Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TOURISM AS A TOOL FOR THE SATISFACTION OF HUMAN NEEDS IN VARIOUS ACTIVITIES (FOR EXAMPLE, PENZA REGION)

Kuporosova E.P. 1 Ulitskaya N.Yu. 1 Akimova M.S. 1
1 The Penza State University of Architecture and Construction
The article provides an analysis of the tourist potential of the Penza region. The main objectives: to study the internal demand for tourist services on the basis of the survey and the inhabitants of Penza region; the study of foreign demand for tourist services Penza region on the basis of a telephone survey of residents of other regions of Russia. As research methods chosen: SWOT-analysis; personal interview; telephone survey. A survey of residents of the Penza region covered 600 people aged 15 to 60 years and performed in the period of autumn-winter 2013-14. Poll residents of other regions of Russia - 200 people aged 15 to 60 years and performed in the period of winter-spring 2014. Findings of the study can be considered: few outlets that tourism products the local population, the unknown field of tourism products abroad. Authorities are encouraged to reinforce the concentration of positioning and promotion of the Penza region at the federal level.
tourist potential
Penza region
SWOT-analysis
a survey of the population
the human need for rest

Интересно, почему одни территории имеют огромную популярность у людей в качестве мест для отдыха, а другие требуют огромных усилий органов власти и общественности по привлечению и удержанию туристского потока? Вариантов ответа может быть много. Рассмотрим некоторые из них.

По сути, получается, что все российские регионы обладают своей уникальностью, определенной привлекательностью и потенциалом для развития сферы гостеприимства – туризма, однако не все способны громко заявить о себе. Не является исключением и такая провинция в европейской части страны, как Пензенская область: обладает природным, культурно-историческим потенциалом и выгодным географическим положением для привлечения гостей, однако о ней мало кто знает.

Таблица 1

«Уникальность» Пензенской области

Достопримечательности

Здания, являющиеся лицом г. Пензы и области

Пензенский областной драматический театр им. А.В. Луначарского; филармония на ул. Суворова; киноконцертный комплекс на ул. Суворова; областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова; спортивно-развлекательный комплекс «Дизель-Арена»; кинотеатр «Современник»; здание Правительства Пензенской области; областная картинная галерея и художественное училище им. К.А. Савицкого; вокзал станции Пенза I; центр театрального искусства «Дом Мейерхольда»; Цирк (первый в России стационарный цирк братьев Никитиных)

Памятники, символизирующие Пензу и область

Скульптура «Первопоселенец»; монумент «Росток»; памятник Победы; памятник М.Ю. Лермонтову; памятник В.Г. Белинскому

Часто посещаемые горожанами места отдыха

Кинокомплекс «Современник»; парк им. В.Г. Белинского; гостиничный комплекс «Чистые пруды» вместе с парком скульптур «Легенда»; Олимпийская аллея; набережная р. Суры; зоопарк, загородный клуб «Волков»

Музеи, посещаемые горожанами

Краеведческий музей; картинная галерея им. К.А. Савицкого; музей одной картины; музей народного творчества; «Дом Мейерхольда»; парк «Легенда»; «Тарханы»; музей стекла и хрусталя в г. Никольске

Места, посещаемые гостями города и области

Пешеходная ул. Московская; набережная р. Суры; парк им. В.Г. Белинского; зоопарк; драматический театр им. А.В. Луначарского; филармония и киноконцертный комплекс на ул. Суворова; кинокомплекс «Современник»; база отдыха «Чистые пруды»; «Тарханы»; «Дом Мейерхольда»; областная картинная галерея им. К.А. Савицкого; спортивно-развлекательный комплекс «Дизель-Арена»; торгово-развлекательные центры «Коллаж», «Пассаж»; «Суворовский»; «Сан-Март»

Товары

Товары, производящиеся только в Пензенском крае

Настойка «Золотой петушок»; сердечные клапаны; пиво «Самко»; часы «Заря»; велосипеды «ЗиФ», «Сура», «Салют»; вода «Кувака»; конфеты «Тарханы»

Известные люди

Исторические личности, связанные с Пензенским краем

М.Ю. Лермонтов; В.Г. Белинский; В.О. Ключевский; В.Э. Мейерхольд; А.И. Куприн; М.Е. Салтыков-Щедрин; Д.В. Давыдов; А.Н. Радищев; К.А. Савицкий; И.Н. Ульянов; Н.Н. Бурденко; А.М. Кижеватов; М.Н. Тухачевский; В.И. Пацаев; В.Е. Татлин; Н.Н. Крылов; Л.Б. Ермин

Современники, связанные с Пензенским краем

П. Воля; А. Макарский; С. Пенкин; М. Ситтель; Т. Родригез; А.М. Самокутяев; В.К. Бочкарев

Пензенские бизнесмены

О.Ю. Тоцкий; К.М. Волков; С.А. Жулябин; В.К. Бочкарев; Р.Б. Чернов; В.Н. Супиков; Е.И. Мануйлов; В.М. Журавлев; И.Н. Руденский

Пензенские спортсмены

Ю. Пахалина; И. Лукашин; Н. Лаврова; А. Зуева; А. Нетесанов; О. Белугина; Я. Затуливетер; Н. Сутягина

Пензенские ученые

В.О. Ключевский; Г.Н. Белорыбкин; Н.Н. Бурденко; С.Д. Резник; Л.Н. Семеркова

Пензенские музыканты

С. Пенкин; А. Макарский; П. Воля; Т. Родригез; В. Каширский; А. Львов-Белов; О. Гришин

Пензенские политики

Л.Б. Ермин; В.К. Бочкарев; И.Н. Руденский; В.И. Илюхин; А.С. Калашников; В.Н. Супиков; А.Д. Гуляков.

