Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT THE STATE OF HEALTH OF THE SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE LIGHT OF THE REFORMING OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

Akhmadullin U.Z. 1
1 Bashkir State Medical University
It’s reported about the dynamics of modern processes of the system of education reforming in Russia. It shows the survey data conducted by the Fund "Public Opinion", which assessed the situation in the national education system. It is noted that the reform of the education system in the Russian Federation comes amid persistent tendency of ill health of children and adolescents. As the main reasons of health-destroying education are cited: the intensification of the educational process, excessive "internetisation" of learning environment, poor hygiene and medical school organizational conditions, repressive and aggressive atmosphere in the educational environment, unformed health-paced lifestyle among teachers, students, and parents. The results of the implementation of the model sequential formation of the health of children and adolescents in the Republic of Bashkortostan are presented. The author updated the problem of influence of reforming the education system in the state of health of the subjects of the educational process in terms of the noosphere approach.
the subjects of the educational process
education reform
health
Общество начинается с образования. Именно поэтому, все реформы, происходящие в обществе, так или иначе, связаны с инновациями в образовании.

Конфуций говорил: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен!».  Большие перемены обществу даются нелегко.  Существует обоснованное мнение, что реформа образования - настолько важный шаг, что его можно сравнить с принятием Конституции: если главный закон государства гарантирует наше сегодняшнее, то образование - наше будущее и будущее наших детей.

Актуальность данного исследования определяется тем, что проблема сохранения здоровья субъектов образовательного процесса приобретает особую значимость в условиях продолжающегося реформирования системы российского образования.

К решению о необходимости реформы образования наша страна шла уже давно: существовала Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая в 2002 году. Затем 2003 год был ознаменован присоединением России к так называемому Болонскому процессу - созданию в Европе не только единого экономического, политического, культурного, но и образовательного пространства.

Образовательная политика Российской Федерации, ее основные положения и принципы были определены в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.

Реформирование среднего (общего) образования началось с введения  Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу Закон «Об образовании». Документ пришел на смену законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», действовавшим уже на протяжении 20 лет [6].

Новый закон финансово закрепляет гарантии обеспечения доступности и качества образования в России.  Дошкольное образование становится первым уровнем образования, аспирантура - третьим уровнем высшего образования. Дистанционная и интерактивная система обучения также регламентируются законом. Эти направления выделены в приоритетные в рамках повышения доступности образования для всего населения.

Приоритет остается и за инклюзивным образованием. Этот вид обучения касается детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Система образования переходит на принципы прозрачности и доступности. Для учебных заведений определен порядок размещения и обновления информации на сайтах. Теперь школы и вузы избавлены от необходимости предоставлять пакеты документов различным надзорным учреждениям и иным организациям. Большую часть нужных данных можно будет получить, заглянув на сайт заведения [6].

Закон уделяет внимание независимой оценке качества образования. Здесь немалая роль отводится родительским комитетам. Например, прописана глава о конфликтных комиссиях, которые призваны разрешать спорные ситуации между школой, учениками и родителями.

Регламент коснулся прав и обязанностей обучающегося. Закон предоставил право субъектам РФ устанавливать требования к одежде школьников. Решение о конкретной школьной форме принимает само учебное заведение вместе с родительскими комитетами. 

Особый статус педагога теперь закреплен на законодательном уровне. В Законе прописаны права и свободы педагога, меры его поддержки со стороны государства. Прописаны и требования к учителям: повышение качества труда, формирование профессионального кодекса чести педагога [6].

Целью данного исследования является теоретическое обоснование возрастающей роли гигиенических и медико-организационных мероприятий по охране здоровья субъектов образовательного процесса в свете реформирования российского образования.

Образование - важнейшая сфера социальной жизни людей, с одной стороны, и процесс становления человека, с другой [2].

По данным директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислава Кучмы, в России налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков. Причем, растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения [4].

Одной из причин превращения школьников в больных-хроников в НИИ гигиены и охраны здоровья детей считают неоправданно высокие, «запредельные» нагрузки. В первую очередь среди причин учебной перегрузки они выделяют «неэффективное содержание общего образования» и «запредельную интенсификацию учебного процесса». Как признают даже в Минобрнауки, в значительной степени это происходит «из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей». Именно по этой причине более половины школьников не усваивают сейчас свыше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии, отмечают в НИИ гигиены и охраны здоровья детей.

