Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PSYCHOLOGICAL SAFETY OF A PERSONALITY AS A CONDITION OF SOCIO-ENVIRONMENTAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS

Bubnova O.V. 1 Kulikova O.V. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Belgorod National Research University»
The paper views the current issues of Psychological safety and socio-environmental adaptation of a personality in the context of young specialists. the articale performs the structure of psychological safety of a young specialist personality. Due to the theoretical analysis of the main approaches to the understanding of psychological safety, the definition "psychological safety of a young specialist personality" was specified. The analysis of psychological safety of a young specialist personality was conducted. Social psychological criteria of psychological safety of a young specialist personality assessment were developed, social psychological formation mechanisms were defined. Based on the research results generalised social psychological portrait of young specialists was made and anysed. The authors defined main ways and means of increasing psychological safety of a young specialist personality as the most important condition of thier successful socio-environmental adaptation.
socio-environmental adaptation
psychological safety of a personality
social psychological portrait
psychological safety
В современных условиях все более возрастает зависимость эффективности деятельности предприятия от кадровой политики его руководства. Итогом грамотной, дифференцированной работы с сотрудниками различных уровней является повышение качества работы каждого из них и как следствие - улучшение результатов деятельности предприятия в целом. При этом особого внимания заслуживает проблема привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально подготовленных молодых специалистов, их адаптация в современной организации. Адаптация сотрудника - это управляемый процесс интеграции личности в профессиональную среду организации, в ее основные функциональные, организационные и кадровые процессы. Производственную адаптацию принято рассматривать с двух позиций: профессиональной и социально-психологической. В нашей работе уделяется внимание именно второму аспекту данной проблемы.

Включение нового сотрудника в организацию означает процесс его интенсивного знакомства с деятельностью организации, а также изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды [6]. Адаптация является, с одной стороны, механизмом взаимодействия работника с организационным окружением, а с другой - одним из методов развития потенциала кадровых ресурсов организации. При этом следует учитывать, что и личностные потребности молодых специалистов в профессиональной сфере, и требования современных организаций к новым, молодым работникам, имеющим профессиональное образование, постоянно изменяются. Кроме того, в реальных производственных условиях обеспечить идеальное протекание трудовой деятельности невозможно. В этих условиях первоочередная задача заключается в создании таких условий молодому специалисту, при которых он мог бы раскрыть свои возможности, совершенствовать профессиональные навыки и умения. Особо встает вопрос о психологической безопасности личности молодого специалиста.

Целью исследования является выделение структуры, критериев оценки и механизмов формирования психологической безопасности личности молодых специалистов, создание обобщенного социально-психологического портрета молодого специалиста.

В качестве эмпирической базы нашего исследования выступили ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования», МБОУ ДПО (ПК) «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей». Объем выборки составил 127 человек в возрасте 22-29 лет.

В условиях социальной адаптации молодого специалиста вопрос психологической безопасности личности связан с восприятием профессиональной деятельности как адекватной, надежной, безопасной, а также создающей реальные возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей в настоящем и будущем [1].

В современной науке и практической сфере произошло существенное расширение представлений о безопасности как в отношении объектов посягательства, так и в отношении источников опасности. Кроме того, если ранее безопасность рассматривалась только применительно к государству, затем и к обществу, сегодня чаще всего безопасность рассматривается в отношении триединства - личности, общества, государства. Безопасность в современной науке определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз
(И.А. Баева, Е.В. Бурмистрова, Е.Б. Лактионова, Н.Г. Рассоха, Ю.Г. Носков, А.Н. Сухов и др.) [4]. Ограничение потребности в безопасности и защищенности является одним из факторов нарушения психологической безопасности. В работах зарубежных авторов понятие «психологическая безопасность» первоначально было использовано в качестве индивидуального и на уровне концепции команды. Психологическая безопасность рассматривалась как относящаяся к сотруднику возможность показать и использовать свои индивидуальные качества и способности, не опасаясь негативных последствий для самооценки, статуса или карьеры. Кроме этого, психологическая безопасность личности предполагала возможность удовлетворения своих базовых потребностей без рисков
(Baer M., Bell P.A, Frese M., Fisher J.D., Loomis R.J.) [7; 8].

