В последнее время во всем мире и в частности в Российской Федерации наблюдается рост числа инвалидов, как взрослых, так и детей. Детская инвалидность в свою очередь является индикатором ухудшения состояния здоровья населения в целом [1]. Этот факт вызывает озабоченность всего общества. Известно, что именно здоровье детей определяет репродуктивный потенциал нации и является фактором национальной безопасности, имеет большое социальное значение. Одни из первых в этом списке − заболевания нервной системы и органов чувств, в эту группу входят и детский церебральный паралич, возникающий как следствие органического повреждения головного мозга [2], распространенность которого составляет 19,4 на 10 тысяч детей.
В настоящее время лечение, профилактика и социальная помощь данной категории детей остаётся актуальной проблемой. Проблемы обучения, воспитания и социализации детей с церебральным параличом взаимосвязаны с вопросами физического воспитания, поиска эффективных методик развития двигательной сферы, развития локомоторной функции и повышения уровня развития физических качеств.
Как свидетельствует мировой опыт, одним из наиболее целесообразных восстановительных мероприятий в этом плане является привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом. Занимаясь доступным видом спорта, инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, самоопределения.
В последнее время среди инвалидов особой популярностью в виду своей доступности пользуется спортивный туризм. Помимо увеличения двигательной активности он может в значительной степени приблизить жизненное пространство инвалидов к жизненному пространству здоровых людей [3].
Анализ развития детского туризма в стране показывает, что в российской школе средства туризма представляют эффективное социально-педагогическое средство физического воспитания и оздоровления детей. Однако в специальных коррекционных образовательных учреждениях туризму как средству физического воспитания детей-инвалидов уделено не достаточно внимания. Зачастую это связано с тем, что в арсенале педагогов нет специально разработанных программ занятий с детьми-инвалидами, в особенности это касается специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VI вида, в которых обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата [4,6].
Исходя из вышеизложенного, нами была разработана авторская программа занятий спортивным туризмом у детей с ДЦП, направленная на воспитание физических качеств, что создает реальные условия для социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов.
Цель настоящего исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность авторской программы занятий спортивным туризмом с использованием компьютернго стабилизатора с биологической обратной связью «Стабилан - 01» у детей с ДЦП.
Исследования проводились на базе ГБОУ ДОД Республиканского детского оздоровительно-общеобразовательного центра туризма, краеведения и экскурсий г. Уфы и Уфимской специальной коррекционной общеобразовательной школы-интернат № 13 VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Нами была разработана и внедрена программа занятий для физического воспитания двигательных качеств у детей школьного возраста с церебральным параличом, включающая часы общефизической подготовки и блока «выживание в экстремальных условиях».
Использование двигательных тестов давало возможность правильно дозировать нагрузку на занятиях, планировать и корректировать процесс занятий по физической подготовке лиц с ПОДА. Практическая подготовка осуществлялась на групповых и индивидуальных учебно-тренировочных занятиях.
Программа была рассчитана на 2 года. Количество часов в год для занятий спортивным туризмом как программы дополнительного образования составило 216 часов в год, при условии продолжительности занятия не более 2 академических часов по 3 учебно-тренировочных занятия в неделю.
В исследованиях принимали участие дети 13–16 летнего возраста с основным диагнозом ДЦП, спастическая диплегия, с сохранным интеллектом. Экспериментальную группу составили 32 ребенка, контрольную группу составили 34 ребенка.
В контрольной группе занятия проводились по стандартной программе, разработанной Константиновым Ю.С. Экспериментальная группа занималась по авторской программе, включающей в полном объеме обязательные учебные часы стандартной программы с корректировкой структуры этой программы за счет включения часов общефизической подготовки, включающей занятия на компьютерном стабилизаторе с биологической обратной связью «Стабилан - 01» и блока «Выживание в экстремальных условиях».
На протяжении 2 лет проводился педагогический эксперимент, проводился сбор и интерпретация результатов. За весь период эксперимента результаты снимались 4 раза – в начале и в конце каждого года обучения (далее этапы).
Анализ выносливости спортсменов с ПОДА, занимающихся спортивным туризмом
По данным, приведенным в работе Т.Ю. Тарасеня (2008), первое место из всех физических качеств, необходимых для занятий спортивным туризмом, занимает выносливость. В качестве определения этого физического качества мы воспользовались тестом – бег на 200 м, позволяющим определить аэробный потенциал у спортсменов с ПОДА. Результаты измерений представлены на рис. 1.
Так в КГ и ЭГ первоначальное время прохождения этапа составило в среднем 221±26,4 с. После двух лет занятий в обеих группах уровень специальной выносливости повысился, и время прохождения дистанции составило в КГ 182,5±12,7 с и в ЭГ 118,6±17,9 с. Наблюдалось достоверное изменение показателей на 35,0 % (р=0,007) относительно контрольной группы.
