Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE KNOWLEDGE OF THE WORLD OF NATURE AS A MEANS OF MORAL EDUCATION PRESCHOOLERS

Vasileva K.V. 1 Gusev D.A. 1
1 Arzamas branch of the NNGU
In the article the basics of getting children of preschool age with natural reality. Reveals the significance of the natural conditions of the surrounding natural world in the education of preschool children. The characteristic of individual moral qualities generated in children of preschool educational institutions in the process of acquaintance with nature. Describes the pedagogical experience of domestic and foreign scientists on the implementation of educational work aimed at familiarizing the children with the world of living nature. On the basis of the conducted study was the effective forms and types of work to educate preschoolers with wildlife. The comparative analysis of employment by introducing preschoolers with animals in conditions of urban kindergarten and in rural areas. Recommendations to familiarize young children with the world of living nature for the formation of their moral sentiments.
fauna
preschooler
moral qualities
education
kindergarten
exploring nature
educator

Природа играет важную роль в воспитании дошкольников и в настоящий момент невозможно представить взращивание полноценной личности без естественных сил окружающего мира. Природа как незаменимый педагог хранит и вбирает в себя все самое лучшее, являясь наимудрейшим воспитателем, источником творческого начала и духовных сил, неиссякаемым источником красоты.

Деятельность как основной источник приобретения знаний является тем главным звеном, которое помогает всестороннему и целостному развитию личности, способствует становлению отношения к окружающему миру. При восприятии природы нужно учитывать то, что человек принимает те проявления красоты, соответствующие его эмоциональному состоянию и мировоззрению [1].

Способность видеть природу не только поверхностно, а умение заглянуть в ее недра, понять тонкие взаимосвязи между ее компонентами - все это входит в условия становления мироощущения природы, единства с ней. Все это можно достигнуть при систематичном общении с природной действительностью. Для того чтобы ощущать себя единым целом с окружающим миром, требуется постоянное общение с природой, что, в свою очередь, осуществляется с помощью педагогических воздействий.

Природа - это живой организм, удивительный и многогранный мир. Естественно, что животные занимают в этой системе особое место. От нас и от будущего поколения зависит численность, разнообразие видов и сохранение животного мира. Для того чтобы успешно реализовывать поддержку и сохранность этого мира, каждому человеку с самых ранних лет необходимо приобрести определенный запас знаний в естественнонаучном разделе.

Первоначальные знания об окружающей природе, а также животном мире, человек усваивает в дошкольном возрасте. В дошкольных образовательных организациях в данном направлении проводится целенаправленная и систематическая педагогическая работа. Знакомство с природой представляет собой разрешение воспитательно-образовательных задач, заданных программой. Мнения многих ученых [2, 7, 8 и др.] солидарны в том, что природа играет важную роль в становлении и воспитании личности дошкольника. Непосредственный контакт детей с природой оказывает положительное влияние: развитие доброжелательности, сопереживания, воспитание бережного отношения и видение прекрасного вокруг. Воспитание гуманного отношения к животным, приобщение детей к их проблемам, а также развитие положительных реакций на животных - все это необходимо для лучшего понимания природоохранных вопросов. Человек, воспитанный в уважительном отношении к проблемам живого, никогда не останется равнодушным к страданиям и проблемам другого, и неважно кто это - человек или животное.

Любознательность - характерная черта дошкольного возраста. В сочетании с познавательной активностью, любознательность часто приобретает форму эксперимента над живым существом, что в некоторых случаях может губительно отразится на его состоянии, например, оторванные крылья и лапки насекомых. Чем же можно объяснить такое поведение? Нет, это не жестокость и нежелание навредить живому, это всего лишь, как было отмечено выше, любопытство. Часто можно услышать из уст ребенка, что он всего лишь хотел узнать сможет ли летать жук без крыльев, что станет с ним, если он потеряет лапку. На отношение дошкольника к живой природе могут повлиять разнообразные причины: ограниченные знания, отсутствие условий для наблюдения за природной действительностью, скудность опыта общения с живыми организмами, бедность информации об уходе за ними, отрицательный пример со стороны взрослых и бедность эмоционального опыта взаимодействия с окружающей природной действительностью.

Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо говорили о том, что наблюдение за царствами естественного мира как ничто другое лучше формирует нравственные качества и умственные силы детей.

Знаменитые педагоги прошлого столетия отмечали природу как важное средство в воспитании детей. Я.А. Коменский говорил о природе как об источнике знаний, о средстве развития ума, воли и чувств. К.Д. Ушинский говорил об идеи «введения в природу детей», что необходимо для восприятия полезного и доступного для развития умственных и словесных возможностей детей.