Отечественные авторы определяют безопасность как состояние защищенности. М.А. Котик под защищенностью человека понимал «способность человека не создавать опасные ситуации, а в случае их возникновения - успешно противодействовать им» [2]. Вместе с тем понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

В.П. Соломин говорил о том, что «отношение к опасной ситуации складывается из значения опасности, которое приписывается ей обществом, и ее личностного смысла для человека» [2]. Н.А. Лызь указывал, что «безопасную личность можно определить как человека, строящего свою жизнь в контексте единства с обществом, природой, Вселенной, реализующего свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддерживать свое здоровье за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития» [3].

В результате теоретического анализа основных подходов к пониманию психологической безопасности было уточнено понятие «психологическая безопасность личности молодых специалистов». Это есть интегративное объединение, отражающее их физическую и психическую защищенность, восприятие ими профессиональной деятельности как адекватной, надежной, безопасной, а также наличие у них ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям.

Основываясь на указанных положениях, мы определили структуру психологической безопасности личности молодых специалистов, представленную тремя основными компонентами, позволяющими обеспечивать их устойчивость к негативным воздействиям, не производить или минимизировать для себя производимые опасности в рамках образовательного пространства, в которое они включены. Это:

  • аффективный компонент - эмоциональная устойчивость к негативным внутренним и внешним воздействиям;
  • когнитивный компонент - осведомленность молодых специалистов о понятиях «угроза», «опасность», «насилие» и иных, а также способах выхода из ситуаций, характеризующихся данными понятиями, особенностями их мотивационной сферы;
  • поведенческий компонент - способность планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения психологической безопасности (рис. 1) [5].

Рис. 1. Структура психологической безопасности личности молодых специалистов

Социально-психологическими критериями психологической безопасности личности молодых специалистов выступают:

1) осведомленность молодых специалистов о понятиях «угроза», «опасность», «риск», «безопасность» и т.п.;

2) удовлетворенность основных социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности;

3) доброжелательная атмосфера, характеризующаяся снижением уровня психогенных воздействий нас специалистов;

4) личностная и социальная зрелость;

5) высокий уровень вовлеченности во взаимодействие;

6) позитивное отношение молодых специалистов к профессиональной деятельности в целом;

7) высокая степень овладения навыков взаимодействия и средств решения психологических проблем, а также способность молодых специалистов управлять своими стереотипными реакциями в важных и нестандартных ситуациях [4].

Социально-психологическими механизмами формирования психологической безопасности личности молодых специалистов являются:

1) подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения молодыми специалистами социального опыта;

2) внушение (суггестия) - целенаправленное и неаргументированное влияние как на отдельного специалиста, так и на их группу путем навязывания определенных мыслей и состояний на фоне их некритического (часто неосознанного) восприятия;

3) заражение - это общественно-психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности молодых специалистов эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта;

4) убеждение - это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания молодых специалистов с целью создания, усиления или изменения их взглядов, мнений, оценок, установок воздействия и следование им в своей деятельности и поведении;

5) рефлексия - осознание специалистами, как их воспринимает партнер по общению, а также внутренний диалог, в котором они оценивают, принимают или отвергают те или иные ценности, свойственные организации в целом или отдельным ее структурам.

В рамках исследования нами проведен анализ психологической безопасности личности молодых специалистов.

Диагностика показала низкий уровень осведомленности молодых специалистов о понятиях «угроза», «опасная ситуация», «критическая ситуация», «психологическая безопасность» и способах выхода из ситуаций, характеризующихся данными понятиями.

Результаты диагностики мотивационной структуры личности по методике
В.Э. Мильмана свидетельствуют о доминировании мотивации социального статуса - 91%, комфорта - 84%, общей активности - 76%, творческой активности - 62%. Менее выражены мотивы общения - 54%, общественная полезность - 47%; низок показатель мотива поддержания жизнеобеспечения - 20%.

