Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STUDY OF SEX-ROLE IDENTITY IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

Kashtanova S.N. 1 Nikolaeva A.N. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin (Minin,s University)
Research examining the psychological characteristics of sex-role identity in adolescents with mental retardation and built on the comparative evaluation with indicators of adolescents with normative development. An experimental study was conducted on the basis of special (correctional) school type VIII and secondary schools. Found that sex-role identification in adolescents depends on the level of development of the intellect: the higher the IQ, the more different the signs of belonging to one or other sex teen identify. The awareness of members of their own sex is much higher than on a Pro-Fig field, regardless of the level of intellectual development. Awareness of adolescents about both our own and the opposite sex in girls is higher than boys with the same level of intelligence. Adolescents with mental retardation male largely focused on the selection of female sexual characteristics. Basic understanding of sex differences are based, in most cases, the details of the appearance of a man (clothes, hair).
sexual education.
gender identification
gender identity
adolescents
mental retardation

Подростковый возраст, безусловно, является очень важным и достаточно кризисным в становлении личности. Новые социальные роли и сопряженные с ними требования, обусловливают необходимость приобретать собственный опыт, познавать себя и окружающий мир. Одним из результатов такого познания становится идентификация собственного «Я», неотъемлемой частью которой является полоролевая идентичность[4]. От своевременного и полного формирования социально-психологического образа мужественных и женственных проявлений личности, осознания собственной половой роли зависит целый ряд жизненно важных показателей таких, как уверенность в себе, принятие своего «Я», социальные установки и нравственные категории, характер коммуникативных связей и отношения с окружающими.

Половая идентичность является одной из базовых характеристик человека и указывает на принадлежность человека к определенному полу. По определению В.Е.Кагана[2], половая идентичность - это аспект полового самосознания, описывающий переживания себя как представителя определенного пола, или переживание своей соотнесенности с характеристиками пола И.С. Кон[3], определяющего половую идентичность как систему личностных мотивов, идеалов, ценностей, характеризующих представления человека о себе, как представителя определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.

Понятия «половая роль» и «половая идентичность» тесно связаны друг с другом. При этом, половая идентичность - это субъективное переживание половой роли, а половая роль - это социальное выражение половой идентичности. При усвоении половых ролей формируется психологическое освоение пола, которое характеризуется овладением определенными атрибутами поведения и эмоциональных реакций. Понятие «гендерная идентичность» используется в исследованиях многих авторов как термин-синоним.Существующий разброс терминов и понятий, освещающих проблему полоролевого самосознания, требует детальной проработки теории данного вопроса.

Обращение к вопросам изучения полоролевой идентичности у подростков с умственной отсталостью связано с принципиально иной картиной становления у них полоролевого поведения, сексуальной активности и осведомлённости в вопросах пола. Особенности половой идентичности у подростков с умственной отсталостью отражены в исследованиях Г.Л. Нугаевой [4].Л.М. Шипицына описывает особенности психосексуального развития детей и подростков с умственной отсталостью, приводят концепции полоролевой идентичности и половых ролей и сексуального поведения [5]. Проблема нарушения формирования полоролевой идентичности при умственной отсталости рассматривается как фактор, осложняющий процесс их адаптации[1]. Выступая в качестве когнитивного компонента самосознания, полоролевая идентичность становится осознаваемой только в подростковом возрасте.

С целью анализа сформированности полоролевой идентичности нами было проведено обследование группы школьников. Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (г.Балахна Нижегородской области). Всего учувствовало в исследовании 40 школьников 8 и 9 классов. Они были разделены на 2 группы по возрастному и половому признаку.

Первая группа испытуемых состояла из 20 школьников (девочки, учащиеся в 8 и 9 классов, которые имеют диагноз «умственная отсталость лёгкой степени»). Вторая группа испытуемых состояла из 20 школьников (мальчики, учащихся в 8 и 9 классов, которые имеют диагноз «умственная отсталость лёгкой степени»). В качестве контрольной группы выступили 40 человек с нормативным развитием в возрасте 14-16 лет, учащиеся физико-математической общеобразовательной школы №14 (г. Балахна). Старшеклассники приняли участие во всех проводимых исследованиях.

В ходе исследования нами применялись методы, которые отражают сформированность полоролевой идентичности, осознание себя в своей половой роли:

1. Модифицированный рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола» (основная цель: выявление представлений о человеке мужского и женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками).

В процессе проведения исследования у подростков с умственной отсталостью обязательно уточняли, понятно ли задание. Время рисования не ограничивали, никаких дополнительных инструкций не давали. При оценке учитывали изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оценку осуществляли на основе следующих параметров:

  • соответствует ли изображение фигуры полу;
  • соответствует ли одежда и аксессуары полу;
  • соответствует ли прическа полу;
  • изображены ли вторичные половые признаки;
  • изображены или нет первичные половые признаки - гениталии.

