помощью методики «Арка» выявило статистически значимые различия (р≤0,005) по таким типам взаимодействия как соперничество и конфликт. При этом в группе успешных спортсменов-футболистов характер взаимодействия преимущественно сотруднический, а в группе неуспешных – преобладает сопернический характер отношений.

Анализ данных исследования индивидуально-личностных особенностей спортсменов в групповых видах спорта (на примере футбола) выявил высокий уровень выраженности волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, решительности и смелости, самостоятельности и инициативности у успешных спортсменов (все отличия достоверны (р<0,05).

Успешные спортсмены-футболисты характеризуются высоким уровнем нервно-психического напряжения и уравновешенности (р<0,05). Состояние нервно-психического напряжения в спортивной деятельности подростков характеризует предстартовую мобилизационную готовность. В мотивационной сфере спортсмены-футболисты, так же, как и спортсмены-теннисисты, характеризуются умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха и низким уровнем мотивации избегания неудач, что указывает на наличие потребности добиваться успехов в различных видах деятельности, в том числе и соревновательной.

При исследовании регуляторной сферы подростков в структуре индивидуально-личностных факторов успешности спортивной деятельности в групповых видах спорта выявлены значимые различия (р<0,05) по шкале (Г) гибкости, (П) планирование, (С) самостоятельность. Успешные спортсмены характеризуются высокими значениями по шкале гибкости и самостоятельности. Однако, в отличие от спортсменов-теннисистов, уровень выраженности параметров планирования в группе неуспешных спортсменов-футболистов значимо выше, по сравнению с успешными спортсменами. Данная особенность, являясь предпосылкой успешной деятельности подростков в индивидуальном виде спорта, в групповых видах спорта, по-видимому, выступает в качестве фактора, снижающего успешность деятельности, поскольку в данном случае необходима жесткая организация, регламентация и контроль деятельности спортсменов со стороны тренера.

Таким образом, в результате сравнения групп успешных спортсменов, занимающихся индивидуальными (на примере тенниса) и групповыми (на примере футбола) видами спорта, по параметрам мотивационной сферы (мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач), а также по уровню выраженности волевых качеств (целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность) существенных различий обнаружено не было. Значимые различия выявлены только по уровню выраженности параметров системы саморегуляции и эмоциональных состояний.

По показателям самостоятельности и гибкости у успешных футболистов и теннисистов статистически значимых различий обнаружено не было: данные в обеих группах находятся в диапазоне средних значений. Это свидетельствует о достаточном уровне развития процессов гибкости, характеризующем способности изменять свое поведение в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды; самостоятельности и оценки результатов деятельности, характеризующей адекватность оценки спортсменами себя и результатов своей деятельности и поведения. Однако, у успешных спортсменов-теннисистов такие показатели, как программирование, планирование, моделирование, общий уровень саморегуляции выше, чем у группы успешных футболистов.

Взаимодействия игроков внутри команды является специфическим условием группового вида спорта, поэтому связь данного фактора и успешности спортивной деятельности подростков представляется наиболее значимой. В результате исследования особенностей взаимодействия в системе «спортсмен-тренер» между спортсменами успешной и неуспешной команды получены следующие результаты.

В результате исследования восприятия индивидом группы наблюдаются статистически значимые отличия (p<0,05) по параметру «особенности взаимодействия» у спортсменов в успешной и неуспешной командах. В неуспешной команде наиболее выражен индивидуалистический тип восприятия группы.

В успешной команде более выраженным является прагматический тип восприятия группы. Это свидетельствует о том, что спортсмены этой команды склонны воспринимать группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом команда воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

В этом случае наличие эмоциональной напряженности, связанной как с несоответствием ролевых позиций в группе с личностными особенностями спортсменов, так и с особенностями взаимоотношений с тренером, осознается субъектом-прагматиком (каковыми преимущественно являются футболисты успешной команды) как неизбежное следствие оптимальной организации совместных усилий – необходимого условия выигрыша, к которому он всеми силами стремится. Напряженность, возникшая в группе – не разрешима в ней самой, в противном случае это придет в противоречие с направленностью субъекта, нанеся ущерб его собственным интересам. Поэтому, поиски выигрыша вынуждают терпеть эмоциональные ущемления, в особенности, когда деятельность команды эффективна.

При исследовании психологической взаимности подростков («сплоченности группы») в успешной и неуспешной командах были обнаружены статистически значимые различия (p<0,05).

В успешной команде показатель сплоченности команды находится в пределах средних значений. Данный факт свидетельствует о том, что футболисты успешной команды заботятся о сохранении хороших отношений с товарищами, и о достижении высоких спортивных показателей в равной степени. Наличие повышенного эмоционального напряжения в успешной команде, связанного с различными аспектами психолого-педагогического взаимодействия, сочетается с возникновением внутренних неформальных структур (сплоченных систем), которые компенсируют накопившуюся в процессе предметного взаимодействия напряженность.

