Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PUBLIC-PRIVATE MANAGEMENT OF PREPARATION DAGESTAN TEACHERS CO-LEGE TEACHER FOR LABOR SCHOOL IN RECOVERY FROM WAR

Mutsalkhanov M.S. 1 Kadyrova S.A. 1 Mugutdinova N.Sh. 1
1 Dagestan State Pedagogical University
The article examines the state of providing comprehensive labor school Dagestan measures qualified teaching staff and middle management activities and the public authorities of the republic to improve their professional skills. Available to the authors of archival material and information from the research shows that the level of vocational education teachers in schools in Dagestan senior and middle managers in the post-war reconstruction years, was very low. It was connected with the appeal of the teachers of Dagestan with secondary and higher vocational education in the Great Patriotic War and the advent of a school to replace them in the majority of secondary school graduates at 7-education classes. Status of teachers with qualifications clearly insufficient even to work in the early and mid-level secondary school, tolerant in wartime, with the advent of the world demanded that the authorities of Dagestan, the public and all interested parties to take urgent measures to remedy the situation. As the analysis carried out in the post-war republic work on the training of qualified teachers in teacher training colleges has led to a significant improvement in the quality of the teaching corps comprehensive labor school Dagestan.
teacher training
normal school
comprehensive labor school
the recovery period
Dagestan
Окончание Великой Отечественной войны в мае 1945 г. позволило руководству страны вернуться к делам сугубо мирного периода и уделить внимание тем сферам общественной жизни, которым в условиях суровых испытаний не хватало ни достаточных средств, ни времени и т.д.

В условиях послевоенного восстановления острейшей проблемой стало обеспечение общеобразовательной трудовой школы страны квалифицированными педагогическими кадрами, повышение педагогического мастерства учительского состава системы просвещения. Связано это с тем, что на фронтах войны за годы войны погибло значительное число педагогов с профессиональным образованием, а на их места в преобладающем большинстве пришли выпускники общеобразовательных школ.

Авторы данной статьи поставили перед собой цель анализа обеспечения общеобразовательной школы Дагестана в годы послевоенного восстановления квалифицированными учительскими кадрами со средним специальным образованием. Выбор данного аспекта подготовки педагогических кадров - учителей со средним специальным образованием - обусловлен тем, что педагогические училища являлись в изучаемый период истории Дагестана основными поставщиками для системы образования республики квалифицированных работников.

Актуальность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнения. Однако, несмотря на это, данная тема не стала до сих пор предметом специального изучения исследователями. Отдельные стороны вопроса нашли отражение в трудах А.А. Абилова [1], Г.Ш. Каймаразова [4] и других ученых-специалистов по истории культуры и образования Дагестана. В ракурсе подготовки учителей трудового обучения со и высшим специальным образованием для школ Дагестана в послевоенные десятилетия проблема поднята в статье авторов данной статьи М.С. Муцалханова и Н.Ш. Мугутдиной [5].

Для полноты анализа проблемы приведем данные о качественном составе в первые послевоенные месяцы. По данным профессора А.А. Абилова, на 1 июля 1945 г. педагогический корпус общеобразовательной школы Дагестана располагал 5790 учителями, из которых высшее образование имели 378 человек, или 6,5% от их общего числа, незавершенное высшее - 1731 (29,9%), и среднее (общее и педагогическое) образование - 3212 (55,5%) человек[1, с.191]. Мы полагаем, что в школах республики без законченного общего среднего образования работали учителями 469 человек, или 8,1% из их общего числа.

В первые месяцы мирного времени во всей полноте встал вопрос об осуществлении приема достаточного количества учащихся и студентов педагогические учебные заведения республики. И здесь приемные комиссии столкнулись с серьезной проблемой - отсутствием достаточного количества абитуриентов с хорошей школьной образовательной базой. Показательны в этом плане итоги работы приемных комиссий педучилиш №1 и №2 г. Буйнакска в августе 1945 г.: из 450 претендентов на обучение в этих учебных заведениях с семилетним образованием вступительные испытания выдержали только 12[2].

Тем не менее, благодаря приложенным усилиям властных структур, педагогическими коллективами и общественностью республики задания набора учащихся в педучилища удалось выполнить. В результате, на начало 1945-46 учебного года в Дагестане числились 1154 учащихся педучилищ, а это на 386 человек больше по сравнению с контингентом 1940-41 учебного года [8, л.93].

