Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CIVIL IDENTITY OF SENIORS

Bakina A.V. 1, 1
1 Amur State University of Humanities and Pedagogy
Formation of youth civil identity is a key task of education in contemporary socio-cultural conditions of development, especially in light of recent events in the Ukraine and preserving the unity and stability of Russian society depends on the solution of this problem. The article presents the results of an empirical study of senior civil identity, and explores the emotional and value components of the process of civil identification. The results obtained suggest that civil identity of seniors is holistic, differentiated and specific (normal). High school students identify with the citizens of Russia, feeling within a large community of people, who are united by a common destiny. Group "Russian citizen" is for high school students emotional value, while this ratio is not based on a feeling of hostility towards the "other", and as consolidated on positive values, activity, courage, and confidence in their abilities.
consolidating values
emotional and value component of the process of group identification
civic identity
personal and social identity
identity

Формирование гражданской идентичности молодежи является ключевой задачей образования в современных социокультурных условиях развития, так как способствует интегрированию молодежи в общественную и политическую сферу жизни и формирует гражданскую ответственность.

По мнению Г.М. Андреевой, вариативность и изменчивость современной социальной реальности приводит к разнонаправленности социализационных влияний. Отсутствие четких структурированных нормативных моделей для социального самоопределения заставляет молодых людей опираться на систему персональных ценностей и идентичностей. Но именно эти личностные образования являются наиболее уязвимыми. Кризис идентичности определяется как особая ситуация сознания, когда большая часть социальных категорий кажутся размытыми, утратившими свои ценности [1]. Поэтому основной фокус проблемы идентичности смещается на изучение закономерностей и критериев выбора группы идентификации.

Проблема идентичности личности является относительно новой. Анализ научной литературы, посвященной явлению идентичности, позволил выделить два основных подхода к изучению данной проблемы. Первый подход предложен в психоаналитическом направлении А. Ватерманом, Дж. Марсиа, 3. Фрейдом, Э. Эриксоном. Исследователи данного направления основное внимание сосредоточили на изучении глубинных механизмов формирования личностной идентичности. Э. Эриксон процесс личностного развития связывал с формированием идентичности человека. В своих исследованиях Эриксон пришёл к выводу, что структура идентичности включает три части: первую – соматическую; вторую – личностную и третью – социальную. Рассматривая социальную идентичность, Эриксон указывает на нее, как на необходимое условие для совместной жизни и поддержания людьми определенного порядка. Идентичность в психоаналитическом направлении понимается как осознание автономности Я и связанных с этим переживаниями (страх утраты своего Я и др.) [5; 7; 8].

Второй подход к изучению идентичности акцентирует внимание на социальную составляющую идентичности. В данном направлении идентичность трактуется как осознание своей социальной роли через призму восприятия ее другими, т.е. процесс осмысления сходства людей, принадлежащих к данной общности или группе. В содержании идентичности отражается как индивидуальность личности, так и ее ориентированность на социальное окружение (С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская, А.С. Гаязов, B.C. Малахов, Н.Г. Орлова, В.C. Мухина, В.А. Ядов, Т.Г. Стефаненко и другие). Таким образом, в психологии понятие «идентичность» рассматривается как результат и механизм процесса социализации и индивидуализации [7-9].

Очень важным является вопрос о соотношении личностной и социальной идентичности. Дж. Мид, Э. Гоффман, Ю. Хабермаус, Дж. Тэджфер, Ю.Л. Качанов, Л.М. Дробижевой, Т.Г. Стефаненко, В.А. Ядов и др. исследователи рассматривали личностную и социальную идентичность как процесс непрерывного взаимодействия: личностная идентичность является продуктом социальной, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на нее. Другими словами, человек как личность формируется через свои отношения с другими людьми: с одной стороны, являясь социальной единицей; с другой - уникальной личностью. В других теориях личности (К. Юнга, А. Адлера, Э. Фрома, К. Хорни, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра и др.) процессы социализации и индивидуализации противопоставляются, и культура и общество рассматриваются как нечто чуждое и враждебное для стремящейся к самоутверждению личности. К сказанному необходимо добавить, что социальное развитие рассматривается в данном направлении как нечто сковывающее свободное развитие личности, ее потребностей и достоинства.

