Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOLVING TOPICAL PROBLEMS OF CONTINUOUS EDUCATION FROM THE STANDPOINT OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH AND THE PRINCIPLE OF DYNAMIC BALANCE

Skulov P.V. 1 Ovcharov A.V. 1
1 Altai State Pedagogical Academy
The article highlights the current problems of continuous education. Discusses the relationship between formal, non-formal and informal education. Questions and suggests ways of solving actual problems in this area in the short and medium term. The need for thoughtful attitude to the process of improving the system of didactic principles. Examples of the use of positive domestic teaching experience, accumulated over many years with the implementation of the requirements of the competence approach in education. Discusses the problems and prospects of development of andragogy, taking into account the principle of dynamic balance in the education of adults. It suggests the difficulty of use of the concepts of "competence", "competency", describes the author´s understanding of the need for the use of the competence approach in education and used terms.
the principle of dynamic balance
competence-based approach
adult learning
educational standards
informal education
non-formal
formal
continuing education
На современном этапе в развитии образования можно выделить вопросы, к обсуждению  которых привлечено большое число ученых, педагогов, представителей широкой общественности, в связи с тем, что они являются основой стабильного поступательного развития общества. Значительные усилия направлены на решение актуальной задачи дальнейшего становления непрерывного образования, основанного на более тесной взаимосвязи всех типов образования (формального, неформального, информального), в свете компетентностной парадигмы [5]. В связи с этим, в настоящее время решается проблема разработки фундаментальных основ и критериев, позволяющих осуществлять единый подход при определении основного содержания учебного материала, необходимого, но достаточного для обеспечения формирования ключевых компетенций учащихся, а также вариативную составляющую для ее освоения в процессе их движения по индивидуальной образовательной траектории.

Поскольку содержание, формы и методы обучения определяются принципами дидактики (основными положениями, на которых строится весь процесс обучения), то имеет смысл обратить внимание на происходящие в этой области изменения. Сложившаяся система дидактических принципов в настоящее время претерпевает изменения, совершенствуется.

В печати описывается много положений, касающихся процесса обучения, которые могут быть сформулированы как принцип:

-  направленности содержания, средств и методов, форм организации обучения на развитие опережающего непрерывного образования;

- равноправия формального, неформального и информального образования;

- соответствия содержания образования современным тенденциям развития технологий;

- адекватности информационно-коммуникационных и социальных технологий образовательным технологиям;

- соответствия результатов подготовки требованиям, предъявляемым сферой будущей деятельности;

- направленности всех теоретических знаний  в средство решения практических задач.

Кажущаяся внешняя привлекательность данных положений еще не означает, что их немедленно нужно включить в систему дидактических принципов и реализовать в практической деятельности. На данном этапе развития педагогической науки выясняется, насколько это необходимо, при каких условиях данные пожелания могут принести ощутимую пользу системе образования. Необходимо избежать негативного влияния нововведений. Например, при реализации последнего из перечисленных положений, многие учебные предметы могут оказаться вне учебного плана школы, или их содержание будет сокращено до минимума, что на наш взгляд неприемлемо.

В настоящее время все большее количество людей во всем мире принимает участие в непрерывном образовательном процессе. Непрерывное образование в данном случае рассматриваем в широком смысле - учение на протяжении всей жизни. Такая тенденция сохраняется и даже усиливается по известным и вполне понятным причинам. С одной стороны, это связано с высокой скоростью развития технологий в сфере производства, управления, информационного обмена и непременно растущего общего объема знаний, сужением временного интервала существования актуальных знаний, необходимых человеку для того, чтобы оставаться конкурентоспособным в любом возрасте. С другой стороны, с потребностью в познании окружающего мира, которая постоянно развивается и при определенных условиях, в частности,  наличии высококонцентрированного информационного пространства, становится ведущей. Все большую роль в этом процессе играют неформальная и информальная форма образования. Можно сказать, что образование становится стилем жизни взрослого человека, осуществляемое за счет собственных интеллектуальных, волевых, духовных усилий. По мнению многих исследователей, к этому нужно всемерно стремиться, ибо данный фактор (непрерывное образование) является объединяющей основой мирного существования различных народов, интеграции обществ [2]. Однако при работе со слушателями курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, в процессе предварительных бесед перед началом занятий мы фиксировали некоторые негативные суждения по поводу непрерывного образования, связанные с психологической стороной вопроса, а именно отмечались настроения тревожности, неудовлетворенности состоянием «вечного студента». Считаем, что  на всех этапах: в школе, вузе, послевузовском образовании более предпочтителен не функциональный взгляд (взгляд снаружи) на компетентностный подход, а личностный (взгляд изнутри), при котором образование должно способствовать тому, чтобы человек был в первую очередь счастлив, уважаем и любим. Поэтому считаем, что в непрерывном образовании необходимо учитывать принцип динамического баланса. В данном случае он реализуется в процессе поддержки необходимого минимума, ядра опережающих знаний (которые нужны не только в данный момент, но будут необходимы и в будущем) путем их своевременного обновления и приращения, что противодействует развитию информационного хаоса в знаниях и в модели окружающего мира в сознании, что позволяет отделять добро от зла, понимать происходящее, самостоятельно планировать свое будущее и будущее подопечных в длительной перспективе.

