Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HISTORIOGRAPHY OF PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE-REFLEXIVE COMPETENCE OF FUTURE MANAGER

Mukhametshina O.V. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
The article is dedicated to the solution of urgent problems in the field of higher vocational education-the problem of formation of communicative-reflexive competence of future managers. To solve the problem, we first need to consider the problem of forming communicative-reflexive competence of future managers in the historical aspect. This will allow us to study the experience of solving this problem, select the existing socio-historical background, to justify the timeliness and relevance of the research directions chosen by us. The paper deals with all aspects of the problem of formation of communicative-reflexive competence of future manager and an objective analysis of the historical changes of experience solving it in educational theory and practice. As a result of the study of communicative-reflexive competence of the future manager the article presents the historiography since the late 40 ´s. the 20th century to the present. There are clear characteristics for each of the four selected historical periods of development problems of communicative-reflexive competence of future managers.
communicative-reflexive competence
manager
system
key competences
professional competence
К настоящему времени в связи с ростом сложности современных хозяйственных связей потребность в качественном менеджменте лишь обострилась, при этом особое значение приобрела проблема подготовки управленческих кадров, не только адекватных динамике перемен в обществе, но и опережающих эти перемены. Сегодня для любой организации работа её менеджмента - ключевая позиция, а развитие кадров управления -  важнейшее условие успешного функционирования не только системы бизнеса, но и государства в целом.

Цель исследования. Представить историографию проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров и проанализировать ее современное состояние.

Понятие историографии в «Толковом словаре русского языка» трактуется как совокупность исторических исследований, относящихся к какому-нибудь периоду [5]. В целях более глубокого анализа состояния проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущего менеджера мы воспользовались методом периодизации, так как данный метод задает программу исследовательской деятельности, позволяет проанализировать состояние проблемы в ее историческом развитии и способствует поиску новых путей ее решения.

Необходимость идеологической подготовки кадров для партийной работы была впервые озвучена В.И. Ульяновым в 1906 году. Подготовка руководящих кадров партийных ячеек в период до 1917 года в основном осуществлялась в марксистских кружках. После Октябрьской революции 1917 года началось активное строительство новой системы образования, построенной на идеологии классовой борьбы. Практически во всех крупных городах создавались школы или краткие курсы партийной работы. Предшественниками Высшей партийной школы при ЦК ВКП(б)/КПСС были курсы агитаторов-инструкторов при ВЦИК, созданные в июне 1918 г., Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова (1919), Высшая школа пропагандистов им. Я.М. Свердлова. В окончательном виде ВПШ была сформирована в 1939 г.

Исследуя проблему формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущего менеджера, мы считаем целесообразным представить ее историографию с конца 40-х гг. XX в. до настоящего времени, поскольку именно в этот период реально проявляются все ее аспекты и есть возможность провести объективный анализ исторических изменений опыта ее решения в образовательной теории и практике.

В историографии проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущего менеджера мы выделяем следующие периоды:

Первый период: конец 40-х гг. - конец 60-х. гг. XX в.

Второй период: конец 60-х - начало 90-х гг. XX в.

Третий период: начало 90-х - начало 2000-х гг.

Четвертый период: начало 2000-х гг. - до настоящего времени.

Первый период: конец 40-х гг. - конец 60-х. гг. XX в.

В целом становление рассматриваемой нами проблемы происходило в мирное время при налаженной системе высшего профессионального образования. В обществе возникает понимание необходимости подготовки управленческих кадров, что приводит к созданию Высшей партийной школы.

Решением ЦК КПСС от 2 августа 1946 г. «О подготовке и переподготовке руководящих партийных и советских работников» вводилось обязательное обучение партийных функционеров. Для этого создавались Высшая партийная школа, Академия общественных наук, восстанавливалась Военно-политическая академия.

В период хрущевской оттепели начинается активное восприятие идей зарубежного, в основном американского менеджмента. Его наполняют советской идеологией, пытаются использовать на практике. Плодотворность этого процесса была снижена отсутствием системного подхода к зарубежному менеджменту, выбору отдельных принципов и методов, причем не всегда отвечающим советским условиям. Экономика труда практически отождествляется с организацией труда. Вопросы управления персоналом отдельно не выделяются и изучаются в общем курсе экономики труда.

Таким образом, можно утверждать, что изучаемая нами проблема в обозначенный период времени не рассматривалась в педагогической науке из-за отсутствия социальных предпосылок. Тенденции развития общества, характерные для периода с конца 40-х до конца 60-х. гг. XX в., детерминировали отсутствие интереса и доступа к информации о процессе формирования профессиональных компетенций менеджеров, основы которых уже разрабатывались в западной психологии и педагогике.

Итак, первый период развития проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров характеризовался следующим: 1)  закрытостью советского общества, 2) превалированием в институте управления тоталитарно-директивного стиля общения, 3) отсутствием контактов с зарубежными фирмами, 4) отсутствием образовательных структур, занимающихся подготовкой будущих менеджеров, 5) отсутствием социального заказа на формирование у студентов профессиональных компетенций и, в частности, коммуникативно-рефлексивной компетенции, 6) неразработанностью проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров в теоретическом и практическом планах.

