Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL MODEL OF RESEARCH COMPETENCE FORMATION BY THE STUDENTS WHO STUDY HUMANITIES: ASPECTS OF STRUCTURE AND SYSTEM

Kazarina L.A. 1
1 Tomsk Polytechnic University
The article deals with the structural and system characteristics of pedagogical model for the formation of research competence of pupils of secondary school profile humanitarian classes. Reference to the problem of research competence formation by the students of secondary school is due to the changing demands of modern education to the organization and design of the learning process, the formation of key competencies by the secondary school graduates. Research is one of the productive ways of forming of students’ research competence. Structural and systemic characteristics of the proposed pedagogical model include the target (the formation of research competence by pupils of profile humanitarian classes of the secondary school) and the objectives (the formation of interest and motivation for the research activity; attaching the students to research activity; involving the students into research activities), implemented approaches (competence and environmental), principles (structuring of research competence of pupils of profile humanitarian classes; polysubject interactions; stages of research competence formation by the pupils of profile humanitarian classes; continuality of research competencies formation monitoring which ensure the formation of research competence; teachers’ team work during the research competence formation by the pupils of profile humanitarian classes).
secondary school
research competence
students of profile humanitarian grades
pedagogical model
the principles of research competence
Стремительное развитие науки, интеграция высшего образования в международную двухуровневую систему делают необходимым формирование у выпускников общеобразовательной школы ключевых компетенций. В силу этого формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы становится одной из важных задач на старшей ступени школьного образования.

Цель исследования

Целью исследования является рассмотрение структурно-системных характеристик педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы.

Материал и методы исследования

В качестве материала исследования привлекались результаты обучения учащихся 10-11 профильных гуманитарных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 города Томска» в период с 2010-2014.

Результаты исследования

Под исследовательской компетентностью учащихся профильных гуманитарных классов мы понимаем интегративное качество личности, предполагающее готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности в сфере гуманитарных наук. Структурными компонентами исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов выступают личностная, когнитивная, деятельностная, представленные группами соответствующих компетенций: личностно-акцентированными, когнитивно-акцентированными, деятельностно-акцентированными. Исследовательская компетентность учащихся профильных гуманитарных классов формируется в рамках педагогической модели. Эффективность процесса формирования исследовательской компетентности зависит от его тщательного планирования и организации. С этой целью целесообразно обратиться к разработке педагогической модели.

Структура предлагаемой педагогической модели представлена элементами, образующими две различные общности объектов: структурно-системные, характеризующиеся относительной устойчивостью, и функциональные объекты с динамической природой. Тем самым уместно говорить о двойственном составе модели: с одной стороны, она имеет 1) структурно-системные характеристики, а с другой стороны, функционирующие динамические объекты ее структуры образуют 2) функционально-организационную группу характеристик.

В рамках данной статьи рассмотрим структурно-системные характеристики педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы.

К структурно-системным характеристикам педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы относятся: а) цель и задачи, б) реализуемые подходы, в) принципы.

А. Целью педагогической модели выступает формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы, задачами сообразно выделяемым этапам формирования указанной компетентности и уровням ее сформированности являются: 1) формирование интереса и мотивации к исследовательской деятельности; 2) приобщение учащихся к исследовательской деятельности; 3) включение учащихся в исследовательскую деятельность.

Б. Основными подходами, используемыми для построения педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы, являются:

  • компетентностный подход (В.И. Байденко, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др.), выступающий главным теоретическим ориентиром для разработки нового педагогического знания, составляющего понимание особенностей процесса формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов, и реализующийся в конечном продукте в практической реализации педагогической модели - сформированной исследовательской компетентности учащихся);
  • средовой подход (А.И. Артюхина, В.В. Сериков и др.), выступающий теоретическим основанием функционирования и развития исследовательски-развивающей среды, позволяющей управлять развитием личности будущего исследователя через «создание определенных условий предметно-пространственного, культуротворческого, интеллектуального характера» [4].