На наш взгляд, в развитии непрерывного образования существует ряд актуальных проблем, требующих серьезного обсуждения и решения в ближайшей перспективе:

  1. Проблема взаимосвязи формального, неформального и информального образования, а, следовательно, проблема их признания на официальном уровне.
  2. Проблема формирования компетенций в различных типах образования.
  3. Проблема формирования компетенций при обучении детей, студентов и взрослых.
  4. Проблема соотношения традиционной модели обучения и компетентностной.

Образование осуществляется организованно в учебных заведениях и вне имеющихся институтов путем самообразования. В институционализированной форме выделяют формальное и неформальное образование. И то, и другое осуществляется по установленным программам, обучаются группы людей, результаты учебной деятельности которых оцениваются. Существенное отличие формального образования в том, что обучающимся выдается документ государственного образца с правом ведения профессиональной деятельности. В неформальном образовании выдаются сертификаты по окончанию тех или иных курсов, кружков или другие документы, которые свидетельствуют лишь о том, что слушатель получил некоторое дополнительное к основному образование. Неформальное образование при этом может осуществляться и вне институтов. Особый интерес на данном этапе становления непрерывного образования вызывает информальное (спонтанное) образование, самообразование и взаимообразование, которое осуществляется  вне учебного заведения, незапланированное, по желанию самого человека в удобное ему время, в необходимом объеме и по нужной тематике. Способствуют развитию информального образования современные компьютерные, информационные технологии, появление множества образовательных сайтов в интернете, Интернет-сообществ, где можно участвовать в общении, обсуждении всевозможных проблем, получая бесплатную квалифицированную помощь, ознакомиться с компетентным мнением по актуальным проблемам. Таким образом, в настоящее время все больше людей овладевают ценными компетенциями не в учебном заведении, а в результате самообразования. Дальнейшее развитие образования видится в нахождении оптимальных комбинаций формального, неформального и информального образования, максимально повышающих эффективность обучения. В связи с этим возникает актуальная проблема признания информального образования, придания ему статуса равноправного, а точнее проблема официального признания компетенций, освоенных самостоятельно. Общепризнанно, что обучает сама среда, в том числе педагогическая, и понятно, что человек, проработавший в школе десятки лет, часто гораздо более компетентен, чем выпускник вуза. Полагаем, что в институтах дополнительного образования, институтах повышения квалификации необходимо создавать экспертные группы по оценке имеющихся у слушателей компетенций, консультированию в вопросах выбора содержания образования и наиболее эффективных способов его получения, использовать опыт наставничества. В такие группы могут входить и преподаватели вузов, которых приглашают участвовать в составлении программ переподготовки и повышения квалификации, ведущие занятия со слушателями и имеющие определенный опыт обучения взрослых. Пока никаким особым официальным статусом такие преподаватели не обладают. Формы и способы оценки и признания компетенций могут быть различны: портфолио, характеристика администрации, где работает слушатель, демонстрация своих педагогических возможностей в группе слушателей курсов. Осуществив такую предварительную оценку слушателя, можно скорректировать дальнейшее обучение, выбирая те блоки программы, которые будут полезны и необходимы для формирования его профессиональной компетенции.