Одновременно проводилась большая работа по вовлечению в учительскую работу возвращающихся из армии ветеранов, в особенности тех, кто имел педагогическое образование или работал учителем в школе до призыва в ряды Вооруженных сил страны. Принимались меры по возврату в школу учителей, оторванных от своей профессии в условиях военного времени, оптимизации системы школьного образования и т.д.

Между тем, ситуация с обеспечением школ Дагестана квалифицированными педагогическими кадрами даже к концу 1945 года оставалась сложной. По некоторым показателям, таким, как наличие педагогов с законченным высшим образованием, положение даже ухудшилось. Обращение к цифровому материалу показывает, что из 5917 учителей общеобразовательных школ республики, по данным на 1 января 1946 г., высшее образование имели 244 человека, или 4,1% их общего числа; с незавершенным высшим и законченным средним педагогическим образованием трудились 1396 человек, или 23,6% всех учителей [9, л. 218]. Еще 3277 учителей Дагестана работали с незавершенным средним педагогическим образованием, что составляло 55,4% всего педагогического корпуса общеобразовательной школы республики. Подсчеты показывают, что завершенное и незавершенное высшее и среднее педагогическое образование на начало 1946 г. имели 4917 человек, или 83,1% общего числа учителей трудовой общеобразовательной школы Дагестана. Мы полагаем, что остающаяся еще 1 тысяча учителей Дагестана работала с образованием на уровне завершенной и незавершенной общешкольной подготовки.

Положение с учительскими кадрами Дагестана в первом послевоенном учебном году усугублялось еще тем, что в общеобразовательных школах республики образовался дефицит в 500 квалифицированных педагогов: не хватало 300 учителей-предметников, главным образом, преподавателей иностранного языка, математики, русского языка и литературы, физики и более 200 учителей русского языка для начальной школы.

В качестве выхода из создавшегося положения и экстренной меры по ликвидации образовавшейся недостачи в трудовой школе подготовленных педкадров среднего звена, руководство Дагестана разрешило Наркомпросу республики организовать курсы учителей 1-4 классов при Буйнакском, Дербентском и Сергокалинском педучилищах. 5 апреля 1946 г. на страницах республиканской газеты «Дагестанская правда» появилось объявление о начале набора лиц с законченным средним образованием на 10-месячные курсы при указанных средних специальных учебных заведениях.

Одновременно в республике принимались меры по восстановлению и увеличению контингента учащихся педагогических училищ Дагестана. Все это и другие шаги руководства республики и органов народного образования позволили наладить учебный процесс на старших курсах педучилищ и своевременные выпуски учителей из стен этих учебных заведений. В результате общеобразовательные школы Дагестана из года в год все больше стали получать квалифицированных учителей: в 1946 г. все педучилища республики смогли подготовить и выпустить всего 151 учителя [7, л.100], а в 1947 г. выпуск педагогов со средним специальным образованием возрос до 216 человек [7 л.101].

Как и в предвоенные годы, в рассматриваемый период в Дагестане подготовкой учителей занимались 8 педагогических училищ. Относительно быстро восстановило свою деятельность с наступлением мира Хасавюртовское (кумыкское) педагогическое училище. Согласно опубликованным в дни празднования 80-летия этого учреждения сведениям, за период с 1945 по 1950 годы училище подготовило для школ 187 квалифицированных специалистов[6].

Наиболее активными стали учащиеся с 1949 г., когда педучилищу присвоили имя видного общественно-политического деятеля истории Дагестана начала ХХ века Зайналабида Батырмурзаева.

Учащиеся училища ежегодно участвовали в общественно-полезном труде, оказывая помощь хозяйствам пригородного совхоза и района в уборке сельскохозяйственных и технических культур. О подобного рода случаях не раз писала республиканская печать Дагестана. Вот типичная информация на указанный сюжет. Главная газета Дагестана «Дагестанская правда» в номере за 23 сентября 1950 г. поведала своему читателю о том, что 2 недели назад, т. е. что 9 сентября, 140 учащихся педучилища оказали большую помощь пригородному колхозу имени Буденного села Карасув-отар в уборке хлопка, собрав за день 1896 кг «белого золота».

