Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GAMBLING ZONE "PRIMORYE" – A CATALYST FOR REGIONAL DEVELOPMENT

Kravchenko A.V. 1
1 Vladivostok State University of Economics and Service
This article considers the problem of gambling in the Russian Federation in the context of one of the five gambling zones created in Primorsky region. The question of economic and fiscal performance: job creation, infrastructure development, increased foreign exchange earnings and most importantly, the tax on gambling business, which fully settles in the regional budget; socio-economic results of this project, as gambling is part of the tourism industry, representing the industry of entertainment and leisure businesses, it is not excluded the possibility of a positive multiplier effect, which is inherent in the tourism industry. Considered the possible perspectives and the threat of a gambling zone in Primorsky region, carried out an initial assessment of possible competitors and consumers of the newly created product.
the socio-economic impact
gaming area
regional development
gambling business
На протяжении всей истории развития Советского Союза и России Дальневосточному региону уделялось особое внимание в силу его выгодного экономико-географического положения и возможности успешной реализации оборонной, сырьевой, транспортно-транзитной и других общегосударственных функций. При этом всегда к числу приоритетных относилась задача интенсивного освоения этой отдаленной, но поистине масштабной по запасам и уникальности природных ресурсов территории путем формирования здесь адекватного контингента населения, научно-технического и производственного потенциала.

Различными были подходы к её решению и разной ценой достигались поставленные цели, но вместе с тем к началу рыночных реформ в мировом сообществе позитивно оценивались устойчивые тенденции увеличения численности населения российского Дальнего Востока, развития Дальневосточного отделения РАН и отраслевых научно-исследовательских институтов, морских портов, торгового и рыбодобывающего флота, создания целого ряда предприятий в сфере авиа- и приборостроения, судостроения и судоремонта, в горнодобывающей, цветной, лесоперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности [1].

В 2013 году Президент Российской Федерации В.В. Путин постановил, что развитие Дальнего Востока России является национальным приоритетом на весь 21 век. Ввиду этого было создано министерство развития Дальнего Востока, в ведение которого вошли полномочия по созданию условий для интенсивного развития территорий ДВФО, в 2012 году во Владивостоке прошел саммит АТЭС, который показал, что российский Дальний Восток является привлекательным и в достаточной мере интегрированным в мировое экономическое пространство. Создан Дальневосточный федеральный университет - беспрецедентное учебное заведение по своим масштабам и перспективам. Ведется работа по претворению в жизнь проекта развития территорий опережающего развития с особыми условиями ведения бизнеса, инвестирования и создания высокопроизводительных рабочих мест.

Руководство страны уделяет особое внимание развитию Дальнего Востока, и благодаря этому сегодня, по мнению иностранных инвесторов, Приморский край становится понятной территорией для инвестиций. 

Привлекательность Приморского края для бизнеса подтверждается пятикратным ростом иностранных инвестиций в 2012 году, увеличением в структуре инвестиций доли частного капитала до 72 процентов против 58 процентов, расширением числа партнеров внешнеэкономической деятельности Приморья до 106 стран. 

Всего в экономике Приморья работают иностранные инвестиции на сумму около 800 миллионов долларов США. Важнейшие инвесторы - Германия (31 %), Япония (25 %),  Республика Корея (10 %), Китай (9 %).

Географическая близость к экономическим центрам АТР - сильными лидерами мирового бизнеса, с одной стороны, и усиление интересов российских компаний к операциям в АТР, с другой.

Вокруг центра Приморского края - города Владивостока, в радиусе 1000 км проживает более 414 млн человек (почти 300 млн человек в городах). Это единственный город в России с таким мощным окружением. Например, вокруг Москвы на таком же расстоянии население составляет менее 100 млн человек.

На этом же пространстве (в радиусе 1000 км) ежегодно создаётся валовой внутренний продукт на сумму 6,6 трлн  долл. США, что составляет порядка 9,5 % мирового валового продукта.

Современная инфраструктура, созданная в рамках подготовки к саммиту АТЭС. Это объекты в сфере энергетики, транспорта, коммунального хозяйства. Построены новые автомагистрали, обеспечивающие формирование международного транспортного коридора. На базе аэропорта Владивостока создается Дальневосточный мультимодальный транспортно-логистический узел - ХАБ.

Руководство страны принимает решительные шаги по созданию условий ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Такие государственные решения обеспечивают стратегические приоритеты России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, реализацию конкурентного потенциала Дальнего Востока в проектах интеграции макрорегиона и участие в международном разделении труда.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» на развитие региона будет направлено более 3,8 трлн. рублей федеральных инвестиций, 328 млрд. рублей - в Приморский край [2].