По нашему мнению, социокультурная реальность задает идеалы и смыслы, отвечая на вопросы «как?» и «ради чего?» самосовершенствуется человек. Поэтому социальная идентичность (религиозная, этническая, гражданская) является необходимым условием развития, которое определяет и задает ориентиры для развития личности. В случае неопределенности социальной идентичности ее место (ориентиров) занимают средства массовой информации. Р. Миллс очень образно сформулировал данную идею: «Людей, живущих в обществе, превратившемся в инертную массу, не волнует ничего, кроме одолевающих их забот и невзгод, истинного смысла и источника которых они, однако, не осознают; людей же, живущих в условиях активной общественности, волнуют общественные проблемы, лежащие в основе их личных забот и трудностей, и они имеют представление о содержании этих проблем» [6, с. 424-425].

Гражданская идентичность рассматривается как один из видов социальной идентичности. Кратко охарактеризуем основные подходы к изучению данного феномена. Т.В. Водолажская «гражданскую идентичность» определяет как базисную потребность личности в принадлежности к группе. И.В. Конода данный феномен рассматривает как политико-ориентированную категорию, в содержание которой включает политическую компетентность личности, политическую активность, чувство гражданской общности. М.А. Юшип изучает данное явление как гражданское состояние, выражающееся в готовности и способности личности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности - пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. A.M. Кондако гражданскую идентичность рассматривает как процесс осмысления, осознания своей принадлежности к общности граждан того или иного государства [3]. Блейхер В.М. и И.В. Крук определяют гражданскую идентичность как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, который представляет собой основу группового самосознания, создающего из совокупности индивидов коллективного субъекта, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства [2].

Краткий анализ исследований, посвященных проблеме гражданской идентичности, позволил нам сформулировать рабочее определение. Под гражданской идентичностью мы будем понимать результат процесса осознания личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, готовности и способности выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности и пользоваться правами, принимая активное участие в жизни государства. Для индивида функция гражданской идентичности заключается в реализации базисных потребностей личности в принадлежности к группе, чувство «Мы», объединяющее человека с большой общностью, позволяет ему чувствовать себя более уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. Структура гражданской идентичности включает в себя три основных компонента: когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный - наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности, и эмоциональный - принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых [2].

Целью настоящего исследования является изучение структуры гражданской идентичности старшеклассников. В исследовании приняли участие 120 учащихся 10-11-х классов в возрасте от 15 до 18 лет, проживающих в г. Комсомольске-на-Амуре (учащиеся МОУ СОШ №№ 3, 16, 35).

Для изучения когнитивного компонента гражданской идентичности исследование было выстроено по типу репертуарной решетки, что позволило избежать фальсифицирования ответов. Процесс идентификации основан на интеграции и дифференциации, поэтому в идентичности отражаются представления человека не только об общности «своих», но и одновременно отличия от группы «чужих». Основываясь на данном положении, мы выбрали следующие объекты оценки: «гражданин России», «Я», «Мы» и «Они». Категория (объект) «Мы» служит говорящему для обозначения себя и собеседника или нескольких лиц, включая себя, т.е. обозначает группу, в которую человек включает себя (группа членства). Категория «Они» служит для обозначения лиц, исключая говорящего и собеседника, а также указывает на любого, каждого, то есть обозначает аутгруппу. Заданными критериями оценивания были параметры по шкалам методики «Личностный дифференциал», адаптированной психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева. Наличие или отсутствие идентификации выявили путем обнаружения корреляционных связей между параметрами оценки разных категорий (объектов). Результаты анализа данных исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Гражданская идентификация старшеклассников

Параметры

Значение коэффициента корреляции

Оценка Я и Оценка гражданина России

0,3919

Оценка Я и Сила гражданина России

0,4399

Активность Я и Сила гражданина России

0,4856

Оценка Я и Оценка Мы

0,3046

Активность Я и Активность Мы

0,5446

Активность гражданина России и Активность Мы

0,3246

В таблице 1 указаны параметры, между которыми были обнаружены значимые корреляционные связи (при p<0,05). Положительные связи категории «Я» были обнаружены со следующими объектами оценки: категорией «Гражданин России» по факторам Оценка и Сила; категорией «Мы» по факторам Оценка и Активность. Множество прямых корреляционных связей категории «Я» с категориями «Мы» и «Гражданин России» и наличие связи между последними указывает на чувство сопричастности, а также гражданскую идентичность с российским обществом. Старшеклассники отождествляют себя с гражданами страны, чувствуя себя внутри большого сообщества людей, объединенных единой судьбой.