Залкинд Э.И. в своем исследовании, посвященном ознакомлению детей дошкольного возраста с птицами, показал, что в данном виде работы важна разумная организация чувственного восприятия природных объектов. Реализовать это можно грамотно руководя процессом наблюдения. Они дают детям определенные впечатления, которые, в свою очередь, преобразуются в представления (конкретные, обобщенные), способствующие развитию речи.

Тема ознакомления детей с животным миром и воспитание гуманного отношения к ним, освящается в работах многих педагогов [3, 6, 9, 10 и др.], каждый из которых внес свой вклад в данную область. Данной проблеме адресовано много статей, книг, методических пособий, являющиеся помощником для педагогов при ознакомлении дошкольников с природой, среди них можно выделить работы Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина, Ю.И. Моисеенко.

Современное общество до конца не осознает, как пагубно сказывается потребительское отношение к природе. На протяжении долгого времени существовало мнение о том, что природные ресурсы вечны и неисчерпаемы. В воспитании современного поколения необходимо изживать такие помыслы, уходить от потребительской традиции. У детей нужно формировать уважительное и сочувственное отношение к природе, понимание того, что природа, в первую очередь, источник нашей жизни. Ребенок, любящий природу, не будет безрассудно рвать цветы, ломать деревья, разрушать гнезда и вредить животным. Именно сформированное умение в детстве воспринимать и принимать природу такой, какая она есть, во всей своей красе, пробуждает в детях интерес к ней, бережливое отношение ко всему живому, способствует развитию полноценной личности.

Результаты исследования и их обсуждение

Чтобы пробудить интерес, сформировать чувство ответственности, сострадание к животным, проводятся различные формы работы с дошкольниками. При ознакомлении с природной действительностью решается ряд воспитательно-образовательных задач, предусмотренных программой. Всевозможные наблюдения, экскурсии в природу, работа на участке детского сада, дежурства в живом уголке, подкормка птиц - это всего лишь часть осуществляемой воспитателем работы в различных группах.

Педагог помимо знакомства дошкольников с животными, также учит бережно к ним относиться, проявлять внимание и заботу, быть ответственным за братьев наших меньших. Для чего же нужно с ранних лет пробуждать в детях любовь и интерес к животным? Во-первых, это необходимо для формирования правильного отношения к живым существам. Во-вторых, следует предотвратить развитие бессердечного отношения и обращения к животным, проявление жестокости и бесчувствия ко всему живому. В-третьих, для становления у дошкольников высших нравственных чувств - справедливости, гуманизма - в отношении природных объектов.

Золотова Е.И. в своих работах говорила, что делать заключение о степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно исходя из следующих положений:

  • интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках;
  • знание и выполнение правил обращения с живым существом;
  • осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
  • желание и умение ухаживать за живым существом;
  • эмоциональность восприятия и общения с животным [4].

При знакомстве с животным предлагаемая информация делится на три части: внешний вид животного и его повадки; среда обитания; польза. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются сведения более широкого круга - приспособления животных, связанные с особенностями обитания. Такое подробное знакомство углубляет и расширяет знания детей, что, в свою очередь, способствует дальнейшему правильному ориентиру воспитания нравственно полноценной личности по отношению к представителям природы.

Представления дошкольников о животных не всегда носит конкретный характер, чаще всего они имеют неопределенный характер, общее представление. Проявление интереса к животному миру иногда носит лишь поверхностный характер. Внимание дошкольников привлекают яркие и заметные особенности животных, то, что бросается в глаза. При знакомстве с обитателями фауны, особое внимание уделяется отбору содержания программы, что помогает успешно расширять знания детей, формировать устойчивые знания и интерес, ответственность по отношениям к животным.

В процессе знакомства дошкольника с миром фауны, решаются основные воспитательные задачи:

- формирование представлений о животных.

- воспитание эмоционально-положительных отношений к живым существам.

- воспитание ответственного поведения в окружающей среде [5].

Одной из основных форм работы по ознакомлению с животными в детском саду является непосредственно образовательная деятельность. Творческое рассказывание на занятиях способствует развитию логического мышления, формированию нравственно-экологическому отношению к животным. Занятия, где дети придумывают рассказы на тему, заданную воспитателем, особенно значимы. На основе таких занятий, можно оценить сформированность детских представлений о рассказанном животном. Также речевая деятельность дошкольника дает картину динамики изменения мотивов, характеризующих взаимоотношения детей с животными. От младшего к старшему возрасту в поведении детей видна положительная динамика, при продолжительной работе по данной теме. Дошкольник уже знает, что, например, собаке нужно дать кость, если она голодна, кошке перебинтовать лапу, если она поранена. Далее действия переходят на новую ступень - беспокойство о состоянии природы, выражение протеста к негативным поступкам по отношению к природе и ее обитателям. Проявление беспокойства и сопереживания можно отнести к показателям гуманного отношения к братьям меньшим.

