Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ELECTRONIC STUDENTS’ REPUBLIC: METHODOLOGY AND THE CONCEPT OF CONSTRUCTION

Urumova Z.S. 1 Btemirova R.I. 1 Shakhramanyan M.A. 1 Kazaryan M.L. 1, 2 Mardeyan N.A. 1
1 Financial University at Government of Russian Federation Vladikavkaz branch
2 North Ossetian State University by K. L. Khetagurov
Understanding of the essence of educational opportunities and business game involves its consideration within the broader psycho-pedagogical theory. From the standpoint of the theory of contextual learning business game is a simulation of the objective and the content of social work professionals. In the business game as a form of contextual learning activities of students and kvaziprofessional are implemented a number of interrelated principles: simulation and game simulation of joint activity of participants, their interpersonal interaction and dialogue problematic duality. The project "Electronic Students’ republic" (ESR) allows on the example of solving many real practical current challenges facing the HEI, to get the necessary initial experience in the formulation of management tasks with the necessary financial and economic feasibility, the control the timing of their implementation, accountability for the results of the work performed, and others. The successful implementation of the ESR will increase the efficiency of high school on the criterion of "the employment of students."
a business game
education fund
investment in human capital
human capital
continuing education

Перед современной высшей школой ставятся разнообразные задачи, одна из которых — это возможность развития у студентов навыков самообразования и творческого саморазвития [1,3–5]. Болонский процесс, в который мы вошли, приводит к кардинальным изменениям образовательной политики в нашей стране. Практика показывает, что вот уже более 15 лет уровень подготовки выпускников не удовлетворяет запросы работодателей в большинстве отраслей. Классическое высшее образование дает студентам значительный багаж теоретических знаний, но к решению практических проблем они в большинстве случаев не готовы. В отношении вузов парадокс заключается в том, что, несмотря на тесное общение со студентами, вузовская профессура имеет весьма смутное представление о том, насколько знания, получаемые в вузе, оказываются, востребованы в профессиональной сфере [2,6].

В современной России мы сталкиваемся с понятиями «конкуренция» и «конкурентоспособность». На рынке труда пользуются успехом подготовленные специалисты, причем во всех отношениях, т.е. в профессиональной и в личной сфере, в адекватном поведении в процессе общения. Здесь очень важна деловая культура как одна из составляющих частей общей культуры.

Вузы готовят студентов к самой разнообразной интеллектуальной деятельности: профессиональной, социально-культурной, общественной, закладывают не просто конкретные знания определенного диапазона и объема, а фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. На этапе вузовской подготовки необходимо создавать все условия для формирования деловой культуры личности [2,4–6]. Современность диктует создание и выработку новых, собственных учебных стратегий с учетом интересов студентов и работодателей.

Болонский процесс требует выполнения ряда шагов, когда которых меняется не просто вузовская методика проведения занятий, но и методологические подходы к профессиональной подготовке на основе поиска путей разрешения следующих противоречий:

1) между целевыми установками на получение комплекса профессиональных знаний, умений и навыков и отсутствием как общей культуры личности, так и профессиональной. Особое внимание уделяется подготовке культурного, нравственно зрелого человека;

2) при переходе от традиционного способа подготовки специалиста к методам совместного добывания знаний. Здесь могут быть использованы активные учебные технологии – деловые игры, тренинг, практикум и т.д. Осуществляется переход с позиции «научения» на позицию «сотрудничества» со студентом в учебной работе.

Современный студент должен иметь навыки самообразования и творческого саморазвития. Очевидно, что современный вуз должен кардинально изменить весь учебно-методический комплекс, который был присущ классическому высшему образованию.

Сегодня от высшей школы требуется технологическая перестройка всех систем, прежде всего на уровне макротехнологий (или отраслевых), охватывающих деятельность на уровне образовательной отрасли, области, направления, на модульно-локальном уровне, в рамках отдельных курсов, направлений обучающего и воспитывающего характера, а также на микроуровне, контактно-личностном уровне взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

В современной действительности надо найти новые технологии подготовки профессионала. Особое внимание надо обратить при этом на методологию деловой учебно-педагогической игры.

