Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PLOTS OF FOLKLORE NOT FANTASTIC PROSE OF TATARS CENTRAL PRIIRTYSHJE

Urazaleev R.F. 1
1 BEI of Omsk "High comprehensive school No. 119"
In article subject of folklore not fantastic prose of Tatars of the Average of Priirtyshje are considered and analyzed. As showed materials of ethnographic expeditions, genres and plots of oral national tradition, legends, household and mythological stories are most fully presented. The epic genre is presented poorly, actually it didn´t remain. According to the contents and composition the Siberian Tatar bytes are interesting. Continue on all-Turkic traditions of versification, they have local regional features and reflect events as remote past, and the period of the Great Patriotic War.
byte
epos
household and mythological stories
legends
oral national legends
not fantastic prose
folklore
subject
Духовная жизнь сибирских татар хорошо представлена их богатейшим фольклорным наследием. Особое место в этом ряду занимают жанры несказочной прозы, включающие в себя различные предания и легенды, произведения эпического характера - дастаны и баиты, бытовые и мифологические рассказы (кяпляуляр). Устное народное творчество сибирских татар уже давно привлекало к себе внимание исследователей. Именно в фольклоре народа нашли свое отражение «...реальная действительность, жизнь и быт людей в конкретно-исторических условиях» [3, с. 149].

Целью данной работы является анализ и рассмотрение сюжетов фольклорной несказочной прозы татар Среднего Прииртышья. Под ними в научной литературе принято понимать две  группы сибирских татар - курдакско-саргатскую и тарскую, проживающих на территории Омской области и Вагайского  района Тюменской области. При написании статьи автор обращался к записям фольклорных текстов из архива Музея археологии и этнографии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (МАЭ ОмГУ) [1]. В научный оборот также были введены устные материалы, собранные автором во время командировок в 2003-2004 годах в места проживания сибирских татар, в Омскую область и в Вагайский район Тюменской области [8; 9; 10].

Ранняя повествовательная проза сибирских татар сформировалась в глубокой древности и связана с мифопоэтическим осмыслением картины окружающего мира. Близость к природе, чувство родства с ней породили целый комплекс архаичных, доисламских мифов. Текстология фольклора курдакско-саргатских и тарских татар позволяет выделить круг бытующих сюжетов, восходящих к доисламским религиозным воззрениям по следующим тематическим направлениям: 1) космогонические представления; 2) сюжеты про верховное божество Танри (в другой интерпретации Худай); 3) легенды о древнем автохтонном населении края.

Исторические предания и легенды сибирских татар являются теми жанрами фольклора, которые наиболее изучены исследователями. Во многом они представляют достоверные рассказы о прошлом, но в то же время надо учитывать, что для фольклорного сознания народа характерно смещение хронологических рамок событий, описываемых в этих преданиях. События разных эпох происходят в одно и то же время. Имеющиеся документальные источники, как считает С.Н.Корусенко, «...позволяют либо доказать, либо опровергнуть достоверность преданий, а также поставить новые вопросы и подвигнуть исследователя на дальнейшие поиски архивных материалов» [5, с. 108].

Предания татар Среднего Прииртышья по содержанию можно разделить на исторические, этногенетические  и топонимические (рассказы по истории деревень, лесов, лугов, урочищ). Затрагивая эту тему, мы исходили из того, что предание это «...жанр народного творчества, устный рассказ о былом, с установкой на правдоподобное объяснение реальных фактов и событий, нередко трактуемых с некоторой долей вымысла» [11, с. 450].

В фольклорных текстах сибирских татар бытуют сюжеты, отражающие жизнь тюркского населения Сибири доханского периода, а также историю самих ханств. Некоторые сибирские предания еще в XVIII веке были записаны Г.Ф.Миллером и вошли в его «Историю Сибири». В них упоминается о местных правителях Он-Соме и Иртышаке, князе Тайбуге, ханах Чингисе и Мамыке; происхождении саргачиков от правителя Саргачика [7, с. 186]. Целый ряд преданий посвящен борьбе местного тюркского населения с монголо-татарскими завоевателями [6, с. 25]. До сих пор в народе популярны сюжеты исторических преданий о Кучуме и Ермаке, об Иване Грозном и Петре I, об Алим-шейхе. В преданиях о девушках-заложницах, о батырах-мергенах Абусаре, Али-Азрате, Сянгиль-Гулюке, Касмаке и Кучагуре [6, с. 22-23] отражены столкновения с воинами хана Кучума, хантами, калмыками, казахами и русскими казаками.

В народных сказаниях о хане Кучуме и Ермаке выделяется целый комплекс интересных сюжетов. Так говорится о том, что Ермак вначале служил у хана Кучума и получил от него землю величиной «с бычью шкуру». «Бродячий сюжет» с бычьей шкурой присутствует во всех преданиях сибирских татар, так или иначе связанных с Ермаком или приходом русских в Сибирь. Относительно смерти Ермака в устной прозе татар присутствует с вариациями один популярный сюжет: он был убит стрелой из засады, когда совершал утреннюю молитву и осенял себя крестом [8].

