Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CLUSTER APPROACH TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE REGION

Gumarova F.Z. 1 Micheeva E.A. 1 Tsaregorodtsev E.I. 1
1 Mari State University
In article the characteristic of the present stage of development of agrarian sector. Provides detailed data on basic indicators for the development of Agriculture of the Republic of Mari El in livestock and crop production. Also provides specific data for 2009-13 years in production main products: grain, potatoes, vegetables, milk, eggs and grown weight of livestock and poultry. The special attention is paid to stimulation of investment activity of subjects of the market. The cluster analysis of production of main types of agricultural production in subjects of the Volga Federal Region is made. Measures for improvement of an investment and tax policy of agrarian sector are offered. Realization of the above stated measures will promote increase of competitiveness of agrarian sector of the Mari EL Republic and the solution of questions of import substitution in the food market of Russia.
cluster analysis
competitiveness
regional economy
agrarian sector

Появившаяся в последнее время задача импортозамещения подняла на новую высоту проблему повышения конкурентоспособности, прежде всего в производстве продовольственных товаров. Если ранее сельские товаропроизводители сталкивались с продукцией высокотехнологичного агарного сектора европейских стран, поддержанной дотациями разного рода, в том числе и экспортными, направленными на снижение предложения на пресыщенном рынке, то после введения санкционных запретов и резкого изменения курсов валют по отношению к рублю, конкуренция остается преимущественно внутри страны. Этот фактор не только резко повышает объем потребления внутри страны, но даже позволяет производить на экспорт товары, которые были ранее неконкурентоспособными по ценовым характеристикам.

В таких условиях внимание теоретиков и практиков вновь обращается к условиям эффективного функционирования кластеров в отечественном аграрном производстве. Анализу работы кластерных образований был посвящен ряд работ не только ведущих специалистов рассматривавших проблему в масштабе страны, но и отразивших ее аспекты для догоняющих регионов Приволжского федерального округа [1,3,5]. Главным направлением было создание и государственная поддержка кластерных структур в аграрном секторе [4], в первую очень их финансовое обеспечение [2].

Анализ и обсуждение результатов исследования. Аграрный сектор Приволжского федерального округа является одним из основных производителей продовольствия в России, но широкий спектр природно-климатических условий не дает возможности рассматривать его как единое целое для выработки рекомендаций по теме исследования. Проверенным средством для выделения однородных групп является кластерный анализ.

Сначала применим его для исследования производства основный видов сельскохозяйственной продукции в субъектах Приволжского федерального округа. Разделение на группы проведено с использованием кластерного анализа методом Уорда. Этот метод отличается от всех других методов, поскольку он использует методы дисперсионного анализа для оценки расстояний между кластерами. Метод минимизирует сумму квадратов (SS) для любых двух (гипотетических) кластеров, которые могут быть сформированы на каждом шаге. В анализе использовано производство мяса, молока (тыс. тонн) и яиц (тыс. шт.). Результаты представлены на рис.1.

Результаты анализа показывают высокую эффективность производства в двух республиках: Татарстане и Башкортостане, где наряду с благоприятными погодно-климатическим условиями большое внимание уделяется государственной поддержке сельского хозяйства, основой которой являются финансовые возможности субъектов, основанные на доходах нефтедобывающей отрасли республик.

Рис. 1 Дендограмма кластерного анализа субъектов Приволжского федерального округа по производству основных видов сельскохозяйственной продукции (животноводства и растениеводства) в хозяйствах всех категорий за 2013 год

Вторую группу составляют самые южные из субъектов округа – Саратовская и Оренбургская области. Их аграрный сектор фокусирован преимущественно на производство зерновых, которое в данных условиях является рентабельным. С ними также трудно сравнивать основную массу хозяйств округа.

Одной из наиболее представительных является третья группа хозяйств, в которой сосредоточены центральные субъекты округа, республики Чувашия и Марий Эл: Ульяновская и Кировская области. В них условия производства можно считать усредненными для средней полосы, и полученные выводы можно будет распространять на другие регионы.

