Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ORGANIZATION OF TECHNICAL SUPPLY AND SERVICE OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF REGIONAL AGROINDUSTRIAL CLUSTERS

Serdobintsev D.V. 1, 2
1 Saratov State Agrarian University n.a. N.I. Vavilov
2 Volga scientific-research institute of economy and of organisation of the agroindustrial complex
Subject of researches are the modern condition and actual problems of development machine-tractor park of agriculture of the Volga region, and also the organizational measures promoting increase of efficiency of proc-esses of technical supply and service of the agricultural organizations on the basis of a regional agro-industrial clusterisation. In article the modern condition of the market, export and import of agricultural machinery in Russia is considered. Statistical data about development of machine-tractor park of the agricultural organiza-tions in the regions of the Volga region are shown. The provision of organizations of the main types of agricul-tural machinery in Russia, the Volga federal district and the Volga region is analyzed. Practice of development of clustering activity in agro-industrial complex of the countries of Europe and regions of Russia is considered. Im-portance of regional agro-industrial clusters in increase of organization of processes of technical support and servicing of the enterprises of agro-industrial complex is proved. The mechanism of formation and organiza-tional structure of an agro-industrial cluster on an example of the regional enterprises of the Volga region are offered.
technical supply and service
agricultural organizations
agro-industrial clusters
Volga region

На современном этапе развития отечественного агропромышленного комплекса (АПК), особенно в условиях функционирования в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) с 2012 г., обеспеченность техническими средствами является одним из главных направлений повышения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного производства. При этом включению России в активные процессы международной торговли и открытой конкуренции на мировом продовольственном рынке предшествовал сложнейший период 2008–2010 гг., который проходил в условиях засухи и кризисных явлений в экономике. В большинстве хозяйств наблюдался дефицит оборотных средств и рост просроченной кредиторской задолженности, что не позволяло в полном объеме финансировать технические мероприятия, закупки запасных частей и т.д. Но за счет накопленного ранее запаса прочности, господдержки сельского хозяйства и реализации антикризисных мер, были минимизированы потери от неблагоприятных условий и сохранены положительные тенденции развития предприятий аграрного сектора [6]. Тем не менее, сложное финансовое положение предприятий АПК повлияло на уровень спроса на сельскохозяйственную технику, что повлекло за собой снижение производства тракторов в стране на 23,2 % в период 2008–2012 гг., которое достигло отметки 13,6 тыс. шт. в 2012 г. Более всего за последние 5 лет, на 60,4 % снизилось производство сеялок, составив 3,6 тыс. шт., вдвое меньше – на 32,6 % снизилось производство зерноуборочных комбайнов, достигнув 5,8 тыс. шт. А вот производство плугов увеличилось на треть, составив 4,0 тыс. шт., также как и культиваторов (с учетом машин для рядной и межрядной обработки почвы), производство которых в 2012 г. с показателем 24,9 тыс. шт. почти в 3,5 раза превзошло показатели 2008 г. [4, 5].

Сокращение производства в свою очередь повлияло на уровень экспорта машин и механизмов для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, который за 5 лет снизился вдвое с 223,0 в 2008 г. до 113,0 млн. долл. США в 2012 г., экспорт тракторов понизился в полтора раза с 200,0 до 130,0 млн. долл. США, или с 12,7 до 5,5 тыс. шт. Дефицит технических средств отечественного производства в последние годы компенсируется посредством внешней торговли [3], но по причине падения спроса, наряду с производством, сократился и импорт, как техники для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур с 1286,0 в 2008 г. до 940,0 млн. долл. США в 2012 г., так и вдвое тракторов с 4270,0 в 2008 г. до 2660,0 млн. долл. США в 2012 г. А вот в натуральных показателях импорт тракторов за 5 лет даже увеличился с 90,4 до 92,6 тыс. шт., что означает замещение в структуре ввоза более мощной и высокотехнологичной техники на более доступную. Таким образом, объем рынка тракторов увеличился за 5 лет на 5,6 % – с 95,4 тыс. шт. в 2008 г. до 100,7 тыс. шт. в 2012 г. При этом, если в 2008 г. физический импорт тракторов в 5 раз превышал объемы производства и в 7 раз экспорта, то в 2012 г. импорт уже в 7 и 17 раз превысил соответствующие показатели. А в денежном выражении превосходство импорта над экспортом тракторов еще более значительное – в 2008 г. в 21 раз, а в 2012 г. в 20 раз. В отношении сельскохозяйственных машин в стоимостной оценке преобладание импорта над экспортом составило 6 и 8 раз в 2008 и 2012 гг., соответственно [9, 10].

