Однако, несмотря на очевидную социальную потребность в целевой работе по формированию правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», пока что данная проблематика не нашла должной степени освещения в научной литературе и практически не разрабатывается на уровне проведения опытно-экспериментальных работ (ОЭР) в вузах.
Цель исследования: проанализировать и раскрыть структуру правового сознания, ее взаимосвязь с другими качествами личности, этапы формирования правового сознания студентов - будущих специалистов в области экономической безопасности; представить практические рекомендации по проектированию различных моделей формирования правового сознания рассматриваемой целевой группы студентов в вузах Российской Федерации.
Материал и методы исследования
В качестве эмпирического материала для проведения работы послужили действующие нормативно-правовые акты и научные источники, а также педагогические и социологические исследования, касающиеся исследуемой проблематики.
В работе использовались следующие научные методы: - структурно-функциональный анализ; - сопоставительный (компаративный) анализ; - социальное моделирование; - качественный анализ действующих нормативно-правовых актов и научной литературы.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках данной статьи под правовым сознанием понимается разновидность общественного сознания, отражающая окружающую нас действительность в сфере правовых явлений и отношений (норм права; взглядов на них того или иного индивида, социальной группы или общества в целом; допускаемых с точки зрения морали действий в рамках правового поля; оценок существующего и гипотетически желаемого права и т.д.).
Отметим, что специфика правового сознания оказывает непосредственное влияние на уровень правовой культуры - «духовную и материальную систему правовой жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем и оцениваемую исходя из достигнутого уровня развития правосознания, правовой деятельности, юридической техники и эволюции человека как субъекта права» [3, с. 139].
По отношению к конкретному индивиду правовое сознание является «составляющим элементом мегасистемы качеств личности. В эту систему входят самосознание, мораль, социальное развитие, культура личности» [8, с. 421].
Соответственно, формируя правовое сознание студента вуза, невозможно обойтись без воздействия на весь комплекс качественных показателей его личности, а само правовое сознание каждого конкретного представителя интересующей нас целевой группы реципиентов (студентов), подвергающихся педагогическому и воспитательному воздействию, в данном дискурсе можно определить как интегративное качество личности, основанное на совокупности информационно-оценочных, эмоционально-личностных, мотивационно-деятельностных, регулятивно-поведенческих установок в области права и правоприменения как в бытовой, так и в профессиональной деятельности.
В интересующем нас педагогическом аспекте формирование правового сознания студентов, таким образом, следует рассматривать как воздействие на систему качеств и свойств личности обучающихся, определяющую ее социальную направленность в плане соблюдения норм права, принятых в обществе; готовность правовым путем приходить к достижению личных и социально значимых интересов и целей.
Рассматривая структуру правового сознания, можно выделить следующие ее уровни: «1) когнитивные уровни структуры - идеологический и социально-психологический; 2) социально-субстратная структура - общественный, групповой, индивидуальный уровни; 3) инструментальная структура - информационный, оценочный и волевой элементы; 4) содержательная структура - категории свободы и ответственности, законности и справедливости, вины и совести, поощрения и наказания» [9, с. 6].
Помимо обозначенной выше уровневой структуры, для правового сознания также характерно наличие следующих структурных компонентов: информационно-оценочного (включающего в себя систему знаний о сущности права, базовых правовых категориях, умений объективно и оперативно оценивать ситуацию и деятельность членов общества с точки зрения синтеза законности, справедливости и целесообразности); эмоционально-личностного (в содержание которого входит эмоциональная удовлетворенность от собственного правомерного поведения, а также стремление к правовому самосовершенствованию); мотивационно-деятельностного (ориентированного на следование индивидом правовым нормам в собственной деятельности и устремление к получению дальнейшего правового образования); регулятивно-поведенческого (составными частями которого являются аналитические навыки и умения в решении правовых проблем, работе с юридической документацией, способность и готовность использовать имеющиеся правовые знания в частной и профессиональной деятельности, в отстаивании прав и свобод человека).
Важнейшим прикладным значением формирования правового сознания студентов (будущих специалистов в сфере экономической безопасности) педагогическими и воспитательными мерами является последующее участие сформированного в вузе правового сознания в «определении моделей должного поведения на базе комплексного восприятия и оценки ... всей системы общественных отношений... Результатом действия функции правового моделирования является формирование определенных моделей (правил) поведения. Они оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые» [1, с. 93] в первую очередь в сфере будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, в данном случае вполне уместно говорить о так называемом «правовом воспитании» студентов - будущих специалистов в сфере экономической безопасности.
Рассматривая взаимосвязь рассмотренной нами ранее дефиниции «правовая культура» с понятиями «правовое сознание» и «правовое воспитание», следует отметить, что, во-первых, правовое сознание является составной (и одной из важнейших) частей правовой культуры, а во-вторых, оно, как и правовая культура в целом, формируется «с помощью правового воспитания» [8, с. 422].
