Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRINCIPLES OF DECORATION OF CLASSICAL FACADE WITH ARCHITECTURAL FORMS

Voznyak E.R. 1
1 SPSUACE «Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering»
Provided the main design principles of classical facade, based on the laws of order architecture. It is proposed to consider three step process composition: the total composition, the choice of order construction type, exterior architectural decorative elements. The total composition solution of the classical buildings sought to tectonic stability, symmetry elements and symmetry of the main parts of facades. At the stage of order construction it is considered: orderless composition, order composition of a one-storey building, floor-by-floor order multi-storey facade, floor order on the ground floor, gigantic order and gigantic order on the ground floor. At the stage of design of the facade architectural forms represented classification of architectural forms and the basic principles of accommodation, such as rules of ternary segmentation of the facade, the continuity of the horizontal articulation, vertical axes rule.
the composition analysis.
architectural details
architectural order
classical architecture
historic buildings

Историческая архитектура 17-19 вв. построена на основе  ордерной классической теории. Классическая архитектурная  теория   существенно отличается от современной композиционной теории, опирающейся  на  принципы функционализма и модернизма. Классическая архитектурная теория была подвергнута критике в конце 19  - начале 20 в. и  почти  полностью забыта.  Последним теоретиком классической ордерной архитектуры был И.Б. Михайловский (1864-1939 гг.). Между тем классическая архитектура продолжает существовать как в виде зданий прошедших веков, так и в виде современных зданий, использующих закономерности старой теории.  Знание принципов построения фасадов  исторических зданий необходимы как при реставрации и реконструкции старых зданий, так и  при  строительстве современных зданий, использующих архитектурные формы прошлого. 

«Классическая теория создала достаточно строгую и взаимосвязанную концепцию правил построения всех архитектурных деталей, оформлявших фасад здания. Существовали не только четкие правила рисования колонн, но и целая система построения фасада и его отдельных деталей» [1]. Предложенный анализ и обобщение относится только к зданиям, построенным по законам теории классических форм (классических, барочных, эклектичных), и ни в коем случае не относится к зданиям других стилей, например, функционализма. При этом рассматривается именно фасад, а не объемно-пространственная композиция здания в целом. Подобное рассмотрение фасада, в отрыве от общего решения здания, возможно только для сооружений, выполненных по законам классической теории.

Можно выделить три последовательных уровня композиционного анализа и построения классических фасадов: общее композиционное решение фасада, тип ордерного построения фасада; оформление фасада архитектурными декоративными элементами. Первый уровень - общее композиционное решение фасада - подразумевает общую форму, силуэт и структуру здания. Композиция фасадов зависела от планировки здания, функции объекта, градостроительного решения и стиля эпохи. Классический стиль во многом определяет выбор композиционных схем, формы и силуэта здания. Второй уровень - тип ордерного построения фасада - как бы накладывался на первый. Для оформления фасада выбирали тип колонного ордера, и он становился определяющим для решения всего фасада. Могли выбрать поэтажный ордер или применить гигантский ордер на весь фасад, могли выделить цоколь или отказаться от ордера вообще. Эти способы оформления фасадов ордером сложились в эпоху Возрождения. Третий уровень - оформление фасада архитектурными декоративными элементами и формами. На этом этапе происходила конкретная прорисовка деталей и обломов. Существовали определенные последовательности построения и особенности прорисовки классических элементов. Все элементы основывались на традициях архитектурного наследия Древнего Рима, Древней Греции и эпохи Возрождения.

            Общее композиционное решение фасада

В эпоху классицизма ценились такие композиционные характеристики, как тектоническая устойчивость и соразмерность. Понятие «устойчивости» было основным. Классическое здание должно было быть уравновешенным и прочным, динамизм и устремленность вверх допускались в эпоху барокко и категорически отвергались классицизмом. Архитекторы классицизма стремились создать регулярную симметричную композицию с выделенным центром. Композиция фасада или скрывала реальную пространственно планировочную структуру, или, наоборот, вынуждала к симметрии функционально неоднородные помещения.

