Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF FORMATION OF FUTURE BACHELORS OF TEACHER EDUCATION COMPETENCE IN THE FIELD OF AESTHETIC EDUCATION OF PUPILS

Paydukov D.V. 1
1 The Chuvash State Pedagogical University named after I. Y. Yakovlev
In the presented article describes how to build a model of the formation of future bachelors of teacher education competence in the field of aesthetic education of pupils, the basis of the content which is the course "Bases of aesthetic education of pupils". The need for this research due to the requirements for the implementation of the educational process. Modeling this process is subject to the provisions of an active, integrative, competence, context, student-oriented, systematic and ethnic pedagogical approaches. Considered in detail the structure and content of the constructed model, which includes the following interrelated components: the target unit (the social order, purpose, objectives), methodological unit (methodological approaches, principles), block (content), the process unit (organizational forms, methods, means and effective block (result). The effectiveness of mastering the future undergraduate teacher education competence in the field of aesthetic education students, organized in accordance with the proposed model identified in the course of experimental work.
model formation
bachelor of teacher education
competence
aesthetic education of pupils.

Теоретический анализ научной, психолого-педагогической литературы, вузовской практики, а также собственной художественно-педагогической деятельности стал исходной позицией для моделирования системы формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Внедрение в образовательный процесс модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, содержательной основой которой является спецкурс «Основы эстетического воспитания школьников».

Моделированию как методу научного исследования посвящены научные труды В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.Д. Симоненко и др.

В.И. Загвязинский под моделью понимает «теоретическую конструкцию, отражающую существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощающую его авторское понимание; графическое, схематическое или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы» [7, 43–44].

В.В. Краевский трактует моделирование «как воспроизведение характеристик некоторого объекта (оригинал) на другом объекте (модель), специально созданном для изучения. В основе моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между объектом-оригиналом и моделью» [4, 107–123].

В.Д. Симоненко отмечает, что модель – это образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде [6, 348].

В ходе исследования мы разработали педагогическую модель формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, включающую следующие компоненты: целевой блок (социальный заказ, цель, задачи), методологический блок (методологические подходы, принципы), содержательный блок (содержание), технологический блок (организационные формы, методы, средства) и результативный блок (результат).

Дадим характеристику компонентов модели формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

В целевой блок модели вошли социальный заказ государства, цель и задачи формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Цель реализации модели: формирование у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

В соответствии с определенной в модели целью решался ряд задач:

1) на вводном этапе: повышение мотивации, потребностей бакалавров педагогического образования осуществлять эстетическое воспитание школьников, формировать эстетическую воспитанность; разработка критериально-уровневого аппарата для выявления динамики формирования уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников;

2) на основном этапе: проведение работы, направленной на формирование педагогической и эстетической компетенций у будущих бакалавров педагогического образования в области эстетического воспитания школьников; выявление результатов на данном этапе; регулирование и коррекция исследуемого процесса;

3) на заключительном этапе: проведение анализа, выявление и оценка результатов эксперимента.

Методологический блок модели включает методологические подходы к формированию у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников и общепедагогические принципы.

Решение поставленных задач осуществлялось в соответствии с деятельностным, интегративным, компетентностным, контекстным, личностно ориентированным, системным и этнопедагогическим подходами.

Деятельностный подход содержит поэтапное улучшение учебно-воспитательного процесса обучающихся, является основой в получении знаний, умений, навыков, которые отражаются во взаимодействии с окружающим миром.

Деятельность – взаимодействие личности с окружающей действительностью, где субъект целенаправленно влияет на объект и преследует свои потребности [7, 227].

В.Д. Симоненко под деятельностью понимает взаимосвязь человека с окружающей действительностью, которая способствует целенаправленному изменению его и мира в целом [6, 342].

В.И. Загвязинский под деятельностью подразумеваает внутренние и внешние побуждения личности, направленные на выработку определенных последовательных действий, которые преобразуют объекты [2, 181].

Е.С. Рапацевич деятельностный подход рассматривает как объединение теоретико-методологических и эмпирических исследований, в которых развивается и формируется психика и сознание в процессе деятельности субъекта [9].

И.А. Колесникова считает, что деятельностный подход основан на осознании личности как общественной оценки человека, полученной в ходе его активности [3, 38].

Данный подход реализуется через педагогическую и эстетическую деятельность, в результате чего происходит внутреннее преобразование бакалавра педагогического образования, углубление знаний, умений, навыков по организации работы в области эстетического воспитания школьников, что впоследствии позволяет на высокопрофессиональном уровне проводить учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у них в конечном результате компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Интегративный подход представляет собой объединение подхода и процесса, направленное на выявление общей цели, содержания, структуры, слияние разных сторон, тенденций действительности [7, 40].