Второй период: конец 60-х - начало 90-х гг. XX в.

В 1960-1970-е годы предпринимались попытки преодолеть остро проявившийся дефицит организационно-управленческих кадров. Но они не привели к ожидаемым результатам отчасти вследствие того, что система подготовки и переподготовки управленческих кадров явно отставала от содержания требований экономических систем.

В 1978 г. происходит объединение Высшей партийной школы и Заочной высшей партийной школы при ЦК КПСС с Академией общественных наук.

Преобразования государственного управления «перестроечного» периода преимущественно были ориентированы на решение экономических проблем.

В бывшем Советском Союзе идеи совершенствования управления стали наиболее популярны и актуальны в шестидесятых годах. В конечном итоге развитие этих идей привело к пониманию необходимости профессионализации управления и разработке концепций подготовки специалистов в этой области деятельности. Наиболее законченное выражение и практическое значение получила эта концепция в начале восьмидесятых годов. Вслед за западными менеджерами советские управленцы осознают важность комплексного подхода к управлению и развитием областей научного исследования в сфере организации и управления. Управление персоналом в качестве самостоятельной предметной области еще не определено. Самостоятельные исследования в области управления персоналом по-прежнему отсутствуют, и соответствующие вопросы изучаются в курсе экономики труда. В конце данного периода содержательная часть экономики труда в обязательном порядке еще опирается на партийные документы, а ситуация в кадровой работе очень зависима от партийных комитетов.

Дальнейший ход истории с середины 80-х гг. показывает, что косметическое совершенствование управления не дает результатов, назревает коренная реорганизация и переход на рыночную экономику. Менеджмент становится одним из ее основных инструментов, проблемы управления широко освещаются в печати, большинство вузов приступает к подготовке менеджеров для различных областей хозяйства и социальной сферы, организуются зарубежные стажировки специалистов и студентов, углубляются и расширяются научные исследования в этой области.

Итак, второй период развития проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров характеризовался следующим: 1) реформами в области экономического управления, 2) большей степенью открытости нашей страны и началом контактов с иностранными фирмами, 3) стабильным и устойчивым функционированием системы высшего образования, 4) возникновением в западных системах образования компетентностной парадигмы. Несмотря на это, исследуемая нами проблема пока не стала предметом научного изучения ввиду того, что в СССР в рассматриваемый период отсутствовал интерес к исследованиям, связанным с  идеей компетентностного подхода. Однако  проблема качества высшего образования стала приоритетной, в связи с чем возрос интерес к профессиональной подготовке будущих менеджеров и сложились предпосылки для принципиальной восприимчивости идей компетентностного подхода.

Третий период: начало 90-х - начало 2000-х гг.

В начале 90-х гг. рыночная экономика в России только зарождается. Еще отсутствует ее полное признание, а потому осуществляется попытка более полного использования промежуточных методов хозяйствования - хозрасчет и самофинансирование. Но при этом уже «получаемая коллективом прибыль, хозрасчетный доход становятся главным источником производственного, технического и социального развития предприятий, усиливается зависимость оплаты труда от конечных результатов» [6]. В результате отстранения КПСС от «руководства» государством в начале 1990-х годов в работе с кадрами государственного аппарата образовался провал. В связи с отменой в 1990 г. 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей руководящую роль КПСС, Центральный комитет Компартии РСФСР принял постановление от 27 марта 1991 г. № ПБ-8/2 «О преобразовании высших учебных заведений КПСС на территории РСФСР», и решением Министерства образования РСФСР высшие партийные школы на территории Российской Федерации были расформированы. На базе Академии общественных наук была создана Российская академия управления, которая Указом Президента РФ от 6 июня 1994 г. № 1140 преобразовалась в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Привлечение в страну иностранных компаний, привыкших оперировать с такими понятиями, как «рынок труда», «конкурсный отбор», «резюме», «собеседование», «карьера», способствовали активизации изменений в подходах к управлению кадрами.

Таким образом, решение проблемы качественной подготовки новых управленцев для России видится важнейшим звеном для перехода нашей экономики в лучшее состояние. Эти управленцы должны уметь активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, изобретать новые оригинальные стратегии деятельности, быстро осваивая то, что наработано другими. Направление профессиональной подготовки 521500 «Менеджмент» было принято и начало действовать с 6 мая 1992 года, а 2 марта 2000 года утверждена специальность «Менеджмент организации».

Российскими учеными начинаются исследования по общим вопросам подготовки менеджеров. Например, одними из первых исследований можно считать работы В.Л. Лапшиной по формированию управленческой культуры менеджера в условиях становления рыночных отношений  и М.А. Киселевой по психосоциальной идентификации современного российского менеджера-предпринимателя. В своей работе Е.Д. Короткина раскрывает психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в контексте организационной культуры, Г.В. Панасенко рассматривает личность менеджера как объект философского исследования, С.А. Басова исследует такую проблему, как преподаватель-менеджер учебно-познавательной деятельности учащихся. Формированию информационной культуры менеджера туризма в процессе профессиональной подготовки посвящена диссертация Л.П. Овчинниковой, формированию коммуникативных умений специалиста-менеджера - Е.А. Гришиной. Особенности развития профессиональных качеств менеджера туризма средствами изобразительного искусства раскрывает  Н.А.  Гультяева. Р.Р. Гарипов повествует об образе жизни современного менеджера.