Основным развиваемым кластером в республике Марий Эл является птицеводческий. Локомотивом выступает активно поддерживаемый руководством республики агрохолдинг «Птицефабрика Акашевская». За последние годы построено не только значительное количество птицефабрик, но и предприятие по производству маточного яйца, инкубатор, комбикормовый завод, на стадии проектирования предприятие по переработке птичьего помета. Важными элементами является переработка полученной продукции, доведение ее до потребителя через собственную торговую сеть. Важные функции кластера несет сотрудничество с Марийским государственным университетом – там готовят специалистов по большинству необходимых специальностей на нескольких факультетах.

В целом агропромышленный комплекс Марий Эл является ведущей системообразующей сферой экономики республики, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике Марий Эл на 2008-2012 годы» обеспечила рост деловой активности в агропромышленном комплексе республики и повышение инвестиционной привлекательности отрасли, увеличение объемов сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов. Активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований.

Современный уровень развития сельского хозяйства республики Марий Эл во многом определяется имеющимся природно-ресурсным потенциалом – наличием сельскохозяйственных земель, эффективностью их использования, существующими на территории ограничениями ведения сельского хозяйства, инфраструктурной обеспеченностью и институциональными условиями ведения агробизнеса.

В 2009-2013 гг. наблюдался рост сельскохозяйственного производства; среднегодовой темп прироста за этот период составил 8%. Сокращение объема продукции сельского хозяйства отмечалось только в 2010г., в основном в связи с неблагоприятными погодными условиями [7].

Таблица 1

Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Продукция сельского хозяйства:

 

 

 

 

 

в фактических ценах

18453,3

16461,8

21910,8

25194,4

30232,4

в % к предыдущему году*

103,1

87,5

126,7

113,4

109,2

Продукция растениеводства:

 

 

 

 

 

в фактических ценах

7690,3

6344,2

10720,0

11389,4

12984,0

в % к предыдущему году*

109,0

63,6

168,9

107,6

99,3

Продукция животноводства:

 

 

 

 

 

в фактических ценах

10763,0

10117,6

11190,8

13805,0

17248,3

в % к предыдущему году*

99,0

104,6

100,1

119,1

117,5

*В сопоставимой оценке

В структуре сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий на долю продукции растениеводства и животноводства в 2009 г. приходилось 41,7 и 58,3%, в 2013г. – соответственно 42,9 и 57,1% [7, с. 15]

Основными производителями сельскохозяйственной продукции в 2009-2013гг. продолжали оставаться сельскохозяйственные организации и хозяйства населения.

Наибольшая часть сельскохозяйственной продукции производится в хозяйствах населения – 49,6%, доля сельскохозяйственных организаций составляет 48,5%, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей – 1,9% [7, с. 17].

С 2012 года в республике Марий Эл реализуются ведомственные целевые программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм, в рамках которых предусмотрены гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. За 2013 год государственную поддержку за счет средств федерального и республиканского бюджетов получили 11 начинающих фермеров и 5 семейных животноводческих ферм на общую сумму 34,57 млн. рублей [6].

Таблица 2

Производство сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (тонн)

 

2009

2010

2011

2012

2013

Зерно (в весе после доработки)

279774

101863

289920

184248

158260

Картофель

295250

159755

281222

326753

314144

Овощи

176429

140972

184373

196434

178054

Скот и птица на убой (в убойном весе)

50698

55976

65375

90028

119574

Молоко

220403

214386

200947

197518

194321

Яйца, тыс. штук

321856

329598

333376

323547

334800

В 2013 году в основной капитал сельского хозяйства инвестировано средств в 13,6 раз больше, чем в 2009 году, и в 3,8 раз больше, чем в 2012 году [7, с. 22 ].

