Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ACTUALIZATION OF PROFESSIONAL PREPARATION OF SPECIALISTS ON FITNESS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS IN THE CONDITIONS OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS

Saykina E.G. 1 Smirnova Yu.V. 1
1 Herzen State Pedagogical University
The presented materials of long-term researches of authors allowed to educe contradictions between a present social request for the decision of problem of making healthy of population and bringing in of great masses of the Russian citizens to engaging in physical exercises, by substantial possibilities of fitness for the decision of the put tasks – and by absence of the single, slender system of preparation of specialists on a fitness in higher educational establishments. The conducted questioning of specialists of sphere of physical culture showed actuality of preparation of specialists on a fitness and her level – most respondents specified the necessity of presence of higher education and additional courses to select direction of fitness. In accordance with what be going on changes of educational standards of higher professional education, authors offer the project of variant of educational professional profile "Fitness" within the framework of direction 44.04.01 "Pedagogical education".
specialist on a fitness
educational profile
professional preparation
fitness
Higher professional education
physical culture
Состояние здоровья российских граждан, выраженная тенденция к его ухудшению является одной из важнейших проблем современной России. Соответственно, государство не может игнорировать эту ситуацию и ставит перед отраслью физической культуры задачу поиска эффективных оздоровительных методик и технологий, с одной стороны, и массовое привлечение россиян к физкультурным занятиям, с другой стороны.

  В целевых  показателях «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» [6] указано, что, если в 2008 году доля российских граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составила 15,9 %, то уже к 2015 году это количество должно увеличиться до 30 %, а к 2020 году – 40 % от общего числа населения. Однако статистические данные указывают на то, что сегодня менее 8 процентов экономически активного населения систематически занимаются физической культурой и спортом.

В связи с этим, чтобы достичь целевых показателей, особое внимание должно уделяться подрастающему поколению, где также предполагается рост указанных показателей с 34 % в 2008 году до 80 % к 2020 году.

Очевидно, что такой прирост не может быть достигнут без обеспечения квалифицированными специалистами в области физической культуры. В соответствии с этим в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» запланировано увеличение данных кадров с 295,6 до 360 тысяч человек.

Следовательно, можно констатировать определённый социальный запрос, на который отечественная система образования должна адекватно и своевременно отреагировать. Происходящие в ней реформирование и модернизация, разработка достаточно гибких новых образовательных стандартов, переход на многоуровневую систему подготовки специалистов  создают широкие возможности для совершенствования подготовки физкультурных кадров.

Выявленные данными официальной статистики и научных исследований проблемы снижения уровня здоровья населения, престижа традиционных занятий физическими упражнениями и интереса к ним во многих социальных стратах  обусловили необходимость подготовки современных специалистов физической культуры, умеющих привлечь разный контингент к физкультурным занятиям и, самое главное, владеющих инновационными оздоровительными технологиями.

Следует особо подчеркнуть, что на данном этапе развития физической культуры наибольшее количество указанных технологий разрабатывается в сфере фитнеса. При этом фитнес является полифункциональным социокультурным феноменом, обладающим не только колоссальным арсеналом новых оздоровительных технологий, программ, способствующих оздоровлению и повышению функциональной подготовленности занимающихся, но и особой привлекательностью для самых разных слоёв населения.

Вместе с тем  фитнес активно развивается, проникая во все виды физической культуры и образовательные учреждения различного типа и вида. Его направления пользуются всё большей популярностью среди населения России, особенно оздоровительные виды аэробики (танцевальные, силовые, циклические) и другие. Об этом свидетельствует развитие фитнес-индустрии, массовое открытие фитнес-клубов, центров, студий, выпуск популярной литературы, фитнес-продукции, появляются новые фитнес-технологии, разрабатываются фитнес-программы. Их разнообразие растёт с каждым годом и насчитывает  более 200 видов, при этом данная отрасль является сегодня весьма экономически успешной [5].

Определившаяся тенденция в развитии рынка фитнес-услуг обретает сегодня характер социального императива, где потребности и интересы личности в выборе вида физической активности являются приоритетными. Это позволяет сделать шаг к созданию инновационной модели массовой физической культуры, раскрыть ее привлекательные константы цивилизованности. При этом можно отметить привлекательность фитнес-занятий не только для занимающихся, но и для молодых специалистов физической культуры, более охотно осваивающих это поле профессиональной деятельности.