Итак, третий период становления исследуемой нами проблемы характеризуется: 1) реформированием системы государственного устройства; 2) расширением связей с зарубежными партнерами и организацией ряда совместных предприятий; 3) реформированием системы высшего профессионального образования; 4) принятием Закона Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании», что явилось первым шагом к реализации компетентностного подхода в системе образования нашей страны; 5) проявлением интереса к западным управленческим моделям; 6) началом разработки собственных моделей профессиональной подготовки специалистов, в том числе и менеджеров; 7) распространением компетентностного подхода и возникновением нового исследовательского направления, связанного с проблемами формирования разного рода компетенций.

Четвертый период: начало 2000-х гг. - до настоящего времени

Данный период отличается динамичным общественным развитием, экономическим и техническим прогрессом, инновационными изменениями в системе российского образования. Важным событием данного периода явилась интеграция России в Европейское образовательное пространство [2], [3]. Российская Федерация вступила в Болонский процесс в 2003 году на Берлинской конференции. Как отмечает Е.Б. Быстрай, на современном этапе развития нашего общества происходят глобальные позитивные изменения в сфере экономики.  Сегодня необходимо всесторонне изучать современные зарубежные технологии, методы планирования и регулирования действия экономических механизмов, достижения современной зарубежной науки и способы внедрения ее результатов в производство. Для того чтобы отечественные предприятия могли конкурировать с ведущими зарубежными фирмами, каждый менеджер должен знать по зарубежным первоисточникам основные тенденции развития науки и техники в развитых в экономическом отношении странах [1]. Этот период характеризуется также принятием ряда нормативных документов: вступившим в силу 01.09.13 «Законе об образовании в РФ № 273 - ФЗ», «Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», «Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы», «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.

Одной из основных проблем, стоящих перед педагогикой, является поиск новых подходов к рассмотрению образования в контексте социокультурной ситуации в XXI веке. Важной особенностью этой ситуации является изменение парадигмы социального развития, отражающей переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Данная характеристика присуща обозначенному этапу развития российского общества, которое переживает своеобразный излом истории, выражающийся в сложных социокультурных трансформациях, охватывающих практически все аспекты жизнедеятельности [4]. В связи с этим интерес  к проблемам менеджмента в данный период проявляется со стороны различных наук: экономики, социологии, психологии, педагогики. Так, например, учеными в области психологии (О.Д. Привалова, Ю.Н. Мокин, Л.А. Безниско) уделяется внимание проблеме успешности профессиональной деятельности менеджеров, где важную роль, по мнению Е.М. Красовой, Е.П. Минаши др., играет мотивация. Вопрос становления качеств личности менеджера в процессе профессиональной подготовки поднимается в диссертациях Н.И. Юртаевой, Е.В. Милькиной, О.А. Федосенко.

Приобретение компетентностным подходом официального статуса привело к росту количества исследований, посвященных проблемам компетентностного подхода, а также формирования у студентов-менеджеров профессиональных компетенций и компетентности (Л.В. Емельянова,О.А. Ершова, С.И. Обушак, С.Б. Давыдова, М.К. Травоваи др.). Что касается проявления педагогического интереса к феномену рефлексии, то в этот исторический период появляются работы в данном направлении. Например, О.А. Колосова описывает педагогические условия развития профессиональной рефлексии менеджера колледжа, Г.А. Демидова рассматривает рефлексивную среду как фактор формирования лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в дополнительном профессиональном образовании. Отдельно следует отметить возросший интерес ученых к тренингу и игровым технологиям (Ю.Ю. Панов, А.В. Силкин, Т.Н. Черняева).

Таким образом, четвертый этап развития исследуемой нами проблемы характеризуется: 1) вступлением РФ в Болонский процесс, 2) модернизацией системы российского образования и полным переходом на компетентностно-ориентированное образование, 3) принятием «Закона об образовании в РФ № 273 - ФЗ», 4) увеличением числа исследований, посвященных проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих менеджеров, в том числе коммуникативной и рефлексивной.

Выводы. Представленная историография позволяет сделать вывод, что проблема формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров является актуальной для профессионального образования, но слабо разработанной, и требует дальнейшего исследования. Реализация проблемы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров обусловлена не только социальным заказом общества, международным статусом государства и его расширяющимися зарубежными контактами, но и современным уровнем развития теории и практики обучения, что и объясняет усиление внимания ученых смежных с педагогикой дисциплин к проблеме формирования профессиональных компетенций у будущих менеджеров.

Рецензенты:

Быстрай Е.Б., д.п.н., профессор, зав. кафедрой немецкого языка ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Шумилова Е.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.