Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF THE EXPERIMENTAL WORK ON SOCIAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS BY MEANS OF DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Prachuk S.Yu. 1
1 Volgograd state social-pedagogical university
The article deals with the conditions of social adaptation of adolescents by means of distance educational technologies. The research hypothesizes that social adaptation of an adolescent by means of distance educational technologies can be successful if certain pedagogical conditions are created, wherein specially organized educational environment is personalized in order to fit with individual characteristics of adolescents. The article presents the results of the diagnostics of adolescents using the methods of social and psychological adaptation of C. Rogers, R. Diamond and the methods of assessment of anxiety level of Charles D. Spielberg and Y. L. Hanin. The conclusion drawn is that distance educational technologies are proven to be successful for social adaptation of adolescents and positive changes in social adaptation of adolescents have been noted.
social adaptation
Distance education technologies
adolescents

В современных социальных условиях возрос интерес научного сообщества к проблемам социальной адаптации возрос. В психолого-педагогической литературе исследованию подростка вообще и его социальной адаптации в частности посвящено значительное количество научных трудов, однако исследованиям использующих возможности современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий уделено недостаточно внимания.

Еникеев М.И. отмечает, что социальная адаптация есть «приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы».[2]

В социально-психологических исследованиях рассматривают феномен адаптации, в узком и широком смысле. По мнению В.В. Гриценко в узком понимании социальная адаптация есть взаимоотношения личности и малой группы. Сам процесс адаптации понимается как вхождение личности в малую группу, усвоение ее отношений, норм и ценностей. В широком смысле В.В. Гриценко под адаптацией понимает «... любые взаимодействия индивида и среды, при которых происходит согласование их структур, функций и поведения».[1]

Ольшанский Д.В. под социальной адаптацией понимает «вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта». [4]

Налчаджан А.А. на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированность личности как особое состояние взаимодействия личности и группы, «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей». [3]

Для успешной социальной адаптации подростков необходимо создание таких условий, в которых подростки могут наиболее полно раскрыть свой потенциал, реализовать возможности. Подростка необходимо научить понимать свое социальное окружение. Для этого должны быть привиты механизмы адаптации и создать действенные программы по повышению адаптивных возможностей. По нашему мнению действенным средством социальной адаптации выступают дистанционные образовательные технологии, т.к. с помощью данных средств, становится возможным создание условий для саморазвития и самосовершенствования личности.

Социальная адаптация подростов средствами дистанционных образовательных технологий будет успешной при реализации следующих социально-педагогических условий:

Первым условием для успешной социально-педагогической адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий является необходимость в создании доступного и понятного любому подростку информационного контента, т.е. должны быть созданы и организованы специальные площадки, в рамках которых подростки смогут свободно общаться, как со сверстниками, так и с преподавателями. В границах данных площадок они могут обучаться, развивать коммуникативные навыки, обсуждать интересующие темы.

Вторым педагогическим условием социально-педагогической адаптации подростка средствами дистанционных образовательных технологий является наполнение внеурочных занятий и уроков математики, информатики, геометрии различными видами и формами работы. При реализации данного социально-педагогического условия должны быть использованы такие формы работы, как проблемные лаборатории, участие в дистанционных и очных диспутах, использование созданных электронных площадок.

Третье условие заключается в оказании педагогической помощи и поддержки в успешной самореализации ребенка в учебной и внеурочной досуговой деятельности и его социальной адаптации.

Для подтверждения нашего предположения нами была реализована программа по социальной адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий.

В процессе организации работы по социально-педагогической адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий, нами были выделены следующие этапы:

Подготовительный этап. На данном этапе по апробации модели социально-педагогической адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий нами были отобраны методы диагностики, подобран и разработан инструментарий формирующего эксперимента, разработаны критерии оценки социально-педагогической адаптации подростков.

Следующим этапом нашей работы является индивидуальная диагностика подростков. Данный этап направлен на выявление личностных характеристик подростка. На данном этапе нами использовались такие методики, как наблюдение, беседа.

На этапе оценки выполненных подростками заданий, проводится сравнение полученных результатов с критериями нормы относительно каждой методики, построение сравнительных таблиц, составление характеристик, отражающих психолого-педагогические особенности, каждого подростка.

Этап коррекционно-развивающей работы направлен на устранение негативных влияний среды через организацию комплекса социально-педагогических условий социальной адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий.

На этапе повторной индивидуальной диагностики мы получаем информацию об изменениях, происходящих в социально-педагогической адаптации подростков под воздействием применяемого комплекса педагогических условий. На данном этапе педагог проверяет результативность своих действий.

В реализации программы по социальной адаптации принимали участие подростки (15-17 лет), учащиеся 8-9классов общеобразовательных школ Котельниковского района Волгоградской области. В процессе работы мы измерили, как отдельные критерии интегральных показателей социальной адаптации, так и общий средний показатель.

Нами были отобраны методики, которые позволили бы нам выявить психолого-педагогические характеристики подростка, имеющие влияние на процесс социально-педагогической адаптации. Так, нами были отобраны методика социальной адаптированности К.Роджерса и Р. Даймонда, методика Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, направленная на исследование тревожности подростков. [5]

Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина оценивает тревожность подростков на низком, среднем и высоком уровнях. Данная методика позволяет оценить уровенть тревожности не только как эмоционально-ситуативного состояния, но и личности подростка в целом.