Как показала практика, методы обучения взрослых (андрагогики), существенно отличаются от методов обучения школьников и студентов [1]. Это связано с тем, что цели дополнительного образования несколько иные, а обучаемые уже имеют богатый опыт профессиональной деятельности и достаточно четкую жизненную позицию. Самое главное, на наш взгляд, обучение взрослых в институтах дополнительного образования должно привить стремление к дальнейшему самообразованию. Вопрос: как это сделать? На наших занятиях слушатели с удовольствием показывают мастер-классы, свои наработки (самостоятельно созданный дидактический материал, годами опробованные средства и методы обучения, показавшие свою эффективность). Все это вызывает одобрение слушателей, вызывает положительные эмоции, что очень важно при обучении взрослых. Когда слушатели осваивают новые технологии (работа с мультимедиа, интерактивной доской), очень важно, чтобы обучение заканчивалось созданием конкретного продукта и его демонстрацией. Когда каждый слушатель испытывает положительные эмоции от хорошо сделанной работы, это дает мощный импульс для дальнейшей творческой деятельности и стремления к самообразованию. Считаем, что в отличие от обучения в школе и в вузе, при работе с учителями (слушателями курсов повышения и переподготовки) приемлемы только методы поощрения, доброжелательное отношение. Важно при этом учитывать возрастной аспект, нужно понимать, какова роль человека в детстве, юности, зрелом возрасте. Предназначение взрослого человека все же заключается не столько в том, чтобы без конца учиться и учиться, а в том, чтобы передавать подрастающему поколению свой жизненный опыт. В данном вопросе тоже нужен баланс, чтобы с одной стороны, не было перегрузки новой информацией слушателей, а с другой стороны, чтобы не было ощущения, что никаких позитивных преобразований в образовании не происходит. Представим данные, которые собраны нами при работе с учителями-предметниками за последние пять лет. Нас интересовало отношение слушателей к получаемой информации по организации современного урока с помощью интерактивной доски. Состав групп каждый раз отличался, а вот отношение к получаемой информации было положительным и не сильно отличалось ни от времени проведения занятий, ни от состава группы по предмету, ни от возраста слушателей. В среднем, около 60% отметили, что получаемые ими знания очень полезны, 40% считают их полезными, и не было таких, кто бы считал их малополезными или бесполезными. Причем, осуществляя самооценку владения интерактивными средствами и методами обучения, указывали на значительный прогресс, который был тем больше, чем меньше до этого человек работал с компьютером и другими средствами мультимедиа. Это говорит о том, что на протяжении последних пяти лет у слушателей не снижалась потребность в освоении информационно-коммуникационной компетенции.

Весьма важной проблемой является определение компетенций, которые должны усвоить учащиеся в школе, вузе и послевузовском образовании. Задача рассмотреть их не по отдельности «школьный стандарт», «вузовский стандарт» и т.д., а рассмотреть их в комплексе, чтобы была преемственность, вот тогда непрерывное образование выйдет на новую, более высокую ступень развития.

Как показал анализ литературы, существует множество разночтений понятий «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» [3]. Кратко поясним свое понимание вопросов, связанных со становлением компетентностного подхода в образовании.

Компетентностный подход в образовании направлен на решение острых социально-экономических проблем. Поскольку объемы образовательного материала в настоящее время многократно превосходят возможности их сознательного восприятия, необходимо определить содержание образования, обязательное для усвоения. Возникает проблема выработки критериев, которые позволят отобрать содержание учебного материала, необходимое, но достаточное количество для обеспечения формирования ключевых компетенций учащихся. Считаем, что в данном случае, важно учитывать принцип динамического баланса, понимать, что каждая из вышеперечисленных парадигм, это только часть всего спектра мнений, каждая имеет базовые основания в науке и обществе [6].

Компетентностный подход во многом связан с идеей стандартизации. Предполагается, что профессиональная деятельность может быть описана правилами поведения, и, если следовать этим правилам, сотрудник будет работать эффективно. При таком подходе, под компетенцией понимается способность работника выполнять работу в соответствии с требованиями, соответствовать им, точнее соответствовать компетенциям, стандарту. Стандарт в таком случае - набор компетенций, т.е. круг вопросов который необходимо решать. Компетентность при таком понимании - это уровень овладения компетенциями, уровень соответствия стандарту. Степень готовности к выполнению должностных обязанностей.

