Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SOURCES OF MEDICAL STUDENTS’ COMPETENCY IN BEDSORES PREVENTION AND TREATMENT

Farshatov R.S. 1 Kildebekova R.N. 1 Kandalov A.V. 1 Gilmiyarova E.R. 1
1 Bashkir State Medical University
SUMMARY. Bedsores are the inevitable accompaniment of many diseases and conditions that could significantly impair patient’s prognosis. OBJECTIVE: To study student’s awareness in prevention and treatment of pressure ulcers. DESIGN: Observational study. MATERIALS AND METHODS: In order to achieve the goal of the current study, survey of 186 medical university students was carried out. RESULTS: Most of the information related bedsores received during study course at the Chair of nursing care and the Chair of general surgery. That information was obtained from so-called «classical» forms of learning - lectures and workshops, while the use of innovative forms of education were used very rarely. CONCLUSIONS: It is necessary to make changes in the curriculum of both undergraduate and continuing postgraduate medical education in order to improve healthcare professionals’ awareness in the prevention and treatment of pressure ulcers.
bedsores
pressure ulcer
knowledge
competence
students

Пролежни остаются актуальнейшей проблемой практического здравоохранения, способной значительно ухудшить прогноз лечения, качество и удовлетворенность медицинской помощью [1, 3, 4]. Частота встречаемости пролежней составляет от 11% в отделениях сестринского ухода до 42% в отделениях реанимации и интенсивной терапии [3]. Кроме того, установлено что пролежни являются причиной значимого болевого синдрома, снижают качество жизни больных и повышают летальность [1, 3, 5]. В настоящее время разработаны и за рубежом повсеместно внедряются программы профилактики и лечения пролежней, включающие систему оценки риска развития пролежней, устранения негативных факторов и при неэффективности профилактических мер - соответствующие лечебные мероприятия [2, 4, 5]. В этой связи огромную значимость имеет степень владения медицинскими работниками современными научными данными о предупреждении и лечении пролежней.

Цель работы - изучить характер осведомленности студентов медицинского ВУЗа в вопросах профилактики и лечения пролежней.

Материалы и методы. Для реализации цели исследования было проведено заочное анкетирование студентов Башкирского государственного медицинского университета с использованием социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники». С помощью общеизвестного алгоритма отбора и поиска были найдены профили студентов 3-6 курсов, которым было разослано 300 анкет, 184 респондента откликнулись на анкетирование. Из исследования были исключены 24 анкеты по причине неполных данных. В исследование не включали студентов, имеющих среднее медицинское образование и/или работающих в медицинских организациях. В итоге доступными для анализа оказались 160 анкет.

Среди студентов выделены 2 главные группы: I группа (n=79) - студенты 3 курса, обучающиеся по Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования III поколения (ФГОС ВПО) и II группа (n=81) - студенты 4-6 курсов, обучающиеся по Государственным образовательным программам (ГОС).

Разработанная для целей исследования анкета включала себя блок демографических данных и основной блок из вопросов, касающихся оценки уровня знаний о пролежнях и источников информации о них.

Результаты. Все опрошенные нами студенты обеих групп были знакомы с понятием «пролежни», однако при ответе на вопрос о составляющих определения термина «пролежень/пролежни» абсолютно правильный ответ был получен в 39 (49,4 %) анкетах в группе студентов, обучающихся по ФГОС, а во II группе - только в 13 (16,1 %). Субъективная оценка респондентами своих знаний была значительно лучше: в I группе исследуемые высоко оценили свои знания о пролежнях 65 (82,3%) человек, во II группе - 56 (69,1%) студентов, тогда как на недостаточность знаний посетовали - 12 (15,2%) и 24 (29,6%) опрошенных соответственно. Среди производящих факторов развития пролежней все респонденты указали сдавление тканей, а на два других не менее важных фактора: трение и сдвиг тканей  - 30,4% и 23,4% лиц соответственно.

            Среди учебных дисциплин (кафедр), при прохождении которых по мнению студентов были получены знания о пролежнях, 55 (69,6%) и 58 (71,6%) лиц I и II групп соответственно выбрали один вариант ответа (причем все опрошенные - кафедру сестринского дела), назвали несколько вариантов - 29,2% и 23,5%, затруднились в названии кафедры - 1 (1,2 %) и 4 (4,9%) соответственно (таблица 1). Второе место, после кафедры сестринского дела, по частоте выбора респондентами занимает кафедра общей хирургии, набравшая 22,8% и 23,4% голосов в I и II группе соответственно, клинические кафедры старших курсов в сумме набрали 12,3% ответов.