Методика Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина состоит из двух опросников, каждый из них содержит по 20 высказываний. Первый опросник направлен на исследование ситуативной тревожности, второй, на исследование личностной тревожности. Для увеличения интереса и повышения мотивации со стороны подростков нами использовалось компьютерное тестирование.

Результаты исследования направленного на исследование тревожности подростков отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики тревожности методикой Ч.Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина

Уровень тревожности

Реактивная (ситуативная) тревожность

Личностная тревожность

Низкий

25%

12%

Средний

27%

29%

Высокий

48%

59%

 

Из полученных результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

48% подростков, прошедших тест Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина имеют высокий уровень ситуативной тревожности. Подростки из данной группы подвержены чрезмерному напряжению, нервозности. 27% испытуемых имеют средний уровень ситуативной тревожности. 25% подростков из группы испытуемых имеют низкий уровень тревожности. Однако бывает, что подростки желают показать себя лучше, чем есть на самом деле и поэтому на данную группу стоит обращать внимания не меньше, нежели на подростков с высоким уровнем тревожности.

59% подростков имеют высокий уровень личностной тревожности, 29% испытуемых имеют средний уровень и 12% имеют низкий уровень личностной тревожности.

Целью применения методики социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда является анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков. Анализ результатов позволяет выявить подростков имеющих предпосыки социальной дезадаптации и которые нуждаются в педагогической поддержке.

В опроснике содержится 101 высказывание. 37 высказываний - это критерии социальной адаптированности подростка, 37-критерии дезадаптированности и еще 27 высказываний нейтральны. Все высказывания сгруппированы по различным интегральным показателям.

Диагностику уровня социальной адаптированности подростков с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда мы проводили на дополнительных и факультативных занятиях. Результаты тестирования методикой К. Роджерса и Р. Даймонда отражены в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования методикой К. Роджерса и Р. Даймонда

Показатели

Показатели нормы

Уровень адаптации

Общий (процентный) показатель

Адаптивность

68-170

109

56%

Дезадаптивность

68-170

85.1

Принятие собственного «Я»

22-52

35,64

67%

Неприятие себя

14-35

17,35

Принятие других

12-30

19,76

57%

Неприятие других

14-35

17,64

Эмоциональная комфортность

14-35

20,3

55%

Эмоциональный дискомфорт

14-35

16,35

Стремление к внутреннему контролю

26-65

42,8

 

62%

 

Стремление к внешнему контролю

18-36

19,8

Стремление к доминированию

6-15

9,43

 

54%

 

Стремление к ведомости

12-30

16

После проведения диагностики была проведена оценка полученных данных относительно критериев нормы (нормальности) предусмотренных в той или иной методике.

На следующем этапе нами реализовывались педагогические условия по социальной адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий.

После применения социально-педагогических условий была проведена повторная диагностика уровня социальной адаптированности подростков. Полученные сведения позволили судить об изменениях, произошедших в адаптации подростков, участвующих в эксперименте. Данная информация помогла проверить результаты нашей педагогической деятельности.

В результате проведенной работы в экспериментальных группах по социально-педагогической адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий произошли позитивные изменния. Используя тест К. Роджерса и Р.Даймонда нами было выявлено повышение уровня социальной адаптированности после реализаций указанных выше педагогических условий. На этапе первичной диагностики уровень социальной адаптированности был зафиксирован на уровне 62%, к концу нашей работы он составил 91% (см. Таблицу 3).

Таблица 3

Изменение уровня социальной адаптированности подростков в экспериментальной группе

Уровень социальной адаптированности

Процентный покзатель

В начале эксперимента

62%

В конце эксперимента

91%

В Таблице 4 отражены результаты уровня социальной адаптированности подростков в контрольной группе.

Таблица 4

Изменение уровня социальной адаптированности подростков контрольных групп

Уровень социальной адаптированности

Процентный показатель

В начале эксперимента

62%

В конце экперимента

58%

В ходе применения методики Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина нами было отмечено положительное изменение уровней, как ситуативной, так личностной адаптации. Результаты повторной диагностики отражены в Таблице 5.

Таблица 5

Изменение уровня тревожности диагностируемых подростков в экспериментальных группах

 

Уровень тревожности

Реактивная (ситуативная) тревожность подростков в экспериментальной группе

Реактивная (ситуативная) тревожность подростков в контрольной группе

Личностная тревожность подростков в экспериментальной группе

Личностная тревожность подростков в контрольной группе

Низкий

20%

22%

16%

12%

Средний

53%

24%

54%

29%

Высокий

27%

54%

30%

59%

Проведенный сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностик экспериментальных и контрольных групп позволяет сделать вывод, что апробированные в экспериментальных классах условия социально-педагогической адаптации подростков средствами дистанционных образовательных технологий эффективны.

В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилась гипотеза, что при реализации указанных условий в специально созданном образовательном пространстве с учетом индивидуальных потребностей подростка процесс социальной адаптации средствами дистанционных образовательных технологий будет успешным.

Рецензенты:

Куликова С.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.

Столярчук Л.И., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.