Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF ECONOMICS STUDENTS, STUDYING IN THE SPECIALTY 38. 05. 01 (080101. 65) “ECONOMIC SECURITY”, AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

Tsekatunova L.B. 1
1 Volgograd branch of accredited private educational institution of higher professional education “Moscow University of Finance and Law”
The problem of formation of legal consciousness of university students (future specialists in economic security), considered by the author, can be solved through the use of system, student-centered, active, competent and axiological approaches. The structure of legal consciousness of the students in conjunction with other personality traits is disclosed in the article. The author pays special attention to the problem specificity of formation of legal consciousness of the targeting group of students (future specialists in economic security), proves the dominance of the given problem in the total number of relevant pedagogical problems, which has the system of higher education. The following scientific methods were used by the author: qualitative analysis of scientific literature and regulatory documents, functional and comparative analysis, social modeling. Conclusions and recommendations of the given research allow to design different models of formation of legal consciousness of students (future specialists in economic security) in the high schools (Universities) of Russian Federation.
legal consciousness
students
economic security
university
pedagogical problem
В условиях построения в Российской Федерации современного правового государства проблема формирования правового сознания студентов высших учебных заведений приобретает особую значимость. Особенно актуальна в этой связи такая важная составляющая обозначенной нами проблемы, как формирование правового сознания студентов - будущих специалистов в области экономической безопасности, так как именно данная целевая группа потенциально в большей степени, чем прочие, призвана после окончания обучения обеспечивать поступательный экономический рост страны с учетом сведения до минимума влияния таких явлений, как теневая экономика и организованная экономическая преступность, входящая в состав «наиболее существенных внутренних угроз безопасности» [5, с. 167] Российской Федерации. При этом специалисты, призванные обеспечивать экономическую безопасность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, безусловно, сами должны обладать высоким уровнем правового сознания.  

Однако, несмотря на очевидную социальную потребность в целевой работе по формированию правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», пока что данная проблематика не нашла должной степени освещения в научной литературе и практически не разрабатывается на уровне проведения опытно-экспериментальных работ (ОЭР) в вузах.           

Цель исследования: проанализировать и раскрыть структуру правового сознания, ее взаимосвязь с другими качествами личности, этапы формирования правового сознания студентов - будущих специалистов в области экономической безопасности; представить практические рекомендации по проектированию различных моделей формирования правового сознания рассматриваемой целевой группы студентов в вузах Российской Федерации.       

Материал и методы исследования

В качестве эмпирического материала для проведения работы послужили действующие нормативно-правовые акты и научные источники, а также педагогические и социологические исследования, касающиеся исследуемой проблематики.

В работе использовались следующие научные методы: - структурно-функциональный анализ; - сопоставительный (компаративный) анализ; - социальное моделирование; - качественный анализ действующих нормативно-правовых актов и научной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках данной статьи под правовым сознанием понимается разновидность общественного сознания, отражающая окружающую нас действительность в сфере правовых явлений и отношений (норм права; взглядов на них того или иного индивида, социальной группы или общества в целом; допускаемых с точки зрения морали действий в рамках правового поля; оценок существующего и гипотетически желаемого права и т.д.).

Отметим, что специфика правового сознания оказывает непосредственное влияние на уровень правовой культуры - «духовную и материальную систему правовой жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем и оцениваемую исходя из достигнутого уровня развития правосознания, правовой деятельности, юридической техники и эволюции человека как субъекта права» [3, с. 139].  

По отношению к конкретному индивиду правовое сознание является «составляющим элементом мегасистемы качеств личности. В эту систему входят самосознание, мораль, социальное развитие, культура личности» [8, с. 421].

Соответственно, формируя правовое сознание студента вуза, невозможно обойтись без воздействия на весь комплекс качественных показателей его личности, а само правовое сознание каждого конкретного представителя интересующей нас целевой группы реципиентов (студентов), подвергающихся педагогическому и воспитательному воздействию, в данном дискурсе можно определить как интегративное качество личности, основанное на совокупности информационно-оценочных, эмоционально-личностных,  мотивационно-деятельностных, регулятивно-поведенческих установок в области права и правоприменения как в бытовой, так и в профессиональной деятельности.