С точки зрения самих учителей, идеальная школа сводится к формуле: «дети + здание + оборудованные учебные кабинеты + средства обучения + квалифицированные кадры + мудрое руководство + атмосфера единства всех участников образовательного процесса».

Как свидетельствуют последние данные опроса проведенного Фондом «Общественное мнение», лишь каждый десятый респондент оценил ситуацию в национальной системе образования как хорошую, 34% считают ее плохой и столько же - 34% - удовлетворительной [9].

Президент России Владимир Путин на заседании Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы во вступительной речи отметил, что по результатам диспансеризации 14-летних подростков, состоявшейся в 2011 году, абсолютно здоровыми были признаны около 16% обследованных [10]. Примерно 55% подростков имели функциональные нарушения, а около 5% - инвалидность. К 2013 году число абсолютно здоровых подростков 15-17 лет выросло на 6%, количество подростков с хроническими заболеваниями уменьшилось на 5%.

Директор Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, председатель исполкома Союза педиатров России Александр Баранов в своем выступлении подчеркнул, что в целом численность подростков в возрасте 10-17 лет за последние 15 лет уменьшилась на 8,5 млн. человек и сейчас составляет 10,7 млн. человек. При этом молодые россияне становятся слишком слабыми. За 15 лет средний показатель силы правой руки снизился на 10 килограммов у мальчиков и на 9 килограммов у девочек. Около 9% подростков имеют дефицит массы тела, и столько же страдают избыточным весом. Между тем, как с 2008 года в субъектах Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года №799 реализуется экспериментальный проект «Школьное питание» [3].

"В этой ситуации сохранение жизни и здоровья подростков приобретает для государства стратегическое значение", - заявил А.А. Баранов. По его словам, Россия достигла впечатляющих результатов в снижении младенческой смертности, но в отношении подростковой смертности этого сказать нельзя. Подростки в России гибнут почти в три раза чаще, чем в европейских странах. По количеству юношеских суицидов наша страна занимает одно из первых мест в мире.

По словам А. Баранова, заболевания подростков часто слишком поздно выявляются. Это связано, во-первых, с невнимательностью самих молодых людей по отношению к своему здоровью. Во-вторых, в стране плохо налажена работа первичного звена системы здравоохранения. По мнению А. Баранова, необходимо серьезно модифицировать систему школьных медицинских кабинетов. Также он заявил о необходимости пропаганды спорта и возрождения системы ГТО [10].

Боком для школьников, по данным В. Кучмы, выходит и гордость Минобрнауки - проект подключения школ к интернету [4]. Как утверждают школьные гигиенисты, «зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея значимо выше по сравнению с чтением с листа - при равных объемах зрительной работы на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% - у учащихся средних и старших классов». «Это дает основание рассматривать их в качестве визуально-агрессивной среды». А, значит, всеобщей «интернетизации» должна была предшествовать разработка гигиенических требований к многоцветным дисплеям, подчеркивают они.

Сегодня у добросовестных старшеклассников 14-часовой рабочий день: 6-7 уроков в школе, потом 4-5 часов уходит на выполнение домашних заданий, ещё 2-3 часа - подготовка к поступлению в вуз. Всего при шестидневной рабочей неделе 64 рабочих часа в неделю. Для сравнения заметим, что по трудовому законодательству у взрослых людей рабочая неделя, исходя из общегигиенических норм, должна ограничиваться 42 часами. Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, у 15 % учащихся возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте возрастной физиологии категорично заявляют, что более пяти часов в день ребенок работать физически не может[8].

Стремление же за счёт принуждения и ужесточения контроля достичь желаемого результата в учёбе приводит к обратному эффекту, поскольку существует закономерность: чем сильнее принуждение к деятельности, тем сильнее она отторгается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому. «Принуждение провоцирует агрессивно-репрессивную среду в школе, которая не может пройти бесследно как для учителя, так и для ученика в плане их физического и нравственного здоровья», - предостерегает Г.Ю. Ксензова [10].

По данным Госкомстата России значительная часть подростков «находится в состоянии выраженной психической и социальной дезадаптации». Данное состояние характерно и для студентов 1 курсов, попадающих в качественно новую образовательную среду.