Данная статья посвящена описанию теоретических и методологических аспектов проведения деловой игры в учебном и воспитательном процессах колледжа и вуза.

Итак, актуальность проекта вызвана существующей острой проблемой трудоустройства выпускников вузов на работу. Известно, что работодатель крайне неохотно берет на работу молодых специалистов, только что окончивших вуз, из-за того, что, как правило, выпускники вузов слабо владеют практически навыками по специальности, не умеют ставить управленческие задачи и контролировать сроки их выполнения с использованием современных информационных технологий, и др. Всему этому в вузе, как правило, не учат, и поэтому и возникает острая проблема трудоустройства молодых специалистов, окончивших вуз.

Проект «Электронная студенческая республика» (ЭСР) позволяет во многом решать перечисленные выше проблемы в процессе обучения студентов в вузе. При этом студент на примере решения многочисленных реальных практических текущих задач, стоящих перед вузом, получает необходимый начальный опыт в формулировке управленческих задач с необходимым финансово-экономическим обоснованием, контролем сроков их выполнения, отчетности за результаты выполненных работ и др. Более того, результаты работы студентов в ЭСР оценивает авторитетная экспертная комиссия, в которую входят в том числе и будущие работодатели (представители органов исполнительной и законодательной власти, науки и образования, культуры, представители бизнес-сообщества и др.). Тем самым будущему выпускнику вуза предоставляется возможность продемонстрировать потенциальному работодателю свои знания и навыки при решении реальных практических задач.

Проект позволяет привлекать студентов начиная с 1-го курса, ставя перед ними как участниками ЭСР сначала несложные задачи, потом постепенно наращивая сложность решаемых задач и соответственно, обеспечивая рост по служебной лестнице в ЭСР, добиться того, что к выпускному курсу студенты смогут приобрести существенный опыт в моделировании своей будущей служебной карьеры, избегая в будущем ненужных ошибок и конфликтов. Важно при этом отметить, что в рамках функционирования ЭСР может выполняться определенный объем курсовых, дипломных и магистерских работ. Поэтому с точки зрения дополнительных временных затрат проект не является обременительным.

Важным обстоятельством является также и то, что активный участник проекта ЭСР становится универсальным специалистом. Помимо знаний по специальности, он приобретает опыт коллективного сетевого взаимодействия для решения конкретных практических задач в рамках определенного временного интервала с использованием современных информационных технологий, умение ставить задачи подчиненным и требовать их выполнение, чувство повышенной ответственности за порученное дело и др.

Все эти качества имеют устойчивый характер, поскольку сформируются в течение длительного времени, пока студент учится в вузе.

Необходимо отметить, что работодатель, как правило, стремится взять на работу не просто специалиста, а работника, обладающего перечисленными выше достоинствами, особенно в настоящее кризисное время, когда идет сокращение персонала и требуются универсальные специалисты, которые могут одновременно решать разноплановые задачи.

Успешная реализация проекта ЭСР позволит повысить эффективность вуза по критерию «Трудоустройство студентов».

В вузе одновременно может функционировать несколько ЭСР в зависимости от числа факультетов и набора специальностей.

Описание проекта ЭСР

Формируются органы исполнительной власти (кабинет министров, из числа студентов), законодательной власти (Дума, из числа студентов), администрация Президента студенческой Республики из представителей администрации и преподавателей Вуза. Ниже на рисунке 1 приводится структура ЭСР.

Рис. 1. Структура ЭСР

Далее формируется кабинет министров ЭСР. На рисунке 2 приводится структура кабинета министров.

Рис. 2 Структура кабинета министров ЭСР

Состав кабинета министров включает в себя: министерство экологии и ресурсосбережения, министерство безопасности, министерство культуры, министерство внешнего мониторинга, министерство иностранных дел, министерство финансов, министерство здравоохранения, министерство спорта, министерство жилищно-коммунального хозяйства, министерство печати и информации.