По этим критериям 1 балл ставился при соответствии, а 0 - при несоответствии признака половой идентичности.

2. Беседа (основная цель: выявление особенностей представлений о половых различиях и о себе как о представителе определенного пола). Задавались следующие вопросы:

  • Ты человек какого пола? Какой пол будет противоположный?
  • Почему ты считаешь себя женщиной (мужчиной)?
  • Как ты думаешь какой должна быть женщина / каким должен быть мужчина?
  • Чем интересно заниматься мужчине, женщине?
  • Кем бы ты хотел(а) стать?
  • Чем отличаются мальчик от девочки?

В ходе проведения беседы были получены следующие ответы на вопросы. Подростки с умственной отсталостью на вопрос «Ты человек какого пола? Какой пол будет противоположный?», все ответили правильно. Каждый подросток правильно отнёс себя к надлежащему полу и так же верно назвал противоположный пол.

Вопрос «Почему ты считаешь себя женщиной (мужчиной)»? вызвал изначально затруднения, но после некоторого времени подростки отвечали достаточно уверенно: «Потому, что я такой / такая», «Я как моя мама /мой папа», «Я так себя чувствую», «Потому что я красивая / сильный». Ребята отталкивались от внешних и личностных отличий.

На вопрос «Как ты думаешь, какой должна быть женщина / каким должен быть мужчина?» подростки отвечали достаточно искренне. («Мужчина ответственный», «Богатый», «Надёжный», «Красивый», «Мужчина должен не пить», «Женщина должна быть красивой», «Женщина должна быть сексуальной», «Здоровой»).

Ответы на вопрос «Чем интересно заниматься мужчине, женщине»? были следующие: «Мальчики любят машины, футбол, гулять, а девочки любят краситься, болтать». Мальчики отвечали: «Девочки любят красить губы и глаза, заниматься рукоделием, а мальчики любят спорт и красивых девчонок».

На вопросы «Кем бы ты хотел(а) стать?», ребята отвечали по-разному и называли разные профессии. Вопрос, чем отличается мальчик от девочки, вызвал затруднения, но ответы последовали сразу же. У мальчиков при определение женского пола внешние качества преобладали над личностными.

Ответы подростков контрольной группы детей качественно и количественно отличались от групп умственно отсталых подростков. Старшеклассники отнеслись очень ответственно к вопросам, большинство из них размышляли вслух, а также задавали уточняющие вопросы. Иногда удивлялись и не понимали, как отвечать на вопросы, т.к. для них это слишком простой вопрос («Какой должна быть ИДЕАЛЬНАЯ женщина или какая я буду / мне нужна?», «Как понять: почему я считаю себя мужчиной? Это и так понятно же!»).

Вопрос «Почему ты считаешь себя женщиной (мужчиной)»? вызвал противоречие, старшеклассники не понимали такого просто вопроса: «Потому что я так выгляжу», «Потому что у меня есть «штука между ног» и нет груди», «У мужиков совсем другой склад ума».

При ответе на вопрос «Как ты думаешь какой должна быть женщина / каким должен быть мужчина?» подростки отвечали уверенно, без напряжённости, часто задавали уточняющие вопросы, отвечали полными предложением и активно поддерживают беседу. («Женщина должна быть 90-60-90», «Не есть после 6 вечера», «Мужчина должен зарабатывать и заботиться», «Она должна быть любимой и,конечно же, любить детей»).

«Чем интересно заниматься мужчине, женщине»? Девочки говорили: «Мужчине должно быть интересно что-то делать с машиной, смотреть телевизор», «Женщины должнызаниматься хозяйством и ухаживать за собой!». Мальчики отвечали: «Девушкам интересно сидеть в «контакте», ходить по магазинам, болтать с подругами и готовить. Парням интересно копаться в технике и играть в компьютерные игры. И вообще мужчины любят развлекаться и кушать».

На вопросы «Кем бы ты хотел(а) стать?», ребята отвечали по-разному и затронули широкий репертуар. Чаще всего это были технические специальности, а ещё подростки называли учебные заведения, в которые хотели бы поступить.

Вопрос, чем отличается мальчик от девочки не вызвал трудностей, ответы последовали сразу же: «По половому признаку», «Внешне», «У мужчин и женщин разное предназначение», «Женщина должна родить ребёнка, а мужчина должен помогать ей в этом и ухаживать за семьёй».

Старшеклассники отвечали очень активно, быстро, в ответах многих были определения. Преобладали полные ответы. Подростки общеобразовательной школы демонстрировали воспитанность и присутствие субординации.