В общих чертах классическое композиционное решение подразумевало расчленение объема раскреповками и выступами на симметричную композицию, выделение центра (аттиками, фронтонами, куполами), акцентирование второстепенных центров и т. д. «Чувство удовлетворения, вызываемое впечатлением устойчивости, должно идти рука об руку с эстетичностью внешнего членения массой... Глаз требует прочного разделения при ясно выраженных середине и боковых частях..» [2, с. 2]. Основы композиционного построения фасада заложил А. Палладио. В труде «Четыре книги об архитектуре» он изобразил наиболее совершенные, по его мнению, архитектурные композиции. Отталкиваясь от древнеримских традиций, предлагались решения фасадов городских дворцов и загородных вил. Приведенные Палладио схемы стали основополагающими как для гражданских, так и для церковных зданий. Именно с рассмотрения книги А. Палладио начинали изучать архитектурную композицию в академиях Европы.  Архитекторы каждого стиля XVII-XIX вв. и каждой страны формировали свои типы фасадных композиций. Но тенденции классицизма и влияние А. Палладио очевидны в архитектуре всех европейских стран и в России.

            Тип ордерного построения фасада

На общее силуэтное решение фасада накладывалось оформление колонным ордером. Обязательной привязки между типом общего решения и ордерным построением фасада не было. Архитектор свободно выбирал способ ордерного решения фасада, ориентируясь не на функциональные особенности здания, а исключительно на классические традиции и эстетические предпочтения. Типы ордерного оформления фасада начали формироваться в Древнем Риме, окончательно были выработаны в эпоху Ренессанса и позднее сформировались в канонические схемы. В дальнейшем несколько видоизменялись отдельные элементы и акценты, нарушались некоторые правила и пропорции, но в целом традиционные правила соблюдались. Среди типов ордерного оформления фасадов следует выделить шесть основных способов: безордерная композиция, ордерная композиция одноэтажного здания, поэтажный ордер многоэтажного фасада,  поэтажный ордер на цокольном этаже, колоссальный ордер, колоссальный ордер на цокольном этаже.

Безордерная композиция - этот способ оформления фасада представлял собой переходный тип от средневекового фасада к классическому ордерному фасаду. Колонный ордер здесь не использовался. Обязательными элементами фасада оставались четко выделенные карниз и цоколь. Фасад могли разделять горизонтальными межэтажными тягами или оставлять единым пространством. Углы дома, а иногда и всю плоскость стены оформляли рустами. Центральную часть могли также выделять столбами рустов и сверху увенчивать фронтом.

Ордерная композиция одноэтажного здания решалась колонным ордером по образцу зданий Древнего Рима. Колонны или пилястры размещали по фасаду здания. Цоколь здания оформлялся как пьедестал, карниз - как антаблемент. Встречались решения фасада в виде колоннады, аркады или портика. Палладио ввел оформление верхнего малого этажа в виде аттикового этажа, что увеличивало возможности композиционной схемы.

Поэтажный ордер многоэтажного фасада предполагал размещение ордера рядами на фасаде в соответствии с этажами здания. В амфитеатре Флавиев, именуемом Колизеем, так размещены ордера - в четыре яруса. В нижнем этаже помещались колонны более тяжелых пропорций, выше располагались более легкие ордера. На Колизее нижний ярус украшен дорическим ордером, второй ярус - ионическим, третий - коринфским, для четвертого яруса применены коринфские пилястры, слабо выступающие из поля стены. Принцип поэтажного размещения колонн получил широкое распространение в эпоху Возрождения. Построенный архитектором Леоном Баттистой Альберти палаццо Ручеллаи стал первым примером применения поэтажных ордеров для украшения фасада эпохи Ренессанса. Ордера этого палаццо выполнены в виде пилястр, расположенных в три яруса соответственно трем этажам дворца. На первом этаже размещены пилястры дорического ордера, на втором -  ионического, на третьем - коринфского. Каждый ряд пилястр завершался общим антаблементом. Порядок размещения ордерных колоннад от легких ордеров внизу к тяжелым наверху назывался суперпозиция (от лат. super ponere - ставить наверх). Поэтажное же размещение колонн (или пилястр) принято называть применением мелких ордеров. Первый русский толкователь архитектурных форм И. М. Лем рекомендовал делать верхние колонны по осям нижних колон, но ỳже и ниже, чем нижние: «...средина столбов должна иметь прямую линию середины нижнего столба, верхний столб делать толстотою против капители под ним стоящего столба, и верхний столб короче делать против нижнего модулем» [3, с. 103].

