Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF UNIVERSITIES IN THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION ECONOMY IN TAJIKISTAN

Sharipov M.M. 1
1 Tajik State University of Commerce
The article deals with the theoretical foundations and the role of universities in the formation and development of the innovation economy of the Republic of Tajikistan. The author believes that an important role in these conditions plays an innovative infrastructure, which is the main tools, and innovative economy and is a set of interrelated and mutually production and technical systems, organizations, corporations, firms and relevant organizational and management systems for the effective implementation of innovation and innovation in specific territorial transformations. Based on the analysis of literary sources the author proved that the formation of an innovative economy is greatly enhanced capabilities of universities affect the technological development of the country, to solve the problem of training and re-training of highly qualified personnel. The author believes that the Republic of Tajikistan, taking into account the objective need for innovative development, the formation of an innovative economy must modify the existing concept of training for the period up to 2020. The article also revealed the role of the Tajik State University of Commerce in the formation of an innovative economy and the development of a national innovation system Republic of Tajikistan.
innovation
innovative economy
competition
university personnel
scientific and technological progress
infrastructure
training and retraining
В условиях глобализации и углубления интеграционных процессов формирование инновационной экономики является особо актуальным, сложный, многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы многих стран, регионов, предприятий и организаций, большего количества специалистов, работающих на них.

Основной функцией инновационной экономики является постоянное и непрерывное создание и реализация инноваций, развитие инновационной деятельности, достижения значительных результатов в конкурентной борьбе и ускоренного социально-экономического развития страны и ее регионов [3, 4, 6].

На наш взгляд, инновационная экономика, прежде всего, экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах производственно-хозяйственной деятельности с учетом выделения особую роль знаний и инноваций. При этом в условиях квазоконкуренции повышение инновационной активности является важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Инновационная экономика формируется под влиянием двух основных групп  факторов [2,3], ориентированных на создание условий для перехода на инновационный путь развития, а также, связанных с появлением или созданием мотиваций у субъектов инновационной деятельности к обновлению и развитию научно-производственного потенциала, созданию и внедрению инноваций и эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов.

Важно заметить, что эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики и является совокупностью взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, корпораций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективной инновационной деятельности и реализации инноваций в условиях конкретных территориальных преобразованиях.

Прежде всего, активизация формирования инновационной экономики связана с форсированным созданием инновационно-инжинирингово-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам страны. В этих условиях  основным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать целенаправленная и согласованная работа высшей школы, учреждений академии наук и государственных научных центров (научно-технологических, научно-производственных и др.).

Существующая инфраструктура системы высшего образования, обеспечивающей главную составляющую становления и развития инновационной экономики - кадровую составляющую, должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (технопарками, комплексами,  институтами, филиалами, научно-производственными центрами  и т.п.) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы.

С другой стороны в условиях активного развития инновационной деятельности в обществе с инновационной экономикой должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда.

Важно заметить, что роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, должна стать приоритетной государственной и региональной программой.

В Республике Таджикистан учитывая объективную потребность инновационного развития, становления инновационной экономики необходимо доработать существующую  концепция подготовки кадров на период до 2020 года. В основу этой концепции должны быть положены такие принципы [2,6]:

  • становление, развитие и самореализация творческой личности на основе перехода на мировую образовательную пространству путем внедрении кредитной технологии образования;
  • постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
  • ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, инженеров, системных менеджеров инновационной деятельности;
  • рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на сотрудников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, организаций, отраслей и регионов;
  • обучение управлению социальными и психологическими аспектами процессов создания наукоемких нововведений, нано технология, использованию творческого потенциала сотрудников для ускоренного широкомасштабного внедрения в практику инновационных разработок;
  • создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции, товаров и услуг;
  • сотрудничество университетов и других вузов страны и региона с передовыми предприятиями, реализующими инновационные проекты, и их совместная деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, нацеленных на подготовку специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям, а также развитие системы подготовки кадров через магистратуру и докторантуру и др.

На наш взгляд, по мере развития общества достаточно хорошо просматривается тот факт, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Поэтому создания инновационной системы  считается приоритетом и должен подержаться  со стороны республиканских и региональных органов исполнительной власти. Вместе с тем существует точка зрения, в соответствии с которой создание единой инновационной системы - дело далекого будущего, поскольку для этого необходимы следующие условия: развитая мощная социально-экономическая система, система защиты интеллектуальной собственности, в основе инновационной системы должна быть крупная корпорация, ориентированная на наукоемкую технологию [4].

 В Республике Таджикистан таких условий пока нет, в связи с этим в центре развития инновационной политики может стать университет. Это объясняется рядом обстоятельств, а именно тем, что большинство регионов сами не способны строить экономику, основанную на знаниях и инновациях, процесс создания инноваций носит нелинейный характер и зависит от общественных потребностей, платежеспособного спроса может быть даже в большей степени, чем от технологических инноваций.