Компетенция  - это не только стандарт поведения, но и сами знания, умения, навыки (опыт деятельности), что составляет профессиональные качества. Не менее важны и личностные качества работника, поэтому может быть описан не только стандарт поведения педагога его профессиональной деятельности, но и стандарт самой личности учителя, некий образец, идеал. Понятно, что эти стандарты  напрямую связаны с теми служебными обязанностями, которые предстоит решать педагогу. Это все и есть компетенции.

Компетенции могут находиться вне личности, как абстрактный образец, идеал, так и быть уже присвоенными, тогда уровень присвоения этих компетенций мы можем описать понятием «компетентность». Компетентность - это грамотность, опытность, информированность, уровень образованности личности, степень владения личными возможностями, которые позволяют принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию необходимых  компетенций (знаний, умений и т.д.), что свидетельствует о наличии способности и готовности решать профессиональные задачи.

Под способностью следует понимать  возможность, умение производить какие-либо действия, делать что-либо, осуществлять какую-либо деятельность. Индивидуальные особенности человека, обусловливающие предрасположенность к осуществлению какого-либо вида деятельности. Свойство или состояние, дающее возможность осуществлять что-либо,  включающее в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности. Готовность - это согласие, желание сделать что-либо, склонность, психологическая настроенность на что-либо. Готовностью называют состояние, когда всё сделано для того, чтобы приступить к осуществлению чего-либо.

Готовность базируется на знании правил поведения, компетентностный подход вытекает из идеи стандартизации, на идее описания правил эффективного поведения сотрудника. Считаем, что в этой области мы только не отстаем от развития мирового образовательного процесса, а даже опережаем, имеем глубокие корни и значительные наработки. К.Д. Ушинский говорил, что сами эти правила, которые вытекают из системы дидактических принципов и реализуют их на практике, не имеют никаких границ и из них можно составить несколько томов. Изучение правил до недавнего времени не являлось приоритетной целью профессиональной подготовки учителя. Но, уж если ставить перед собой такую цель - изучать более подробно правила, как компетенции стандарта эффективного поведения педагога, то можно взять накопленные нашей наукой педагогические правила, и сформулировать их в современной форме. Возьмем известное правило, реализующее на практике принцип сознательности и активности: «ясное понимание целей и задач предстоящей работы - необходимое условие сознательного обучения: покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы» [4, с.171]. В виде компетенции, по нашему мнению, может звучать так: «способен понимать цели и задачи предстоящей работы, готов показать  их учащимся, объяснить важность и значение, раскрыть перспективы, тем самым создать условия для сознательного обучения». Как видим, ничего принципиально нового с введением компетентностного подхода в данном вопросе нет, нужно использовать, в том числе и в непрерывном образовании, накопленный выдающимися отечественными педагогами положительный опыт. Не все существующие правила можно представить в форме компетенций, например, есть правила, запрещающие что-либо делать, трудно представить, что бы в стандарте были указаны компетенции того, как студент способен или готов что-то не делать. В стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», квалификация бакалавр от 2011 года, для обозначения компетенций используются в основном такие обороты, как «способен» и «готов». Однако даже за рубежом под компетенциями понимаются знания, умения, личные качества и другие составляющие. В этом смысле более удачным нам представляется стандарт педагога, разработанный в 2013 году Министерством труда и социальной защиты, в котором конкретно описываются трудовые функции и необходимые для их выполнения знания и умения. В настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт педагога, а пока он не принят, предлагаем студентам и слушателям составлять самостоятельно свою личную профессиональную компетенцию по следующему алгоритму: поиск компетенций в различных литературных источниках; составление подробного описания компетенций; построение иерархической систематики - «древа компетенций»; разработка системы оценки и самооценки своей профессиональной компетентности.

По мнению студентов и слушателей, такая работа позволяет лучше понять цели своего обучения в вузе или на курсах переподготовки и повышения квалификации, сознательно участвовать во взаимосвязанном процессе образования и самообразования.

Рецензенты:

Шаповалов А.А. д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул;

Лопаткин В.М.  д.п.н., профессор, советник при ректорате ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», г. Барнаул.