На сегодняшний день в фитнес-индустрию вливается огромное количество студентов и выпускников вузов и факультетов физической  культуры нашей страны. Это обусловлено престижностью профессии инструктора по фитнесу, высокой оплатой труда и востребованностью. Проведённые в течение 4-х лет исследования в РГПУ им. А.И. Герцена определили, что за этот период от 40 до 66 % респондентов работают про специальности, однако более половины из них избрали работу в качестве инструкторов по фитнесу [4].

Рис.1. Результаты опроса выпускников факультета физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что потребность в специалистах по фитнесу велика, сфера их профессиональной деятельности развивается, вызывает интерес и по мере улучшения благосостояния нашего общества и повышения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться. При этом само профессиональное сообщество также считает подготовку специалистов по фитнесу необходимой  (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Актуальность подготовки специалистов по фитнесу

 

На основании многолетних экстенсивных исследований были определены факторы, обуславливающие необходимость подготовки специалистов по фитнесу [3]:

1. Социальный запрос.

2. Экономическая целесообразность.

3. Внедрение фитнес-технологий в образовательный процесс дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведений России.

4. Становление  фитнеса как научной дисциплины и его признание государственными органами власти.

5.  Появление  новых направлений фитнеса (более 200 направлений).

6.  Отсутствие единой научно-обоснованной системы подготовки специалистов по фитнесу.

Изучая пути повышения уровня профессионализма инструктора по фитнесу, мы обнаружили, что высокопрофессиональным специалистом на сегодня является педагог, имеющий высшее физкультурное образование и прошедший курсы переподготовки по фитнесу, или педагог, имеющий высшее физкультурное образование по фитнесу, что подтверждено данными опроса специалистов по физической культуре  (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Мнение специалистов по физической культуре о необходимом уровне

профессиональной подготовки специалиста по детскому фитнесу

 

Эти результаты подтверждают, что тот образовательный уровень, который был в своё время предложен педагогам-практикам по физической культуре, прошедшим в разные годы обучение в высших учебных заведениях страны, на современном уровне недостаточен для того, чтобы иметь возможность быстро реагировать на изменившуюся ситуацию на рынке образовательных услуг и соответствовать новым требованиям, предъявляемым для работы в сфере фитнеса. Это связано с тем, что профессиональная подготовка по фитнесу в высших учебных заведения на сегодняшний день в большинстве случаев осуществляется только в формате изучения отдельных направлений фитнес-программ (стретчинг, пилатес, аэробика и т.д.). Отдельного профиля профессиональной подготовки в России пока нет.

При этом следует отметить, что в связи с интеграцией фитнеса во все виды физической культуры, сферой деятельности данных специалистов может быть не только сфера непосредственно фитнес-индустрии. Они также успешно смогут работать в образовательных учреждениях любых типов (дошкольного, общего, среднего, среднего профессионального, дополнительного образования, в ВУЗах), в специализированных образовательных учреждениях (школах-интернатах, детских домах, домах для детей-инвалидов), в фитнес-индустрии, на предприятиях, в коммерческих организациях и офисах в качестве инструктора-методиста по фитнесу, в рекреационно-оздоровительных учреждениях (на туристических базах, домах отдыха, учреждениях санаторно-курортного типа, лечебно-профилактических центрах, детских оздоровительных лагерях), в федеральных, республиканских, региональных, государственных органах управления образованием, физической культурой и спортом [4].

Однако столь широкая сфера деятельности предполагает наличие профессиональной готовности будущих специалистов  для физкультурно-оздоровительной,  преподавательской, научно-исследовательской, инструкторской, коррекционно-развивающей, консультативной, учебно-воспитательной, оздоровительно-рекреативной, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности в системе физкультурного образования  и фитнес-индустрии в соответствии со специализацией и требованиями нового образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Вышеуказанное важно, так как современные социально-экономические условия развития государства требуют от системы образования вообще и высшего профессионального образования в частности подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетентностями современного уровня, владеющего «действенными» знаниями, стремящегося к самообразованию, готового к работе в различных экономических условиях, способного адаптироваться к новациям и при необходимости производить их [1].