В интересующем нас педагогическом аспекте формирование правового сознания студентов, таким образом, следует рассматривать как воздействие на систему качеств и свойств личности обучающихся, определяющую ее социальную направленность в плане соблюдения норм права, принятых в обществе; готовность правовым путем приходить к достижению личных и социально значимых интересов и целей.

Рассматривая структуру правового сознания, можно выделить следующие ее уровни: «1) когнитивные уровни структуры - идеологический и социально-психологический; 2) социально-субстратная структура - общественный, групповой, индивидуальный уровни; 3) инструментальная структура - информационный, оценочный и волевой элементы; 4) содержательная структура - категории свободы и ответственности, законности и справедливости, вины и совести, поощрения и наказания» [9, с. 6].

Помимо обозначенной выше уровневой структуры, для правового сознания также характерно наличие следующих структурных компонентов: информационно-оценочного (включающего в себя систему знаний о сущности права, базовых правовых категориях, умений объективно и оперативно оценивать ситуацию и деятельность членов общества с точки зрения синтеза законности, справедливости и целесообразности);  эмоционально-личностного (в содержание которого входит эмоциональная удовлетворенность от собственного правомерного поведения, а также стремление к правовому самосовершенствованию); мотивационно-деятельностного (ориентированного на следование индивидом правовым нормам в собственной деятельности и устремление к получению дальнейшего правового образования); регулятивно-поведенческого (составными частями которого являются аналитические навыки и умения в решении правовых проблем, работе с юридической документацией, способность и готовность использовать имеющиеся правовые знания в частной и профессиональной деятельности, в отстаивании прав и свобод человека).

Важнейшим прикладным значением формирования правового сознания студентов (будущих специалистов в сфере экономической безопасности) педагогическими и воспитательными мерами является последующее участие сформированного в вузе правового сознания в «определении моделей должного поведения на базе комплексного восприятия и оценки ... всей системы общественных отношений... Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения. Они оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые» [1, с. 93] в первую очередь в сфере будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в данном случае вполне уместно говорить о так называемом «правовом воспитании» студентов - будущих специалистов в сфере экономической безопасности.

Рассматривая взаимосвязь рассмотренной нами ранее дефиниции «правовая культура» с понятиями «правовое сознание» и «правовое воспитание», следует отметить, что, во-первых, правовое сознание является составной (и одной из важнейших) частей правовой культуры, а во-вторых, оно, как и правовая культура в целом, формируется «с помощью правового воспитания» [8, с. 422].

Можно согласиться с С.И. Герасимовым, что «употребление понятия правового воспитания как наиболее широкой категории достаточно полно отражает все направления деятельности по развитию правовой грамотности, правовой культуры и правосознания, так необходимых нашему обществу. Оно состоит в целенаправленном формировании уважения к закону, привычек соблюдать его, субъективной готовности ... следовать правовым предписаниям, дозволениям и запретам... Основными направлениями правового воспитания являются: во-первых, правовое обучение, заключающееся в реализации комплекса образовательных программ профессионально-юридической направленности; во-вторых, правовое просвещение как пропаганда и распространение ... основ юридических знаний, достоверных сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а также обязанностях граждан, способах их реализации и защиты, компетенции и порядке деятельности государственных органов» [2, с. 73-74].

Понятие «правовое воспитание», в рамках получения студентом профессионального образования в высшей школе, неотделимо от понятия «правовое образование», а их синтез обеспечивает развитие личности будущего специалиста в сфере экономической безопасности, формирование специального - «профессионального» правосознания, социально-правовой активности, внутренних моральных принципов, не допускающих поведения, нарушающего нормы права.

Отметим, что структура правового сознания студентов, в контексте глубины отражаемых правовых явлений, включает в себя три уровня: 1) эмпирическое правосознание; 2) теоретическое правосознание; 3) профессиональное правосознание, зарождающееся «в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической ... деятельности» [10, с. 54].  