 Поэтажный ордер могли поставить на цокольный этаж. Для придания зданию большей тектонической устойчивости зодчие Возрождения стали выделять первый этаж как цокольный. Для ощущения большей массивности нижний этаж освобождали от колонн, оставляя лишь обработку стены в виде кладки из крупных камней или рустов, ордера размещались только в верхних этажах. Такое решение первым дал зодчий Донато Браманте, построивший дворец папской канцелярии (Канчеллериа) в Риме.

Колоссальный ордер предполагал оформление фасада единым ордером на всю высоту здания, ордер охватывал несколько этажей. Большие колонны обычно имели пьедестал, высота которого не совпадала с поэтажным членением и могла доходить до середины окна первого этажа. Верхний этаж могли оформлять как аттиковый этаж. Этот прием возник из стремления архитекторов Возрождения придать зданию более грандиозный и торжественный вид. Такой ордер назывался колоссальным, или гигантским. Колоссальный ордер встречается во дворце Консерваторов в Риме, построенном Микеланджело, во дворце Вальмарана Андреа Палладио, а также во многих зданиях периода позднего Возрождения. Прием украшения фасадов колоссальным ордером принято называть применением крупных ордеров, в отличие от мелких поэтажных ордеров.

Колоссальный (или гигантский) ордер могли поставить на цокольный этаж. Первый этаж решался как пьедестал для колоссальных колонн, охватывавших все этажи здания. В этом случае здание получало наиболее лаконичное и вместе с тем торжественное решение.

Тип ордерного построения фасада определял расположение архитектурных деталей и форм, намечал основные горизонтальные и вертикальные членения, уточнял пропорции частей фасада, пропорции проемов окон и дверей. Именно на этом этапе решалось, каким будет оформление каждого из этажей здания. Цокольный этаж мог рассматриваться как пьедестал под здание или как единая часть стены. Верхний этаж мог встать под общий антаблемент, но мог в соответствии с классическими традициями и декорироваться как аттик и т. д. После выбора типа ордера переходили к оформлению фасада более мелкими декоративными элементами.

          Оформление архитектурными декоративными элементами и правила их расположения на фасаде

Классические элементы подразделялись на следующие виды: горизонтальные членения стены,  вертикальные членения стены, элементы обработки поля стены, верхние завершения стен, окна, двери,  балконы. Вначале на фасаде выделялись горизонтальные и вертикальные элементы членения стены, и только позднее переходили к последующим видам: рисунку поля стены, обрамлениям окон и дверей и т. п.

Система вертикально-горизонтальных членений здания зрительно воспринимается неотрывно от его объемно-пространственной структуры, и их трудно отделить друг от друга. Но в классической теории архитектурных форм производили раздельный анализ построения вертикальных и горизонтальных членений. Считалось, что «господство на фасаде горизонтальных членений производит впечатление солидности и устойчивости здания; напротив, изобилие вертикальных членений придает фасаду легкость и стремление вверх» [2, с. 2]. Соответственно первыми рассматривали горизонтальные членения как определяющие для построения ордера на фасаде и всего фасада в целом. Выделяли горизонтальные членения в такой последовательности: цоколи; венчающие карнизы; межэтажные карнизы и тяги, подоконные пояса; второстепенные горизонтальные членения стены. Далее рассматривали вертикальные членения, такие как лопатки, столбы, контрфорсы, выступы, раскреповки. К вертикальным членениям, разумеется, относились колонны и пилястры, но о них говорилось особо и в первую очередь при определении типа ордерного построения фасада, до горизонтальных членений. Затем рассматривались элементы обработки поля стены (русты, виды декоративного покрытия стен, филенки, ниши, доски, картуши, мозаики) и верхние завершения стен (парапеты, фронтоны, аттики, купола и т. п.). Далее приступали к анализу и рисунку форм и обрамлений окон и дверей. Завершали рассмотрение балконы. Возможны были различные дополнения в виде оград, ворот и т. д.

Приведенный перечень элементов не только использовался при изучении теории архитектурных форм, но он до некоторой степени определял порядок проектирования фасада: от общего композиционного решения фасада, через выбор ордерного строя и далее по элементам производилось постепенное выстраивание фасада.

Архитектурные элементы классицизма давно утратили свою конструктивную основу и носили декоративный характер. В Древней Греции часть элементов выполняла конструктивную функцию: например, архитрав действительно был каменным блоком, передававшим тяжесть антаблемента с колонны на колонну. Со времен Древнего Рима архитектурные формы выполняли почти всегда только декоративную функцию, тем не менее при анализе построения архитектурных форм постоянно искали их конструктивное или функциональное обоснование, часто ссылаясь на первоначальную историческую конструктивную работу элемента.

