Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GRAHAM SWIFT´S "WATERALND " GENRE – THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS

Strinyuk S.A. 1
1 National Research University Higher School of Economics
Genre of one of the most interesting Graham Swift’s novels Waterland is concerned in the article. Understanding the nature of human beings and time concepts are becoming more sophisticated in the XX century, and therefore it needs an adequate synthetical genre form. In terms of genre Waterland is representative of the period. It has family saga in its genre core, but historical and philosophical concepts constructing its intellectual background have a serious impact on genre of Waterland The analysis is based on research of genre attributes (themes, subject, plot, characters and time – space organization of the novel) typically seen as dominant.
genre
historiographic metafiction
Graham Swift
Waterland

Роман современного английского писателя Грэма Свифта «Waterland» (1983), является одним из самых сложных, насыщенных историческими и философскими идеями романов Грэма Свифта. В нем повествуется о жизни нескольких поколений семьи, обитающей в болотистой части Англии - Фенах. Роману «Waterland» уделено некоторое внимание исследователей, к примеру С.Крэпcом [8] исследованы способы художественного изображения влияния травмирующих событий на жизнь людей и тесно связанные с ними вопросы этики; монография Д.Ли [9] посвящена обзору творчества Свифта в целом; тем не менее, жанровая организация этого произведения до сих пор остается малоизученной, и наша статья призвана в какой-то мере восполнить этот пробел.

Современная английская литература отличается свободным обращением с жанровой формой, вследствие чего появляется множество произведений, являющихся сплавом жанровых форм. К примеру, роман П.Акройда «Хоксмур» (1985) - это, с одной стороны, детективное исследование, а с другой - постмодернистское обыгрывание исторического романа, объемное полотно А.С.Байетт «Обладать» (1990) пародирует условности викторианского романа на материале историографического исследования с элементами детектива. В романе Б.Бейнбридж «Мастер Джорджи» (1998) наравне с элементами психологического романа ощущается традиция «love-story», романы М.Брэдбери «Исторический человек» (1975) и «Профессор Криминале» (1992) сочетают начала социально-психологического романа и романа идей, это рассказы о «герое нашего времени», выполненные в духе погони за ускользающей тайной личности, поиск отсутствующей сущности современного человека - примеры можно множить до бесконечности.

Поскольку жанр в художественном произведении существует как иерархическая система условных смысловых категорий, стабильная в своем ядре, но, в то же время, достаточно подвижная и быстро изменяющаяся с течением времени в соответствии с изменяющимися формами и способами репрезентации художественного смысла, задача описания жанровой формы современного романа представляется сложной, но важной для понимания литературного процесса определенного литературного периода. По мнению М.Н.Лейдермана, именно в жанре воплощается «образная «модель» мира»: «в которой все сущее обретало бы свою цель и свой порядок, сливалось бы в завершенную картину бытия, свершающегося в соответствии с неким общим законом жизни» [3].

Роман «Waterland», как и другие романы, обращающиеся к исторической проблематике, часто причисляют к «историографической метапрозе» (термин Л.Хатчеон). Возрастающее осознание литературы как условности, которая может быть легко нарушена, приводит к намеренному эксперименту с линейным движением времени, когда в романе нарушается хронологическое, причинно-следственное развертывание событий. Хотя варьирование пространства и времени не является открытием XX в., но, по мнению Н.С.Лейтес, для современной литературы смешение пространства-времени более характерно, чем для других литературных эпох: «Пласты прошлого, настоящего и будущего легко совмещаются, пересекают друг друга, повествование легко переносится из одного пространственного круга в другой. И время, и пространство варьируются от исторически конкретных и биографических до бесконечных, космических, вечных и переходят одно в другое» [4]. При всей популярности концепции историографической метапрозы, ее нельзя признать эффективной, так как в ней вся сложная иерархическая система элементов жанра практически сводится к главенству тематики произведения.

Традицией русского литературоведения является признание ведущими признаками жанра совокупность таких атрибутов как тип проблематики, сюжет, конфликт, тип характера и пространственно-временная организация произведения. Собственная содержательность жанра (термин Г.Д.Гачева и В.В.Кожинова) является той содержательной формой, которая позволяет жанру при всех трансформациях оставаться воспроизводимой и узнаваемой [2]. А.Я.Эсалнек полагает сущностным ядром романного жанра господствующий тип проблематики, организующий все художественные пласты произведения [6]. При всем бесконечном разнообразии конкретных проявлений художественного материала существует «память искусства» (термин М.М.Бахтина), в которой отливается опыт искусства, обеспечивающий преемственность в его развитии. Вследствие этого будет верным предположение А.Я.Эсалнек о том, что «в историко-литературном процессе жанр выполняет роль фактора стабильности, отражая момент «конечности» (в философском смысле данного понятия) определенного этапа развития художественного сознания» [6]. Вместе с тем, жанровые формы в определенной мере являются не только «памятью искусства», то есть отличаются стабильностью, позволяющей говорить о преемственности искусства различных эпох, но и специфическим способом автора творить свой художественный мир.