В. Для успешного решения поставленных задач необходимо сформулировать принципы, на основе которых функционируют указанные подходы:

1) Принцип структурирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов.

2) Принцип полисубъектного взаимодействия.

3) Принцип этапности формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов.

4) Принцип непрерывности мониторинга формирования исследовательских компетенций, обеспечивающих формирование исследовательской компетентности.

5) Принцип работы педагогической команды при формировании исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов.

Принципы формирования исследовательской компетентности учащихся позволяют ответить на вопрос, как те или иные закономерности формирования исследовательской компетентности учащихся при организации исследовательской деятельности, а также требования, раскрывающие реализацию этих принципов, могут быть реализованы на практике. Поэтому в рамках раскрытия механизма функционирования формирования исследовательской компетентности учащихся представляется целесообразным обозначить принципы и показать закономерности. Для реализации каждого из принципов необходимо соблюдение ряда требований.

1) Принцип структурирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов.

Данный принцип отражает следующие закономерности: во-первых, для формирования исследовательской компетентности учащихся в форме компетенций необходимо четко планировать данные компетенции предполагаемыми результатами исследовательской деятельности; во-вторых, для формирования исследовательской компетентности учащихся в форме компетенций важно обозначить группы и состав тех исследовательских компетенций, которые составляют основу исследовательской компетентности.

Основными требованиями, обеспечивающими реализацию данного принципа, выступают: наличие групп и состава исследовательских компетенций учащихся в структуре их исследовательской компетентности; спланированность результатов формирования исследовательской компетентности учащихся в форме компетенций, формируемых у учащихся.

2. Принцип полисубъектного взаимодействия. Принцип полисубъектности, характеризующий взаимодействие участников образовательного процесса на всех этапах, раскрыт и конкретизирован Л.Г. Смышляевой [5].

Закономерность, лежащая в основе принципа полисубъектного взаимодействия, подразумевает, что уровень сформированности исследовательской компетентности учащихся зависит от продуктивности системы полисубъектного взаимодействия при организации исследовательской деятельности учащихся.

Требование, обеспечивающее реализацию данного принципа: субъектами образовательного взаимодействия в процессе формирования исследовательской компетентности учащихся выступают как учащиеся профильных гуманитарных классов, так и педагоги основной школы и вуза - руководители творческих объединений (клубов) учащихся, спецкурсов, проблемно-творческой группы, научно-практических конференций учащихся.

В основе данного принципа лежит взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: обучающего и обучающегося/обучающихся и обучающихся между собой. Основными характеристиками взаимодействия субъектов являются осознанность и целеполагание, определяющие формы взаимодействия - сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве) и общение. Обе формы взаимосвязаны между собой (взаимодействие в форме сотрудничества предполагает и общение) и проявляются в образовательном процессе, осуществляемом внутри образовательной системы.

Характер учебного взаимодействия субъектов образовательного процесса может быть представлен как субъектно-субъектный [1, 2, 3, 5]. Это особый тип учебного взаимодействия, связанный с преобразованием позиций преподавателя и учащегося в личностно равноправные позиции, как на уровне обмена информацией, так и на уровне межличностного взаимодействия. Образовательный процесс в педагогической системе представлен разными людьми, группами, коллективами (например, учащийся, группа учащихся, коллектив педагогов и т.д.), т.е. каждый индивидуальный субъект включен одновременно в разные коллективные субъекты. Если педагог работает с коллективом учащихся, которые также взаимодействуют между собой, то в его задачи входит формирование данного коллектива как совокупного субъекта, при этом учебные усилия последнего должны быть также направлены на достижение общей цели. Каждый участник полисубъектного взаимодействия имеет собственные, но согласованные цели, и каждый работает в рамках своих функций.

В контексте осуществления предлагаемой педагогической модели принцип полисубъектного взаимодействия реализуется в характере взаимодействия субъектов научного общества исследователей, выражающемся в развитии научного партнерства, осуществлении совместного научного поиска, общении на научные темы и атмосфере сотрудничества между учащимися и педагогом, который становится одновременно научным руководителем молодых исследователей.

