Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE NECESSITY OF THE CREATION OF NEW ECONOMIC MECHANISM DUE TO THE APPEARANCE OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITYS PROGRAMS

Khaperskaya A.V. 1 Musina S.Z. 1
1 Tomsk Polytechnic University
The relevance of the creation of new economic mechanism of cooperation of corporations and government in the decision of socio-economic problems, for example, of environmental problems is shown in this article. Was analysed one of the functions of economic mechanism, that carries stimulant character for enterprises not engaging in program of social responsibility development. Direction of this function is also shown on providing of the personal interest, both at enterprises bearing negative influence to the environment and environmental law. Actuality of development of the programs of social corporate responsibility, reasons of their appearance and their influence, is shown on the economic mechanism of enterprises on the whole. The necessity of updating of economic mechanism is reasonable in connection with appearance of the programs of corporate social responsibility.
corporate social responsibility
economic mechanism
raitonal usage
steady development
Современный бизнес и общество проживают эпоху особо выраженных социо-эколого-экономических проблем, которые существуют как на автономном или локальном, так и на глобальном уровне. С каждым годом все большее влияние начинают оказывать бизнес-структуры на развитие общественной жизни, так как в их руках сосредоточены основные финансовые и материальные ресурсы. Из этого можно провести параллель, что эффективное развитие общества и бизнеса возможно только при возникновении таких инструментов, которые связывают эти разные стороны социо-эколого-экономических отношений и, которые, в свою очередь, позволяют разрешать конфликты, бороться с кризисами, добиваться устойчивого развития. Всего этого можно достичь только при их непрерывном взаимодействии. Поэтому большую роль в России и западно-европейских странах начинает играть концепция корпоративной социальной ответственности. Такая политика необходима для формирования доверия, прогнозирования, общих ценностей и социального капитала между участниками социально-экономических отношений. Если в уже существующем экономическом механизме применять инструменты корпоративной социальной ответственности, то бизнес станет более устойчивым в экономическом и социальном плане и получит возможности увеличения своих нематериальных активов. Действие компаний в соответствии со стратегией, которая будет основываться на применении принципов корпоративной социальной ответственности, позволит им зарабатывать тот нематериальный капитал доверия, который играет громадную роль при взаимодействии со стейкхолдерами в кризисной ситуации.

1 Основные принципы корпоративной социальной ответственности

Чтобы происходила сохранность ресурсов и создание устойчивого развития необходимо придерживаться следующих принципов:

  • создавать как можно больше благополучных рабочих мест;
  • инвестировать в развитие производства и человеческого потенциала;
  • создание взаимовыгодных отношений со сторонами, имеющими взаимную заинтересованность;
  • производить качественную продукцию и услуги для потребителей;
  • выполнять требования налогового, трудового, экологического законодательства;
  • учитывать общественные ожидания и общепринятые этические нормы в практике ведения дел;
  • осуществлять вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития;
  • повысить эффективность бизнеса, которая ориентирована на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества.

Большое количество российских компаний уже приступили к началу использования принципов корпоративной социальной ответственности в производственно-хозяйственной деятельности. Но внедряют их далеко не в интересах общества, а непосредственно в личных целях. Однако имеется много компаний, которые осознают эффективность социальной политики. У крупных корпораций затраты на социальные цели составляют до 17% прибыли [4].

На современном этапе российскому бизнесу не хватает четкого понимания и сознательного принятия тех фактов, что корпоративная социальная ответственность представляет собой не какую-то обязательную систему мер или исключения, которые возникли в результате определенных сложившихся обстоятельств, а это, в некотором смысле, норма, вытекающая из сущности крупного бизнеса корпораций. Любая деятельность, которую осуществляют в процессе ведения бизнеса корпорации, не может осуществляться отдельно от социума, поскольку весь этот систематический процесс един с обществом. Ведь крупные организации являются по своей сути социально-экономическими институтами, которые играют важную роль и занимают ведущие положения в странах с рыночной экономикой. Такие компании ведут кластерную политику, суть которой в том, чтобы формировать взаимосвязанную систему отношений, развивающую и поддерживающую малый и средний бизнес. Если же компания не ведет никакой деятельности, то ведение кластерной политики может наоборот привести к распаду компании. Статус важного «общественного института», включенного в систему социальных отношений, корпорация может получить при наличии социально-экономических связей, в большей степени определяющие социо-эколого-экономическое развитие различных секторов общества и если рассматривать корпоративный сектор как одно целое, то и всего общества.

Большинство компаний публикуют и составляют отчеты о своей социальной деятельности. Однако, как говорилось ранее, они не имеют понимания её важности, а воспринимают свою социальную деятельность как обязательную систему мер.

Понятие экономического механизма и основные его изменения после появления программ социальной корпоративной ответственности. На примере рационального природопользования.

Со временем возникла необходимость сформирования нового экономического механизма в связи с появлением программ социальной корпоративной ответственности, чтобы добиться цели становления устойчивого развития. На примере рационального природопользования, можно сказать, что необходимо формирование экономического механизма, который не будет нести негативных воздействий на пользование природными ресурсами и будет обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие.

