Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPROVING PUBLIC SUPPORT FOR REGIONAL AGROLEASING IN THE OMSK REGION

Chuvalenskaya G.V. 1 Shumakova O.V. 1
1 FGBOU VPO "Omsk state agrarian university of a name of P.A. Stolypin", Institute of economy and finance
On the basis of analysis of the effectiveness and efficiency implemented in the region of the federal and provincial government support measures influencing the development of leasing, including agroleasing activity, the authors formulated measures to improve state support of regional agricultural leasing in the Omsk region. These activities are in the proposal to amend the federal and provincial regulatory legal acts, as well as proposals for joint cooperation lessees in order to attract financing on favorable terms. Implementation of these measures will help to attract additional financial resources in regional agricultural leasing, will enhance the effectiveness of the implementation of the existing state support of regional agricultural leasing, development of regional agricultural leasing and regional economy.
the program selhoztovaroproizvoditel
government support
agricultural leasing
Агролизинг, как эффективный комплексный инструмент обновления основных фондов АПК и развития экономики, может функционировать при определенных условиях, созданных государством. Государственная поддержка является важным стимулирующим фактором в развитии лизинговых отношений [6].

Целью данного исследования является проработка действующих на территории региона мер государственной поддержки регионального агролизинга и разработка предложений по ее совершенствованию.

На основе официальных данных статистики, а также информации органов исполнительной власти Омской области, нами проведен анализ эффективности и результативности действующих на территории региона мер государственной поддержки, влияющих на развитие лизинговой, в том числе агролизинговой деятельности, представленных в виде финансово-кредитных механизмов с позиции проблемно ориентированного подхода [5]. По результатам проведенного анализа подготовлены предложения по повышению эффективности и расширению программ поддержки регионального агролизинга.

Результаты исследования

Проведенный с использованием проблемно ориентированного подхода анализ мер государственной поддержки регионального агролизинга свидетельствует о том, что при их реализации существует ряд проблем, влияющих на развитие агролизинговой деятельности на федеральном и региональном уровнях (таблица 1).

Таблица 1

Анализ мер государственной поддержки регионального агролизинга и предложения по их совершенствованию с позиции проблемно ориентированного подхода

Мера государственной поддержки

Положительные моменты

Проблемы

Предложения по совершенствованию

Осуществление взноса в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» (постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717), реализация программ обновления техники через ОАО «Росагролизинг»

Договоры лизинга предусматривают стимулирующие условия: низкий процент удорожания, отсутствие предоплаты, гарантийного обеспечения, отсрочка оплаты первого платежа

- наличие просроченной кредиторской задолженности контрагентов, в связи с чем реализация программы для субъекта приостановлена

 

- продление программы для субъектов РФ имеющих положительную динамику погашения задолженности по итогам 2014 года;

- реализация схемы финансирования без участия сублизингодателя

Предоставление субсидий заводам-изготовителям сельскохозяйственной техники (постановление Правительства РФ № 1432 от 27.12.2012)

 

Субсидии предоставляются производителю в размере 15 процентов от цены, реализуемой техники

- ограниченный перечень техники;

- ограничение объема субсидий в зависимости от численности персонала организации;

- сложность в получении поддержки

- внесение изменений в перечень техники в части включения в него изделий автомобильной промышленности, применяемые в АПК;

- увеличение размера возмещения субсидии

Возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам международного лизинга (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 484, Соглашение между Омской областью и Республикой Беларусь)

При приобретении белорусской техники белорусская сторона льготирует ставку по лизингу: среднее годовое удорожание по договору составляет порядка 5%, состав белорусской техники не ограничен

- ограничение минимального объема контракта от 50,0 млн рублей, что не соответствует возможностям мелких и средних сельхозтоваропроизводителей

- проработка вопроса средними и малыми сельхозпредприятиями заключения группового договора агролизинга с минимальной ценой 50,0 млн рублей

Предоставление субсидий на возмещение части лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования (постановление Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п)

 

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей (в том числе первоначального вноса, вознаграждения) по договорам лизинга оборудования

- сложность в получении поддержки;

- установлены предельные объемы финансирования по договору и по получателю;

- балльная система оценки, требующая доработки;

- ограниченный перечень техники

 

- внесение изменений в региональный порядок предоставления субсидий: корректировка балльной системы оценки участников конкурса, упрощение предоставления необходимого пакета документов;

- включить легковые автомобили для производственных нужд в перечень субсидируемой техники

* - таблица составлена и разработана авторами.