Диагностика самоактуализации молодых специалистов с помощью теста самоактуализации - САТ Э. Шостром (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана,
М.В. Кроза) свидетельствует о высоких показателях по шкалам «контактность», «познавательные потребности и креативность»; средних показателях по шкалам «ориентация во времени», «поддержка», «гибкость поведения», «сензитивность»; низких показателях по шкалам «самоуважение», «принятие агрессии».

Тест-опросник Г. Келлермана, P. Плутчика для измерения степени использования индивидом различных механизмов защиты показал, что молодые специалисты активно используют защитные механизмы рационализация, проекция и отрицание реальности.

Анализ результатов диагностики агрессивных и враждебных реакций у молодых специалистов по методике «Опросник измерения агрессивных и враждебных реакций
А. Басса и А. Дарки» говорит о высоком уровне вербальной, косвенной агрессии, а также об их склонности к раздражению, обидам, подозрительности.

По диагностике стиля поведения в конфликтной ситуации по методике К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» у большинства молодых специалистов преобладает соперничество - 79%, уклонение (избегание) - 86%, отмечена тенденция к проявлению приспособления - 67%, сотрудничество - 64% и компромисс - 56%.

На основе результатов исследования составлен и проанализирован обобщенный социально-психологический портрет молодых специалистов, отражающий:

1) несформированность у специалистов целостной модели психологической безопасности личности;

2) неустойчивость профессиональной мотивации молодых специалистов, преобладание в ней мотивов социального статуса, комфорта и недостаточной сформированности мотива общественной полезности;

3) активное проявление специалистами во взаимодействии защитных механизмов и деструктивных эмоциональных реакций;

4) неготовность молодых специалистов к самообеспечению безопасности в силу отсутствия у них знаний об оградительных мерах в ситуации внешних и внутренних деструктивных воздействий;

5) преобладание у молодых специалистов неэффективных для решения конфликтных ситуаций стилей поведения в конфликте - соперничество, уклонение.

Мы определили основные пути и методы повышения психологической безопасности личности молодых специалистов:

1) информирование специалистов о содержании понятий «угроза», «опасность», «риск» и иных, об оградительных мерах в ситуации внешних и внутренних деструктивных воздействий;

2) осуществление комплексного многоуровневого обследования молодых специалистов, т.е. их личностно-поведенческих, индивидуально-психологических, психофизических, социально-психологических характеристик;

3) стабилизация эмоционального фона, формирование умений управлять своими эмоциями, чувствами;

4) демонстрация реалистичного и привлекательного диапазона средств решения психологических проблем;

5) определение надежности управленческого персонала;

6) формирование поведенческих установок молодых специалистов на психологически безопасный образ жизни.

Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к следующим выводам.

1. Проведенный теоретический анализ подходов к исследованию проблемы образовательного пространства привел нас к пониманию «психологической безопасности личности молодых специалистов» как интегративного объединения, отражающего их физическую и психическую защищенность, восприятие ими профессиональной деятельности как адекватной, надежной, безопасной, а также наличие у них ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям.

2. Психологическая безопасность личности молодых специалистов состоит из трех основных компонентов: аффективного (эмоциональной устойчивости к негативным внутренним и внешним воздействиям); когнитивного (общей осведомленности о понятиях «угроза», «опасность», «насилие» и иных, а также способах выхода из ситуаций, характеризующихся данными понятиями), поведенческого (способности планировать и осуществлять оградительные меры для самообеспечения психологической безопасности).

3. На основе результатов исследования составлен и проанализирован обобщенный социально-психологический портрет молодых специалистов, свидетельствующий о низком уровне их психологической безопасности.

4. Важным условием социальной адаптации молодых специалистов является повышение психологической безопасности их личности в процессе профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Поддубный Н.В., д.филос.н., к.псх.н., профессор кафедры социальной работы и психологии, АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Белгород

Шаповалова И.С., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой социологии и организации работы с молодежью, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.