Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPEKTY ANIMATSIOANNOY ACTIVITY IN THE DESIGN OF FAMILY LEISURE ACTIVITIES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Belavina A.K. 1
1 Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences
Relevance of design and the practical importance of creation of the animation programs directed on intensive and conscious interaction with environment and development of sociocultural values in the course of satisfaction of relaksatsoino-recovery, cultural and educational and cultural and creative requirements and interests of vacationers in the industries of hospitality locates in this article the author. Adhering to understanding that animation activity is a difficult system or structure which represents the process proceeding in the field of the cultural and creative developing environment, the author described results of the conducted teoretiko-pilot study on the specified perspective, the industries of hospitality and sociocultural activity confirming its practical and methodical importance for practice.
animation
entertainment activities
family vacation
hospitality industry
socio-cultural activities
sociocultural technology
psychological and pedagogical aspects
the formation of personality
pedagogical objective
В настоящее время в России анимационная деятельность получила широкое распространение, а детские анимационные программы стали популярным и любимым видом досуговой сферы среди детей и подростков и их родителей. Анимационная деятельность рассматривается как сложная система, структура, которая представляет собой процесс, протекающий в области культурно-творческой развивающейся среды. Причем при проектировании анимационных программ специалист-аниматор должен закладывать не только такие цели, как формирование позитивного настроения и самочувствия, но и учитывать важность задач самоактуализации и самореализации, что невозможно без владения педагогическими и психологическими знаниями и умениями [2].

Цель исследования - обосновать актуальность и выявить психолого-педагогические аспекты, которые необходимо использовать при проектирования досуговых программ и мероприятий для анимационного сервиса. Кроме того показать важность психолого-педагогического подхода в работе специалиста, разрабатывающего и проводящего анимационные мероприятия в индустрии гостеприимства, что может способствовать улучшению качества досуговых программ и анимационного сервиса в индустрии гостеприимства.

Материалы и методы исследования

В последнее время во всем мире семейный отдых стал весьма популярным и востребованным. Во многих странах анимационная деятельность в индустрии гостеприимства является крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей лидирующее положение в экономике. В связи с этим в сфере индустрии гостеприимства сформировалось новое направление - анимация [10]. Так, например, по мнению Гаранина Н.И. и Булыгиной И.И., «анимация» является новым направлением в туризме, которое призвано «вдохнуть душу» в туристские программы и тем самым привлечь к ним участников [4].

При этом, анимационную деятельность, согласно Курило Л.В. [6], следует трактовать  как совокупность социально значимых действий личности, направленных на интенсивное осознанное ее взаимодействие с окружающей средой и освоение социокультурных ценностей, в процессе удовлетворения релаксационно-восстановительных, культурно-образовательных и культурно-творческих потребностей и интересов.

Современное педагогическое направление анимационной деятельности раскрывалось такими исследователями как Л.В. Волик, Н.В. Мартишина, Г.А. Наседкина, Е.Я. Орехова, И.И. Шульга.

Педагогическое значение анимационной деятельности заключается в обеспечении детям и юношеству условий для их включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные виды деятельности, которые имеют большой потенциал методов и приемов для духовно-культурного обогащения во время отдыха в пансионатах и отелях. Так, Н.Н. Ярошенко в своей концепции называет социокультурную анимацию одной из молодых отраслей социальной психологии и педагогики и обозначает ее как «педагогику социально-культурной деятельности» [18].

Аниматор, работающий в условиях отельного отдыха с детьми и их родителями, должен не только уметь разрабатывать и проводить анимационные программы, но обладать комплексом знаний по педагогике и психологии, чтобы профессионально внедрять воспитательные и образовательные задачи в анимационные программы. Именно на этой основе аниматору важно, учитывая возрастные и индивидуальные особенности участников анимационного воздействия, вовлекать детей и их родителей в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения, приобщать к культуре на основе творчества, создавать условия для снятия психологического и физического напряжения, раскрывать возможности личности с помощью разнообразных средств и активных методов досуговой педагогики [9].

Анимационные мероприятия, в которые вовлечены дети и их родители, являются мощным инструментом воздействия на сплочение семьи и укрепление и сохранение семейных ценностей, которые, к сожалению, в современных условиях глобализации социума подвергаются трансформации [15, 17].

Сохранение и укрепление авторитета семьи в глазах подрастающего поколения является в настоящее время приоритетной задачей, стоящей перед обществом. Эту задачу ставят перед собой аниматоры при разработке анимационных мероприятий, которые объединяют и сплачивают семьи в процессе участия в интерактивах, представлениях, праздниках. От того, как сегодня молодое поколение относятся к семье, будет зависеть судьба семьи в будущем как социального института. С одной стороны, семья обеспечивает два необходимых условия контакта ребенка и взрослого - постоянство эмоционального общения с одними и теми же людьми и длительность такого общения. С другой стороны, семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родитель - ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей, что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи».

Следует иметь в виду, что ценность семьи и семейного образа жизни, ценность ребёнка зачастую может возводиться во главу угла через проведение анимационных мероприятий, параллельно осуществляя процесс социализации через включение детей и их родителей  в  разнообразные виды анимационной деятельности. Социализация - это сложный, многогранный процесс вхождения индивида в социальную среду, который имеет свои механизмы. Результат социализации - социализированность, т.е. человек овладевает  совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности и развивается как личность. Анализ различных концепций социализации показывает, что она имеет две составляющие, отражает два параллельных процесса. Во-первых, это процесс приспособления (адаптации) человека как биологического существа к жизни в обществе (усвоения социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит, включения в социальную практику); это происходит преимущественно в ранний период жизни человека - в детстве, отрочестве, юности. Во-вторых, социализация - это  процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Таким образом, поскольку семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными структурами, анимационная деятельность в индустрии гостеприимства в достаточной мере способна справляться с задачами по социализации подрастающего поколения через вовлечение в досуговые мероприятия.

