На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [9]. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России – одна из составляющих их профессионально-прикладной подготовки, наряду с оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой подготовкой, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, одна из которых – способность к толерантному поведению. Цель статьи –провести научный анализ толерантности как метапредметного понятия. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: представить научный обзор педагогических исследований по проблеме толерантности; уточнить содержание толерантности как метапредметного понятия, выяснить структурообразующие компоненты толерантности. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.
Результаты исследования. Понятие «толерантность» широко используется и в науке и социальной практике. В 1995 году государства - члены Организации Объединенных Наций, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности, которая была утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО. Принятие данной Декларации актуализировало внимание к толерантности, как научной категории и феномену социальной реальности. Позиционирование образования как общественно значимого блага и целенаправленного процесса воспитания и обучения, осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, послужило одной из причин интереса педагогического сообщества к проблемам толерантности. Только в начале этого века (с 2000 по 2014 годы) в педагогике профессионального образования проблемам толерантности было посвящено более 60 научных исследований. Исходя из предмета исследования, диссертации, посвященные проблемам толерантности, можно разделить на несколько групп.
В исследованиях первой группы толерантность рассматривается как личностно-профессиональное качество, готовность личности к толерантному взаимодействию. Например, Т.В. Третьякова, определяет толерантность как личностно-профессиональное качество, включающееся такие ценностные характеристики как принятие богатого многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности[19]. А.В. Ладик рассматривает толерантность как интегративное личностное качество, выражающееся в уважении, сочувствии, терпимом отношении к людям, их индивидуально-личностным особенностям; критическом понимании социальных процессов, рефлексия которых позволяет выстраивать стратегию толерантного взаимодействия и реализуется в единстве толерантного мышления, поведения и коммуникации [7]. А.М. Гурьянов считает, что толерантность – это способность педагога признавать существование у обучаемых иных взглядов, отличных от его собственных, учитывать их индивидуальные особенности и физические возможности, а также терпимо относиться к их возможно нестандартному на занятиях по физической культуре [2]. В исследовании Н.Н. Жердяевой толерантность трактуется как интегративная характеристика специалиста, включающая отсутствие склонности к экстремизму, конструктивное поведение в ситуации профессионального конфликта, умение достигать взаимного понимания без насилия, подавления достоинства людей и употребления силы в ситуации столкновения интересов [3].
Исследования второй группы посвящаются научно-педагогическому обеспечению формирования и воспитания толерантности. К примеру, Э.Ю. Лесите, исходя из толерантного и интолерантного путей развития личности, - предлагает модель развития толерантного стиля мышления и деятельности у студентов системы среднего профессионального образования [8]. Д.М. Абдуразакова отмечает, что в современных условиях понятие «толерантность» - это сложное, многоаспектное и неоднозначно трактуемое явление, которое может проявляться в различных, иногда диаметрально противоположных, формах и наполняться специфическим смыслом в зависимости от контекста: понятие «толерантность» употребляется в значении «терпимость», «равнодушие», в зависимости, от условий ее проявления [1].В исследовании Ю.С. Яценко, подчеркивается, что цель воспитания толерантности студентов состоит в активизации потребности и готовности к конструктивному толерантному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения [20]. В диссертации О.В. Исаевой толерантность трактуется как качество личности [4].
В исследованиях третьей группы раскрываются модели построения толерантной среды, толерантного взаимодействия субъектов профессиональной подготовки. И.Г. Пчелинцева отмечает, что построение толерантной среды предполагает целенаправленные организационно-педагогические действия участников образовательного процесса по формированию стабильных и устойчивых условий для воспитания толерантной личности [18]. Е.А. Калач подчеркивает, что толерантность - это важное личностно-профессиональное гуманистическое качество специалиста, способствующее успешному осуществлению им своей профессиональной деятельности и, вследствие этого, подлежащее актуализации в процессе его подготовки [5].
Обобщая изложенное, отметим, что в современных педагогических исследованиях толерантность рассматривается как устойчивость к различиям. При этом, понятие устойчивости в широком смысле определяется как способность субъекта противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия [6]. В узком смысле, устойчивость понимается как интегральное качество личности [10], ценностно-когнитивный конструкт, формирующийся в процессе социализации путем интериоризации закрепленных в общественном мнении норм культурного многообразия, индивидуальных различий и основных демократических ценностей [12].
