Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF MOTIVATION AND AXIOLOGICAL ORIENTATIONS’DEVELOPMENTOF TEACHERS FOR CHILDREN WITH IMPAIRED MENTAL FUNCTION

Lapp E.A. 1
1 Volgograd State Socially-Pedagogical University
Author´s position about teachers-defectologists training in high school is described in the article. Technology of motivation and axiological orientations development in theteacher’swork for children with impaired mental function is presented. The author reveals the specific methods and forms, extracurricular activities oftraining students - future defectologists, as well as in terms of informal communication. The author describes pedagogical conditions, which provide effectiveness of process of motivation and axiological orientation development invocational training. Representations about training of teacher for children with impaired mental functionare arised during training practice, excursions tothe city´sinstitutions, Student Scientific School. A positive attitude towards teacher’sprofession for children with impaired mental function is being formed while solving pedagogical problems in role and business games orduring interviews with practical teachers. Students’ work at their individual training plan is contributing to develop the imaginations about ways of mastering professional competencies. Formation of professional’s system values takes place in the kvaziprofessionalny, educational, training and research activities.Pedagogical support and independent designingof the process of students’ self-development isa speciality of technology. Realization of technology provides the formation of professional competencies and subjective position of students.The developed technologies have practical importance for the present stage of modernization special (defectological) Education.
axiological orientations.
teachers for children with impaired mental function
pedagogical technology
motivation

Актуализация вопроса мотивации иценностно-смысловых ориентиров у студентов высших учебных заведений имеет непреходящий характер. Его решение определяет эффективность овладения профессией на ступени вузовского обучения, а в  дальнейшем снимает проблему безработицы, актуализируя при необходимости готовность к приобретению новой специализации.

 Формирование способности  педагога к работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) регламентировано Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». При этом готовность учителя  учитывать познавательные и социальные способности детей с ЗПР в образовательном процессе, осуществлять учебно-воспитательный процесс с использованием современных коррекционно-развивающих технологий, организовывать психолого-педагогическое сопровождение субъектов коррекционно-развивающего процесса формируется, на наш взгляд, как процесс поступательного освоения комплекса компетенций на ступени бакалавриата и затем магистратуры.

Технология развития мотивации и ценностно-смысловых ориентиров предполагает решение следующих задач:

1)             формирование у студентовчеткого представления о сфере труда учителя детей с задержкой психического развития, о специфике его деятельности в различных образовательных средах;

2)             создание стойкого положительного отношения к профессии учителя детей с задержкой психического развития;

3)             формирование представления о способах овладения профессиональными компетенциями, необходимыми в работе  педагога детей с задержкой психического развития;

4)             формирование системы ценностных ориентаций и смыслов про­фессиональной деятельности педагога детей с задержкой психического развития.

Эти задачи решаются на всех учебных предме­тах, в ходе учебной и производственной практик; в условиях неформальной учебной деятельности.

Представления о сфере труда учителя специальных (коррекционных) классов и групп VII вида формируются при освоении образовательного модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития» (уровень бакалавриата). Выбирая этот модуль для освоения, студенты чаще всего имеют очень обобщенные представления о работе педагога-дефектолога для детей с задержкой психического развития. 

Представления о содержании и сфере труда педагога-дефектолога формируются при изучении курса «Специальная педагогика», а несколько позже - «Организация коррекционно-развивающей среды дошкольного учреждения» и «Обучение в классах коррекционно-развивающего обучения»,  в период учебной и педагогической практики, во время экскурсий в учреждения, в летней научной школе дефектологов «Ресурс» [5]. Собственная активность студентов становится основой профессионального самосовершенствования [2]. Представляется важным, чтобы в процессе обучения студенты видели метапредметные,  предметные и личностные результаты, которые достигают обучающиеся в создаваемых специальным педагогом специальных коррекционно-развивающих условиях.  Это, а также знакомство с  различными видами деятельности учителя-дефектолога для детей с ЗПР в общеобразовательном или специальном (коррекционном) классе массовой или специальной образовательной организации, с обучающимися, воспитанниками разного возраста и степенью нарушения познавательных или социальных  способностей позволяет будущим  дефектологам выбрать  объект профессиональной деятельности.