Анализ динамики состава машинно-тракторного парка сельхозорганизаций, которых на начало 2013 года в восьми регионах Поволжья насчитывалось 2700, в части тракторов (включая тракторы, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины) демонстрирует, что за последние 5 года количество данных машин, как в среднем по стране и округу, снизилось почти на четверть (табл. 1). Практически в таких же пределах, как и количество тракторов, за 5 лет сократился и парк зерноуборочных комбайнов, при этом половина всех зерноуборочных комбайнов Поволжья, так же как и тракторов, находится в двух регионах – Татарстане и Волгоградской области [1, 2].

Таблица 1

Количество тракторов и зерноуборочных комбайнов

в сельскохозяйственных организациях РФ, ПФО и Поволжья в 2008–2012 гг., шт.

Регионы

Годы

2012 г. в % к

2008

2009

2010

2011

2012

2008 г.

2011 г.

Тракторы

РФ

396936

359498

338358

318940

301224

75,9

94,4

ПФО

111794

99651

93517

88149

83396

74,6

94,6

Республика Калмыкия

1640

1586

1551

1479

1372

83,7

92,8

Республика Татарстан

14764

13736

12966

12227

11712

79,3

95,8

Астраханская область

1714

1547

1337

1194

1044

60,9

87,4

Волгоградская область

11152

10190

9474

8955

8424

75,5

94,1

Пензенская область

5110

4009

3925

3471

3376

66,1

97,3

Самарская область

6486

5902

5527

5194

5001

77,1

96,3

Саратовская область

8116

7632

7234

6987

6946

85,6

99,4

Ульяновская область

3707

2937

2962

2843

2790

75,3

98,1

Поволжье

52689

47539

44976

42350

40665

77,2

96,0

Комбайны

РФ

95911

86122

80727

76646

72304

75,4

94,3

ПФО

27630

24327

22628

21715

20434

74,0

94,1

Республика Калмыкия

512

469

448

409

374

73,0

91,4

Республика Татарстан

3422

3211

2958

2890

2801

81,9

96,9

Астраханская область

177

163

150

130

98

55,4

75,4

Волгоградская область

3151

2926

2700

2553

2386

75,7

93,5

Пензенская область

1319

976

954

814

805

61,0

98,9

Самарская область

1915

1777

1625

1579

1538

80,3

97,4

Саратовская область

2529

2346

2236

2068

2094

82,8

101,3

Ульяновская область

1225

963

929

920

893

72,9

97,1

Поволжье

14250

12831

12000

11363

10989

77,1

96,7

Одновременно в стране активно развиваются механизмы лизинговых поставок сельхозтехники и оборудования, которые за период 2008–2012 гг. демонстрируют почти двукратный рост в части тракторов, и восьмикратный в части комбайнов, а в ПФО на 37,3 % и в 15 раз, соответственно. Объемы поставок тракторов по федеральному лизингу в сельхозорганизации Поволжья за 5 лет прибавили две пятых, а в последний год увеличились вдвое, достигнув 786 шт. в 2012 г., а поставки комбайнов увеличились в 12 раз, достигнув 332 шт. [1, 2].