Пензенские художники

К.А. Савицкий; И.С. Горюшкин-Сорокопудов; В.В. Филатов; Г.Т. Карпов; А.С. Король; Н. Ли; В. Татлин; Г. В. Мясников

Мероприятия

Культурно- развлекательные

«Шурум-бурум»; Лермонтовские чтения; фестиваль «Крепость Русь»; фестиваль казачьей культуры «Сурская застава»; фестиваль исторической реконструкции «Дикое поле»; исторический фестиваль «Гардарика»; областной фестиваль «Под парусом надежды»; постоянная экспозиция музея одной картины им. Г.В. Мясникова; ежегодный симпозиум в парке скульптур «Легенда»

Научные

Областная научно-практическая конференция «Эврика»; областная выставка «Прогресс»; гуманитарный фестиваль «Провинция»; аукцион идей «InnoTeens»

Коммерческие

«День поля»; «Инвестиционный форум»; выставка «Пензенская марка»

Спортивные

Кубок Губернатора Пензенской области по теннису; открытое первенство области по фигурному катанию «Сурские коньки»; международные соревнования по художественной гимнастике «I Мемориал памяти ЗМС СССР Затуливетер Я.М.»

В табл. 1 представлены основные объекты, субъекты и события, способствующие развитию туристского направления в Пензенской области.

На территории Пензенской области находится более 200 памятников истории и архитектуры, музеи-заповедники, живописные зоны отдыха, охоты и рыболовства. В регионе сформирована сеть домов отдыха и здравниц, в их числе санатории им. Володарского, им. Кирова, «Березовая роща», «Полесье», «Хопровские зори», пансионат «Нижне-Липовский», турбаза и отель «Чистые пруды», они расположены в экологически чистых районах [5, 7].

В области за последние годы состоялись более 100 соревнований всероссийского и международного уровней: этап Кубка мира по художественной гимнастике, этап кубка Европы по триатлону, турнир по теннису, соревнования по спортивной гимнастике стран СНГ и Балтии и т.д.[1, 2].

Сегодня в области работает более 60 туристических фирм, 4 из них – туроператоры. Приемом туристов занимаются около 20 компаний. На сегодняшний день в области насчитывается 121 средство размещения гостей общей вместимостью 7070 мест [6].

С 2011 г. туристическая отрасль Пензенской области начала опираться на стратегию развития туризма на 2011–2016 гг., утвержденную в августе 2010 г. [1, 2] Считается, что, при условии создания развитой инфраструктуры, область способна принимать до миллиона туристов, пока же область посещает около 300 тыс. человек в год.

В настоящий момент Пензенская область имеет типичный имидж для регионов Европейской части России с невысоким экономическим потенциалом и не обладает выраженными имиджевыми особенностями. Одним из ключевых факторов такого восприятия Пензенской области является низкая интенсивность распространения информации об области на федеральном уровне [3, 7]. Наличие слабых сторон будет сдерживать развитие области и, если не принимать меры по нейтрализации их влияния, то возможно развитие угроз (табл. 2).

Таблица 2

SWOT-анализ туристической привлекательности Пензенской области

сильные стороны

возможности

Высокая рекреационная привлекательность;

стимулирование возникновения новых предложений на рынке туруслуг на уровне областного Правительства

Развитие туризма и производство товаров для туризма;

поддержка турпредложений Правительством области

слабые стороны

угрозы

Большинство туристских ресурсов не сформировано в территориальный продукт;

низкая степень развития маркетинговых коммуникаций продвижения турпродукта

Могут не возникнуть новые предложения на рынке туристских услуг;

потенциальные целевые аудитории могут не узнать о турпродукте

В целом Пензенская область обладает достаточным потенциалом для организации оздоровительных, познавательных, религиозных, спортивных и сельских туров и имеет возможность предложить качественные условия для комфортного отдыха всем желающим посетить Пензенский край.

Опрос среди 600 пензенцев показал достаточно высокое знание респондентами туристических объектов Пензенской области, причем наиболее высокий уровень осведомленности продемонстрировали представители самой молодой группы респондентов (рис.1, 2, 3, 4, 5).

Рис.1. Ответ всех респондентов на вопрос: «Какие туристические места Пензенской области Вы знаете?»