При исследовании жанровой природы литературного произведения не в последнюю очередь должен приниматься во внимание тип конфликта, составляющий, по мнению М.Б.Храпченко, «структурную основу произведения» [5]. Ученый полагал, что в выборе конфликта не только во многом проявляются идейные начала творчества, но и в значительной мере предопределяются особенности действующих лиц и их расстановка в процессе повествования, то есть внутреннее строение романа в целом.

Особые трудности, возникающие при изучении романа как жанра, отмечают все теоретики, а М.М.Бахтин считал роман «единственным становящимся и еще неготовым жанром» [1]. Вторая половина XX в. отмечена особенно активным поиском новых повествовательных и жанровых форм, что еще сильнее усложняет задачу изучения жанра литературного произведения.

Все творчество Свифта тяготеет к семейно-нравственной проблематике, что определяет такие специфические черты его романов, как «недоведенность» конфликта до логического предела, пристальное внимание автора к взаимоотношениям внутри семьи. «Waterland» [10] - роман семейной проблематики, но изображает семью в негативном нравственно-эмоциональном ключе: семья для его героев - средоточие конфликтов, непонимания, в конечном счете - зла. Историческая проблематика романа «Waterland», какое пристальное внимание не уделялось бы автором романа историческим концепциям, не должна вводить исследователя в заблуждение: несмотря на то, что роман посвящен теме истории, суть конфликта заключается в психологическом надломе главного героя, его «несовместимости» с миром, погруженности в рефлексию, парализующую способность к действию. В этом отношении роман «Waterland» близок роману «Ever After», где своеобразной метафорой «заедающей рефлексии» героя служит аллюзия к образу Гамлета.

Учитель Том Крик в «Waterland» рассказывает о поворотных моментах в истории «болотного края», но рассказ актуализируется только как часть приватной истории семей Криков и Аткинсонов; автором утверждается почти равное значение частной жизни обыкновенных людей и значимых исторических событий, а с точки зрения понимания сущности исторического процесса - малая степень вовлеченности людей в эти значительные события.

Типичным для современной британской прозы является утрата единой перспективы в видении исторического процесса, распад всеобщей истории на частные, локальные, независимые друг от друга истории. С.Коннор отмечает, что «локализация истории приводит к усилению роли коллективной памяти, что делает невозможным размышление о сущем иначе, чем с позиции истории» [7].

Смысл урока, который пытается дать учитель Крик своим ученикам, состоит в провозглашении права на познание, с одной стороны, а с другой - в мере ответственности человека за совершенные поступки. На примере своей жизни Том Крик показывает ученикам, что знание всегда накладывает на человека огромную ответственность. Но Том не забывает рассказать ученикам и о спасительном круге незнания, который обычно «подбрасывает» человеку философия здравого смысла. «Waterland» - роман не о громких исторических событиях, а о жизни человека в системе последствий этих событий, о том, что, совершая какие-то поступки, человек не всегда может предугадать их последствия и значение как биографической, так и всеобщей истории.

История семьи (фактически самого Тома) в романе представлена как постоянная борьба двух типов отношения с реальностью, т.е. это рассказ о человеке и его отношении к миру. Семья Аткинсонов (материнская линия) - люди, выбирающие активное действие, влияющие и изменяющие свой мир. Крики (отцовская линия) - флегматичные люди, предпочитающие борьбе смирение, с терпеливой мудростью принимающие свой удел и свое положение в мире. Как уже было сказано, это символическое противостояние заканчивается разрушением империи Аткинсонов, утверждается, что история - это всегда становление, нескончаемый процесс воздействия на среду обитания, не всегда приводящий к победе.

Семейная тема не является единственной в романе «Waterland». Можно с уверенностью утверждать, что в нем довлеет сфера интеллектуального; обращенность к исследованию «идеи» (точнее, ряда идей: путей движения истории, цены любопытства и цены ошибки, неразрывной связи всего сущего в мире и так далее) - историческая проблематика в этом романе занимает далеко не последнее место.

Как и в других романах, Свифт помещает героев в обыденные житейские ситуации, которые, тем не менее, органичным образом позволяют им настойчиво размышлять над серьезными онтологическими и историософскими проблемами. К примеру, в «Waterland» сама профессия учителя истории, его работа в школе естественно приводит героя к постоянной рефлексии на тему истории «болотного края», своей семьи, в конечном счете - истории цивилизации.

Хотя Том показан в ситуации психологического переживания, страдания, тем не менее, очевидно, что он является носителем определенной историософской концепции, а именно - идеи петлеобразного движения истории, отношения к истории как к процессу далеко неоднозначному, оказывающему на человека как положительное, так и отрицательное воздействие.