Наряду со всем этим, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 1213-р «О создании игорной зоны «Приморье» утверждены границы игорной зоны «Приморье». Для строительства объектов игорной зоны «Приморье» непосредственно отведен земельный участок площадью 263,09 га. На участке нет застройки. Расстояние до ближайшего аэропорта г. Артема - 25 км, до столицы Приморья г. Владивостока - 50 км.

Проектом предусмотрено строительство шестнадцати гостиниц различного класса (3*, 4*, 5*) с казино, яхт-клуба, причала на 65 судов, горнолыжной трассы, торгово-выставочного центра, административно-офисного центра, гостевых вилл, благоустроенных территорий и пляжей.

По оценкам специалистов, уникальная экосистема края, его близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона делают приморскую игорную зону наиболее привлекательным проектом с точки зрения инвестиций. Эксплуатация объектов игорной зоны обеспечит дополнительный стимул для развития региона, увеличит туристические потоки на российскую территорию, создаст новые рабочие места для жителей края.

Проект реализуется с привлечением со-инвесторов за счёт внебюджетных источников. Уже сейчас интерес к проекту проявляют российские и иностранные инвесторы из Китая, США, Австрии и Японии.

Реализация инвестиционного проекта осуществляется в три этапа:

- 1 этап - до 2016 года.

- 2 этап - до 2019 года.

- 3 этап - до 2022 года.

Общий объем капиталовложений составит примерно 1,7 млрд долларов США. Длительность проекта определена в 243 месяца [3].

Так как игорный бизнес является частью индустрии туризма, представляя собой отрасль развлечения и досуговых предприятий, реализация такого масштабного проекта не может не оказать присущего туриндустрии положительного мультипликативного эффекта. Создание рабочих мест, развитие инфраструктуры, увеличение валютных поступлений и самое главное - налог на игорный бизнес, который в полной мере оседает в региональном бюджете.

Успешно выбранное место расположения объекта - в радиусе 3 часов полета, проживает 1 миллиард азиатов, известных своим влечением к азартным играм, так как во многих азиатских странах игорные заведения запрещены. Реализация проекта рассчитана на длительный срок, что позволяет предположить, что деньги действительно будут, и удастся избежать печального опыта «Азов-сити» и других проектов игорных зон.

В результате реализации проекта не предусматривается запрашивать какую-либо государственную поддержку, связанную с затратами регионального бюджета. Инициаторы проекта ожидают наличия благоприятного административного режима в ходе реализации проекта, соответствующего действующему законодательству Российской Федерации. Таким образом, нет необходимости рассчитывать показатель бюджетной эффективности проекта. Но можно оценить прямые и косвенные бюджетные эффекты (денежные потоки) от регионального проекта. Прямой налоговый денежный поток образуется вследствие зачисления в краевой бюджет налога на прибыль от операционной деятельности по проекту (при этом налоговая ставка равна 20 %, в том числе 18 % зачисляется в бюджет Приморского края и 2 % зачисляется в федеральный бюджет), а также налога на игорный бизнес, который на территории Приморского края взимается в размере 125000 рублей за один игровой стол, 7500 рублей за один игровой автомат.  Косвенный налоговый эффект  складывается в результате налоговых отчислений поставщиков товаров, работ и услуг (в том числе финансовых), закупаемых на инвестиционной и операционной стадиях реализации проекта. Налоговые эффекты бизнес-окружения на операционной стадии оценены как доля в 20 % от прямого налогового денежного потока. Таким образом, проект в силу своих масштабов способен обеспечить значительные бюджетные поступления и может считаться эффективным для бюджета.

Исходя из этого, инвестиционный проект «Интегрированная развлекательная зона  "Приморье"» является масштабным и очень важным региональным инвестиционным проектом, способным оказать сильное положительное влияние на экономику Приморского края. Так только налоговый денежный поток от деятельности игорной зоны, включая прямой и косвенный потоки [4].

Однако, кроме того, что Россия не является идеальной страной для вложения активов, существует еще ряд факторов, заставляющих заострить внимание и задуматься об успешности проекта игорной зоны [5].

Во-первых: на расстоянии 4 часов полета от Владивостока находится Макао - открытый порт, крупный финансовый центр, известен своими казино, игорными домами, ипподромом, ночными клубами. На территории автономного административного района находится 33 казино. С 2010 года игорный бизнес приносит бюджету Макао более 3 млрд  долларов США с постоянным приростом более 30 % [6].