3. Принцип этапности формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов.

Принцип этапности заключается в поэтапной организации процесса формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов в условиях исследовательски-развивающей среды. Данный принцип обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность этапов и методов формирования указанной компетентности, а также форм организации исследовательской деятельности субъектов научного общества исследователей.

Требование, обеспечивающее реализацию данного принципа: выделение и описание этапов формирования исследовательской компетентности, обозначение задач каждого из этапов и планируемых результатов.

4. Принцип непрерывности мониторинга формирования исследовательских компетенций, обеспечивающих формирование исследовательской компетентности.

Формирование исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов является непрерывным и пролонгированным во времени процессом и осуществляется на протяжении всего периода обучения, в нашем случае - на старшей ступени общеобразовательной школы. В процессе формирования исследовательской компетентности необходимо обеспечить переход от оценки знаний к оценке компетенций при диагностике результатов исследовательской деятельности.

К требованиям, обеспечивающим осуществление данного принципа, относятся: разработанность показателей и индикаторов, обеспечивающих диагностические процедуры оценки сформированности исследовательских компетенций учащихся; наличие методических указаний по обеспечению непрерывного мониторинга формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе исследовательской деятельности.

Данный принцип реализуется в мониторинге формирования исследовательских компетенций, осуществляемом педагогами общеобразовательной школы. Целью мониторинга выступает получение объективной и достоверной информации о ходе и результатах формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности, управление ее качеством и осуществление итоговой педагогической диагностики и интерпретации ее результатов.

Задачи мониторинга: систематический сбор информации о ходе и результатах формирования исследовательских компетенций; анализ показателей сформированности исследовательских компетенций и индикаторов на основе собранной информации; наличие методических указаний по обеспечению непрерывного мониторинга формирования исследовательских компетенций учащихся; выявление проблемных областей в осуществлении формирования исследовательских компетенций; принятие управленческих решений корректирующего характера.

5. Принцип работы педагогической команды при формировании исследовательской компетентности.

Закономерную основу данного принципа составляет необходимость формирования педагогической команды общеобразовательной школы, обеспечивающей возможность включения учащихся в исследовательскую деятельность для формирования у них исследовательской компетентности.

В качестве требований, обеспечивающих реализацию данного принципа, нами определены: наличие педагогической команды, обладающей совокупностью знаний и понятий, необходимых для постановки и решения исследовательских задач в своей профессиональной деятельности; проведение рефлексивного педагогического семинара, позволяющего педагогам школы:

  • разработку концепции исследовательской деятельности в образовательной школе;
  • моделирование программы педагогической деятельности и принципов создания в общеобразовательной школе исследовательски-развивающей среды из числа педагогов и учащихся для формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов;
  • определение перечней исследовательских компетенций как основы исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов;
  • обозначение методов и форм работы педагогической команды по реализации исследовательской деятельности учащихся;
  • проектирование программы работы каждого педагога, отражающей методы активизации и включения учащихся в исследовательскую деятельность для формирования у них исследовательской компетентности средствами педагогического воздействия, предлагаемыми им;
  • осуществление итоговой педагогической диагностики и интерпретации ее результатов;
  • пролонгированное отслеживание профессионально-образовательной траектории выпускника: как сформированные исследовательские компетентности учащихся профильных гуманитарных классов повлияли на выбор занятия наукой как видом профессиональной деятельности.

Выводы

Все вышеизложенные структурно-системные характеристики педагогической модели (цель и задачи, реализуемые подходы, теоретически обоснованные принципы) взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют основу формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы. Указанная педагогическая модель значительно расширяет представления о процессе формирования исследовательской компетентности учащихся профильных гуманитарных классов общеобразовательной школы, показывает траекторию ее формирования.

Рецензенты:

Барышников Н.В., д.п.н., профессор, кафедра иностранных языков Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, кафедра инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.