Героем-антагонистом выступает Льюис, директор школы, где работает Том; несмотря на противоречия, существующие между этими героями, Льюис не воплощает «голую идею», что убедительно показано несколькими психологически точными штрихами: его неоправданной жизнерадостностью, тем, что в качестве успокоительного средства Льюис держит в своем кабинете крепкие спиртные напитки; наиболее выразительна сцена общего собрания школы, во время которого Льюис с трудом справляется со своим страхом перед учениками.

Вполне традиционный конфликт «учитель - ученик» в романе представлен идейным спором, происходящим между Томом и его учеником Прайсом. Прайс, с одной стороны, олицетворяет строптивого, умного ученика, имеющегося практически в любом классе, а с другой, в тексте романа он - носитель эсхатологических концепций, страха перед будущим.

Таким образом, автор акцентирует внимание на разных исторических концепциях, носителями которых являются герои: линейных концепций движения истории с противоположной эмоциональной оценкой - оптимистической (хилиастической) Льюиса, пессимистической (эсхатологической) Прайса, и «петлеобразной» (используя определение самого Тома Крика), учитывающей неровное движение времени, его скачки и запутанные ходы, повторения и движение вспять.

Пространственно-временная организация романа «Водоземье», как, впрочем, и остальных романов Свифта, базируется на законах ретроспекции: формально доминирует настоящее время героя. Кроме того, в романе наличествует несколько пространственно-временных пластов, сопрягающихся с «реально-бытовым» временем главного героя; только бытовое время в романе развертывается линейно. В этом, судя по всему, воплощены представления автора о двух типах времени - реально-бытовом и «мыслимом». «Реально-бытовое» время героя может разворачиваться только в соответствии со свойствами времени протекать от прошлого к будущему, т.е. линейно, тогда как время «припоминания», время «исторического прошлого» подвластно капризам памяти и может менять свой ход в зависимости от душевного состояния героя, замедляться, «перескакивать» через десятилетия и т.д. «Реально-бытовое» время «перерабатывает» разноудаленные ретроспективы: на базе психики героя, его памяти образуется некий особый пространственно-временной континуум, в котором все события сосуществуют одновременно. В изображении субъективного восприятия времени и пространства, избирательности и непредсказуемости непроизвольной памяти Свифт наследует достижения М.Пруста. Временная перспектива, открывающаяся в этом романе, уводит героя вглубь веков, ко времени возникновения первых поселений в Фенах. Каждое историческое событие оказывается истолковано Томом, вписано не только в «большую» историю, но прежде всего - в историю семьи.

Роман «Waterland» с точки зрения жанровой природы представляет огромный интерес, так как в нем как в зеркале отразились многие типичные черты английской литературы 80-90-х гг. XXв.: пристальное внимание к историческим концепциям и историографической проблематике, философская, идейная насыщенность, пристальное внимание к вопросу места и значения человека в историческом процессе, сложная пространственно-временная организация.

На наш взгляд, сложная жанровая природа романов Свифта в изрядной степени определяется его стремлением «сказать обо всем». Философские и историографические концепции, воплощенные в «Водоземье», отражают уже ставшие едва ли не традиционными для XX в. идеи принципиальной непознаваемости истории, ее непроницаемости для взгляда исследователя. Вольность в истолковании смысла истории, «хождение» исторического процесса кругами, постоянное возвращение к уже имевшему место историческому опыту воплощено автором не только на проблемно-тематическом, но и на структурно-композиционном, повествовательном и, в целом, жанровом уровнях.

Как показывает анализ произведений писателя, роман «Водоземье» представляет собой поиск жанровой формы, которая наиболее полно отвечала бы замыслам Свифта и подходам к изображению «человека в потоке истории». На синтезе семейной саги, социально-психологического романа, историзированного повествования и романа идей рождается то особенное художественное пространство, в котором герои раскрывают свой внутренний мир, демонстрируя богатство философского содержания вкупе с достоверным психологическим рисунком характера, а автор получает возможность высказать свои идеи.

Наряду с проблемно-тематическим аспектом и спецификой характера конфликт определяет жанровую принадлежность конкретного литературного произведения. Семейная сага и семейная хроника характеризуется переведением конфликта в психологическую плоскость. Герои Свифта страдают в первую очередь от отсутствия внутренней гармонии, что не позволяет им выйти за рамки своего «Я» и определяет их «аутичность». Вместе с тем, важно подчеркнуть, что не менее значимым оказывается и следование сюжетного развития логике философской идеи, лежащей в основе всего романа. Так, сюжет развивается благодаря конфликтному противостоянию героев-антагонистов наравне с собственно фабульным движением.

Анализ романа «Водоземье» позволяет сделать вывод о том, что хотя роман Свифта насыщена историческими концепциями, она не является исторической прозой в строгом смысле этого слова, скорее это, как уже было сказано, сплав семейного, психологического романа и романа идей.

Рецензенты:

Проскурнин Б.М., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры, декан факультета современных иностранных языков и литератур Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь;

Бочкарева Н.С., д.фил.н., профессор кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.