А.А. Вербицкий рассматривает контекстный подход, который в обучении основывается на объединении учебной деятельности обучающегося, которая переходит в профессиональную деятельность специалиста [1, 39]. Таким образом, у будущего бакалавра формируется контур его профессиональной деятельности.

Использование контекстного подхода в учебно-воспитательном процессе помогает осуществить трансформацию учебной деятельности бакалавра педагогического образования и приблизить к его дальнейшей профессии. В процессе учебной деятельности бакалавра педагогического образования реализуется постепенное раскрытие содержания будущей профессии, что способствует улучшению общего и профессионального развития будущих выпускников.

Т.Ю. Ляхова считает, что компетентностный подход направлен на ориентацию обучающихся, участвующих в образовательном процессе, который нацелен на получение конкретного итога обучения – компетенций, – которые формируют профессионального специалиста, умеющего выполнять свою работу на высоком уровне [5, 5].

Компетентностный подход – метод, который позволяет создать результат образования и представление о качестве образования; направленность на цели – векторы образования: самоопределение, обучаемость… [7, 132].

Компетентностный подход предполагает акцентирование внимания педагога на диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого акцентов деятельности, направленной на реализацию ценностных установок субъекта. По мнению В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зеер, и др., компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, где рассматривается не совокупность усвоенной информации, а готовность человека организовывать свою профессиональную деятельность в различных ситуациях.

Личностно ориентированный подход основан на педагогической деятельности, которая реализуется с помощью методологической ориентации, что дает большой потенциал для процесса самопознания и самореализации личности, обеспечивая развитие его индивидуальности [13, 36].

При использовании личностно ориентированного подхода осуществляется развитие индивидуальности бакалавра педагогического образования.

Личностно ориентированный подход осуществляет решение задач обучения, которые невозможно решить с помощью других педагогических подходов.

Система представляет собой множество элементов, которые составляют между собой единство, с помощью общесистемных качеств [7, 52].

В.И. Загвязинский рассматривает системный подход как обобщенное исследование объекта и его элементов, а также влияние обобщенных свойств на элементы целого [7, 52].

Данный подход позволяет изучать объекты исследования, его внутреннюю организацию, устойчивость и функционирование как определенного целого, а также со стороны их многомерности, когда целостный объект рассматривается как часть или элемент более высокого порядка.

Этнопедагогический подход основан на целостности общечеловеческого, национального и индивидуального, что обеспечивает продуктивное воспитание с помощью национальной культуры, в частности, народный педагогики [10, 103].

Под этнопедагогикой В.И. Загвязинский понимает науку, предметом изучения которой является народная педагогика, где особое внимание уделено традиционным культурам воспитания разных этносов [7, 32].

В.М. Полонский этнопедагогику рассматривает как область педагогической науки, направленную на практические особенности воспитания и обучения разных народов [8, 22].

И.Ф. Харламов этнопедагогику считает специальной дисциплиной, занимающейся исследованием в области национального воспитательного опыта [12, 27].

Этот подход позволяет использовать в процессе подготовки студентов весь потенциал национальной культуры, что дает всесторонние представления о ее эстетической значимости в воспитании школьников.

При разработке модели процесса формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников мы использовали общепедагогические принципы: наглядности, сознательности, системности и последовательности, связи теории с практикой, творческой активности и самостоятельности студентов, уникальности.

Применение принципа наглядности обеспечивается разнообразными демонстрациями иллюстраций, лабораторно-практическими работами, наглядными пособиями, слайдами, жизненными фактами и т.д., которые способствуют развитию наблюдательности и глубинно-пространственного мышления, помогают усваивать учебный материал на высоком уровне.

Эффективное применение принципа наглядности напрямую зависит от владения преподавателем современными техническими средствами.

При организации принципа сознательности, творческой деятельности и самостоятельности студентов В.А. Сластенин считает, что результат принципа может быть достигнут приобщением и самовключением студентов в творческую деятельность, в учебный процесс, внеаудиторную и в практическую деятельность [11, 55].

Реализуя принцип сознательности, самостоятельности и творческой деятельности в ходе изучения дисциплины «Педагогика», были организованы положительные условия, в ходе которых студенты показали сознательную, самостоятельную творческую деятельность. При осуществлении данного принципа студентам факультета художественного и музыкального образования были предоставлены кабинет, оборудованный современными информационно-техническими средствами, учебно-методическая литература, презентации в области эстетического воспитания школьников и т.д.

Принцип системности и последовательности требует, чтобы формирование у будущих бакалавров компетентности в области эстетического воспитания школьников было сукцессивным и единым во всем процессе обучения дисциплине «Педагогика». Реализовывался систематический переход от усвоения ими несложных знаний и умений к более усложненным знаниям и умениям по организации эстетического воспитания школьников.