Отбор животных для природного уголка группы осуществляется в соответствии с программой детского сада. Его обитатели должны быть интересными для наблюдения, должно присутствовать разнообразие, животные неприхотливые, самое важное - уход за ними должен быть доступен дошкольникам. Естественно, что без любви к животным самого воспитателя, у него не получится привить детям любовь и бережного отношения. Педагог является для воспитанников примером. Ему также необходимо знать особенности обитателей живого уголка, правила ухода за ними. Иначе, если педагог сам не обладает данной информацией, то чему же он сможет научить детей?

Наблюдения за животными в уголке природы позволяют дошкольникам лучше узнавать животных, ухаживать за ним и проявлять внимание, данная работа, таком образом, будет приобретать систематический характер. Дошкольники при взаимодействии с обитателями уголка, начинают замечать его повадки, узнают все больше и больше его особенностей. Перенося свою наблюдательность за пределы детского сада, дети уже в окружающем мире начинают замечать необычное и интересное. Их внимание начинает распространяться на животных, с которыми они сталкиваются вне стен садика. Уход за животными формирует у дошкольников эстетическое восприятие, умение не только созидать красоту, но делать все, для того чтобы сохранить ее.

Художественная литература также способствует знакомству детей с животным миром. С ее помощью воспитатель учит доброте, сопереживанию, пробуждает чувство любви к живому, получать удовольствие от общения с животными. При прочтении какого-либо произведения педагог проводит эстетические беседы, целью которых является закрепление норм поведения в природе, перенос ситуации в жизненный опыт детей. Такая беседа положительно сказывается на воспитанниках - у них формируются представления о том, как нужно поступать в тех или иных ситуациях в реальной жизни. При такой работе педагог обязан продумать вопросы, которые будет задавать детям. Они должны активизировать их опыт, подтолкнуть к мыслительной работе, решить, как он поступил бы в такой ситуации.

Не менее важным видом знакомства детей с животными это непосредственное знакомство с ними в зоопарке, ферме, участке детского сада. На прогулке с детьми можно привлечь их внимание к кормушке, где обитают птицы, тихонечко за ними понаблюдать и дальше в группе обсудить увиденное. Под руководством педагога подмечаются характерные признаки внешнего вида птиц, повадки, дети учатся сравнивать и отличать их друг от друга. На следующей прогулке можно предложить детям покормить птичек, тем самым вызвать у них заботливое отношение, сказать, что птицам голодно особенно зимой, вызвать сочувствие. В условиях сельской местности намного проще проводить занятия, так как большинство детей так или иначе сталкивались с домашними животными, у некоторых они есть даже дома. В условиях города это сделать гораздо тяжелее, поскольку у большинства детей наблюдается явное отсутствие домашних животных, а также условия проживания в городах значительно отличаются от естественных природных условий сельской местности. Хорошим решением проблемы знакомства детей с животными решает семейный поход в зоопарк. При этом родители сами должны быть готовы к вопросам о том или ином животном. В этом плане может помочь воспитатель. Он может рекомендовать литературу для ознакомления. Важно объяснить родителям, что более успешное воспитание по ознакомлению и привитию любви к животным, не может полноценно осуществлять без участия родителей. Некоторые виды занятий невозможно провести с детьми, довольно трудно каждому ребенку подробно рассказать о чем-либо. Индивидуальный подход - отличное средство для воспитания и привития бережного отношения к природной среде. Сами родители могут провести небольшую беседу, например, прогуливаясь или идя с малышом по улице. Личный пример родителей также играет немалую роль. Если ребенок видит, что мама подкармливает бездомных животных или предлагает ребенку сделать для птиц кормушку, ребенок сам заразится этой идеей, которая, несомненно, придется ему по душе. Ничто так не вдохновляет детей, как возможность позаботится о том, кто намного меньше и беспомощней тебя.

Заключение

Знакомство с животным миром, привитие любви к ним, бережное отношение - все это часть целенаправленного воспитательного процесса. Данный вид работы, как никакое другое средство лучше способствует развитию нравственных чувств. Дошкольник становятся ответственными не только за себя и свои поступки, но и за своих подопечных. Заботясь о ком-то, дети понимают, что жизнь крохотного существа полностью в их руках. Воспитание бережного отношения к животным подавляет в детях равнодушие, апатию к проблемам природы, черствость и бессердечие. Только в наших руках, руках взрослых, находится будущее нынешнего подрастающего поколения и мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети выросли духовно-нравственными и полноценными личностями.

Рецензенты:

Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Нижний Новгород.

Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» Арзамасский филиал, г. Арзамас.