Рис. 2. Тройка лидеров по узнаваемости у молодежи (15-23 года)

Рис. 3. Тройка лидеров по узнаваемости у возрастной группы 24-34 года

Рис. 4. Тройка лидеров по узнаваемости у возрастной группы 35-45 лет

Рис. 5. Тройка лидеров по узнаваемости у возрастной группы 46-60 лет

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что осведомленность населения об имеющихся в Пензенской области туристических местах достаточно высока.

Уровень посещаемости оказался значительно ниже вследствие их малой популярности и отсутствия должного предложения. Лидером по числу посещений остаются Тарханы и турбаза «Чистые пруды». На сегодняшний момент получение новых впечатлений и территориальная близость являются для населения наиболее привлекательными сторонами внутреннего туризма. Однако, по мнению самих жителей Пензенской области, для более частого посещения туристических мест, необходима доступная информация, в формате афиш и в режиме нон-стоп.

Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой, а также в активности, что связано с актуализацией социальных и культурных ресурсов человека. В период краткого или длительного отдыха, когда человек варьирует выбор разных занятий в соответствии со своими предпочтениями, происходит его эффективное оздоровление, восстанавливается работоспособность [4]. Не случайно земли рекреационного назначения связывают с рекреацией как биологической активностью человека. И то и другое направлено на восстановление потенциала, на оздоровление, которые ослабляются в процессе жизнедеятельности.

Как следствие, мы полагаем, что земля-товар, используемая для физического и социально-культурного оздоровления, способна удовлетворять базовую потребность человека в различных видах отдыха: рекреационный, культурно-познавательный, деловой, спортивный, экстремальный, экологический, сельский, образовательный, научный.

Поэтому, крайне важно выяснить, какие виды отдыха способна предложить и этим удовлетворить потребителя пензенская земля. Ответ респондентов на вопрос: «Какие виды туризма в Пензенской области Вас привлекают?» выявил, что большинство респондентов, особенно молодежь, предпочитает отдыхать за пределами области (рис.6). Молодые люди в возрасте от 24-34 лет из-за недостатка средств активно стараются отдыхать в Пензенской области, но при наличии возможности выберут заграничный отдых. Достаточно высок процент тех, кого внутренний туризм не привлекает (30%). Это объясняется, прежде всего, тем, что данная группа имеет больше возможностей для выбора, по сравнению с младшей группой, между местными и зарубежными достопримечательностями и склоняется в сторону внешнего туризма. Причиной может являться также то, что внутренний туризм не был им интернализирован в детстве.

Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Какие виды туризма в Пензенской области Вас привлекают?»

В опросе среди иногородних респондентов приняли участие 200 человек. Из них менее 20% посещали Пензенскую область. Из тех, кто не посещал, более 50% выразили желание ее посетить. Однако, при вопросе, где они будут отдыхать летом 2014 года, только 3 семьи выразили желание, вернее финансовую возможность, приехать в Пензенский регион к родственникам.

Знания иногородних респондентов о Пензенской области в основном связаны с именами известных личностей Пензенского края – Лермонтовым М.Ю., Белинским В.Г., Радищевым А.Н., Павлом Волей, Тимуром Родригесом, Сергеем Пенкиным, Антоном Макарским, причем уровень осведомленности достаточно высок.

Абсолютным лидером по степени известности среди опрашиваемых людей является туробъект «Тарханы» (60%). Наименее известным туристическим местом оказалось Золоторевка: лишь 11 респондентов знают о существовании здесь Городища. Практически неизвестны среди иногородних респондентов места санаторно-курортного отдыха в Пензенской области: они не смогли вспомнить ни одного из данных мест. Удивили познания москвичей – 80% опрошенных знают о существовании парка «Легенда» на Чистых прудах.

Существенной проблемой является низкий уровень обслуживания. Как показало исследование, уровень обслуживания имеет огромное значение для туристов. Респонденты проранжировали факторы, оказывающие влияние на посещение туробъектов, и уровень обслуживания они выделили как один из самых важных (рис. 7).

Рис. 7 Факторы, оказывающие влияние на спрос на туробъекты Пензенской области по мнению иногородних респондентов (баллы 1 – 10, от менее значимого к более значимому)

Таким образом, существует необходимость в улучшении качества предлагаемых услуг в сфере туризма, развитии инфраструктуры (транспортная доступность, авиаперевозки и др.), проведении различных мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей разнообразных слоев населения, информировании граждан как Пензенской области, так и других регионов о предлагаемых туристических услугах, эффективном использовании земельно-имущественного комплекса, удовлетворяющем эстетические и функциональные потребности населения.

Важно правильно оценить туристские возможности территории, выбрать тактику действий и стратегию развития, одной из которых может быть стратегия формирования территориального бренда, базирующегося на потребительскую ценность земли, удовлетворяющую потребности человека в отдыхе.

Рецензенты:

Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой землеустройства и геодезии ПГУАС, г. Пенза;

Ломов С.П., д.г.н., профессор кафедры кадастра недвижимости и права ПГУАС, г. Пенза.