Наряду с тем широкий количественный состав машинно-тракторного парка влечет за собой и высокие показатели общей удельной обеспеченности сельхозорганизаций Поволжья техникой на 100 га земельной площади (0,46), в сравнении с показателями по стране (0,39) и округу (0,37) в 2012 г. По количеству тракторов на 100 га пашни лидируют Республика Калмыкия (0,88) и Астраханская область (0,82), которые почти вдвое превосходят средний уровень по Поволжью, что отчасти можно объяснить небольшой площадью пашни в данных регионах, составляющую в 5 и 14 раз меньше, чем у ближайшего преследователя – Республики Татарстан (0,66), а парк тракторов при этом уступает всего в 9 и 11 раз, соответственно. Аутсайдер – Саратовская область (0,20), которая почти вдвое отстает от общероссийского и окружного уровня, а также в 2,3 раза уступает среднему уровню по экономическому району.

По количеству зерноуборочных комбайнов на 100 га посевной площади безоговорочный лидер Поволжья в 2012 г. – Астраханская область (1,51), которая почти вчетверо перекрывает средний поволжский уровень (0,41), что также объясняется незначительной, почти в 88 раз меньшей площадью посевов зерновых и зернобобовых, чем у того же Татарстана (0,24), а количество комбайнов при этом уступает всего в 29 раз. Последнее место занимает Саратовская область (0,21), которая в 1,2–1,3 раза проигрывает средним показателям по стране (0,27) и округу (0,26), соответственно, а также почти вдвое уступает средним значениям по регионам Поволжья. При этом можно отметить, что в РФ, ПФО и Поволжье из года в год идет неуклонное снижение показателей обеспеченности сельхозорганизаций техникой в расчете на единицу земельной площади, которые за 5 лет снизились во всей стране по тракторам почти на пятую часть, а по комбайнам на 15,6 % [1, 2].

Современная практика агропромышленного производства демонстрирует, что в такой сложной отрасли как сельское хозяйство индивидуализировано выступать предприятиям на рынке весьма сложно и затруднительно. В результате отчетливо видны попытки предприятий упрочить свои хозяйственные связи и их тяготение в этом к различным видам интегрированных структур. Во многих странах мира, вне зависимости от уровня развития, одним из наиболее перспективных вариантов интеграции, обеспечивающим повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, отраслей или всего государства является кластерная политика. Если привести пример ближайших регионов мира с дифференцированным уровнем развития, то по данным Европейской кластерной обсерватории на сегодняшний день в 28 странах Западной и Восточной Европы функционирует 2101 кластер в различных отраслях экономики с общей численностью в 42 миллиона сотрудников. При этом 11,5 % из них осуществляют деятельность в агропромышленном комплексе, давая работу 4,5 миллионам человек [7]. Это обуславливается тем, что в составе кластера консолидация усилий предприятий для достижения производственно-экономических результатов достигает высшего уровня, благодаря самой структура кластера, который состоит из предприятий ядра – основных производителей и переработчиков продукции и предприятий-сателлитов – снабжающих и обслуживающих ядро кластера.

Особенно ценным преимуществом кластера, имеющим значение для целей развития механизма технического снабжения и обслуживания агропромышленного производства, является включение в состав предприятий-сателлитов различных научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и инновационных организаций. Данная особенность позволяет организовать более тесное сотрудничество разработчиков, как с производителями сельхозтехники, так и с предприятиями АПК, что значительно ускоряет путь перспективных разработок от проекта до внедрения. Наличие контрактации позволяет разработчикам полнее изучить и достовернее узнать потребности производства, экономически обосновать инновационный проект и апробировать его на практике. Такая прозрачная и организованная система внедрения инноваций является действенным средством стимулирования развития опытно-конструкторских разработок и позволяет исследователям свободнее привлекать венчурные инвестиции. Что также упрощается благодаря наличию в составе кластеров финансово-кредитных и лизинговых организации, которые наряду с тем, позволяют финансировать и обеспечивать кредитование покупок и лизинговых поставок сельскохозяйственной техники и оборудования.