По результатам данного исследования можно сделать вывод о том, что подростки c умственной отсталостью чаще отталкивались от внешних характеристик («Большой», «Красивая», «Стильный» и т.д.), но отвечали полным предложением. Старшеклассники с нормативным развитием чаще затрагивали внутренние качества человека («Умный», «Воспитанный»). Подростки с умственной отсталостью говорили на более откровенные темы, не стеснялись в высказываниях и открыто заявляли о своей взрослости, утверждая, что уже в 9 классе они считают себя мужчиной или женщиной. Старшеклассники с нормативным развитием высказывались более осторожно, но говорили по факту. Их понятия были более полными и обдуманными («У мальчиков и девочекразная жизнь»).

Анализ результатов проективного теста «Нарисуй человека своего и противоположного пола» показал ряд существенных отличий в рисунках подростков основной и контрольной группы. На определённые сложности половой идентификацией указывает, например то, что всего в нескольких рисунках (7,5%%) подростков с умственной отсталостью изображены первичные половые признаки. Лишь 50% девочек основной группы изображают такие части лица как губы и глаза, с чётко акцентированными идентификационными признаками пола изображенного человека.

Значительно упрощается ситуация анализа, когда авторы рисунков изображают элементы одежды или прически: показатели идентификациипола человека, причём как при изображении как персонажей своего пола, так и противоположного значительно повышаются у подростков контрольной группы (норма интеллектуального развития) и наблюдается тенденция к улучшению у девочек основной группы.

Следует отметить тот факт, что изображение женских половых признаков девочками является более точным, чем при рисунке мужчины и, к тому же, более информативным. В основной группе девочек, отмечены чёткие признаки пола - в 55% женских изображений и 35% - мужских. В контрольной группе данные показатели у девочек составили соответственно-95% и 85%. Данная тенденция позволяет предположить, что об аспектах собственной полоролевой реальности девочки осведомлены больше, чем о характеристиках противоположного пола. Изображения человека противоположного пола девочкамикачественно насыщеннее, в отличие от мальчиков. В рисунках девочек наиболее информативными для отражения особенностей пола остаютсяэлементы изображения прически и одежды, свойственные мужчине или женщине.

В рисунках мальчиков основной группы, принимавших участие в эксперименте, в меньшей степени отражаются признаки обоих полов. Соотношение в процентах: 20% (свой пол), 45% (противоположный пол). Основными маркерами половой принадлежности в рисунках мальчиков остаются признаках одежды (юбка) и прически (длинные волосы, кудри). В целом следует констатировать тот факт что, в рисунках подростков с умственной отсталостью отмечается большая зрелость и осведомлённость девочек, в сравнении со сверстниками-мальчиками, при изображении персонажа идентичного своему пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия присутствуют и акцентированы штриховкой или выделением, в то же время мальчики полнее отражают признаки противоположного пола).

На основании проведённых исследований и наблюдений стоит акцентировать внимание на следующих выводах:

1. Процесс полоролевой идентификации умственно отсталыми подросткаминапрямую зависит от уровня развитияинтеллекта:чем выше уровень умственного развития, тем больше разных признаков принадлежности к тому или иному полу идентифицирует подросток.

2. Информированность о представителях своего пола значительно выше, чем о противоположном поле, независимо от уровня интеллектуального развития.Отмечается бедность в словесном обозначении описания своей внешности. Описывая себя, как представителя определенного пола, перечисляют в основном лишь общие, не зависящие от пола внешние данные.

3. Осведомленность подростков как о своем, так и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с аналогичным уровнем интеллекта. Рисунки девочек отличаются большей зрелостью, детализированностью и более подробным и контекстным изображением половых различий.

4. Подростки с умственной отсталостью мужского пола в значительной степени акцентированы на выделение женских половых признаков (процент обозначения признаков своего пола в два раза ниже, чем при отображении аналогичных в рисунке женщины).

5. Основные представления о половых различияхосновываются, в большинстве случаев,надеталях внешнего вида человека (одежда, прическа). Первичные половые признаки без гротескного изображения, свойственного мальчикам-подросткам наблюдаются лишь в рисунках подростков с нормативным интеллектуальным развитием.

Сделанные выводы позволяют актуализировать проблему изучения полоролевой идентичности в контексте полового воспитания детей и подростков с умственной отсталостью. Организация системы полового воспитания в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида выступает как условие формирования полоролевой идентичности у умственно отсталых подростков. При этом,половое поведение является неотъемлемой частью нравственного воспитания и социализации личности детей, развивающихся в условиях дизонтогенеза.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологииГуманитарно-художественного факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород.

Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г.Нижний Новгород.