В неуспешной команде отмечается недостаточная активность позиции тренера в организации этапов реализации спортивной деятельности подростков. Нейтральная установка на тренера, негативная установка на тренировку, а также позитивная установка на победу при низкой эффективности взаимодействия проявляются в неадекватной оценке этапов реализации спортивной деятельности подростков и низком уровне принятия ответственности, что значительно снижает эффективность тренировочного процесса, и, как следствие, успешность спортивной деятельности.

Таким образом, в групповых видах спорта (на примере футбола) в качестве психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности подростков выступают высокая эффективность взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», позитивный эмоциональный фон взаимоотношений, прагматический тип восприятия группы, сплоченность команды, эффективность взаимодействия в команде. Лидером и исполнителем в данных отношениях выступает тренер.

Для обеспечения и реализации системности исследования психолого-педагогических и индивидуально-личностных факторов успешности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта мы провели факторный анализ.

В индивидуальных видах спорта (на примере тенниса) первый фактор представлен уравновешенностью и гибкостью в группе индивидуально-личностных факторов успешности подростков (0,921 и 0,621 соответственно), а также сотрудничающим характером взаимодействия (0,974), общим положительным эмоциональным фоном деятельности (0,762) и позитивной установкой на положительный результат деятельности (на победу) (0,831), характеризующими группу социально-психологических факторов успешности спортивной деятельности. Второй по значимости фактор содержательно определяется такими индивидуально-личностными факторами как тревожность (-0,832) и волевыми качествами самостоятельности и инициативности (0,863), а также социально-психологическими факторами – демократическим стилем взаимодействия (0,879), негативной социально-психологической установкой на положительный результат деятельности (на победу) (-0,847) и позитивной социально-психологической установкой на тренировку (0,891). Третий по значимости фактор также характеризуется преобладанием социально-психологических факторов успешности спортивной деятельности подростков. Максимальная нагрузка данного фактора выявлена по параметру ролевых установок, характеризующих взаимодействие в системе «спортсмен-тренер» (0,926).

В групповых видах спорта (на примере футбола) основная факторная нагрузка приходится на такие индивидуально-личностные факторы успешности спортивной деятельности подростков, как целеустремленность (0,691), и программирование, характеризующее систему саморегуляции поведения (-0,709), а также психолого-педагогические условия, представленные авторитарным стилем взаимодействия (0,831), ролевыми установками «тренер-лидер» (0,826) и «тренер-исполнитель» (0,638). Второй по значимости фактор характеризуется такими индивидуально-личностными факторами как нервно-психическое напряжение (-0,726) и общий уровень саморегуляции (0,834), а также ролевой установкой в системе «спортсмен-лидер» и позитивной установкой на тренера (0,732), характеризующими психолого-педагогические условия успешности спортивной деятельности подростков. Третий по значимости фактор также характеризуется преобладанием психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности. Максимальная нагрузка по данному фактору содержательно определяется ролевыми установками, характеризующих взаимодействие подростков в системе «спортсмен-тренер».

Выводы

По результатам проведенного исследования психолого-педагогических условий успешности спортивной деятельности подростков в индивидуальных и групповых видах спорта можно сделать следующие основные выводы:

1. Психолого-педагогическими условиями успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта (на примере тенниса) выступают: сотрудничающий характер взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», демократический стиль педагогической деятельности тренера, что свидетельствует о высоком уровне ответственности, самостоятельности и самоорганизованности спортсмена, и эмоциональная позитивность совместной деятельности в системе «спортсмен-тренер». Ролевыми установками, обеспечивающими успешность спортивной деятельности, являются «лидер-спортсмен» и «исполнитель-спортсмен». Результативные установки – на победу, на тренера, характеризуют процесс целеполагания и отражают организацию этапов реализации спортивной деятельности.

2. Психолого-педагогическими условиями успешности спортивной деятельности в групповых видах спорта (на примере футбола) выступают: высокая эффективность взаимодействия в системе «спортсмен-тренер», позитивный эмоциональный фон взаимодействий. Ролевыми установками, обеспечивающие успешность спортивной деятельности, являются «лидер-тренер» и «исполнитель-тренер». Значимыми условиями также являются прагматический тип восприятия группы, сплоченность команды, эффективность взаимодействия в команде.

3. Индивидуально-личностными факторами успешности спортивной деятельности и в индивидуальных (на примере тенниса) и в групповых (на примере футбола) видах спорта являются: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, самостоятельность и инициативность; низкий уровень субдепрессии и оптимально высокий уровень нервно-психического напряжения.

4. Саморегуляция успешности спортивной деятельности в индивидуальных видах спорта обеспечивается высоким уровнем программирования, планирования, самостоятельности, моделирования и общего уровня саморегуляции.

В групповых видах спорта – фактором успешности спортивной деятельности выступает высокий уровень параметров гибкости и самостоятельности.

5. Специфика индивидуальных видов спорта (на примере тенниса) заключается в необходимости более самостоятельного планирования, организации и регуляции спортивной деятельности (как соревновательной, так и тренировочной). Групповые виды спорта (на примере футбола) характеризуются активной позицией тренера в связи с необходимостью планирования и организации деятельности не каждого спортсмена, а спортивной команды в целом, характеризующейся позиционной и статусно-ролевой структурой.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород;

Черемисова Н.В., д.псх.н., зав.кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г.Волгоград.