Результаты исследований, ранее проведенных авторами [3, 6], показали, что на практике систематически и осознанно используют исследовательские умения только 3,4 % студентов младших курсов университета, 15,9 % студентов практически не применяют эти умения в своей учебе или делают это крайне редко. Преобладающее большинство студентов - 80,7 % студентов младших курсов - используют исследовательские умения в учебной деятельности нерегулярно, бессистемно, четко не осознавая цели и мотивы данной деятельности, ограничиваясь узким набором применяемых умений. В то же время, как показали ранее проведенные исследования в этой области и наблюдения авторов, для того чтобы исследовательские умения были достаточно сформированы к моменту окончания вуза, процесс их формирования должен начинаться как можно раньше - с самого начала обучения в университете [5].
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам организации самостоятельной работы студентов и формирования исследовательских умений, опыт работы в вузе, а также проведенные авторами экспериментальные исследования показали, что целый ряд вопросов еще нуждается в научной разработке. Одним из важных, но нерешенных вопросов в данной области является поиск новых продуктивных способов формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, позволяющих сделать данный процесс более эффективным и целенаправленным.
Цель исследования заключается в разработке возможных путей эффективного формирования исследовательских умений у студентов университета в процессе самостоятельной работы.
Изложение основного материала
Многоплановый анализ категорий «самостоятельная работа» и «исследовательские умения», использование деятельностного, системного, технологического, контекстно-модульного, компетентностного [7, 8] подходов в процессе исследования позволили авторам выявить один из возможных путей эффективного формирования исследовательских умений у студентов университета. Таковым является разработка и применение в реальном учебном процессе университета основных положений методики эффективного формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной работы студентов.
Исследовательские умения студентов - это способность студента выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ наук. Исследовательские умения рассматриваются авторами как общеучебные умения, т.к. они обладают свойством широкого переноса и могут эффективно использоваться при изучении всего спектра учебных дисциплин в вузе и в будущей профессиональной деятельности.
Основой формирования исследовательских умений является такой специфический вид деятельности как исследовательская деятельность. Исходя из анализа различных подходов к определению состава исследовательских умений, приведенных в научной литературе, а также учитывая специфику деятельности специалиста, использующего научное исследование в производственных условиях, можно выделить следующие исследовательские умения, которые могут быть сформированы в процессе самостоятельной работы студентов университета, и их слагаемые: 1) умение определять и формулировать цель исследования (выбирать объект исследования; фиксировать и формулировать проблему, которую нужно решить в ходе данного исследования; конкретизировать конечную цель исследования; выделять задачи, которые необходимо решить для достижения конечной цели исследования); 2) умение диагностировать и анализировать теоретическое состояние проблемы исследования (вести поиск необходимой информации, пользуясь научным аппаратом книг, справочной литературой, словарями, библиографическими и электронными каталогами; обработать, хранить, обобщать и систематизировать полученную информацию; сравнить точки зрения различных авторов на одну и ту же проблему; составить конспект по прочитанному; составить тезисы по прочитанному); 3) умение планировать экспериментальную часть исследования (составить схему установки; подобрать измерительные приборы и аппаратуру, собрать из них экспериментальную установку; составить план проведения эксперимента); 4) умение проводить измерения (регистрировать результаты эксперимента; вычислять значения величин, измеряемых косвенно; контролировать полученные результаты); 5) умение обработать результаты эксперимента (оформлять результаты измерений в виде таблиц и графиков; оценить погрешности измеренных величин и величин, вычисленных косвенно); 6) умение обобщить и оценить результаты проведенного эксперимента (выбрать критерии успешности проведенной работы; оценить успешность проведенной работы; определить пути устранения выявленных недостатков; определить перспективы дальнейших исследований в этом направлении; составить отчет о проведенном исследовании).
На основании обзора различных направлений и подходов в решении проблем определения понятия «самостоятельная работа» и классификаций видов самостоятельной работы, были сформулированы основные признаки, которые характеризуют понятие «самостоятельная работа студентов университета»: самостоятельная работа студентов направляется и контролируется преподавателем; самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия преподавателя; контроль со стороны преподавателя постепенно должен перерасти в самоконтроль со стороны студента для того, чтобы дипломированный специалист имел потребность в самообразовании; основа самостоятельной работы студентов - их самостоятельная познавательная деятельность, основанная на внутренних побуждениях, осознании смысла и цели работы; «пусковым механизмом» для выполнения самостоятельной работы является познавательная задача, сформулированная преподавателем; при выполнении самостоятельной работы студент опирается на уже имеющиеся у него знания, умения и навыки; результат самостоятельной работы материализуется и зависит от индивидуально-психологических особенностей студента, от владения студентом учебными умениями и навыками, от способа осуществления самостоятельной работы; результатом самостоятельной работы является не только усвоение студентом программного материала, но и формирование у него новых умений и навыков; самостоятельная работа осуществляется в специально отведенное для нее время.
Существенным моментом в проведенном исследовании явилось выявление критериально-диагностического инструментария определения уровня сформированности исследовательских умений студентов университета. Основываясь на анализе предыдущих педагогических исследований, например, А.Г. Ямщиковой [9], а также на собственном опыте, авторы пришли к выводу, что наиболее точно оценить уровни сформированности исследовательских умений студентов университета возможно с помощью следующей совокупности критериев и их показателей: знания по теории исследовательской деятельности (их полнота, прочность и качество); интерес к исследовательской деятельности (глубина личной установки студента на использование исследовательских умений, ее зависимость от ситуации, в которой осуществляется исследовательская деятельность, проявление инициативности в исследовательской деятельности); правильность выполнения исследовательских действий (количество правильно выполненных задач в домашнем задании, этапов отчета по лабораторной работе, этапов исследовательского задания); качество выполнения действий (осознанность, системность, полнота). Были также выделены и охарактеризованы три уровня сформированности исследовательских умений студентов университета: низкий, средний и высокий.
Также разработаны основные положения методики формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы, реализация которых обеспечивает переход студентов на более высокий уровень сформированности исследовательских умений. Эксперимент, организованный в группах студентов на факультете стандартизации, химии и биотехнологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», показал, что реализация этих основных положений методики формирования исследовательских умений студентов университета в процессе их самостоятельной работы способствует достижению высоких результатов. Это проявляется в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы значительно вырос уровень сформированности всего комплекса исследовательских умений у студентов экспериментальной группы - с 4,5 % до 31,8 %, в то время как в контрольной группе число таких студентов увеличилось лишь с 4,5 % до 9,1 %. Это позволяет сделать вывод об эффективности предложенной методики реализации педагогических условий формирования исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы.
Выводы
В результате проведенного исследования установлен один из возможных путей эффективного формирования исследовательских умений у студентов университета - самостоятельная работа студентов, сформулированы основные признаки, которые характеризуют понятие «самостоятельная работа студентов университета», выделены исследовательские умения и их составляющие, которые могут быть сформированы в процессе самостоятельной работы студентов университета, выявлен новый критериально-диагностический инструментарий определения уровня сформированности исследовательских умений студентов университета, предложены основные положения разработанной и апробированной методики формирования исследовательских умений в процессе самостоятельной работы студентов.
Рецензенты:
Лешер О.В., д.п.н., профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск;
Назарова О.Л., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.