Для преодоления очевидного противоречия между имеющимся социальным запросом на  решение  проблемы оздоровления населения и привлечения широких масс российских граждан к занятиям физическими упражнениями, существенными возможностями фитнеса для решения поставленных задач – и отсутствием единой, стройной системы подготовки специалистов по фитнесу в высших учебных заведениях, необходимо проводить подготовку специалистов по фитнесу в высших учебных заведениях в рамках направления «Физкультурное образование», профиль «Фитнес». Вместе с тем перспективными, на наш взгляд, могут являться различные магистерские программы для разных категорий специалистов сферы фитнеса (например, такие варианты, как «Инновационные оздоровительные технологии в сфере фитнеса», «Менеджмент в сфере фитнеса», «Маркетинг в сфере фитнеса» и др.). Указанный профиль и магистерские программы могут реализовываться и в рамках направления «Педагогическое образование».

Так, опираясь на заявленные в данном направлении ориентиры, можно отметить, что при подготовке указанных специалистов необходимо ориентировать их на решение  образовательных и исследовательских задач, на анализ научной и научно-практической литературы в области образования, формировать у них умения: использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования, физической культуры и фитнеса, конструировать содержание обучения на разных ступенях образования. Также необходимо способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; формировать потребность систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов и инструкторов по фитнесу. Особенно важно обращать особое внимание будущих специалистов на развитие коммуникативных навыков и знание психологических методик, позволяющих наиболее эффективно осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся в системе физкультурного образования.

В докладе ЮНЕСКО говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» [2].

При этом обучаемый по новым направлениям подготовки специалист должен иметь чётко сформированные представления о всех необходимых законах, правовых и законодательных актах, прописанных в действующем ФГОС ВПО.

Эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста будет непосредственно зависеть от уровня профессиональной подготовки, обладания хорошими знаниями основ теории и методики физического воспитания, фитнеса и оздоровительной физической культуры, широкой эрудиции и культуры, умений ясно видеть перспективу данных видов двигательной активности, наличием личного сформированного здорового образа жизни и демонстрировать собой активную жизненную позицию.

Помимо указанного, следует отметить необходимость таких личностных характеристик обучаемых, как потребность быть достойным, успешным представителем российской интеллигенции. К сожалению, сегодня именно этот аспект всё чаще остаётся лишь декларацией на бумаге, в то время как на практике современные молодые специалисты всё более ориентированы на узкий, «американизированный» аспект лишь коммерческой успешности, несколько игнорируя традиционную для России духовную, нравственную составляющую. На наш взгляд, особое внимание к данному аспекту при подготовке отечественных специалистов по фитнесу позволит создать тот «мост» между западными и национальными традициями образования.

Вместе с тем лидерство в оздоровительном движении, умение активно его пропагандировать, следует воспитывать в специалистах по фитнесу особенно тщательно, так как сама деятельность в этой сфере невозможна без этих качеств. В то же время специалист по фитнесу должен отвечать всем остальным требованиям образовательного стандарта, что позволит не только успешно выполнять свои профессиональные обязанности, но и содействовать дальнейшему развитию науки и практики в области знаний по физической культуре и непосредственно фитнесу.

Указанное особо актуально, так как в настоящее время профессиональная сфера четко обозначает требования к специалистам и ведет их отбор по результатам сформированности тех или иных компетентностей и компетенций, являющихся ключами к миру профессии и успеху.

Таким образом, сегодня необходима профессиональная подготовка специалистов по фитнесу в рамках единой программы обучения в высших учебных заведениях.    

Открытие данного направления подготовки могло бы содействовать решению сразу нескольких задач. От достаточно глобального масштаба – таких, как подготовка высококвалифицированных кадров для повышения уровня оздоровительных фитнес-услуг,  предлагаемых населению, в целях более эффективного оздоровления граждан нашей страны и расширения массовой оздоровительной физической культуры, для обновления системы физкультурного образования в образовательных учреждениях различного типа и вида. До решения частной, но весьма актуальной в современных условиях для вуза задачи –  увеличения контингента студентов  и, соответственно, повышения качества и эффективности преподавания, внедрения инновационных средств и методов.

Именно поэтому, на наш взгляд, разработка, рассмотрение и квалифицированная оценка возможностей реализации программ подготовки по указанным профилям может являться актуальной и значимой для успешного развития нашего факультета в реалиях современной России в области высшего образования.

Рецензенты:

Федоров В.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры Национального государственного университета имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург;

Румба О.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», г. Москва.