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» и ввод в действие производственных мощностей

 

2005

2009

2010

2011

2012

2013

Инвестиции в основной капитал(в фактически действовавших ценах), млн.руб.1)

332,8

909,6

1330,6

2618,4

3279,7

12369,8

Ввод в действие производственных мощностей

 

 

 

 

 

 

животноводческие помещения, тыс. мест:

 

 

 

 

 

 

для крупного рогатого скота

3,6

-

0,7

-

-

0,2

для свиней

26,0

0,7

-

15,1

1,9

-

для птицы

-

234,0

168,0

660,0

450,0

7500,0

зерносеменохранилища, тыс. т

6,2

-

-

-

-

-

хранилища для картофеля и овощей, тыс. т

-

-

-

4,4

-

-

1) Без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

Объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства за 2013 год составил 1264,893 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 992,807 млн. рублей, республиканского бюджета республики Марий Эл – 272,086 млн. рублей.

По итогам деятельности за 2013 год индекс промышленного производства пищевых продуктов, включая напитки, составил 115,4 % по сравнению с 2012 годом.

Отгрузка товаров собственного производства в целом по производству пищевых продуктов, включая напитки, за 2013 год составила 120,2 % по сравнению с 2012 годом.

По состоянию на 1 января 2014 г. на реализацию республиканской целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» направлено 78,432 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 30,4 млн. рублей, республиканского бюджета республики Марий Эл – 48,032 млн. рублей.

В рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в республике введено в эксплуатацию 29,58 км газовых сетей низкого давления, 15,01 км локальных водопроводов, ввод жилья в сельской местности составил 4,796 тыс. кв. метров.

Диверсифицированный рост аграрного сектора призваны обеспечить развитие цесарководства, коневодства и переработки продукции данных сельскохозяйственных отраслей.

Большое значение имеют также достижение экологической безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия, минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.

Указанные направления включены в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике Марий Эл на 2013-2020 годы.

Реализация выбранных направлений развития предполагается с помощью подпрограмм «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». Также сюда относятся программно-целевые инструменты – республиканские целевые программы (например, «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»), ряд ведомственных целевых программ Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Марий Эл.

В настоящее время действует ряд льгот, направленных на стимулирование обновления основных фондов предприятий АПК.

Главной из них является льгота по уплате налога на прибыль, так как в основном прибыль предприятия составляет подавляющую часть инвестиций в основные фонды предприятия. Так, по налогу на прибыль организаций, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), по деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, установлена нулевая ставка (0%).

Также в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ 18% ставки налога на прибыль организации зачисляется в бюджет субъекта РФ и может быть снижена законом субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков. Законом республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З установлены следующие льготы для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории республики Марий Эл:

  • при размере инвестиций от 25 млн. руб. до 50 млн. руб. ставка налога, зачисляемая в бюджет республики Марий Эл, равна 17 %;
  • при размере инвестиций 50-75 млн. руб. – 16%;
  • при размере инвестиций 75-100 млн. руб. – 15%;
  • при размере инвестиций свыше 100 млн. руб. – 14%.

С 2009 года в республике Марий Эл предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество тех предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн. рублей. Данная льгота предоставляется в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на три года со дня начала действия налоговой льготы.

Выводы:

Для решения проблем современного аграрного сектора следует создать систему поддержки инвесторов, существенной частью которой может стать набор налоговых льгот для предприятий аграрного кластера, особенно предприятий сельскохозяйственного машиностроения и переработки. Создание благоприятных условий для ведения сельского хозяйства, снижения его издержек и инвестиционных рисков, введение налоговых льгот при реализации инвестиционных проектов определяют стратегический фундамент для дальнейшего повышения конкурентоспособности АПК.

Исследования поддержаны грантом РГНФ №14-12-12001

Рецензенты:

Арзамасцев А.Д., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола;

Бурков А.В., д.э.н., профессор кафедры прикладной статистики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.