Каждое из этих министерств наделено определенными функциями и задачами. Эта информация приведена на рисунке 2.

Вся деятельность студенческой республики осуществляется в единой информационной среде с использованием современных информационных технологий (облачные платформы, мобильные клиентские устройства (iPad, айфон, смартфон)) и с четким разграничением по функционалу (контролеры (администрация Президента Электронной студенческой Республики), ответственные (министры), участники (сотрудники министерств)), с конкретными графиками выполнения работ, сроками выполнения поручений, электронным документооборотом с подготовкой и согласованием документов в электронном виде. На рисунке 3 приводится информационная среда взаимодействия ЭСР.

В качестве возможного варианта можно использовать систему Lement.pro [6,7], или другую электронную систему управления образовательной и проектной деятельностью.

Рис. 3. Информационная среда взаимодействия ЭСР

Вышеописанная работа должна осуществляться на базе автоматизированной системы Lement.pro.

Сотрудниками Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации совместно с компанией «Элемент» — участником инновационного центра Сколково — разработана и активно используется электронная система управления образовательной и проектной деятельностью Lement.pro.

Система Lement.pro включает в себя следующие взаимосвязанные возможности, работающие как единое целое.

  • Электронный документооборот — с возможностью настройки, с учетом необходимых требований: типов и видов документов, маршрутов прохождения документов и т.д.
  • Управление длительными проектами и контроль исполнения поручений — с возможностью фиксирования сроков, изменения состава участников, сохранением истории, системой уведомлений и пр.
  • Электронный архив — хранилище информации и документов с возможностью быстрого поиска необходимой информации и мгновенного восстановления информации из архива.

Технические решения и основные принципы, заложенные в основу Lement.pro, получили одобрение в рамках международной программы Microsoft – BizSpark.

Базовый функционал Lement.pro, на основе которого построена в том числе и версия для образования, является надежным и проверенным решением, что подтверждается успешным его применением при создании систем комплексного обеспечения безопасности от угроз природно-техногенного и террористического характера на олимпийских объектах Сочи-2014 и аналогичных систем на футбольных стадионах ФИФА чемпионата мира по футболу в 2018 г. [5]

Опыт применения программы Lement свидетельствует о ее высокой эффективности и надежности при решении текущих задач образовательной и проектной деятельности.

Ожидаемые результаты

У студентов, участвующих в проекте, появляется чувство повышенной ответственности за принятие и реализацию того или иного практического решения, ведь результаты от принятия студентами этих решений сразу станут видны по улучшению или ухудшению той или иной стороны жизни вуза.

В случае реализации проекта студенты получат:

  • знания по системе государственного управления, взаимодействию различных ветвей органов государственной власти;
  • опыт коллективного сетевого взаимодействия для решения конкретных практических задач с использованием современных информационных технологий (таких как облачные платформы, мобильные клиентские устройства ( iPad,айфон, смартфон);
  • опыт подготовки в электронном виде документов, направленных на решение насущных задач вуза;
  • опыт выработки и принятия управленческих решений, в том числе и финансово-кредитной сфере;
  • возможность сформировать портфолио для последующего трудоустройства с предоставлением грамот, дипломов и рекомендаций от руководства профильных министерств и ведомств РФ, комитетов Государственной Думы РФ.

Администрация вуза получит добровольных помощников из числа студентов в решении многочисленных текущих задач вуза (как то: соблюдение чистоты на территории вуза, контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, соблюдением правил пожарной безопасности, пропускного режима и др.) и сможет улучшить показатели эффективности вуза по критерию «Трудоустройство студентов».

Финансово-экономическая схема функционирования ЭСР

На рисунке 4 демонстрируется финансово-экономическая схема функционирования ЭСР.