Таблица 1

Кафедры, которые участвовали в формировании представлений студентов о пролежнях

Кафедры

I группа (n=79)

II группа (n=81)

- кафедры теоретического профиля

0

0

- кафедры патофизиологии и патанатомии

13

2

- кафедра сестринского дела

78

69

- кафедра пропедевтики внутренних болезней

2

1

- кафедра общей хирургии

18

19

- хирургические кафедры старших курсов

-

8

- терапевтические кафедры старших курсов

-

2

- не помню

1

4

Среди видов учебной деятельности, посредством которых респонденты получали знаний о пролежнях, в обоих группах доминирующее значение имели лекции, на которые указали 87,3% студентов I группы и 51,8% -  во II группе. C внедрением новых образовательных стандартов значимость лекций возросла более чем в 1,5 раза. Характерно, что практические занятия, как источник знаний студенты, обучающиеся по новым стандартам отмечали в анкете чаще - 72% против 45,6%. Производственную практику студенты I группы выбрали в 89,8%, II группы - 97,5%. Кроме того, студенты, обучающиеся по новым ФГОС ВПО как источник знаний, указывали студенческую научно-практическую конференцию, ежегодно проводимую кафедрой сестринского дела.

Таблица 2

Вклад различных видов занятий в формирование знаний и умений по теме «Пролежни»

Виды занятий

I группа (n=79)

II группа (n=81)

- лекция

69

42

- практические занятия (обсуждение, таблицы)

57

37

- элективный курс, научный кружок

2

1

- студенческая научно-практическая конференция

58

44

- учебная практика

72

-

- производственная практика

71

79

- не помню/затрудняюсь ответить

8

10

При конкретизации форм учебной активности большинство студентов обеих групп выбрали несколько вариантов ответов, при этом лидирующим способом получения знаний было обсуждение темы с преподавателем (все респонденты обеих групп). Демонстрацию больных, имеющих пролежни указали студенты I группы в 32,9% случаев, II группы - в 17,2%.

Таблица 3

Формы учебной и иной деятельности, используемые для освоения темы «пролежни»

Формы деятельности

I группа

(n=79)

II группа

(n=81)

- обсуждение темы с преподавателем

79

81

- демонстрация слайдов, таблиц

67

66

- просмотр учебного фильма

11

1

- отработка навыков на симуляторах и манекенах

59

17

- демонстрация больных (на обходе) преподавателем

26

14

- демонстрация технологий по предупреждению пролежней (матрацы, поверхности)

61

19

- «внеурочное» дежурство с преподавателем

2

8

- работа с больными во время производственной практики

72

71

- не помню

7

10

Студенты значительно чаще самостоятельно наблюдали больных с пролежнями во время практик, нежели во время аудиторных занятий. Характерно, что у студентов I группы вклад симуляционного обучения и тренажеров был значительно выше, что свидетельствует об изменениях в методике преподавания в сторону практической ориентированности и также отражает улучшение материальной базы. Ознакомление с современными технологиями по предупреждению пролежней имело место в 77,2% в I группе и в 23,4% во II группе.

Обсуждение. Несмотря на высокую значимость проблемы предупреждения пролежней, внимание к ней остается недостаточным как в практическом секторе здравоохранения, так и в системе медицинского образования.  Среди кафедр, которые были указаны студентами фигурируют в большинстве случаев кафедры младших курсов, тогда как пристального внимания к проблеме пролежней на клинических кафедрах респондентами отмечено не было. Таким образом, наблюдается существенное различие в результатах анкетирования студентов медицинского ВУЗ, обучающихся по разным образовательным программам. Несмотря на лучшие результаты у студентов, программа обучения которых регламентирована ФГОС III поколения, уровень знаний о пролежнях является недостаточным.

Выводы

1.             Студенты, обучающиеся по новым Федеральным государственным образовательным стандартам оказались более подготовленными в вопросах этиологии и профилактики пролежней;

2.             Несмотря на высокую самооценку своих знаний о пролежнях, фактическая выживаемость знаний по данным исследования остается неудовлетворительной;

3.             Большое значение для приобретения знаний и клинического опыта по предупреждению и лечению пролежней имеет производственная практика;

4.             Результаты исследования свидетельствуют о необходимости включения темы «пролежни» в программу обучения на клинических дисциплинах старших курсов и в системе непрерывного последипломного медицинского образования.

Рецензенты:

Хуснутдинова З.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности ГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г.Уфа;

Янгуразова З.А., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды ГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г.Уфа.