Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL NATURE AND SOCIALLY IMPORTANT LANGUAGE FUNCTIONS IN THE KEY PHILOSOPHICAL AND LINGUISTIC CONCEPTUALIZATIONS

Kirina L.V. 1
1 StSAU
In this paper the key linguistic and philosophical concepts of foreign and national classics of philosophy and linguistics revealing the social essence and socially important language functions are analyzed. The existence of relationship between the ideas about language nature and its functionality is established. Language functions are considered both in terms of relationship with the world of external phenomena and the inner world of a man, as well as in relation with a man, society and culture. Along with a detailed analysis of the language functions its sub-functions are thoroughly studied. Particular attention is drawn not only to a descriptive role of language, but also to its constitutive features. The analysis of numerous studies shows that in the works on general linguistics and philosophy of language the unity of opinions on the following language functions is observed: the communicative function, the information or message function, the emotive function, the function of thought formation and phrasing.
language functions
social essence
means of communication
language
speech
thinking
cultural values

При рассмотрении функций языка необходимо оценивать роль языка и речи по отношению к человечеству в целом, отвлекаясь от эпохи, места использования языка и других конкретных условий коммуникации. Это самый общий взгляд на функции языка и речи, характерный для исследований философского характера. Речевое общение выступает в этой ситуации как способ существования человеческих коллективов: разнообразные виды речевого общения обеспечивают связи, взаимодействие членов общества, поддерживают его структуру. Через язык и речь в ходе общения совершается реорганизация общества, достигается регуляция людьми поведения друг друга. В речевом общении происходит накопление и освоение культурных ценностей, норм, знаний, в ходе коллективной обработки информации складываются и совершенствуются человеческие формы мышления и происходит духовное освоение мира. Речь, произнесенная или записанная, служит средством организации совместного труда, единства народа, связи поколений. Речь как способ реализации потенциальных функций языка обеспечивает жизнь общества и каждого человека.

Функции языка определяются и классифицируются в зависимости от того, как понимается его сущность. При рассмотрении основных философско-лингвистических концепций классиков отечественной и зарубежной философии и лингвистики можно выделить две главные оппозиции, в которых реализуются функции языка: 1) мир – человек, 2) человек - человек [4]. В первой оппозиции реализуются функции языка в отношении к миру внешних явлений и внутреннему миру человека, его мышлению; во второй оппозиции – функции языка в отношении к человеку и обществу.

Рассмотрим функции языка в отношении к миру внешних явлений. Так как, по определению В. Гумбольдта, язык является посредником между миром и человеком, сочетая в себе отражение и знак; а согласно Э. Сепиру и Э. Бенвенисту, первичная функция содержательной стороны языка состоит в воспроизведении, отражении действительности с её последующей репрезентацией в знаковой форме, т.е. в представлении явлений действительности символически, то можно сделать вывод, что язык даёт субъективный образ объективного мира. Язык является средством познания мира, с его помощью производится выделение, обобщение, классификация наблюдаемых явлений, а также упорядочение окружающей действительности.

По словам Э. Бенвениста, отдельный язык воспроизводит мир, подчиняя его своей собственной организации, накладывая на него свою модель. В. Гумбольдт утверждает, что язык предлагает своё видение и свою интерпретацию мира. Язык является средством познания и знания не только благодаря единству с мышлением. Язык представляет собой особую форму знания о мире, отличную от других форм знания – интуитивного, созерцательного, непосредственного, с одной стороны, и научного, теоретического – с другой (И. А. Бодуэн де Куртенэ). В. Гумбольдт, Э. Сепир и Б. Л. Уорф единодушны во мнении, что заложенное в языке мировидение влияет на восприятие человеком действительности и на его поведение. На основании выше сказанного следует вывод, что язык в его отношении к миру выступает как: 1) форма отражения мира; 2) средство его познания; 3) форма знания о мире; 4) форма поведения человека в мире.

Анализируя функции языка в отношении к внутреннему миру человека и его мышлению, следует акцентировать внимание на том, что долгое время считалось, что язык не участвует в образовании мысли, а является лишь средством её выражения, объективации и материализации. Функция выражения мышления рассматривалась как едва ли не единственная ментальная функция языка. Эта функция выделялась практически постоянно. Исключение составляют антименталистская концепция Л. Блумфилда, в соответствии с которой, язык рассматривается лишь как орудие общения, а не средство выражения мыслительных процессов, и учение Ф. де Соссюра, видевшего в языке лишь посредствующее звено между мыслью и звуком. С течением времени несоответствие между мыслью и ее языковым выражением в речевом общении обнаруживается все чаще. Платон и Дж. Локк объясняют это несоответствие особенностями познавательной деятельности субъектов, обусловившими неадекватное постижение сущности и качеств именуемых вещей. Т. Гоббс, Э. Б. Кондильяк, И. Г. Гердер и В. Гумбольдт видят причину в воздействии чувственно-эмоциональных и духовных различий между отдельными индивидами и между народами в целом. А. Шлейхер объясняет это несоответствие типом языка, и в первую очередь способом выражения грамматических отношений внутри слова или вне его.