Во время учебной практики проводятся экскурсии в специальные (коррекционные) группы и классы VII вида, в реабилитационные центры, негосударственные образовательные учреждения.   Внимание студентов обращается на разнообразие видов деятельности, которые выполняет учитель детей с ЗПР, на структурирование его рабочего времени, на профессионально-личностные качества. Организации наблюдений студентов способствуют рефлексивные задания  «Вопрос - ответ» («Что нового я сегодня узнал; что до сегодняшнего дня было не очень понятно, а теперь обрело смысл; какой он, ребенок с задержанным развитием как субъект моего познания; какое место занимает ребенок с ЗПР в моих субъективных «переживаниях»?), эссе «Кто он, учитель для детей с ЗПР?», «Нужны ли специальные профессионально-личностные качества учителю специального (коррекционного) класса VII вида?» и др.

 После посещения специальных (коррекционных) классов и групп для детей с ЗПР следует обсудить со студентами их впечатления. Это необходимо сделать для того, чтобы структурировать знания обучающихся о детях с нарушениями интеллектуальной сферы в  целом и выявить специфику детей с задержкой психического развития с позиций традиционных и современных подходов. Для этого предлагаем использовать  методический прием «Круг», когда каждый участник в порядке очеред­ности высказывает свое мнение на вопрос преподавателя или одногруппника. Например, «Чем отличаются дети с ЗПР от детей с нарушением интеллекта?»,  «Можете ли оценить трудности, которые испытывают дети с задержкой психического развития в процессе усвоения материала учебных предметов?» и др.

Представления о деятельности педагога детей с ЗПР помогают актуализировать за­дания, связанные с изучением нормативно-правовой документации; наблюдением за обучающимися на уроках и во внеурочной деятельности; участие в работе школьного медико-психолого-педагогического консилиума.

При изучении дисциплины «Обучение в классах КРО»  студенты знакомятся с историей коррекционно-развивающего обучения. Мини-сочинения «Дети с задержкой психического развития: взгляд вчера и сегодня», «Обучаемость и обученность: что важнее для развития школьника?»; проекты «Современный школьник с ЗПР: кто он?»,  «Обучаемость как принцип оценки умственного развития школьников с ЗПР»  направлены на обобщение представлений студентов о  специфических особенностях детей с задержкой психического развития. 

Создание стойкого положительного отношения к профессии учителя  детей с  ЗПР -адача всех этапов  вузовского обучения. Еще на этапе выбора модуля важно показать значимость профессиональной подготовки к работе с детьми этой категории. Это достигается во время активного обучения в  студенческой научной школе или в условиях профильного научного студенческого сообщества. Организация ролевых и деловых игр, связанных с изучением нормативной документации; решение педагогических задач выявляют противоречия между декларированием прав обучающихся и неготовностью педагогических кадров к работе с детьми с ЗПР. Беседы с педагогами-практиками убеждают молодых людей в необходимости приобретения дополнительных компетенций для того, чтобы быть конкурентоспособным на региональном рынке труда.

На начальном этапе положительное отношение к труду учителя детей с ЗПР формируется через использование фактологического эмоционально насыщенного материала, развивающего у студентов заинтересованность в освоении профессии. Используется технология критичного чтения текстов из истории коррекционно-развивающего обучения, из биографий известных дефектологов; организуются мастер-классы и творческие мастерские преподавателей и ведущих педагогов-практиков, во время которых они транслируют собственные педагогические позиции и обмениваются личностными смыслами с будущими коллегами. Постоянно проводится самооценивание мотивов к труду учителя детей с ЗПР. Предлагается написание эссе или мини-сочинений:«Профессиональное кредо учителя специального (коррекционного) класса VII вида», «Трудно ли быть  педагогом детей с ЗПР?»,  «Какой он, учитель специального (коррекционного) класса VII вида?», «Что важнее для учителя: быть личностью или профессионалом?».

Специфика направленности личности учителя детей с ЗПР рассматривается не только на лекционных и практических занятиях в вузе, но и во время самостоятельной работы дома. На информационном ресурсе «ВКонтакте» в группе «Современный учитель детей с ЗПР»  создается тема: «Кто он, современный учитель  детей с ЗПР?» или «Профессия учителя как средство самовыражения, саморазвития, обретения смысла жизни», где будущие учителя-дефектологи высказывают свои мнения, опубликовывают ссылки на различные сайты с обсуждением похожей проблематики, книги, статьи, отзывы, что существенно обогащает представления студентов о специфике  профессиональной педагогической деятельности.

Обучающиеся, осваивавшие новую для себя сферу труда, должны быть подготовлены  к выбору образовательного маршрута  для ребенка с задержкой психического развития и способны его разработать и реализовать на практике. Так, на практических занятиях по дисциплине «Обучение в классах КРО» в разделе «Образование детей с ЗПР в контексте современных ФГОС» целесообразно давать задания  на изучение учебно-методических комплексов, используемых в процессе обучения младших школьников, проведение SWOT-анализа с доказательством целесообразности использования выбранного методического инструментария в работе  специальных (коррекционных) классов VII вида.

На протяжении всего периода обучения важно формировать у студентов оценку собственной учебной деятельности как необходимого этапа овладения профессией, как важное условие положительных личностных изменений. Можно предложить студентам составить индивидуальный план изучения учебной дисциплины. Это  обеспечивает  развитие мотивации  к изучению курса  и осознанию значимости таких профессионально-личностных качеств учителя как потребность в знаниях, увлечённость процессом познания, самообразования и др. Кроме всего такой прием ориентирован на формирование у студентов   ответственности за овладение профессией, за способы освоения ключевых компетенций. 

Интерес к профессии развивается во время работы в качестве волонтеров на региональном конкурсе профессионального мастерства «Дефектолог года», во время встреч с членами  общественной организации педагогов-дефектологов. Встречи с практиками, находящимися на разных уровнях профессионализма, определяют для студентов ориентиры их собственного профессионального развития. Знание профессиональных норм и навыков профессионального поведения  закладывает основы деонтологической подготовки обучающихся [4].

Становление студента как субъекта профессиональной деятельности детерминировано условиями, направленными на формирование представлений обучающихся о способах овладения профессией. Значимыми условиями выступают: активное участие студентов в процессе обучения; активизация, а при необходимости, помощь в организации процессов  самообучения; привлечение к освоению профессиональ­ного опыта (участие в проектах социально-педагогической направленности, профессиональная деятельность  во время вузовского обучения).

В процессе изучения модуля и каждой учебной дисциплины студенты должны получать ясное представление об их структуре,  теоретическом и практическом значении, составных частях, основных взаимосвязях. Роль и место курса в профессиональной деятельности должны быть осознаны студентами. Также необходимо сформировать понимание роли учебной успеваемости  для результативноститруда как специалиста [3]. Для решения этих задач студенты знакомятся с учебным планом, обсуждают с преподавателем значение тех или иных дисциплин для конкретных видов профессиональной деятельности, для решения конкретных профессиональных задач.

По итогам изучения каждой учебной дисциплины осуществляется самооценивание студентами сформированных знаний, умений и навыков. Студентам предлагается  в контексте осваиваемых компетенций сформулировать перечень своих учебных достижений и проранжировать их.Такая работа направлена на выстраивание индивидуальной иерархии сформированных профессионально важных компетенцийи определение путей из совершенствования.

Работа по обретению основных профессиональных ценностей и освоению смыслов профессиональной деятельности начинается на начальных этапах вузовской подготовки. Обеспечение благоприятной атмосферы для формирования у студентов профессионально ориентированных представлений о сути и специфике педагогической деятельности,  ценностных ориентаций специальных педагогов осуществляется в учебной и частично воспитательной деятельности обучающихся на младших курсах. Освоение учебных предметов формирует у студентов единое терминологическое пространство, общую «педагогическую реальность», ставит аксиологические акценты. Внеучебная деятельность  ориентирована на развитие интереса студентов к различным профильно ориентированным мероприятиям и предполагает участие в  «Неделедефектологии», педагогических проектах совместно с участниками сетевого сотрудничества и др.

Принятие и осознание студентами системы ценностей, представлений, установок, связанных с профессией, происходит во время изучения учебных курсов, таких как «Образование лиц с интеллектуальными нарушениями: традиция и современность», «Психолого-педагогические технологии работы с детьми с задержкой психического развития», «Преодоление недоразвития речи у дошкольников с задержкой психического развития» и др. 

Мощным резервом выступает внеучебная работа, реализуемая в академических мероприятиях: олимпиада «Дефектологический марафон», всероссийский конкурс статей «Современные проблемы науки и образования», областной семинар  «Коррекционная направленность обучения детей с ЗПР», международный семинар «Специальное и интегрированное образование: организация, содержание, технологии».

Трансляция и реализация профессиональных ценностей студентами  происходит в  квазипрофессиональной, воспитательной, учебной и научной деятельности. Во время практики студенты пробуют свои силы в организации совместной деятельности с детьми, создают коррекционно-развивающую среду для развития их самостоятельности, творчества с учетом индивидуальных типологических особенностей. Трансляция профессиональных ценностей может осуществляться через научные тексты, активное участие в мастер-классах, проводимых ведущими педагогами-дефектологами.  Студенты старших курсов становятся  соорганизаторами научных мероприятий (семинаров, конференций, круглых столов).  Как отмечает А.А. Андрюнина, переосмысление ценностей и переструктурирования мотивов  профессиональной деятельности осуществляется тогда, когда студент от репродуктивных действий переходит к творческому выполнению заданий. Положительный опыт педагогической деятельности, полученный во время вузовского обучения, ценен тем, что осваивается он в условиях педагогической поддержки старших товарищей и коллег [1].

Во время обучения студент всегда оказывается в ситуации выбора. Он может подобрать интересующий курс, выбрать факультативное занятие, тематику лабораторно-практических занятий, направление исследовательского поиска в курсовом или дипломном проекте.Это обеспечивает развитие субъектной позиции будущего педагога-дефектолога.

Побуждают задуматься студентов о ценностях и смысле профессии обсуждение на учебных занятиях и в студенческих научных объединениях нормативно-правовой документации специального (коррекционного) образования. Изучая ФГОСы начального общего образования и для обучающихся, с задержкой психического развития, и обмениваясь мнениями, студентам приходится размышлять, например, на тему: «Миссия учителя детей с ЗПР», «Какой учитель может и должен учить детей с ЗПР?», «Какой быть современной школе?».

Выводы

Формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов в предопределяющей степени обусловлено эффективностью моделирования педагогического сопровождения этого процесса. Целевым ориентиром выступает абрис профессиональной деятельности в перспективе будущего.

Организационная структура образовательного процесса для решения задач формирования мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов  включает комплекс учебных предметов, учебную и производственные практики; внеучебную деятельность. 

Формирование мотивации к профессиональной деятельности и ценностно-смысловых ориентиров у студентов - будущих дефектологов осуществляется поэтапно. Сначала формируется способность к осознанному выбору модуля «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития», основу которого составляет интерес к деятельности учителя детей с ЗПР, и желание повысить уровень своей конкурентоспособности. Психологическим механизмом выбора такого индивидуального образовательного маршрута является конгруэнтность адекватных - образа профессиональной деятельности, образа себя и образа своего профессионального будущего. Далее формируется готовность к выполнению разных видов профессиональной деятельности в соответствии с сущностью образовательной среды, осуществляется становление студента как субъекта деятельности. Психологическим механизмом формирования готовности студента - будущего дефектолога к выполнению деятельности является самостоятельное моделирование индивидуального маршрута личностного и профессионального развития посредством возможности выбора декларированных вариантов образовательных маршрутов  в учебной и внеучебной деятельности; трансформация знаний и умений студента в профессиональные компетенции.

Апробируемые нами методы и приемы  имеют практическое значение для подготовки специалистов системы коррекционно-развивающего обучения. Педагогическое сопровождение формирования мотивации к профессиональной деятельности у студентов - будущих дефектологов выстраивается в контексте наличествующей ситуации и проекции на будущее.

Рецензенты:

Николаева М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Корепанова М.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»,  г. Волгоград.