В осенние месяцы ежегодно учащиеся занимались уборкой урожая с училищного участка - виноградной плантации, расположенной за речкой Ярык-сув. Кроме того, будущие учителя принимали активное участие в сборе осеннего урожая сельскохозяйственных культур на полях колхозов и совхозов района. Все это в сочетании с посещением различных производственных предприятий города и района способствовало подготовке выпускников училища к решению проблем политехнического образования учащихся школ в местах распределения выпускников.

Постепенному улучшению шло дело с набором учащихся и студентов в педагогические учебные заведения Дагестана. В 1946-47 учебном году в педучилищах Дагестана учились уже 1152 человека, а в 1947-48 учебном году контингент учащихся педучилищ составил 1302 человек, что на 148 человек больше показателей предыдущего учебного года[8, л.93]. Этого увеличения числа будущих учителей удалось достичь благодаря тому, что при плане набора в 610 человек, приемная комиссия зачислила в число учащихся 629 человек[8, л.99]8. Благодаря принятым мерам, на 1 января 1948 г., только на дневных отделениях педучилищ Дагестана числились 1192 человека[8, л.100].

Взятый в стране с 1949 г. курс на продолжение введения всеобщего семилетнего образования потребовал значительного увеличения количества квалифицированных педагогических кадров. С учетом имевшегося на то время дефицита и возросших запросов на учителей с профессиональным образованием, возникшей в связи с новым курсом в области просвещения, руководство Дагестана возбудило ходатайство перед Наркомпросом РСФСР на увеличение количества набираемых учащихся и студентов в педагогические учебные заведения республики.

В результате принятых мер, 1950-51 учебный год педагогические училища Дагестана насчитывали 1644 учащихся, что в 1,5 раза больше соответствующих показателей пятилетней давности[10, л.1].

В системе мер послевоенного восстановительного периода по обеспечению общеобразовательных школ Дагестана квалифицированными педагогическими кадрами значительное место занимала заочная форма обучения. Анализ факторов, характеризующих специфику Дагестана рассматриваемых лет, приводит нас к убеждению в том, что данный вид обучения будущих педагогов оказался для республики предпочтительнее, чем стационарный. Об этом говорит и тот факт, что в первом мирном учебном году на заочном отделении педучилищ Дагестана числились 2129 человек, что в 2 раза больше, чем на дневном [1, с.191].

Выгодность организации заочного обучения в педучилищах Дагестана в интересующие нас годы обуславливалась одним важным фактором, связанным дагестанской действительностью. В начале восстановительного периода в школах Дагестана работали 3213 учителей, а это 55,5% всех учителей республики, которым уровень образования позволял учиться и повышать образовательный уровень именно в системе среднего специального образования [4, с.155]. Подавляющее большинство этой категории учителей пришло в школу в годы войны сразу по окончанию семилетней школы и к уровню преподавания ими учебных дисциплин и ведения ими воспитательной работы с учащимися особых претензий со стороны государства не имелось. В то же время, поставленные временем новые задачи требовали от педагогов проведения соответствующей работы над повышением своей квалификации и педагогического мастерства.

Анализ имеющихся в нашем распоряжении архивных данных позволяет говорить о ежегодном наращивании числа обучающихся заочно педагогов общеобразовательной школы Дагестана. Важной вехой на пути обеспечения школ республики квалифицированными учителями через систему заочного обучения стала летняя сессия 1947 года в педагогических учебных заведениях Дагестана. В том году, к зачетно-экзаменационным испытаниям на заочных отделений педвузов, педучилищ и курсов повышения квалификации педагогических кадров удалось привлечь 2500 учителей республики, а это на 158 человек оказалось больше, чем за соответствующий период 1946 г. [3]. Эти темпы поддерживались и в последующие годы восстановительного периода.

Как видно из приведенных фактов, в деятельности органов власти Дагестана по части организации подготовки учителей для общеобразовательных школ республики в систем заочного обучения за изучаемое пятилетие имелись определенные успехи. Заметными эти достижения стали в части увеличения количества обучающихся заочно в системе среднего педагогического образования.

Большое значение в деле закрепления учителей в школах Дагестана имело увеличение в числе учащихся педучилищ доли представителей местных национальностей. В наборе на 1947-48 учебный год 83% вновь принятых составили этнические дагестанцы[9, л.210]. В общем количестве учащихся педучилищ это позволило увеличить долю дагестанцев до 71,7%[9, л.211]. На 1 сентября 1950 года этот процент вырос до 87,6 и за этой цифрой стоял 1441 учащийся-дагестанец[10, л.18]. .