Рис. 4. Финансово-экономическая схема функционирования ЭСР

Платежным средством являются виртуальные (электронные) деньги. Министерство финансов формирует бюджет ЭСР по предложениям профильных министерств. Бюджет состоит из расходной и доходной частей. Расходная часть включает в себя затраты на выплату зарплаты сотрудникам корпораций, созданных в министерствах под руководством профильных министров для решения поставленных задач, покупку необходимых материально-технических средств и др. Доходная часть образуется за счет поступления платежей от реализации товаров и услуг корпорациями на их счета, открытые в Центральном Банке ЭСР. Для решения поставленных задач корпорации берут кредиты в Центральном банке ЭСР под определенный процент. В течение отчетного периода корпорации реализуют запланированные мероприятия и возвращают кредит в Центральный банк ЭСР. В конце отчетного периода организуется и проводится творческий конкурс, на котором премьер-министр, профильные министерства, члены Думы отчитываются перед Экспертной комиссией, созданной из членов Администрации Президента ЭСР и приглашенных авторитетных экспертов из вузов, министерств, ведомств, Госдумы.

Члены Экспертной комиссии рассматривают и оценивают деятельность премьер-министра, профильных министров, членов Думы с точки зрения эффективности и практической значимости запланированных и реализованных мероприятий, сбалансированности бюджета, оценки возможных объема средств, которые могут быть получены за счет реализации товаров и услуг на рынке и экономии средств вуза в том случае, если запланированные корпорациями мероприятия будут реализованы. По итогам рассмотрения определяются победители конкурса, проводится награждение победителей дипломами и грамотами с рекомендациями по дальнейшему трудоустройству после окончания вуза.

По результатам полученных оценок для каждой корпорации формируется доходная часть в виде прибыли (разницы между величиной средств, полученных от реализации товаров и услуг, и объемами полученных кредитов с учетом начисленных процентов) и величины объема финансовых средств, сэкономленных вузом в результате реализации запланированных корпорацией мероприятий. Из доходных частей корпораций формируется доходная часть бюджета ЭСР. Устойчивость экономики ЭСР оценивается путем сравнения доходной и расходной частей бюджета ЭСР. Доходная часть бюджета ЭСР и корпораций может быть трансформирована из виртуальных (электронных) денег в реальные деньги по курсу, установленному центральным банком ЭСР, и часть этих средств направлена на поощрение премьер-министра и наиболее отличившихся профильных министров, сотрудников корпораций, членов Думы.

Заключение

Сегодня не требуется доказывать, что состояние системы образования в государстве объективно отражает его общее социально-экономическое положение. Однако вопросы, связанные с изучением механизмов взаимодействия экономики, управления и образования, остаются открытыми и обсуждаемыми. Как правило, в периоды оживления экономики актуализируются теории, утверждающие первостепенность образования как основного фактора экономического роста. И наоборот — во время экономических кризисов возрастет популярность идей, подвергающих сомнению вклад образования в экономический рост.
Современный этап развития — это этап преобразования концепции человеческого капитала в концепцию качественных рабочих мест, где от работника требуются особые практические навыки. Необходимо помнить, что человеческий капитал становится капиталом тогда, когда он соединяется с практическими навыками. В этой связи рассматриваемые в статье вопросы повышения качества человеческого капитала за счет внедрения новых форм организации управленческой деятельности применительно к такой важной компоненте для экономики будущего, как активная студенческая молодежь, приобретают первостепенное значение. Проект «Электронная студенческая республика» является попыткой соединения в единое целое творческой энергии, исполнительской дисциплины и активной жизненной позиции студентов с использованием современных информационных технологий. Самое главное, что все это направлено на достижение основной цели — формирование у выпускников вуза твердых практических навыков в разработке и принятии эффективных управленческих решений, что, несомненно, им поможет как можно скорее начать активную трудовую деятельность

Рецензенты:

Баринова И.И., д.п.н., профессор кафедры географического образования инновационных и космических технологий МИОО, г. Москва;

Оржековский П.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой методики обучения химии Государственного учреждения высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» Департамента образования г. Москвы, г.Москва.