Необходимо заметить, что экономический механизм, обеспечивающий рациональное природопользование представляет собой систему экономических мер обеспечения разумного пользования ресурсами и охраны окружающей среды (ежегодные выплаты за негативное воздействие, штрафы), предусмотренных нормативными правовыми актами.

В таком случае можно выделить основные элементы экономического механизма по стимулированию рационального природопользования:

  • меры экономического поощрения (субсидии и государственные дотации, налоговые кредиты и льготные займы, ускоренная амортизация энергосберегающего и очистного оборудования, усиление системы экологического страхования и создание фондов компенсации, введение рыночных регуляторов, таких, как, например, продажа прав на торговлю ресурсами);
  • планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды (оценка стойкости природно-ресурсного потенциала, объединение в единый комплекс природных и хозяйственных критериев взаимодействия для более сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала регионов);
  • финансирование организаций по охране окружающей среды;
  • экологическое страхование [5].

Целью создания и актуализации экономического механизма в экологическом праве является выполнение им всех функций в данной сфере. Как уже было сказано ранее, одной из важнейших функций является социо-экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Данную функцию возможно реализовать при соблюдении последовательного ряда всех экономических мер, которые включены в экономический механизм.

Функция по экономическому обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды должна носить стимулирующий характер и реализована таким образом, чтоб обеспечить заинтересованность и предприятий и экологического законодательства.

Необходимо выделить экономические меры в экологическом законодательстве, играющие стимулирующую роль. Мер достаточно много, но стимулирующую роль призваны играть лишь:

1) платежи за причинение негативного воздействия на окружающую среду и за пользование недрами, землей, водами, другими природными ресурсами. Также к данному пункту еще можно отнести экологические штрафы, они осуществляются в том случае, когда предприятие превышает допустимый предел негативного воздействия на окружающую среду. Такая система мер имеет отличие от уже принятой системы ежегодных платежей предприятиями за свою деятельность;

2) кредитные и налоговые льготы, меры стимулирования в сфере охраны природы.

В связи с появлением программ корпоративной социальной ответственности необходимо производить и актуализировать экономический механизм, обеспечивающий рациональное природопользование, так как из-за отсутствия согласованной системы стимулирования по повышению совокупности освоения природных ресурсов снижается эффективность экономического механизма использования ресурсов во многих отраслях.

Используемый долгое время командно-административный метод по управлению народным хозяйством был нацелен на рост производства, носящий эксплуативный характер, использования площадей для ведения сельскохозяйственной деятельности, добычи полезных ископаемых.

Система штрафов за загрязнение окружающей среды не стимулировала меры по охране природы, так же были малоэффективны и рычаги по оптимизации использования природных ресурсов. Тем самым ответственность предприятий за результаты своей деятельности и экономические рычаги не были в необходимой степени включены в сферу природопользования [1].

Делая окончательный вывод по данной главе, можно отметить, что стратегия бизнеса политики корпоративной социальной ответственности - это трудоемкий процесс, который требует от предпринимателей обдуманного решения и заинтересованного подхода. Однако круг преимуществ, доступ к которым открывается при использовании инструментов корпоративной социальной ответственности, достаточно широк, именно поэтому компании, несмотря на возникающие противоречия и сложности, все чаще обращаются к данным практикам в своей деятельности.

Вывод

Несмотря на важность исследования влияния программ корпоративной социальной ответственности на необходимость изменения экономического механизма, остается много нераскрытых вопросов и проблем, требующих дальнейших разработок и исследований. Так как законодательная база значительно отстает от существующего инструментария программ корпоративной социальной ответственности.

Но стоит заметить, что на протяжении нескольких лет уже ведется разработка законодательной базы, которая будет соответствовать экономическим мерам по обеспечению разумного пользования ресурсами и охраны окружающей среды, предусмотренных нормативными правовыми актами. Сознание и отношение людей к необходимости охраны окружающей среды также меняется.

Проанализированы теоретические и практические подходы к механизму экологического регулирования деятельности. Выявлено, что главная роль в данном механизме принадлежит природоохранному законодательству, экономическим инструментам по защите окружающей природы и экологическому нормированию.

Анализируя практическое применение существующего механизма по управлению рациональным природопользованием, можно сделать выводы, что необходимо его совершенствование посредством выработки ряда экономических и организационных мер, при помощи которых можно будет достичь конкретных результатов в решении проблемы природопользования.

Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в появлении у предприятий, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду, заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

Стоит также сделать вывод о том, что применение инструментов корпоративной социальной ответственности оказывает важное влияние на репутацию компании, что приводит к раскрутке торговой марки.

В целом, игнорирование корпоративной социальной ответственности негативно сказывается на репутации компаний, их инвестиционной привлекательности. К тому же безответственность и необязательность перед различными участниками корпоративных отношений ведут к инвестиционным и социальным потерям.

Рецензенты:

Бурыхин Б.С, д.э.н., профессор кафедры системного менеджмента и предпринимательства ФГБОУ ВПО Научно Исследовательского Томского государственного университета, г. Томск;

Цытленок В.С., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и налогообложения ФГБОУ ВПО Научно Исследовательского Томского государственного университета, г. Томск.