По нашему мнению, толерантность – это метапредметное понятие, объективное осмысление которого возможно только в процессе диалогического мышления (см. рис.1).
Рис.1. Толерантность как системная целостность качеств, способности, направленности и готовности личности
Диалог - это наиболее универсальный способ общения людей и их совместной деятельности. Мы предлагаем рассматривать толерантность – это системную целостность качеств и способностей личности, обеспечивающих формирование направленности на усвоение и реализацию социальной нормы взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми и образование готовности к признанию, устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства [13].
В структуре толерантности можно выделить ряд компонентов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Структурообразующие компоненты, их сущность и смыслообразующие аспекты дефиниции толерантности
Структурообразующие компоненты |
Сущность компонентов |
Смыслообразующие аспекты дефиниции |
субъектность |
совокупность качеств (самообладание, спокойствие, дружелюбие, стремление к согласию, принятие окружающей реальности), индивидуально-психологических особенностей (терпимость, поддержка, принятие, доверие, бесконфликтность, лояльность) личности |
личностное качество (свойство), характеризующее отношение к ценностям, позициям, верованиям, поведению людей и выражающееся в стремлении достичь с ними взаимного понимания, обрести личностно-значимый смысл толерантности |
способность личности к взаимодействию с окружающими людьми и продуктивному сотрудничеству, конструктивным действиям в пограничных ситуациях и ответственности за собственный выбор |
||
социальность |
модели социально-устойчивого поведения, детерминированные требованиями общества, осуществляемые посредством правовых и социальных норм |
социальная норма, основанная на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов |
воспитуемость |
процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния, обеспечивающего принятие, как самого себя, так и окружающих, уважение их прав и свобод и устойчивость к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов |
готовность личности к пониманию и признанию, сотрудничеству с другими людьми |
направленность личности на усвоение и реализацию социальной нормы, основанной на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов |
Из таблицы 1 видно, что характеристика структурообразующих компонентов толерантности следующая:
- субъектность, отражающую совокупность качеств (самообладание, спокойствие, дружелюбие, стремление к согласию, принятие окружающей реальности), позиций (терпимость, поддержка, принятие, доверие, бесконфликтность, лояльность), ценностей (свобода, гуманизм, толерантность) личности [14] и опосредующую трактовку толерантности как, во-первых, личностного качества, характеризующего отношение к ценностям, позициям, верованиям, поведению людей и выражающего стремление достичь с ними взаимное понимание, а также обрести личностно-значимый смысл толерантности [15], а во-вторых, способность личности к взаимодействию с окружающими людьми и продуктивному сотрудничеству, конструктивным действиям в пограничных ситуациях и ответственности за собственный выбор [11];
- социальность, проявляющуюся в моделях социально-устойчивого поведения, детерминированных требованиями общества и осуществляемых посредством правовых и социальных норм [16], и позволяющую рассматривать толерантность как социальную норму, основанную на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов;
- воспитуемость, предусматривающую процесс целенаправленного воздействия на человека для образования активно-действенного состояния принятия, как окружающих, так и самого себя [17], и позволяющую толковать толерантность, как, во-первых, готовность личности к пониманию и признанию, сотрудничеству с другими людьми, а во-вторых, направленность личности на усвоение и реализацию социальной нормы, основанной на уважении прав и свобод другой личности и устойчивости к социально безопасным идеям, традициям, верованиям, отличным от собственных культурных образцов.
Вывод. Толерантность - это не просто конгломерат разнокачественных компонентов (субъектность, социальность, воспитуемость), а целостная динамичная система, представляющая собой диалектическое единство качеств, позиций, ценностей, способностей, активно-действенных состояний личности и социальных норм, сконцентрировавших в себе всеобщие идеи свободы и гуманизма. Между компонентами толерантности образуются различные зависимости (структурные, причинно-следственные и другие), которые и делают возможным выделение таких смыслообразующих аспектов дефиниции толерантности, как: личностные качества, способности личности, направленность личности, готовность личности.
Рецензенты:
Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.