При этом принцип сбалансированности составных частей синтеза правового сознания и правового образования, с учетом специфики применяемых форм и методов оказания воздействия на личность, как раз и представляет собой основную педагогическую проблему формирования правового сознания студентов (в нашем случае - будущих специалистов в сфере экономической безопасности).

Задача эффективного формирования правового сознания студентов может быть осуществлена лишь при придании данному процессу свойства технологичности, что в свою очередь требует использования той или иной формирующей модели, в основе создания которой лежит принцип моделирования., которое, как «психолого-педагогический метод формирования структуры правосознания студентов является условием становления у них целостного правосознания а также качеств, способствующих правовому развитию (инициативности, самостоятельности и др.)» [4, с. 108].

Самих моделей может быть достаточное количество, и каждая из них будет нести особые эксклюзивные черты (в зависимости от специфики целевой группы студентов, подвергающихся комплексному информационному (педагогическому и воспитательному) воздействию в процессе формирования у них правового сознания) [6]. Однако все они должны отвечать требованию эффективности решения социально значимой задачи как с теоретической, так и с практической точки зрения. 

В случае наличия у модели формирования правового сознания студентов принципа эффективности, она позволяет: «во-первых, формировать личность интеллигентную, способную занять в жизни гражданскую позицию, выполняющую свои гражданские функции; во-вторых, развивать идею гражданской культуры, что позволяет играть образованию опережающую роль в развитии общества, разрабатывать новые модели поведения в образовательной среде, чтобы транслировать эти модели в будущей профессиональной деятельности» [7, с. 9].

Следовательно, эффективная модель формирования правового сознания студентов не в последней степени ориентирована на привитие студентам потребности в постоянном совершенствовании имеющихся правовых знаний, что делает процесс развития правового сознания необратимым.

Применительно к рассматриваемой нами проблеме формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», наиболее перспективным, в рамках получения ими профессионального образования, представляется использование регионального компонента соответствующего ФГОС ВПО.

Этот факт объясняется отнесением ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» к компетенции вуза, определение конкретных видов профессиональной деятельности (расчетно-экономической, проектно-экономической; правоохранительной; контрольно-ревизионной; информационно-аналитической; экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской; педагогической), к которым в основном готовится будущий специалист. При этом формирование правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65), достигается в ходе овладения ими соответствующими, обозначенными в ФГОС ВПО компетенциями (общекультурными, профессиональными, профессионально-специализированными).

Выводы  

  1. При формировании правового сознания студентов (будущих специалистов в сфере экономической безопасности) необходимо воздействать на весь комплекс качественных показателей его личности, а само правовое сознание каждого конкретного представителя целевой группы студентов, подвергающихся педагогическому и воспитательному воздействию, можно определить как интегративное качество личности, основанное на совокупности информационно-оценочных, эмоционально-личностных, мотивационно-деятельностных, регулятивно-поведенческих установок в области права и правоприменения как в бытовой, так и в профессиональной деятельности.
  2. Формирование правового сознания студентов, таким образом, следует рассматривать как воздействие на систему качеств и свойств личности обучающихся, определяющую ее социальную направленность в плане соблюдения норм права, принятых в обществе; готовность правовым путем приходить к достижению личных и социально значимых интересов и целей.
  3. Понятие «правовое воспитание» в рамках получения студентом профессионального образования в высшей школе неотделимо от понятия «правовое образование», а их синтез обеспечивает развитие личности будущего специалиста в сфере экономической безопасности, формирование специального - «профессионального» правосознания, социально-правовой активности, внутренних моральных принципов, не допускающих поведения, нарушающего нормы права.
  4. Применительно к рассматриваемой нами проблеме формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», наиболее перспективным, в рамках получения ими профессионального образования, представляется использование регионального компонента соответствующего ФГОС ВПО.
  5. Формирование правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65), достигается в ходе овладения ими соответствующими, обозначенными в ФГОС ВПО компетенциями.

Рецензенты:

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;

Зубарев Ю.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и экономики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.