Значение дифференцированного подхода в педагогике досуга трудно переоценить. Аниматор как педагог обязательно должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, приезжающих на отдых в отель или пансионат. Целенаправленность деятельности, предполагаемая дифференцированным подходом, ускоряет и углубляет педагогическую результативность анимационной работы. Аниматор, разрабатывая планы и программы анимационных мероприятий, закладывает в них то, что более точно, четко отвечает специфическим особенностям той или иной группы ребят. Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [3]. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период. В современной психологии под возрастом понимается конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Ядром анимационных программ является игра, которая актуальна и востребована во всех возрастных периодах. Так, во время игры на досуге действуют правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Игра - это всегда проверка самого себя, своих возможностей. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером происходит естественно. Не случайно Л.С. Выготский [3] писал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним моральным уровнем, его моралью. Так, характерные психологические особенности детей младшего возраста - эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями и определяется основной такой метод анимационного взаимодействия, как  метод массового воздействия. Поэтому наиболее популярными формами являются разнообразные по форме и содержанию «интерактивы» - специальные мероприятия, в которых дети вовлекаются в массовые игры. Метод игры занимает в работе с младшими школьниками ведущее место [10].

Как известно, в восприятии различных явлений у малышей-школьников еще преобладает действие первой сигнальной системы над второй. Поэтому анимационные мероприятия наглядно-образного характера воспринимаются детьми глубже. Неустойчивость настроения, быстрая его смена требует от организаторов анимационного процесса  умелой поддержки, мажорной тональности. Быстрая утомляемость снимается своевременной сменой форм и заданий. Физическая подготовленность школьников достигается в повседневной оздоровительной работе, играх, прогулках, соревнованиях на свежем воздухе [12]. Вместе с тем дошкольный и младший школьный возраст является наиболее сенситивным периодом для интеллектуального, эмоционального, эстетического и художественного развития.

Исследования ученых, среди которых необходимо упомянуть: Л.С. Выготского, А.В. Запорожец, В.В. Давыдова, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.К. Саккулиной, доказывают, что раскрытие личности детей и подростков возможно в том случае, если создаются условия для развития их творческого потенциала, свободного, без давления со стороны взрослых. Учитывая повышенное стремление к игре у ребят младшего возраста и возможности педагогического воздействия в анимационной деятельности, каждую встречу детей аниматору следует превращать в большую значительную игру.

В подростковом возрасте у человека начинается активно формироваться самосознание, начинается становление образа «Я», закладываются основы формирования активной жизненной позиции личности, составляющей сердцевину всестороннего, гармоничного развития, закладываются в подростковом возрасте. Общественный характер анимационной работы благоприятствует развитию активности, инициативы и самостоятельности подростков.

Характерные для подростков стремления к поиску, к ярким впечатлениям могут проявляться в таких анимационных мероприятиях, как «Следопыты», «Краеведы». Во время участия в таких играх происходит поиск средств самовоспитания у ребят определенных черт характера: настойчивости, воли, смекалки, предусмотрительности, логического мышления. Введение ролевой игры «Бюрократ», «Мафия», «Султан на миг» в  анимационные программы семейного досуга также связано как особенностями подросткового возраста (когда стремление к взрослости сочетается с сохранившимся ребяческим отношением к жизни), так и со специфическими возможностями анимационной деятельности отеля, призванного организовать отдых.

Именно активное участие детей и подростков в анимационных программах дает им прекрасную возможность развить творческую активность, инициативность, снять внутреннее напряжение, скованность, что ведет к формированию и совершенствованию разнообразных детских способностей [7].

Резюмируя сказанное, на наш взгляд, для того, чтобы создать удачную в психолого-педагогическом ключе действенную  анимационную программу,  специалисту-аниматору необходимо направить свой творческий и педагогический потенциал на удовлетворения релаксационно-восстановительных, культурно-образовательных и культурно-творческих потребностей и интересов отдыхающих  в индустрии гостеприимства. При проектировании и реализации анимационных мероприятий специалисты, работающие в сфере семейного досуга индустрии гостеприимства, должны учитывать весь арсенал психолого-педагогических средств в своей социально-коммуникативной и социокультурной деятельности, обучению которым необходимо уделять особое внимание в современных условиях профессиональной подготовки в гуманитарном вузе [1, 13, 14].

Заключение

Отметим, что изложенные в статье материалы были получены в результате проводимого автором научно-практического исследования в рамках кандидатской диссертации на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов под руководством профессоров Н.И. Рыжовой и В.В. Горшковой. Кроме этого, на базе выделенных психолого-педагогических оснований анимационной деятельности были разработаны анимационные мероприятия: (а) «Уличные интерактивы» для пансионата «Восток-6» и отеля «Лесная рапсодия» (2012 г.); (б) «Танцевальная разминка» и «Водные забавы» для пансионата «Балтиец» (2012-2013 гг.) и др.

Разработанные проекты позволили не только продемонстрировать эффективность анимационной деятельности для развития семейного отдыха и индустрии гостеприимства, но и подтвердить актуальность психолого-педагогического подхода для социокультурной деятельности специалиста-аниматора в работе с детьми и подростками в условиях семейного отдыха и досуга при проведении анимационных мероприятий.

Рецензенты:

Каракозов С.Д, д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Проскуряков М.Р., д.фил.н., профессор кафедры рекламы и связей с общественностью НОУ ВПО «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов», г. Санкт-Петербург.