Рис.1. Показатели теста «бег на 200 м по пересеченной местности» в контрольной и экспериментальной группах
Примечание: КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа; 1 – начало 1 этапа; 2 – конец 1 этапа, 3 – начало 2 этапа, 4 – конец 2 этапа.
Необходимо отметить, что в ЭГ наблюдается значительный прирост результатов преодоления дистанции в конце первого года обучения на 20 % и в конце второго года на 30,4 % по сравнению с предыдущими замерами, прирост этих же показателей в КГ составил 8,1 %, и 11,9 %. Наблюдалось достоверное изменение показателей относительно контрольной группы. Вероятнее всего, это связано с тем, что предложенная программа занятий спортивным туризмом предполагает большое количество упражнений, направленных на развитие аэробных возможностей организма ребенка с ДЦП.
Анализ координационных способностей спортсменов с ПОДА, занимающихся спортивным туризмом
Определение координационных способностей как одного из качеств, развитие которого с возрастом нарушается, имеет немаловажное значение в бытовой и спортивной деятельности. Авторы, которые исследовали координационные способности у инвалидов с нарушением ОДА, предлагают в качестве тестов использовать метание резинового мяча в цель. В своей программе подготовки мы проводили этот тест для получения контрольных показателей. Полученные данные представлены на рис. 2.
Поскольку спортивный туризм сопряжен с движениями, требующими координации, то при подборе упражнений и методики их использования в экспериментальной группе значительное внимание уделялось выработке рациональной последовательности и взаимосвязи различных элементов движений, способствующих развитию координационных способностей в пространственно-временных движениях. При этом внимание спортсменов-инвалидов концентрировалось на комплексном восприятии, анализе и коррекции различных характеристик движений: направления, скорости, ускорения, последовательности, величины развиваемых усилий. Это дало возможность значительно повысить координационные способности по сравнению с фоновыми показателями к концу второго года обучения в экспериментальной группе в среднем на 72 % и в КГ на 67 % как ведущей, так и не ведущей рукой. Статистические значимые показатели между контрольной и экспериментальной группой наблюдались только к концу второго года обучения (р <0,05).
При рассмотрении динамики изменения показателей координационных способностей (рис. 2) наблюдается значительное улучшение результатов уже в конце первого года обучения: ведущей рукой в 1,6 раза и не ведущей в 1,5 раз в КГ и в 1,8 раз и в 1,5 раз соответственно в ЭГ, по сравнению с фоновыми исследованиями.
Рис. 2. Показатели метания мяча обеими руками в КГ и ЭГ группах
Примечание: КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа; 1 – начало 1 этапа; 2 – конец 1 этапа, 3 – начало 2 этапа, 4 – конец 2 этапа.
Анализ скоростно-силовых способностей спортсменов с ПОДА, занимающихся спортивным туризмом
Скоростно-силовые способности являются одним из важнейших качеств физической подготовки спортсменов с ПОДА в спортивном туризме. Для выявления этих способностей мы использовали тесты по метанию мяча весом 1 кг на дальность.
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты представлены в таблице 1. Внутригрупповой анализ результатов в ЭГ показывает, что по сравнению с исходными данными на каждом этапе наблюдается увеличение расстояния в метании снаряда на протяжении всего педагогического эксперимента, так результаты в конце 1 года исследований составили 4,7± 0,8 м; в начале второго года обучения 5,5±1,1м; а в конце педагогического экспериментам – 6,2±1,1м, а в КГ 4,8± 1,4 м, 5,3± 1,3 м, 5,6±1,1 м соответственно. В конце исследования разница по сравнению с исходными данными в ЭГ составила 37,1 %, а в КГ 23,2 %. Также наблюдается статистически значимое значение показателей на 9,6 % (р<0,006) относительно контрольной группы.
Таблица 1
Показатели результатов тестирования скоростно-силовых способностей в КГ(n=10) и ЭГ (n=12) (Мδ)
Этапы |
Группы |
р |
|
|
КГ |
ЭГ |
|
Начало I этапа |
4,3±0,9 |
3,9±0,8 |
0,36 |
Конец I этапа |
4,8±1,4 |
4,7±0,8 |
0,2 |
Начало II этапа |
5,3±1,3 |
5,5±1,1 |
0,006 |
Конец II этапа |
5,6±1,1* |
6,2±1,1** |
0,006 |
Примечание: КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа; * – р=0,01 статистическая значимость различий между исходными показателями и показателями в конце педагогического эксперимента, ** – р=0,0002 статистическая значимость различий между исходными показателями и показателями в конце педагогического эксперимента, р – статистическая значимость различий между ЭГ и КГ группами.