Можно согласиться с С.И. Герасимовым, что «употребление понятия правового воспитания как наиболее широкой категории достаточно полно отражает все направления деятельности по развитию правовой грамотности, правовой культуры и правосознания, так необходимых нашему обществу. Оно состоит в целенаправленном формировании уважения к закону, привычек соблюдать его, субъективной готовности ... следовать правовым предписаниям, дозволениям и запретам... Основными направлениями правового воспитания являются: во-первых, правовое обучение, заключающееся в реализации комплекса образовательных программ профессионально-юридической направленности; во-вторых, правовое просвещение как пропаганда и распространение ... основ юридических знаний, достоверных сведений о характере и пределах конституционных и иных прав, а также обязанностях граждан, способах их реализации и защиты, компетенции и порядке деятельности государственных органов» [2, с. 73-74].
Понятие «правовое воспитание», в рамках получения студентом профессионального образования в высшей школе, неотделимо от понятия «правовое образование», а их синтез обеспечивает развитие личности будущего специалиста в сфере экономической безопасности, формирование специального - «профессионального» правосознания, социально-правовой активности, внутренних моральных принципов, не допускающих поведения, нарушающего нормы права.
Отметим, что структура правового сознания студентов, в контексте глубины отражаемых правовых явлений, включает в себя три уровня: 1) эмпирическое правосознание; 2) теоретическое правосознание; 3) профессиональное правосознание, зарождающееся «в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической ... деятельности» [10, с. 54].
При этом принцип сбалансированности составных частей синтеза правового сознания и правового образования, с учетом специфики применяемых форм и методов оказания воздействия на личность, как раз и представляет собой основную педагогическую проблему формирования правового сознания студентов (в нашем случае - будущих специалистов в сфере экономической безопасности).
Задача эффективного формирования правового сознания студентов может быть осуществлена лишь при придании данному процессу свойства технологичности, что в свою очередь требует использования той или иной формирующей модели, в основе создания которой лежит принцип моделирования., которое, как «психолого-педагогический метод формирования структуры правосознания студентов является условием становления у них целостного правосознания а также качеств, способствующих правовому развитию (инициативности, самостоятельности и др.)» [4, с. 108].
Самих моделей может быть достаточное количество, и каждая из них будет нести особые эксклюзивные черты (в зависимости от специфики целевой группы студентов, подвергающихся комплексному информационному (педагогическому и воспитательному) воздействию в процессе формирования у них правового сознания) [6]. Однако все они должны отвечать требованию эффективности решения социально значимой задачи как с теоретической, так и с практической точки зрения.
В случае наличия у модели формирования правового сознания студентов принципа эффективности, она позволяет: «во-первых, формировать личность интеллигентную, способную занять в жизни гражданскую позицию, выполняющую свои гражданские функции; во-вторых, развивать идею гражданской культуры, что позволяет играть образованию опережающую роль в развитии общества, разрабатывать новые модели поведения в образовательной среде, чтобы транслировать эти модели в будущей профессиональной деятельности» [7, с. 9].
Следовательно, эффективная модель формирования правового сознания студентов не в последней степени ориентирована на привитие студентам потребности в постоянном совершенствовании имеющихся правовых знаний, что делает процесс развития правового сознания необратимым.
Применительно к рассматриваемой нами проблеме формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», наиболее перспективным, в рамках получения ими профессионального образования, представляется использование регионального компонента соответствующего ФГОС ВПО.
Этот факт объясняется отнесением ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность» к компетенции вуза, определение конкретных видов профессиональной деятельности (расчетно-экономической, проектно-экономической; правоохранительной; контрольно-ревизионной; информационно-аналитической; экспертно-консультационной; организационно-управленческой; научно-исследовательской; педагогической), к которым в основном готовится будущий специалист. При этом формирование правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65), достигается в ходе овладения ими соответствующими, обозначенными в ФГОС ВПО компетенциями (общекультурными, профессиональными, профессионально-специализированными).
Выводы
- При формировании правового сознания студентов (будущих специалистов в сфере экономической безопасности) необходимо воздействать на весь комплекс качественных показателей его личности, а само правовое сознание каждого конкретного представителя целевой группы студентов, подвергающихся педагогическому и воспитательному воздействию, можно определить как интегративное качество личности, основанное на совокупности информационно-оценочных, эмоционально-личностных, мотивационно-деятельностных, регулятивно-поведенческих установок в области права и правоприменения как в бытовой, так и в профессиональной деятельности.
- Формирование правового сознания студентов, таким образом, следует рассматривать как воздействие на систему качеств и свойств личности обучающихся, определяющую ее социальную направленность в плане соблюдения норм права, принятых в обществе; готовность правовым путем приходить к достижению личных и социально значимых интересов и целей.
- Понятие «правовое воспитание» в рамках получения студентом профессионального образования в высшей школе неотделимо от понятия «правовое образование», а их синтез обеспечивает развитие личности будущего специалиста в сфере экономической безопасности, формирование специального - «профессионального» правосознания, социально-правовой активности, внутренних моральных принципов, не допускающих поведения, нарушающего нормы права.
- Применительно к рассматриваемой нами проблеме формирования правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», наиболее перспективным, в рамках получения ими профессионального образования, представляется использование регионального компонента соответствующего ФГОС ВПО.
- Формирование правового сознания студентов, обучающихся по специальности 38.05.01 (080101.65), достигается в ходе овладения ими соответствующими, обозначенными в ФГОС ВПО компетенциями.
Рецензенты:
Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград;
Зубарев Ю.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и экономики ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.