Постепенно становится все яснее, что постижение и интерпретация сущности вещей зависит от познающих мир субъектов, от склада их ума, наклонностей, интересов, эмоций, чувств, впечатлений, т. е. осознаётся субъективная роль человеческого начала, и в результате изменяются представления о характере мышления. В сферу выражаемого в языке, помимо мышления, включаются также различные формы чувственного отражения, воля, эмоции, инстинкт, интуиция и в целом дух народа. Выделяется ряд функций языка в мыслительной деятельности. Так Э. Б. Кондильяк, В. Гумбольдт, А. А. Потебня и Г. Гийом видят в языке средство преобразования, видоизменения доязычной бессознательной мысли изначально неопределенной и хаотичной. Следовательно, язык - это средство перехода от бессознательности к сознательной умственной деятельности. По мнению В. Гумбольдта и Э. Бенвениста, сознательная умственная деятельность становится возможной благодаря тому, что язык выступает как средство разделения, соединения и категоризации мышления

По определению Э.Б. Кондильяка, И. Г. Гердера, В. Гумбольдта и А. А. Потебни, язык - это средство образования идей и понятий, а А.А. Потебня и Э. Бенвенист видят в языке ещё и средство образования общих философских категорий мысли. И.А. Бодуэн де Куртенэ утверждает, что язык обуславливает склад народного ума, по мнению Э. Бенвениста и Б.Л. Уорфа, структура языка, грамматика и морфологический строй придают форму мысли, причем в каждом отдельном языке по-разному. По определению В. Гумбольдта, язык – это образующий орган мысли.

А.А. Потебня рассматривает язык как орудие усложнения мысли, так как язык облегчает и стимулирует работу мысли, способствует ее обогащению и развитию разных форм мышления как образного, так и отвлеченного. А.А. Потебня видит в языке условие развития понимания мира и себя и рассматривает язык как средство развития самосознания. По Т. Гоббсу язык осуществляет регистрацию хода мысли и закрепляет ее в памяти. По утверждению Г. Гийома, благодаря языку возможен самоконтроль, самослежение, перехват мышлением самого себя.

Во второй оппозиции рассматриваются функции языка в отношении к человеку и обществу. Поскольку язык играет наиважнейшую роль в становлении сознательной умственной деятельности и, в частности, абстрактного мышления, в развитии самосознания и в творческой познавательной деятельности, можно сделать вывод, что язык выполняет фундаментальную функцию – человекообразующую, антропогенную. Не будет преувеличением вслед за И. Г. Гердером, В. Гумбольдтом, А. Шлейхером, А.А. Потебней, И.А. Бодуэном де Куртенэ, Г. Гийомом, Э. Бенвенистом признать, что именно благодаря языку человек является человеком, и не просто человеком, а творческой личностью. В процессе познания человек познает не только мир, но и свое «Я», по мере роста самосознания человека он обособляется и выделяется из массы как личность (А.А. Потебня). Благодаря языковому общению человек социализируется, становясь общественным существом. Наконец, благодаря языку обеспечивается относительная автономия человека в мире (Г. Гийом). И это относится как к отдельному индивиду, так и к обществу в целом.

Рассматривая функции языка в отношении к обществу, выделяют три функции.

1. Социообразующая, обобществляющая и социализирующая функция. Эту функцию ещё Ф. Бэкон и Дж. Локк называли первичной функцией языка в отношении к обществу, так как общение является необходимым условием формирования и развития, как личности, так и общества в целом.

2. Социоидентифицирующая, социоопознавателъная, социоразличительная функция. Эта важнейшая общественная функция языка тесно связана с первой. Согласно В. Гумбольдту, человек, говоря, «... очерчивает круг своего духовного родства, отделяет тех, кто говорит, как он, от тех, кто говорит иначе. Эта черта, разделяющая все человечество на два класса - свой и чужой - есть основа всякой первоначальной общественной связи» [3].

3. Коммуникативная функция. Эту функцию довольно часто считают первичной, но не все ученые придерживаются такого мнения. Так В. Гумбольдт и Г. Гийом связывают первичные функции языка с отношением человека к действительности, Э. Бенвенист и Э. Сепир – с ее отражением на основе способности человека к символизации; А. А. Потебня – с познанием, а в догумбольдтовскую эпоху первичные функции языка чаще всего связывались с мышлением, этой точки зрения придерживались Т. Гоббс, Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, Э. Б. Кондильяк.

Представители Пражской лингвистической школы (Р.О. Якобсон, Н.С. Трубецкой, С.О. Карцевский) создали учение о языке, как о функционирующей системе, служащей какой-то определённой цели. Реализующееся в процессе речевого общения противостояние Человек/Человек предъявляет свои функциональные требования к языку. С одной стороны, язык должен обеспечить самовыражение говорящего и его воздействие на слушающего; а с другой - взаимопонимание между ними. Для выполнения всех этих функций важно не только, что сказано, но и как сказано. Взаимопониманию служат выделенные Р. Якобсоном шесть функций языка [6].

