Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH IN RUSSIA MOBILE APP

Azarov I.V. 1 Strunina A.A. 1
1 Branch "Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science"
This article analyzes the market for mobile applications in Russia. The article deals with the problem of the market for mobile applications in the Russian Federation and the benefits of developing them abroad. Drawn portrait of the Russian developer of mobile applications, and indicates the main direction of development. Presents the most famous Russian developers of mobile applications (with their formative years), as well as comparative tables the users of mobile applications in terms of downloads, popularity and profits. The statistics of the growth of emerging applications. Considered portrait Developer, in the context of how you can get the basic knowledge on the development of mobile applications in Russia and abroad. Identified the need for the use and implementation of the learning process of students new methods of education in the development of software applications.
education programming
developers
users
dynamics
research
market applications
mobile applications

Разработка приложений для мобильных устройств – это процесс, при котором приложения разрабатываются для небольших портативных устройств, таких как КПК, смартфоны или сотовые телефоны. Эти приложения могут быть предустановлены на устройство в процессе производства, загружены пользователем с помощью различных платформ для распространения ПО или являться веб-приложениями, которые обрабатываются на стороне клиента (Java Script) или сервера [6].

Каждый день миллионы людей устанавливают (пользуются) на своих смартфонах мобильные приложения – это целая культура, развивающаяся в бешеном темпе.

Сегодня одним из наиболее развивающихся рынков в России является рынок мобильных приложений, в частности, для смартфонов. По мнению компании J’son&Partners Consulting к 2016 году доходы программистов вырастут до 1,3 миллиарда долларов, кроме того, рынок приложений увеличится в течение четырех ближайших лет в восемь раз [1].

Компания Mail.Ru Group представила отчет об исследовании российского игрового рынка в 2013 году. Исследование показало, что сегодня 87 % интернет-аудитории России играет в игры чаще одного раза в месяц. Средний возраст геймера составил 33 года, преимущественно это специалисты с высшим образованием и студенты (44 % всех игроков). Согласно полученным данным, 54 % игроков – женщины. Однако социально-демографические портреты игроков показывают, что они выбирают разные игры в зависимости от пола (браузерные либо клиентские игры). Оборот российского игрового рынка в 2013 г. продолжил расти и достиг $ 1,3 млрд. Игровой рынок занимает все более прочное место среди других рынков развлечений в РФ: за два года он продемонстрировал рост практически в 1,5 раза и по-прежнему обладает большим потенциалом развития. Также стабильный рост и хорошую динамику показывают и мобильные игры – в 2013 году, так объем рынка составил $ 99 млн. Развитию способствовал рост рынка смартфонов и их проникновения. Кроме того, активно приходят в мобильный сегмент социальные игры и MMO-проекты. Если говорить о самых популярных платформах для мобильных игр, то, по данным выборочного исследования Mail.Ru Group, лидерство принадлежит Android , причем как на смартфонах, так и на планшетах (67 % и 56 % игроков соответственно). Вторая по популярности платформа – iOS: ей отдают предпочтение 23 % игроков на смартфонах и 36 % на планшетах [2].

Рассмотрев отчет компании Mail.Ru Group, можно сделать вывод о том, что мобильные игры продолжают набирать свою популярность в России и количество пользователей растет большими темпами.

Что касается мобильных приложений, то российские пользователи также уделяют им большое внимание. Так, в настоящее время потенциальные потребители готовы платить деньги не только за установку приложения, но и за дальнейшее обслуживание и другие услуги. Рынок мобильных приложений разделился на несколько сегментов, взаимосвязанных между собой, к которым можно отнести: пользователей, разработчиков мобильных приложений, поставщиков приложений (магазинов), операторов связи, а также рекламные площадки. Кроме того, темп роста мобильных приложений увеличивается и в объеме, и в денежном выражении, и крупные компании (например, Microsoft), участвующие в данной отрасли, уже достаточно прочно укрепили свои позиции.

Рассматривая российский рынок мобильных приложений, следует отметить, что он начал развиваться позже (2009 год), чем в других развитых странах. При этом темпы роста мобильных приложений по прогнозам экспертов J'son&Partners Consulting практически не будут отличаться от мировых. Емкость данного рынка позволяет прогнозировать уверенные темпы роста до 2016 года включительно [1].

Составляя портрет российского разработчика мобильных приложений, вырисовывается неблагоприятная картина: мобильные компании делятся на:

  • заказных мобильных разработчиков для бизнеса,
  • web-студии, для которых мобильные проекты не являются основной целью,
  • компании, которые занимаются софтом вообще.

Отсюда получается, что компании пытаются что-то сделать на рынке мобильных приложений, но в большей степени для бизнеса либо для рекламы.

По данным CNews самым популярным издателем мобильных приложений в России в 2013 году является «Яндекс», но больше всего денег на программах для iOS и Android-устройств зарабатывают «ЛитРес» и «Навител» [3].

На первом месте по объему выручки от мобильных приложений стала Япония – за год сумма, которую пользователи в этой стране тратят на приложения для своих смартфонов, увеличилась в 3,3 раза. При этом японцы настолько активны, что вывели свою компанию LINE (выпускает одноименный мессенджер) на первое место среди самых доходных разработчиков мобильных приложений в мире в 2013 г.