Принцип связи теории с практикой обеспечивает реализацию знаний, полученных в процессе изучения дисциплины «Педагогика», на практике, что помогает осуществлению у будущих бакалавров практико-педагогической деятельности на высокопрофессиональном уровне.

Принцип уникальности предполагает выполнение студентами различного рода творческих работ без заданного образца. Уникальность проявляется в конечном результате, которым является продукт личностного или коллективного опыта. В этом он уникален и интересен.

Содержательный блок определяет содержание работы по формированию у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников, которая осуществлялась по следующим направлениям:

1) теоретическая и методическая подготовка по дисциплине «Педагогика»;

2) специальная подготовка по спецкурсу «Основы эстетического воспитания школьников».

Содержательной основой нашей модели является программа спецкурса «Основы эстетического воспитания школьников».

Цель спецкурса – повышение уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Спецкурс проводится на 3 курсе факультета художественного и музыкального образования. Он рассчитан на 32 часа, базируется на учебных дисциплинах психолого-педагогической, профессиональной и общепредметной подготовки.

Задачи спецкурса: сформировать у будущих бакалавров педагогического образования интерес к овладению компетентностью в области эстетического воспитания школьников; сформировать у них потребность в самостоятельной эстетической деятельности; повысить знания, умения и навыки по эстетическому воспитанию школьников; развить педагогическую и эстетическую профессиональные компетенции.

В результате изучения спецкурса бакалавр педагогического образования должен:

- знать: структуру, принципы построения компетентности в области эстетического воспитания школьников; пути совершенствования компетентности в области эстетического воспитания школьников; систему педагогического образования, эстетического воспитания, художественного творчества учащихся; организационные основы и содержание деятельности по эстетическому воспитанию школьников в системе общеобразовательных учреждений; приемы и методы организации эстетической деятельности; методы поиска решения методических задач по организации эстетической деятельности школьников; материально-техническую базу и компьютерное сопровождение для организации образовательного процесса эстетической направленности;

- уметь: применять методы и приемы для решения педагогических, методических задач по организации эстетической деятельности школьников; анализировать свою педагогическую деятельность по организации эстетического воспитания школьников; оценивать объективно творческие работы школьников; использовать компьютерные технологии для организации образовательного процесса, нацеленного на эстетическое воспитание школьников; организовывать и проводить занятия по формированию эстетической воспитанности школьников;

- владеть навыками: организации самостоятельной эстетической деятельности; формирования эстетической воспитанности школьников; анализа психолого-педагогической деятельности по эстетическому воспитанию школьников; организации педагогического процесса по эстетическому воспитанию школьников; применения инновационных методов в педагогическом процессе для формирования эстетической воспитанности школьников.

На лекционных занятиях рассматривались сущность, содержание и структура компетентности бакалавра педагогического образования в области эстетического воспитания школьников; ее роль и место в профессиональной деятельности; обобщался материал дисциплины «Педагогика» для осуществления педагогической и эстетической деятельности бакалавра педагогического образования, организации эстетического воспитания учащихся.

На практических занятиях осуществлялось решение практико-ориентированных задач, выполнение проектов, организация деловых игр, в ходе выполнения которых использовались знания, умения и навыки из дисциплин базовой и вариативной части. На занятиях студенты выступали по узловым темам спецкурса, организовывались встречи с деятелями искусств.

Педагогическая и эстетическая деятельность студентов осуществлялась на практических занятиях, семинарах, во время выполнения самостоятельных творческих работ.

В технологический блок модели вошли организационные формы, методы, средства обучения.

Разработанная модель предполагает использование следующих средств:

1) спецкурса «Основы эстетического воспитания школьников»;

2) компьютерных дидактических средств (презентаций, электронных текстов, видеоматериалов и др.);

3) печатных материалов СМИ, научной и справочной литературы, информационных ресурсов сети Интернет и др.

В ходе экспериментальной работы использовались следующие формы обучения:

а) формы аудиторной деятельности: лекции, практические занятия, семинары, консультации, проекты, деловые игры, тренинги и др.;

б) формы внеаудиторной деятельности: самостоятельная работа, курсовая и выпускная квалификационная работа, экскурсии, тематические вечера, научно-практические конференции, выставки, конкурсы творческих работ, встречи с ведущими деятелями искусств и др.

В рамках исследования применялись такие методы обучения, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, мозговой штурм, деловая игра, проектирование, дискуссия, тренинг, создание художественно-ассоциативной композиции, интерпретация изобразительного произведения, анализ художественно-педагогической ситуации и др.

Заключительным компонентом модели является результат педагогической деятельности – повышение уровня сформированности у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников.

Разработанная нами модель формирования у будущих бакалавров педагогического образования компетентности в области эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе на факультете художественного и музыкального образования «Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева».

Рецензенты:

Павлов И.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары;

Ковалев В.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г.Чебоксары.