Сравнительный анализ психических состояний, доминирующих у учащихся 3-х, 5-х и 9-х классов, проведённый сотрудниками Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, достаточно ясно указывает о нарастании у них болезненных психических проявлений в процессе школьного образования. Причем значительное ухудшение настроения происходит в 5-ом классе, т. е. при переходе из начальной школы в школу 2-ой ступени. Здесь уже 87% школьников находится в состоянии разной степени психического неблагополучия, что, надо полагать, связано, прежде всего, с резким повышением информационной нагрузки и возрастанием требовательности со стороны учителей.

Резкое усиление стрессогенности происходит у учащихся 9, 11 классов на этапе подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ, что способствует возникновению риска синдрома хронической усталости, а также порождает совершенно чудовищные проблемы, вроде девятикратного роста самоубийств на фоне ЕГЭ, который наблюдался в 2014 году.

Неблагополучно обстоит дело со здоровьем не только школьников, но и их учителей. «Показатели психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. По некоторым данным, невротизация среди учителей достигает 70%», свидетельствуют данные исследований специалистов [10].

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года определена важная роль гигиенических и медико-организационных факторов в формировании здоровьеразвивающей образовательной среды, в развитии человеческого потенциала России.

В документах Всемирной организации здравоохранения укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками выдвинуты как задачи первоочерёдной важности. Нужна здоровьеразвивающая среда  для обучения детей дошкольного, школьного возраста, студентов, «культура здоровья» как один из благоприятствующих и стимулирующих факторов охраны и укрепления здоровья отдельного человека и сообществ людей [5].

Высокий уровень здоровья людей выгоден всему обществу - это неоценимый ресурс. Здоровье и благополучие являются ключевым фактором экономического и социального развития и имеют важнейшее значение в жизни каждого человека, для каждой семьи, для всех субъектов образовательного процесса.

Через образование должно происходить совершенствование и наращивание потенциала здоровья до более высокого уровня, либо сохранение и воспроизведение генетически данного высокого уровня здоровья. Это предполагает осознание феномена здоровья как наивысшей ценности и формирование принципиально иных установок в отношении собственного здоровья [1]. Именно поэтому тезис: «К здоровью - через образование!» заслуживает серьезного осмысления. Этот путь лежит через обучение здоровью и воспитание культуры  здоровья, через формирование новой парадигмы мышления, в которой здоровье предстает как главная сущность жизни, ее образ.

Заслуживает серьезного внимания опыт реализации модели последовательного формирования здоровья детей и подростков в Республике Башкортостан, что позволило Г.П. Ширяевой обосновать здоровьесберегающую технологию на основе этапных индивидуализированных оздоровительных мероприятий [7].

Анализ санитарно-гигиенических условий современных образовательных учреждений обнаружил ряд нарушений Государственных стандартов:  в школах (34,5%), учреждениях начального (43,6%) и  среднего специального образования (33,3). Так, средняя наполняемость классов в школах превышает нормативы, отмечаются:  недостаток мебели, соответствующей возрастным стандартам детей, несоответствие расписания физиологическим требованиям, превышение объемов выполнения домашних заданий, низкое качество питания при достаточных его объемах с превышением реальных энергетических затрат в сравнении с среднесуточным рационом.

Для оптимизации нарушений здоровья, их диагностики, лечения и реабилитации у детей и подростков Ширяевой Г.П. была предложена Комплексная республиканская  целевая  программа сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях РБ с использованием концепции «Школ, содействующих здоровью» [7].

При увеличении числа учебных заведений, внедряющих оздоровительные программы, возникает необходимость изучения их деятельности для координации, углубления и активизации проводимой работы на более качественном уровне, обоснования наиболее эффективных управленческих решений в рамках комплексной целевой программы.

На основании вышесказанного, автор актуализирует проблему влияния реформирования системы образования на состояние здоровья субъектов образовательного процесса с точки зрения ноосферного подхода.

Ноосферное образование - наукоёмкая инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с выработкой духовных и ценностных ориентаций учащихся. Это - мотивация системного, целостного мышления, оздоравливающего весь организм. Ноосферное образование является в то же время самой дешёвой социальной технологией. Оно не требует затрат на материально-технические, административные, структурные, программные, управленческие изменения, так как осуществляется за счёт активизации естественных интеллектуальных механизмов личности, ранее не востребованных в образовательном процессе.

Рецензенты:

Зулькарнаев Т.Р., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа;

Егорова Н.Н., д.м.н., профессор, Ученый секретарь отделения медицинских наук Академии наук Республики Башкортостан, г. Уфа.