Однако самым популярным разработчиком 2013 г. по суммарному количеству всех скачанных приложений стал Google. В личном же первенстве лидирует Facebook – мобильное приложение этой социальной сети из AppStore и Google Play скачивали чаще всего. За ним по популярности в 2013 г. следуют мессенджеры Whats App и Skype.

Российские реалии значительно отличаются от мировых. В России по числу закачек (без учета игровых приложений) в 2013 г. из магазинов App Store и Google Play первое место занимает мобильное приложение социальной сети «ВКонтакте». На 5 месте в топе оказалось приложение социальной сети «Одноклассники». Facebook в нашей стране, по данным App Annie, вообще не вошел в Топ-10 наиболее популярных мобильных приложений. Следом за «ВКонтакте» по количеству закачек идут Skype и Dr. Web Anti-virus, в топе также оказались мессенджеры Whats App и Viber. Важен и тот факт, что в десятку наиболее популярных приложений также вошли мобильные карты 2ГИС от одноименного разработчика из Новосибирска, обогнав известные аналоги от Google и «Яндекс» [3].

На рисунке 1 представлена сравнительная таблица «Топ-10 мобильных приложений по количеству закачек в России в 2013 году».

Рис.1. Топ-10 мобильных приложений по количеству закачек в России в 2013 году

Тем не менее «Яндекс» стал самым популярным в России разработчиком по суммарному количеству закачек всех его приложений в 2013 г. В десятку наиболее популярных разработчиков мобильных приложений также вошли Mail.Ru, «ВКонтакте» и Dr.Web. Из иностранных компаний, помимо известных Google и Microsoft, в топе разработчиков оказались компании Outfit 7 с Кипра и Sungy Mobile из Китая. На рисунке 2 представлена сравнительная таблица «Топ-10 разработчиков по объему закачек всех приложений в России в 2013 году».

Рис. 2. Топ-10 разработчиков по объему закачек всех приложений в России в 2013 году

На рисунке 3 представлена сравнительная таблица «Топ-10 разработчиков по объему выручки в России от всех приложений в 2013 году».

Рис.3. Топ-10 разработчиков по объему выручки в России от всех приложений в 2013 году

Таким образом, рассмотрев участников на российском рынке мобильных приложений с точки зрения закачиваемых приложений пользователями, можно сделать вывод о том, что рынок данных услуг развивается с большой скоростью, принося внушительные доходы.

Но есть и другая сторона медали, в России на данный момент существует лишь небольшое количество мест, где можно получить знания и умения по разработке программных приложений, игр и т.п., в то время как в США, Японии и Китае в образовательных учреждениях уже существует направления подготовки специалистов данной области.

Наиболее известными российскими разработчиками игровых приложений являются: Фирма «1С» (создана в 1991 году), Eagle Dynamics (в 1991 году), Nival (в 1996 году), Elemental Games (в 1999 году), Burut CT (в 2000 году), Saberinteractive (в 2001 году), Gaijin Entertainment (в 2002 году), Katauri Interactive (в 2004 году), Haggard Games (в 2005 году), Allods Team (в 2006 году). За время своего существования российские компании- разработчики обогатили российский игропром и сдвинули его с мертвой точки, а началось это после распада СССР [4].

Итак, получить базовое образование в России по программированию для дальнейшего написания собственных приложений и игр можно в следующих образовательных учреждениях: МГУ им. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МЭИ и в некоторых других. При этом нигде в мире нет такого места, где заплатив за курс обучения, можно быть уверенным на 100 %, что в дальнейшем есть возможность стать успешным создателем мобильных приложений. Говоря о программировании, конкретно под мобильные платформы в России на данном этапе информационного развития пока что нет грамотно построенных курсов лекций и учебно-методических пособий, позволяющих достичь цели намного быстрее. В то время, например, в университетах США существуют специальные программы обучения, такие как: деловые отношения в развлекательной индустрии, производство фильма, гейм-дизайн, компьютерная анимация, игровое искусство, разработка игр, медиа- коммуникации, бизнес в развлекательной индустрии, разработка игр для мобильных телефонов, Интернет-маркетинг и многие другие. Существует несколько крупных учебных заведений США, обучающих по данным направления подготовки: Full Sail University, Stanford University, California State University – Fullerton (CSUF), Utica College и некоторые другие [5].

Как в России, так и за рубежом для разработчиков мобильных приложений и различных программных продуктов многие компании предлагают посетить курсы (Brainwashing, Google Developers University Consortium, Empatika, WWDC) и конференции (Google I/O, YAC, NSconference) с целью получения знаний по новым компьютерным технологиям.

Подводя итог выше рассмотренного, можно отметить то, что Россия «маленькими шагами» двигается к расширению спектра специалистов в области разработок программных продуктов, в частности на рынке мобильных приложений.

В России много технически сильных программистов, востребованных по всему миру. Однако вопросы дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, а также глобальные проблемы коррупции, отсутствия честной конкуренции, прозрачных рыночных отношений и многие другие приводят к тому, что успешных крупных софтверных фирм в современной России не так много, а учебных заведений, выпускающих грамотных специалистов еще меньше. При этом количество сильных и достаточно успешных программистов-одиночек – вполне на мировом уровне.

Рецензенты:

Мараховский А.С., д.э.н., доцент, профессор кафедры «Прикладная математика и компьютерная безопасность», Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь;

Закинян Р.Г., д.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой «Естественно-научные дисциплины», филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики», г. Ставрополь.