1. Эмотивная функция реализуется при установке на отправителя сообщения. Эта функция служит для выражения эмоционально-оценочных характеристик с помощью стилистически маркированных единиц.

2. Конатативная функция (её также называют апеллятивной) сосредоточена на адресате при стремлении вызвать у него определённое состояние. Она выражается обычно грамматически-звательными формами и формами повелительного наклонения.

3. Метаязыковая функция реализуется при установке на систему языка. Метаязыковая функция возникает при необходимости проверить пользуются ли говорящий и слушающий одним и тем же кодом.

4.Фатическая функция реализуется при установке на контакт. Фатическая (контактная) функция сводится к установлению, поддержанию или, наоборот, прекращению социально-массового и индивидуального контакта.

5. Поэтическая функция реализуется при установке на сообщение, его форму. Поэтическая функция - это та сторона речи, которая в наибольшей степени позволяет судить об искусности, мастерстве автора и о способности адресата улавливать и правильно оценивать это мастерство.

6. Референтивная функция реализуется при установке на действительность. Она ориентирована на контекст, содержание высказывания.

Исследование показывает, что общее количество функций языка, выделенных в разных работах, весьма велико. Однако не всегда удается даже отождествить две сходные функции, упомянутые в разных работах и названные по-разному, поскольку не всегда очевидны основания той или иной классификации. Далее рассмотрим несколько классификаций, в которых упоминаются лишь общепризнанные функции.

Наиболее полную классификацию функций языка предлагает А.В. Соколов [5]. Он выделяет четыре типа прикладных языко-речевых функций, которые реализуются в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве: 1) социально-языковые функции (национально-культурная, этнообразующая, функция основания словесного искусства, функция основания искусственных языков); 2) индивидуально-языковые функции (функция развития интеллекта, эмотивная, культурно-нормативная, функция идентификации индивида с группой); 3) индивидуально-речевые функции (функция социализации, мировоззренческая, инструментальная, функция самоопределения и самовыражения); 4) социально-речевые функции (регулятивная, магическая, контактная).

Проанализировав все пятнадцать прикладных функций языка и речи, нетрудно заметить, что преимущественно проявляется коммуникативная функция, а мыслительная сущностная функция тесно связана лишь с мировоззренческой функцией, функцией самоопределения и самовыражения.

Как было отмечено ранее, проблему классификации функций языка и реализации их в речи решают по-разному, в зависимости от подхода к данному вопросу. Так, немецкий языковед и психолог К. Бюллер при типологии функций отталкивается от психических способностей человека мыслить, чувствовать и выражать волю [2]. На основе семиотического подхода К. Бюллер выделил три функции языка, проявляющиеся в каждом речевом акте: 1) экспрессивную, которая соотносится с говорящим; 2) апеллятивную, которая соотносится со слушающим; 3) репрезентативную, которая соотносится с обсуждаемым предметом.

Интересную классификацию предлагает американский психолог Э. Берн [1], он выделяет следующие типы речевого взаимодействия: времяпрепровождение (совпадает с фатической функцией), ритуал (частично совпадает с контактной функцией), игра и процедура (реализуется коммуникативная функция).

Как показывает анализ работ, в определении функций языка нет единства. Тем не менее, в трудах по общему языкознанию и в философско-лингвистических концепциях наблюдается единство по следующим функциям языка:

1. Коммуникативная функция. Данная функция является общепризнанной, в соответствии с ней язык является средством коммуникации, общения людей между собой.

2. Функция сообщения или информационная. Эту функцию иногда называют функцией сохранения информации, контактной функцией или функцией оформления культурных ценностей. С её помощью осуществляется связь времён и поколений.

3. Эмотивная функция. Эту функцию также называют эмоциональной или экспрессивной, она состоит в выражении эмоциональных побуждений. Данная функция основывается на понимании языка как инструмента самовыражения.

4. Функция формирования и выражения мысли. Рассматриваемая функция выражает ментальную деятельность, т. е. деятельность сознания. Функция формирования и выражения мысли может по праву быть признана важнейшей, так как без её реализации невозможны первые три: коммуникативная, информационная и эмотивная.

На основании данного анализа следует вывод, что язык, являясь важнейшим средством общения и объединения людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека. При этом следует отметить, что естественная сложность классификации и обсуждения функций языка состоит в том, что способы использования языка столь разнообразны и многочисленны, что ни одна классификация не может считаться полной и удовлетворительной. Совершенно очевидно, что различные функции языка совмещаются, переплетаются, порождаются варианты, разновидности и рождаются новые общественно значимые функции языка.

Рецензенты:

Золотарев С.П., д.филос.н., доцент кафедры «Философии и истории» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь;

Гуляк И.И., д.филос.н., профессор кафедры «Философии и истории» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь.