Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF VALUES CARE OF STUDENTS: RESULTS OF EXPERIMENTAL RESEARCH

Uskova A.L. 1
1 Melitopol State Pedagogical University named after Bohdan Khmelnytsky
Questions of formation of values attracted the attention of scientists. However, despite a number of studies, there is still no single approach to the formation of the value of care (attantion) about the other person. Insufficiently developed a problem in theory and practice, aims at an experimental study of the formation of the value of care (attention) about the other person of the school students. The process of diagnosing secondary school students expected to work with a variety of questionnaires, tests, talking with students, observing their behavior. There was analyzed the synthesis of experimental data survey of secondary school pupils of the basic process of educational work on the formation of values they care (attention) about the other person. In the course of it provided data about the ability to evaluate and analyze their actions. The article presents the results of our study, which were recorded by us and show an insufficient level of care generated values (attention) about the other person at the secondury school students. The author proposes to continue the pilot study with the appropriate procedures, questionnaires, tests, observations, which are necessary for the formation of the value of care (attention) about the other person in the primary school students.
the ability to evaluate and analyze their actions
the formation of values of care
students

Сегодня скорость развития науки побуждает педагогов гибко реагировать на изменения, как экономические, так и социальные, что возможно лишь при условиях развития учебно-воспитательной работы на основе общечеловеческой нравственности. Поэтому на сегодня процесс формирования у учащихся основной школы ценности заботы о другом человеке является приоритетным. Будущее зависит от того, какими будут ее граждане – будущее поколение, насколько у них будут сформированы: активная морально-жизненная позиция, национальное самосознание, готовность ответственно относиться к жизненным позициям и ценностям.

Современное среднее общеобразовательное заведение является мощным фактором воспитания, включает в себя процессы формирования их жизненных компетентностей, ориентиров, ценностей, нравственности, национального достоинства, патриотизма.

В реализации задачи воспитания и формирования ценностей, в частности ценности заботы о другом человеке у учащихся общеобразовательных школ одним из важнейших мест в воспитательных мероприятиях класса является внеучебная деятельность. Уроки основы здоровья, этики, классные часы, недели социальной защиты, месячник правового образования дают ученикам необходимые знания, которые воспитывают чувство ответственности о другом человеке (детей с особыми потребностями, детей-сирот, утерянных или брошенных детей, к людям почтенного возраста и т.д.). Потому что любой человек нуждается в заботе со стороны окружающих и не должен быть чужаком, маргиналом.

Важность в воспитании подрастающего поколения очерчена в ведущих образовательных документах: законах Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», в Указе Президента Украины «О мерах по развитию духовности, защиты морали и формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения», Национальной доктрине развития образования и др.

Анализ историко-педагогических работ А. Дистервега, М. Монтеня, Т. Кампанеллы, Я. Коменский, Д. Локка, Й. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Ушинского и др. свидетельствует о необходимости утверждения гуманистических педагогических идей в воспитательной работе. Значение гуманизма и добродетельности, что включает в себя широкое понятие попечительства и опеки о другом человеке в воспитании молодого поколения поднимали на высокий уровень представители украинской педагогической мысли В. Дурдуковский, О. Духнович, П. Житецкий, В. Науменко, С. Русова, Я. Чепига, С. Черкасенко и др.. Направления на благотворительность (попечительство или опеку) относительно другого человека, как движущую силу самореализации личности стало основой новаторских воспитательных концепций утвержденных такими педагогами, как П. Блонский, Г. Ващенко, А. Захаренко, А. Макаренко, В. Сухомлинский и др.

Нравственное воспитание подрастающего поколения на основе формирования готовности к заботе о другом человеке, добродетельности, как осмысленную проблему представляют исследования И. Беха, А. Бойко, Е. Бондаревськой, О. Докукиной, В. Москалець, Д. Пащенко, И. Подласого, О. Сухомлинской, В. Сухомлинского и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Актуальность затронутой проблемы формирования заботы о другом человеке в педагогической деятельности и ее недостаточная теоретическая обоснованность в отечественной педагогике направила нас на экспериментальную проверку процесса формирования ценности заботы у учащихся основной школы путем проведения воспитательной работы в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях.

Цель исследования

Представить экспериментальные данные, полученные в ходе воспитательной работы с учащимися основной школы.

Материал и методы исследования

Анализ, синтез, анкетирование, тестирование; экспериментальные данные получены в результате обследования учащихся общеобразовательной школы.

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс диагностики учащихся основной школы предполагал работу с различными анкетами, тестами, беседами с учащимися, наблюдением за их поведением.

Результаты, которые были получены нами, свидетельствуют в целом о недостаточном уровне сформированной ценности попечения учащихся. Так, диагностики умения учениками анализировать и оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы (попечения) о другом человеке, показали такие результаты: из 6 класса (33 ученика) умение оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке распределено на трех уровнях. Высокий уровень – 17 учеников (52%), средний уровень – 15 учеников (45%), низкий уровень – 1 ученик (3%). Умение анализировать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке представлено таким образом: на высоком уровне находятся 22 ученика (67%), на среднем уровне – 11 учеников (33%), на низком уровне нами не было зафиксировано (0%).

Таким образом, данные диагностики учащихся 6 класса показывают, что большинство учащихся находятся на высоком уровне, так как они, согласно тесту, могут самостоятельно анализировать и правильно оценивать свои поступки. На среднем уровне наблюдается меньшее количество учеников 6 класса, где учащиеся продемонстрировали умение самостоятельно оценивать свою деятельность в соответствии сформированной у них ценности заботы о другом человеке, однако при этом анализировать собственную деятельность у них не всегда получается правильно. На низком уровне зафиксировано самое малое количество учащихся, у которых наблюдалась неустойчивая позиция в процессах оценки своих поступков при этом низкого уровня анализа своих поступков не зафиксировано. Это показало, что для некоторых учеников крайне важно проведение работы по формированию и развитию ценности заботы о другом человеке. Результаты представлены в диаграммах №№1, 2.

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Несколько иные результаты были зафиксированы у учеников 7 класса (38 учеников). Умение оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке: на высоком уровне – 17 учеников (45%), на среднем уровне – 21 ученик (55%), на низком уровне – 0 учеников (0%). Умение анализировать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке: на высоком уровне – 24 ученика (63%), на среднем уровне – 13 учеников (34%), на низком уровне – 1 ученик (3%).

Таким образом, результаты диагностики учащихся 7-х классов показывают: что в классе, большинство учащихся находятся на высоком уровне, так как они, согласно данным, могут самостоятельно анализировать, однако при этом оценка собственной деятельности у них не всегда происходит правильно. На среднем уровне наблюдается меньшее количество учеников 7 класса, которые продемонстрировали умение самостоятельно анализировать свою деятельность в соответствии сформированной у них ценности заботы о другом человеке, однако при этом анализ собственной деятельности у них не всегда происходит правильно. На низком уровне зафиксировано самое малое количество учащихся, у которых наблюдалась неустойчивая позиция в процессах анализа и оценки своих поступков. Это показало, что для некоторых учеников крайне важно проведение работы по формированию и развитию ценности заботы о другом человеке. Результаты представлены в диаграммах №№3, 4.

Диаграмма №3

Диаграмма №4

19 учеников 8 класса при тестировании на умение оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке показали такие результаты: на высоком уровне – 12 учеников (63%), на среднем уровне – 6 учеников (32%), на низком уровне – 1 ученик (5%). А умение анализировать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке показали что: на высоком уровне – 11 учеников (58%), на среднем уровне – 8 учеников (42%), на низком уровне – 0 учеников (0%).

Таким образом, данные диагностики учащихся 8 класса показывают, что большинство учащихся находятся на высоком уровне, так как они, согласно обработке результатов теста, могут самостоятельно анализировать и правильно оценивать свои поступки. На среднем уровне наблюдается меньшее количество учеников 8 класса, где учащиеся продемонстрировали умение самостоятельно анализировать свою деятельность в соответствии сформированной у них ценности заботы о другом человеке, однако при этом оценка собственной деятельности у них не всегда происходит правильно. На низком уровне зафиксировано самое малое количество учащихся, у которых наблюдалась неустойчивая позиция в процессах анализа и оценки своих поступков. Это показало, что для такого ученика крайне важно проведение работы по формированию и развитию ценности заботы о другом человеке. Результаты представлены в диаграммах №№5, 6.

Диаграмма №5

Диаграмма №6

Анализируя результаты теста, который был применен нами для диагностики умения учениками анализировать и оценивать свои поступки в соответствии с ценностью заботы о другом человеке, показал, что большинство учеников 6-8 классов имеют в основном высокий уровень умений оценивать и анализировать свои поступки. Но если мы посмотрим на процентное соотношение уровней классов, то увидим, что на высоком уровне умения оценивать свои поступки разница в процентах колеблется от 45% до 63%, где учащиеся 6 класса – 52%, учащиеся 7 класса – 45%, учащиеся 8 класса – 63%; на среднем уровне от 32% до 55%, учащиеся 6 класса – 45%, учащиеся 7 класса – 55%, учащиеся 8 класса – 32%; на низком уровне от 3% до %5%, учащиеся 6 класса – 3%, 7 класс – 0%, учащиеся 8 класса – 5%. Сравнительные результаты умения оценивать свои поступки, представлены в диаграмме №7.

Что касается умения анализировать свои поступки, то разница в процентах также существенно отличается. Так, на высоком уровне от 58% до 67%, где учащиеся 6 класса - 67%, учащиеся 7 класса – 63%, учащиеся 8 класса – 58%; на среднем уровне от 33% до 42%, где учащиеся 6 класса – 33%, учащиеся 7 класса – 34%, учащиеся 8 класса – 42%; на низком уровне умение анализировать свои поступки всего 3% где 6 класс – 0%, учащиеся 7 класса – 3%, 8 класс – 0%. Сравнительные результаты умения анализировать свои поступки, представлены в диаграмме №8.

Диаграмма №7

Диаграмма №8

Выводы

Таким образом, анализ представленных экспериментальных, данных полученных в ходе воспитательной работы с учащимися основной школы по формированию умения оценивать и анализировать свои поступки, показал, что у большинства учеников 6-8 классов сформировано умение оценивать и анализировать свои поступки на высоком уровне. Но в процентном соотношении сформированных уровней умения оценивать и анализировать свои поступки у учеников 6-8 классов, разница колеблется. Поэтому мы делаем вывод, что необходимо проводить работу по формированию и развитию ценности попечения (заботы) о другом человеке с учениками основной школы.

Перспективой нашего экспериментального исследования будет проведение методик, анкетирования, тестирования, наблюдения для выявления уверенности в себе и необходимости свершать поступки и формировать силу стремлений.

Рецензенты:

Москалева Л.Ю., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и дошкольного образования Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь;

Волков А.Г., д.филос.н., профессор кафедры философии Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, г. Мелитополь.