Из табл. 1 видно, что в конце первого года тренировок наблюдается наибольший прирост показателей, чем после последующих измерений, так в КГ он составил 10,4 %, а в ЭГ 17,0 % по сравнению с фоновыми показателями. Это можно объяснить тем, что сократительная способность мышц имеет резерв мощности, который проявляется более значительно в начальном периоде тренировочной деятельности.
Анализ статокинезиограммы у спортсменов с ПОДА, занимающихся спортивным туризмом на начальном этапе подготовки
Клиническое проявление ДЦП сводится к снижению устойчивости в вертикальной позе. Постуральная нестабильность снижает качество походки и скорость передвижения, нередко приводит к падению, что снижает возможность детей заниматься спортивным туризмом и показывать хорошие результаты. В своем исследования для оценки устойчивости тела в вертикальном положении и его колебаний мы использовали компьютерный стабилизатор с биологической обратной связью «Стабилан - 01». Из встроенных в комплекс тестов был выбран стабилографический тест, который оценивали по следующим показателям: Qx – разброс во фронтальной плоскости, Qy – разброс в сагиттальной плоскости.
Таблица 2
Показатели стабилографического теста (M±δ)
Гр. |
Пк. |
I |
II |
III |
IV |
ЭГ |
Qx мм |
11,4±5,6 |
12,8±6,3 |
9,2±3,6 |
6,3±1,9 * |
Qy мм |
10,3±4,6 |
14,3±3,1 |
9,2±4,0 |
6,6±3,3 * |
|
КГ |
Qx мм |
11,0±4,6 |
12,0±7,8 |
10,4±3,2 |
7,8±2,3 * |
Qy мм |
10,4±3,6 |
15,2±3,1 |
10,0±3,8 |
8,3±3,1 * |
Примечание: Гр. – группы, Пк. – показатели, ЭГ − экспериментальная группа, КГ – контрольная группа, Qx – разброс во фронтальной плоскости, Qy – разброс в сагиттальной плоскости; I – начало 1 этапа; II – конец 1 этапа, III – начало 2 этапа, IV – конец 2 этапа,
* – уровень статистической значимости различий p<0,001.
Как видно из данных, представленных в табл. 2, амплитуда колебаний во фронтальной плоскости преобладает над амплитудой колебаний в сагиттальной плоскости, что с биомеханической точки зрения не соответствует норме. Поскольку в сагиттальной плоскости существует только одна ось, вокруг которой происходят колебания (балансировочные движения осуществляются только в голеностопных суставах), в то время как во фронтальной плоскости колебания туловища осуществляются за счет движений в четырех суставах – тазобедренных и подтаранных, перемещение тела возможно только за счет одновременного изменения длины обеих конечностей. Следовательно, амплитуда колебаний тела в сагиттальной плоскости должна преобладать над амплитудой во фронтальной плоскости [5]. В начале 1 этапа показатель разброса ЦД в различных плоскостях у обеих групп незначительный. Однако по мере проведения занятий, согласно данным, полученным после окончания 1 и 2 этапа, мы наблюдаем постепенное уменьшение показателей разброса ЦД, что свидетельствует о стабилизации системы равновесия у детей обеих групп. Так, в ЭГ группе после 2 этапа этот показатель уменьшился до 6,3±1,9 мм (p=0,001) во фронтальной плоскости и в сагиттальной плоскости − до 6,6±3,3 мм (p=0,001). У детей в КГ разброс ЦД во фронтальной плоскости уменьшился до 7,8±2,3 мм (p=0,001), в сагиттальной – до 8,3±3,1 мм (p=0,001). По сравнению с фоновыми измерениями, показатель разброса ЦД уменьшился и у детей из ЭГ по фронтальной оси на 44,7 %, по сагиттальной − 35,9 %; у детей КГ – на 29,0 % и 20,1 %, соответственно.
Таким образом, анализ изменений показателей стабилографического теста показал, что в ходе занятий спортивным туризмом с использованием занятий на компьютерном стабилизаторе с биологической обратной связью «Стабилан - 01» в ЭГ мы наблюдаем повышение устойчивости тела в вертикальном положении и снижение уровня его колебаний.
Выводы
-
Разработанная авторская программа занятий спортивным туризмом у детей с ДЦП с использованием компьютерного стабилизатора с биологической обратной связью «Стабилан - 01» может быть рекомендована к применению в спортивной подготовке спортсменов-инвалидов в при школах-интернатах VI вида в любых видах спорта.
-
Разработанная программа способствует повышению уровня физического развития, совершенствованию компенсаторных механизмов, выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и гибкости у ребенка-инвалида.
-
Разработанные и включенные в авторскую программу упражнения, направленные на развитие физических качеств, достоверно улучшают навыки бытового самообслуживания детей с ДЦП.
Рецензенты:
Галиев М.А., д.м.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды ФГБОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Уфа;
Артеменко Е.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой физических средств реабилитации Башкирского института физической культуры (филиала) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Уфа.