Опыт показывает, что в вузах Республики Таджикистан обеспечивается:

  • создание цикла от научного обоснования, проведения научных исследований до реализации их результатов в базовых отраслях экономики и сферы услуг;
  • систематическое использование результатов инновационной деятельности в подготовке высококвалифицированных специалистов;
  • разработка и реализации инновационных проектов, финансируемых из внебюджетных источников, а также за счет зарубежных грантов;
  • инвестиции в инновационную деятельность с целью создание инновационных инфраструктур в вузе и регионе.

При этом нами установлено, что потенциал вузов предприятиями и организациями используется недостаточно:

  • результаты научных исследований используются недостаточно для создания новых товаров, продукции, технологий и услуг;
  • учеными и исследователями недооценивается роль менеджмента и маркетинга;
  • коммерциализацией научных исследований и разработок занимаются ученые, это нецелесообразно, поскольку данная сфера отличается от научной деятельности и должна быть организована на высокопрофессиональном уровне.

На наш взгляд, также требуется совершенствование законодательной базы в области защиты интеллектуальной собственности в Республике Таджикистан с учетом усилении роли  мотивацию, связанную с рекламой той или иной разработки, в силу востребованности таких разработок за рубежом и наличия возможности продавать их там. При этом известен факт наибольшего интереса зарубежных фондов именно к финансовой поддержке университетов Таджикистана.

Опыт показывает, что научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы имеет свою специфику, которая обусловлена основным видом деятельности вуза - образовательным [2,6]. При этом, инновационная деятельность вуза также имеет свою специфику, связанную образовательным составляющим. Поэтому именно в совокупности элементов, включающей как компонент образовательную деятельность, видится естественная возможность обеспечения конкурентного преимущества высшей школы в области инновационной деятельности. В этих условиях наблюдается развития рынка услуг, в том числе образовательных.

В настоящее время в Республике Таджикистан научными исследованиями занимаются -87 организаций, среди них - 24 вуза ( 27,6%). В стране 11860 человек занимаются наукой, которые составляют 0,54%  от общего количества работающих людей в республике. Доля докторов наук составляет -6,96%, кандидатов наук -28,6%, без ученой степени -59,3%. В 2011г. в вузах число научных сотрудников составляет - 6707 чел., с ученой степени - 2450 чел., без ученой степени - 4257 чел. В 2011г. доля затрат на науку в ВВП составила - 0,089% или  - 22,02 млн. сомони [1, C.17,20-26,34-37].

Среди вузов Республики Таджикистан Таджикский государственный университет занимает ведущее место по проведению научно-исследовательских работ. Научные исследования проводятся по 4 направлениям. Кроме того выполняется - 1 инвестиционный проект финансируемый за счет государственного бюджета.

Университет известен своими достижениями в отрасли экономика и управление народным хозяйством: (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг; экономика труда, региональная экономика, экономика предпринимательства, менеджмент и маркетинг). В университете сконцентрированы известные ученые - экономисты в области экономики, права и отраслями различных сфер народного хозяйства. Это единственное в Республике Таджикистан высшее учебное заведение, на базе которого, ведется подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов (PhD) по экономическим и правовым специальностям.

В университете имеется 16 кафедр, из которых 10 - профилирующие. Университет является одним из первых плотных вузов страны, который в 2005 году приступил к внедрению кредитной технологии обучения. Подготовка бакалавров проводится по 18 перспективным специальностям на таджикском, русском и английском языках.

Университет располагает вычислительным и издательским комплексами, научным центром исследования проблем предпринимательства и рынка, учебно-информационным Центром по развитию туризма, учебным банком, технопарком, где аспиранты и сотрудники проводят научные исследования в рамках соответствующих отраслевых научно-исследовательских тем. В университете особое значение уделяется развитию внешнеэкономических связей с вузами СНГ, ЕврАзЭС, Европейского союза, стран Юго-западной Азии и др. Университет участвует в проектах ТЕМПУС, ЭРАСМУС МУНДУС и имеет тесную связь с Фондом Сороса и другими международными организациями.

В целом Таджикский государственный университет коммерции играет важную роль в формирование инновационной экономики и развитие национальной инновационной сиcтемы в Республике Таджикистан.

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что при формировании инновационной экономики значительно усиливается возможности вузов повлиять на научно-техническое развитие страны, занять свободную нишу в области инновационной деятельности, решить проблему подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров и в конечном итоге способствовать реализации социально-экономической политики в Республике  Таджикистан и повышения уровни жизни ее населения.

Рецензенты:

Абдугаффор Рауфи, д.э.н., старший научный сотрудник, профессор кафедры отраслевой маркетинг Технологического университета Таджикистана, г. Душанбе;

Низомова Т.Д., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономика предприятий и предпринимательства Таджикского национального университета, г. Душанбе.