Как видно из рассмотренного материала, несмотря на предпринимаемые властными органами Дагестана решительные меры, в пределах изучаемых лет так и не удалось обеспечить школы республики педагогическими кадрами не только с высшим, но даже со средним специальным образованием. Возникает вполне резонный вопрос - почему?

Для ответа на данный вопрос следует учесть несколько моментов. Прежде всего, вспомним, что на фронтах Великой Отечественной войны погибли примерно около 2 тысяч учителей. Часть демобилизовавшихся учителей-ветеранов трудоустроилась в других, не связанных с педагогикой, сферах общественной жизни.

За весь рассматриваемый период сохраняла свою актуальность пресловутая проблема явки выпускников педагогических учебных заведений по месту распределения. К началу 1946-47 учебного года в общеобразовательные школы Дагестана направлены 238 выпускников педагогических учебных заведений республики, в т. ч. 95 после педвузов (общего и женского пединститутов) и 143 выпускника педучилищ. Но, как указано выше, педучилища Дагестана выпустили 151 специалиста. По неизвестной причине, школы республики в том году не дождались 8 квалифицированных учителей системы начального образования.

Еще какая-то часть учителей, в силу различных причин, покидала школу после и даже до окончания учебного года. Как указывалось в одном из процитированных выше источников, из профсоюзного отпуска 1945 г. в Дагестан не вернулись более 100 квалифицированных учителей, окончивших педвузы и педучилища и работавшие в школах республики.

Для устранения имеющихся недостатков в вопросах подготовки квалифицированных педагогически кадров для общеобразовательных школ Дагестана руководством республики предпринимались соответствующие шаги. С этой целью разрабатывались и принимались разного рода нормативно-правовые документы, регламентирующие разрешение возникающих проблем рассматриваемого вопроса.

Целая система мер по совершенствованию работы педучилищ республики предусматривалась приказом №46 министра просвещения Дагестана от 2 февраля 1952 г. «О мероприятиях по успешному завершению 1951-52 учебного года и по подготовке школ, педучилищ, детских домов и детских садов к 1952-53 учебному году». В целях предоставления возможности широкого ознакомления общественностью документ в том же году издается типографским способом и становится доступным всем, кто интересуется проблемами школьного образования республики первой половины 1950-х годов (Махачкала, 1952. - 36 с.).

В планах Минпроса Дагестана, согласно указанному приказу, значится проведение в летние месяцы 1952 г. краткосрочных курсов учителей, выдвигаемых на работу в 5-7 классы из числа учителей начальных классов и выпускников педучилищ.

Значимым среди мероприятий по улучшению работы педучилищ должно была стать намеченная на март месяц 1952 г. проверка состояния преподавания русского языка в Сергокалинском и Гунибском педучилищах, а также ход организации и проведения во всех педучилищах республики педагогической (стажерской) практики учащихся.

Документом предусмотрен ряд мер по улучшению состояния подготовки учителей в системе заочного обучения педагогических учебных заведений Дагестана. Прежде всего, намечалось обратить внимание к работе заочных отделений педучилищ. В качестве основной задачи в них выдвигалась необходимость усиления контроля со стороны заинтересованных органов за учебой учителей-заочников, обеспечение их явки на зачетно-экзаменационные сессии, выполнение ими учебных программ и планов.

Для получения объективной информации о состоянии подготовки учителей в системе заочного среднего педагогического образования республики намечалось провести анализ данного вопроса на материале учителей Дахадаевского и Рутульского районов с последующим обсуждением его итогов в марте 1952 г. на коллегии Минпроса ДАССР.

Таким образом, из изложенного материала вытекает вывода о том, что в годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны властным структурам Дагестана удалось нормализовать работу педагогических училищ по обеспечению общеобразовательной трудовой школы квалифицированными учительскими кадрами.

В то же время новые задачи, ставшие на повестку дня проблемы дальнейшего развития и совершенствования школьного образования, подготовки юношей и девушек к трудовой самостоятельной жизни, предъявили повышенные требования к профессиональной подготовке педагогов общеобразовательной системы республики и не позволили до конца произвести замену учителей без специального высшего и среднего образования.

Рецензенты:

Адухов М.Д., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала;

Искендеров Г.А., д.и.н., профессор, ведущий научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана ДНЦ РАН, г. Махачкала.