Необходимо отметить, что связь между категориями «Мы» и «Гражданин России» обнаружена только по фактору Активность, в тоже время категория «Я» связана с категорий «Мы» по двум факторам. Данное обстоятельство, с одной стороны, указывает на то, что россияне входят в референтную группу старшеклассников, но эта группа является для них более представительной и включает другие объединения. Можно предположить, что в круг «своих» включены родственники, близкие друзья, сверстники. Отсутствие связей с категорией «Они» может указывать как на позитивное восприятие и толерантное отношение старшеклассников к другим группам людей, так и на неопределённость и размытость границ гражданской идентичности.

Рис. 1. Корреляционные связи категорий идентификации у старшеклассников.

Для ответа на поставленные вопросы мы проанализировали средние значения по факторам личностного дифференциала каждого из выделенных субъектов оценки, что позволило понять эмоционально-ценностный компонент процесса групповой идентификации (таблица 2).

Таблица 2

Средние значения и значимые различия по факторам личностного дифференциала у старшеклассников

Категории

Средние значения по выборкам испытуемых

Оценка

Сила

Активность

Гражданин России

6,58

6,57

6,72

Мы

10,11

8,17

8,54

Они

- 0,65

1,01

2,56

Я

11,56

8,8

8,56

При описании категорий «Гражданин России», «Я» и «Мы» девушки и юноши оценивают их положительно, приписывают высокие показатели по всем факторам. В представлениях старшеклассников данные субъекты наделены следующими качествами: привлекательность, склонность осознавать себя носителями позитивных и социально желательных характеристик; уверенность в своих силах и независимость; активность в реализации собственных планов; импульсивность и общительность. При этом необходимо отметить, что самые высокие показатели по всем факторам имеют категории «Я» и «Мы», которые в представлении старшеклассников являются самыми привлекательными и значимыми. В целом представление о действительных или воображаемых чертах своей общности (автостереотипы) является позитивным. Гражданская идентичность старшеклассников фиксирует единство их интересов с группой россиян и тем самым выполняет как защитную функцию, так и функцию самореализации и самовыражения; позволяет оказывать влияние на гражданское сообщество, которое проявляется в политической и гражданской активности (на что указывают высокие показатели по факторам Активность и Сила).

Группу «Они» старшеклассники оценивают как не привлекательную и не симпатичную. По факторам Сила и Активность показатели положительные, но имеют минимальное значение. В представлении старшеклассников данная категория лиц является подчиненной, и ей приписываются такие личностные качества, как зависимость от внешних обстоятельств и оценок, неспособность контролировать свое поведение, пассивность и управляемость.

Для уточнения эмоционально-смысловых установок по отношению к различным категориям мы использовали психогеометрический тест С. Деллингера в модификации кафедры психологии образования АмГПГУ. Стимульный материал психогеометрического теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемым предлагается «почувствовать форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это — гражданин России» (или ту, которая первой привлекла внимание). Затем обследуемый ранжировал фигуры в порядке предпочтения для того, чтобы определить характер отношения и понять какие качества (положительные или отрицательные) приписываются выделенным категориям. Результаты представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3

Показатели невербального отношения к категориям правовых отношений у старшеклассников, проживающих в разных городах

Категории

Распределение различных типов отношений, в %

Позитивное

Нейтральное

Отрицательное

Гражданин России

57,1

16,7

26,2

Они

14,3

19,1

66,7

Мы

70,3

21,4

8,3

Я

79,2

14,5

6,3

Характер отношений определяли по месту ассоциируемой с категорией фигуры в ряду по предпочтению (по аналогии с ранжированием цветов в Цветовом тесте отношений: если фигура занимает 1 или 2 место в раскладке - это указывает на позитивное отношение; если занимает 3 место - это указывает на нейтральное отношение; если занимает 4 или 5 место - это говорит об отрицательном отношении).