В последние годы в стремлении перенять передовой опыт кластерные методы стали приживаться и на российской земле, следствием чего явилось все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях и инвестиционных программах. В тоже время кластерные инициативы активно реализуются на практике и к настоящему моменту по данным Минэкономразвития РФ и собственных исследований в отечественной экономике реализуется около 221 кластерного проекта, при этом в АПК создается порядка 41 кластера или 18,6 %. В соответствии с общероссийской тенденцией в 8 регионах Поволжья также реализуется 39 проектов по созданию кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в том числе 6 кластеров создаются в АПК 5 регионов Поволжья. При этом вся деятельность по кластеризации сейчас сосредоточена в региональных Центрах кластерного развития (ЦКР), которые уже созданы в 6 регионах Поволжья, а всего по стране сегодня функционируют 19 таких центров [7]. Однако на сегодняшний день в отечественной практике интеграции не существует единого отработанного механизма формирования региональных агропромышленных кластеров, но здесь основой могут послужить зарубежный опыт и отечественная практика развития кластерной деятельности. При этом формирование кластеров возможно только при объединении усилий органов власти и самих интегрируемых предприятий, когда основная инициатива должна исходить от потенциальных участников кластера, а администрация должна оказывать всестороннюю поддержку, особенно на первоначальных этапах. На основе данных постулатов был сформирован механизм формирования агропромышленных кластеров на основе частно-государственного партнерства (рис. 1).

Рис. 1. Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров

Наряду с тем организационная структура регионального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей, при этом особенно важно организовать взаимодействия с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров (работ, услуг). В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других связанных с АПК предприятий, что позволяет свободно сформировать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Разработка, координация и сопровождение реализуемых кластерных проектов являются прерогативами Минэкономразвития и Минсельхоза области, но с целью координации их деятельности необходимо формирование ЦКР. Задачи кадрового обеспечения, разработки и внедрения инноваций решаются благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций. Финансовое, техническое и информационно-консультационное снабжение и обслуживание может обеспечиваться рядом организаций созданных в рамках реализации Нацпроекта и Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также сетью машинно-технологических станций и т.д. Также транспортно-технологические услуги могут оказывать Приволжская железная дорога, транспортные компании и сеть машинно-технологических станций. Поставки сельскохозяйственной техники, машин и навесного оборудования могут осуществлять официальные представители ведущих отечественных и мировых производителей. В результате сформирована организационная схема работы регионального агропромышленного кластера, объединяющего предприятия различных сфер, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (рис. 2).

Рис. 2. Возможная структура агропромышленного кластера в Саратовской области

В итоге, можно констатировать, что в настоящий момент в различных отраслях экономики и АПК многих стран мира, Европы и регионов России идут активные процессы развития кластерной деятельности, с широким использованием элементов частно-государственного партнерства. При этом агропромышленные кластеры обладают рядом преимуществ в деле организации технического снабжения и обслуживания сельхозорганизаций: снижение затрат, увеличение финансирования и упрощение процессов разработки, внедрения и приобретения техники и технологий, исключение дублирования функций, координация общих усилий в интересах каждого участника и стабилизация рынка сельскохозяйственной техники и оборудования [8]. К тому же финансирование кластерной деятельности может являться важным элементом непрямой государственной поддержки развития АПК в рамках «зеленой корзины» ВТО. Данная возможность особенно актуальна в части поддержки научных исследований, общего характера и по конкретным продуктам, что наряду с развитием образования, информационно-консультационных служб, финансово-кредитных механизмов и т.д., позволит восполнить недостатки и трансформировать под современные требования систему технического снабжения и обслуживания сельскохозяйственных предприятий. В результате становится, очевидно, что в перспективе именно агропромышленная кластеризация будет являться основным условием обеспечения технической модернизации и важнейшим направлением размещения производительных сил в сельском хозяйстве.

Рецензенты:

Заворотин Е.Ф., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе, ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», г. Саратов;

Полулях Ю.Г., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник сектора информационных технологий в АПК, ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», г. Саратов.