Во-вторых: создаваемая недалеко от Инчхона развлекательная зона, которая по прогнозам, может стать конкурентом американскому Лас-Вегасу и китайскому Макао и со временем перетянет на себя игроков Дальнего Востока, Китая и Японии.

Инчхон, расположенный в 28 км  к западу от столицы Сеула, надеется со временем привлечь для реализации этой идеи около $ 290 млрд инвестиций и к 2030 году построить игровую зону с казино, отелями, трассой для автогонок, пристанями для яхт, залом для K-POP концертов.

Власти Инчхона выражают уверенность, что данный туристический и игровой центр станет привлекательным местом для растущего среднего и высшего классов из Китая и Японии. Чтобы окончательно сразить китайских туристов, новый остров будет называться EIGHTCITY, а его форма будет иметь форму «8», что является благоприятным числом у жителей Поднебесной.

Нетрудно понять появление такого решения. На сегодня 5,7 млн пассажиров пользуется услугами международного аэропорта Инчхон, и их число будет только увеличиваться.

Новый игровой город воплотит в себе все самые яркие черты игровых столиц мира. Будущий город объединит в себе креатив Дубая, казино Лас-Вегаса, торговые и финансовые центры Гонконга и Сингапура, подчеркнул заместитель председателя EIGHTCITY Ко и разработчик проекта г-н Парк Сон Хен.

Инвестировать масштабный проект уже дали согласие такие гиганты, как мировой оператор отелей класса «люкс» Kempinski AG, крупнейшая южнокорейская авиакомпания Korean AirLinesCo., а также всемирно известная ведущая строительная корпорация Южной Кореи Daewoo Engineering&ConstructionCo.

После завершения данного проекта он территориально превысит Макао в 3 раза и составит почти 80 кв км.

Следует сказать, что в начале 2000-х данный район для привлечения иностранных инвестиций получил статус свободной экономической зоны. Но из-за глобального финансового кризиса ожидаемого эффекта это не принесло. Теперь власти Инчхона выражают уверенность, что с появлением EIGHTCITY регион получит новый импульс для роста и станет своеобразным двигателем для развития страны.

На начальной стадии для реализации проекта EIGHTCITY южнокорейские инвесторы вкладывают в проект $ 2,8 млрд, а иностранные около $ 1 млрд. Первоначальные инвестиции будут использованы для компенсационных выплат жителям острова в начале следующего года. Строительство инфраструктуры и рекультивация земли обойдется еще в $ 27 миллиардов  [7].

Таким образом, у Приморской игорной зоны в скором будущем появится конкурент, способный конкурировать с Макао и Лас-Вегасом, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на The Washington Post.

Однако есть и преимущества у приморского «Лас-Вегаса». В Макао, например, налог на выручку казино составляет 39 %. А в Приморье, как ожидается, этот налог будет установлен в пределах 3-7 % [8]. Не последнюю роль в обеспечении инвестиционной привлекательности играет и географическое положение. В Китае появилось много богатых людей, которые любят играть. Многим игрокам надоело ездить в Макао. Они хотели бы попробовать себя и в других местах. Дальний Восток в этом смысле отлично подходит для китайцев. Рейс Пекин - Владивосток, к примеру, занимает 2,5 часа, тогда как азартным жителям китайской столицы до Макао лететь 3 часа 45 минут. Путь из Харбина до Владивостока занимает еще меньше - всего 1 час 20 минут.

Чтобы игорная зона «Приморье» заработала, в нее нужно вложить в общей сложности около 1,7 миллиарда долларов. По оценке GamingMarketAdvisors, крупнейшей консалтинговой компании, специализирующейся на игорной индустрии, годовой доход от азартных игр составит около 1,2 миллиарда долларов и может вырасти до $5,2 миллиарда в течение ближайших 10 лет. Так что частные инвесторы в убытке от вложений в российский игорный бизнес вряд ли останутся.

Итогом реализации такого крупномасштабного проекта может стать огромный интерес к Приморскому краю и всей России в целом. Создание игорной зоны позволит максимально интегрировать Владивосток как форпост Российской Федерации на Дальнем Востоке, в Азиатско-тихоокеанское экономическое пространство. Это может создать большое количество высокодоходных рабочих мест, увеличить доходы в бюджеты разных уровней, развить инфраструктуру и в целом улучшить облик России на международном уровне.

Рецензенты:

Осипов В.А., д.э.н., профессор кафедры международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор кафедры международного маркетинга и  торговли, директор института  международного бизнеса  и  экономики  Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.