Большая часть старшеклассников положительно относится к категориям «Гражданин России», «Я» и «Мы». Категория «Они» у большинства связана с отрицательным отношением. Поэтому при описании первой группы категорий мы используем положительные характеристики, а при описании последней – отрицательные.

Таблица 4

Невербальные представления о правовых категориях у старшеклассников

Категории

Соотношение выборов фигуры, в %

Гражданин России

27,77

18,81

26,73

18,81

12,87

Мы

19,80

12,87

45,54

15,84

5,94

Они

16,83

16,83

11,88

37,62

16,83

Я

29,70

22,77

32,67

6,93

7,92

Категории «Гражданин России» и «Я» в большинстве случаев старшеклассники ассоциируют с фигурами треугольника (соответственно – 27,77 и 29,70%) и прямоугольником (соответственно – 26,67 и 32,67%). Этот факт свидетельствует о предписании данным категориям следующих свойств: энергичность, честолюбие, целеустремленность, решительность, смелость, неамбициозность, любопытство, эмоциональная сдержанность, чувствительность. Категория «Мы» ассоциируется в большей степени с фигурой прямоугольник (45,54%), поэтому данной группе приписываются такие качества, как непредсказуемость поступков, смелость, напор, любознательность, чувствительность и неамбициозность. Полученные в ходе исследования данные указывают на целостность и интегрированность изучаемых образов. В представлениях старшеклассников россиянин (обобщённая группа, включающая категории «Мы», «Я» и «Гражданин России») - это обаятельный, добросовестный, справедливый, честный, но уступчивый и чувствительный человек; человек спокойный, но в то же время смелый и непредсказуемый; активный, честолюбивый в отстаивании своей интересов и в то же время неамбициозный. Полученный портрет россиян отражает сложившийся стереотип о русской душе, которая совмещает противоположности: смелость, непредсказуемость и повышенную чувствительность; честолюбие и неамбициозность.

Группа «Они» ассоциируется в большей степени с фигурой круг (37,62%), и в меньшей степени примерно в равной доле с другими фигурами. Данный факт указывает на неоднозначность образа «чужих» и приписывание ему таких качеств, как нетребовательность, беспечность, неуверенность в себе, конформность, уступчивость и расточительство. В целом образ «чужих» является негативно окрашенным, представление о нём конструируется вокруг их неспособности изменить жизнь к лучшему, что вызывает их апатию и равнодушие. Используя терминологию Л.Н. Гумилева, форму такого взаимодействия между группами можно назвать «нейтрально комплементарной». Это разновидность терпимости, которая основывается на безразличии к партнеру, группы мало интересуются друг другом, и логика их поведения примерно такова: пусть живет себе, если не представляет опасности для нас [4]. Данный вывод основан на следующих обстоятельствах: с одной стороны, категория «Они» является эмоционально негативно окрашенной, и данной группе людей приписывают низкие показатели активности; с другой стороны, нет ярко выраженной антипатии, так как отрицательная идентификация с данной группой не обнаружена.

Анализ эмоционально-ценностного компонента процесса групповой идентификации в контексте концепции С.В. Лурье, изложенной в книге «Историческая этнология» (1998), связан с представлением о добре и зле, которое локализуется в Мы-образе и образе «чужих». В данном контексте добро можно рассматривать как источник, который помогает группе побеждать, и таким источником, по мнению старшеклассников, является активность, решительность и принципиальность, чувствительность и доброжелательность.

Подводя итог исследованию гражданской идентичности старшеклассников, можно сказать, что их гражданская идентичность является целостной, дифференцированной и определенной (нормальной). Старшеклассники отождествляют себя с гражданами России, чувствуя себя внутри большого сообщества людей, объединенных единой судьбой. Группа «Гражданин России» является для старшеклассников эмоционально-ценностной, при этом данное отношение основано не на чувстве враждебности к «другим», а как консолидированное на позитивных ценностях: активности, смелости и уверенности в своих способностях.

Рецензенты:

Говорухин Г.Э., д.соц.н., доцент кафедры истории и юриспруденции ФГБОУ ВПО «АмГПГУ», г. Комсомольск-на-Амуре;

Седова Н.Е., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования ФГБОУ ВПО «АмГПГУ», г. Комсомольск-на-Амуре.