Этногенетические предания и рассказы об основании населенных пунктов татар Среднего Прииртышья во многом являются достоверными жанрами фольклора, которые показывают уровень знания информаторами истории своей деревни и её первых основателей. В архиве МАЭ ОмГУ хранится громадный блок материалов по этой тематике и связанные с нею разнообразные сюжеты.

Близким по содержанию и структуре жанром по отношению к преданию у сибирских татар является легенда. Для внесения ясности в данную проблему надо рассмотреть, что такое легенда. Легенда - это «...жанр фольклора и литературы, рассказ фантастического характера с установкой на правдоподобное объяснение исторических событий и фактов, действий исторических деятелей. В отличие от преданий легенда в большинстве случаев связана с древними представлениями, воззрениями и верованиями, чаще всего религиозными и религиозно-мифологическими» [11, с. 319]. Текстология фольклора татар Среднего Прииртышья позволила выделить их исторические легенды и сюжеты к ним по следующим направлениям: 1) сюжеты коранических легенд; 2) сюжеты о распространении ислама среди местного населения миссионерами из Средней Азии; 3) сюжеты о блуждающих котлах-казанах и чудесных камнях.

Эпос татар Среднего Прииртышья в классической форме завершенного героического сказания не дошел до нас. Видимо, надо полагать то, что постепенное отмирание героических сказаний - дастанов у татар Среднего Прииртышья было связано с отсутствием социального заказа народа на них. Хотя, судя по доступным для нас фольклорным материалам, образы богатырей алпов присутствуют в легендах и преданиях сибирских татар.

Большую научную ценность для исследователей в связи с этим представляет том IV «Образцов народной литературы тюркских племен», посвященный наречиям «барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар» В.В.Радлова, опубликованный в 1872 году. В том вошли такие эпические сказания и легенды татар, бытовавшие у них в прошлом, как «Кара Кукул», «Токтамышкан», «Ак Кубак», «Ак буга», «Купланды». Как отмечали С.М. Исхакова и Ф.Т. Валеев, эти материалы были «...приведены с сохранением фонетических, лексических и других особенностей разговорного языка коренных сибирских татар» [3, с. 173].

Особое место в жизни сибирских татар занимают произведения эпического характера - баиты. Баиты в современном понимании жанра - стихотворные повествования о трагических, комических, сатирических явлениях жизни, читаемые и исполняемые на определенные мелодии [2, с.58]. Трагические события продажи девушек до революции отражены в ряде баитов сибирских татар. Период Гражданской войны описан в сюжете баита о беглеце (баит «Качкын») [10]. Некоторые баиты сочинялись по случаю смерти близких (баит «Акмар») и служили своеобразным словесным реквиемом в память о них [10].

Период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. затронут в таких баитах местных татар, как «Асырап», «Песня отца и матери», и «Возвращайтесь домой». Главные герои этих произведений мать и отец, сын которых на фронте. Эти произведения показывают высокие человеческие чувства, любовь к Родине, ненависть к врагу и надежду на возвращение сына и других солдат домой с фронта. Надо заметить, что баиты, связанные с периодом военного лихолетья, продолжают в народе бытовать и по сей день.

Жанр бытовых и мифологических рассказов Кяпляуляр составляет самый большой объем материала, приведенный в устном народном творчестве курдакско-саргатских и тарских татар. В этом жанре затронуты фактически все стороны жизни человека и те социальные условия, которые его окружают. Из устных рассказов татар можно выделить былички, жанр, для которого характерна установка на достоверность, но содержание, которого отличается крайней фантастичностью. Героями быличек выступают мифические существа (Бичура, Иялер, Иши, Пицин, Шурале).

Некоторые устные рассказы татар Среднего Прииртышья являются своеобразными мемуарными повествованиями - меморатами, где рассказчик от своего лица, часто в гиперболизированной форме дает оценку конкретным фактам и событиям, участником которых он был [9]. События современной жизни добавили раннее неизвестные мотивы в устные рассказы татарского населения Сибири. Посвящены они родной деревне, участию молодежи в трудовой и общественной жизни, переездам из деревни в город или на север.

Подводя итоги, надо отметить, что анализ и рассмотрение  сюжетов фольклорной несказочной прозы татар Среднего Прииртышья позволяет сделать следующие выводы. В материалах этнографических экспедиций наиболее представлены жанры и сюжеты устных народных преданий, легенд, бытовые и мифологические рассказы. Эпический жанр, к сожалению, во всех своих классических канонах полного завершенного сказания не представлен. О его разнообразии и богатстве можно только судить по работе В.В.Радлова.

Интересными по содержанию и композиции являются сибирско-татарские баиты. Продолжая общетюркские традиции стихосложения, они имеют местные локальные особенности и отражают события как далекого прошлого (баит о продаже девушек), так и период Великой Отечественной войны (баиты «Асырап», «Песня отца и матери»).

Рецензенты:

Томилов Н.А., д.и.н., профессор, директор Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН, г. Омск;

Смирнова Т.Б., д.и.н., профессор кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г. Омск.