Чрезвычайно важным было соблюдение ордерных правил. Для рисования фасадов иногда отступали от канона, что особо оговаривали, ссылаясь на великих мастеров Ренессанса. Расстояние между колоннами регулировалось шириной простенков между окнами. Размер пьедестала мог не соответствовать ордерным канонам и подгонялся под высоту оконного парапета. «На многих примерах можно убедиться, что высота пьедестала часто подвергалась значительному сокращению, и никогда не встречаются примеры излишнего увеличения высоты пьедесталов. Совершенно обратное явление наблюдается в размерах антаблементов, которые очень часто увеличивались и почти никогда не уменьшались против установленных правил» [4, с. 94]. При расположении элементов, кроме ордерных принципов, использовались дополнительные правила построения классических фасадов, например, правила тройного деления фасада, непрерывности горизонтальных членений и т. д.

Правило тройного деления подразумевало, что любой фасад должен был иметь три архитектурно выделенные части: цоколь, стену и карниз. Цоколь выражал собой опору здания, стена становилась средней частью, телом здания и общее завершение здания оформляли формами венчающего карниза. Тройное деление фасада совпадало с тройным делением колонного ордера.

Следующее правило предполагало, что на фасаде здания значение каждого этажа должно быть выделено архитектурными формами. Главный этаж, предназначенный для парадных залов, дорогих квартир в доходном доме, должен быть выделен архитектурными элементами, например, колоннами, особой обработкой окон и т. п.

Правило непрерывности горизонтальных членений указывало, что наиболее существенные горизонтальные членения, а также венчающие карнизы, не должны прерываться. Карнизные тяги должны идти по всему фасаду и по возможности охватывать здание вокруг. Выносы горизонтальных тяг могли быть не одинаковы, но всегда одинаковы их высоты. Так, горизонтальная тяга, идущая по фасаду, могла менять очертание: быть мало выступающим поясом над первым этажом, потом переходить в сильно выступающий карниз, расположенный над низкой стеной соседнего флигеля. «Всякие прерывания горизонтального гзимса, уступы и т. п. вызывают особое впечатление, характеризуемое обыкновенно словами: неспокойный фасад» [4, с. 81]. Требование известной непрерывности в горизонтальном направлении относится не только к горизонтальным тягам, но и к другим частям, например, к подоконникам и перемычкам окон. Окна одного этажа обычно имели перемычки на одной высоте. Исключением считался случай, когда на фасаде рядом с арочными окнами стояли прямоугольные окна, при этом допускалось делать прямоугольные окна высотой до импоста арочных окон.

Правило вертикальных осей. Стоящие одно над другими вертикальные членения (колонны, столбы и т. п.), а также окна и другие отверстия в стенах, должны быть расположены непременно на одних вертикальных осях. Это требование объясняли соображениями устойчивости и симметрии. Смещение вертикальных элементов сообщало зданию крайне неспокойный и негармоничный вид с точки зрения классицизма.

Правило облегчения рустов и деталей от низа здания кверху. При вычерчивании деталей следовало учитывать степень их удаленности от зрителя. Колонны изменяли свой ордер от этажа к этажу - от тяжелых тосканских и дорических на нижних этажах к легким ионическим и коринфским колоннам и пилястрам на верхних. Русты становились мельче и спокойнее на верхних этажах или вообще сменялись гладкой стеной. Детали, расположенные на значительной высоте, изначально несколько упрощали и огрубляли, так чтобы снизу они смотрелись соразмерными фасаду в целом.

В результате прохождения трех последовательных уровней композиционного построения (общего композиционного решения, выбора  типа ордерного построения, оформление фасада архитектурными декоративными элементами)  создавался фасад,  соответствующий принципам ордерной классической архитектуры. Подобный   композиционный анализ позволяет реструктуризировать классический фасад и поэтапно решать задачи его построения.

Рецензенты:

Горюнов В.С., доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурно-градостроительного наследия, «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный  университет», г. Санкт-Петербург;

Семенцов С.В., доктор архитектуры, профессор, декан Архитектурного факультета,  «Санкт-Петербургский Архитектурно-строительный  университет», г. Санкт-Петербург.