На территории региона реализуется программа обновления парка сельскохозяйственной техники (на период 2012-2014 годы) через ОАО «Росагролизинг» (далее - программа обновления), по которой на льготных условиях обновляется парк российских сельхозтоваропроизводителей, владеющих сельскохозяйственной техникой, произведенной до 2001 года (включительно) [4].

За 2012 год реализации программы обновления ее участниками стали 135 омских товаропроизводителей, которые приобрели технику на 383,6 млн рублей, при этом фактически заявленная потребность на участие в программе составила более 150 организаций с потребностью в финансировании порядка 400,0 млн рублей.

Однако по причине наличия у значительной части лизингополучателей региона просроченной задолженности перед ОАО «Росагролизинг» реализация программы обновления на территории Омской области приостановлена.

Следует отметить, что анализ структуры задолженности показал, что наибольший удельный вес задолженности приходится на ОАО «Карбышевское» (порядка 95 %), выступающего сублизингодателем в рамках программы обновления.

Кроме того, в отношении данного сублизингодателя присутствует практика непогашения задолженности перед ОАО «Росагролизинг» при отсутствии задолженности по соответствующему договору с сублизингополучателем. При этом передача сельхозтехники по договорам лизинга, заключенным с ОАО «Карбышевское», с баланса ОАО «Росагродизинг» на баланс конечных получателей прямым способом невозможна, так как ОАО «Росагродизинг» не стоит в договорных отношениях с сублизингополучателями. Таким образом, в проработке нуждается не только вопрос возобновления реализации программы обновления на территории Омской области, но и реализация самого механизма указанной программы.

Следующим видом государственной поддержки является предоставление производителям сельскохозяйственной техники субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной техники [2].

В 2014 году объем поддержки для Омской области составил 61,3 млн рублей. На территории региона получателем этой поддержки является ФГУП «Омский экспериментальный завод» Россельхозакадемии [1].

Влияние данного механизма государственной поддержки на развитие регионального агролизинга на сегодняшний момент оценить сложно, так как изменения, касающиеся распространения данного вида поддержки на сделки, осуществляемые по договорам лизинга, внесены в постановление Правительства РФ № 1432 с июля 2014 года. Основным недостатком данного вида поддержки является сложность в ее получении, что может привести к не освоению распределенных субъекту средств.

Также в регионе возмещается часть затрат на уплату лизинговых платежей по договорам международного лизинга осуществляемого посредством международного сотрудничества Российской Федерации с республикой Беларусь (схема работает через ЗАО Сбербанк Лизинг).

Использование данной схемы является весьма интересным предложением, но существенным минусом является ограничение минимального объема контракта - 50,0 млн. рублей, по этой причине по информации специалистов ЗАО Сбербанк Лизинг количество заключенных контрактов по данной программе сведено к минимуму.

Еще одним видом государственной поддержки является предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей (в том числе первоначального вноса, вознаграждения) по договорам лизинга оборудования [3].

Так, в 2013 году на возмещение части лизинговых платежей были выделены средства в объеме 102,8 млн рублей (в том числе за счет средств областного бюджета 21,4 млн рублей, за счет средств федерального бюджета - 81,4 млн рублей); поддержку получили 79 субъектов, в том числе 12 сельскохозяйственных на сумму порядка 12,0 млн рублей. В 2014 году на данные цели предусмотрено 110,0 млн рублей (в том числе за счет средств областного бюджета 10,0 млн рублей, за счет федерального - 100,0 млн рублей).

Данный вид поддержки очень ограничен по условиям и объемам предоставления: во-первых, необходимо прохождение отбора в соответствии с балльной системой оценки, включающей в себя показатели, которые, на наш взгляд, не в полной мере соответствуют цели подпрограммы, во-вторых, собрать пакет документов, состоящий из 10 наименований, в-третьих, необходимо заключить соглашение с Министерством экономики Омской области; при этом установлен предельный уровень предоставления поддержки - не более 200 тыс. рублей в год по одному договору лизинга технических средств и не более 400 тыс. рублей одному участнику в год.

Проблемой указанного вида поддержки является то, что зачастую получение поддержки является неоправданным по сравнению с затратами ресурсов на ее получение. Кроме того, по проведенным опросам, у мелких и средних сельхозтоваропроизводителей существует острая необходимость не только в обновлении сельхозтехники, но и легковых автомобилей, необходимых для эффективного ведения сельского хозяйства. В настоящее время существует необходимость в обновлении парка легковых автомобилей сельхозтоваропроизводителей: с годами их износ увеличивается, что влечет за собой дополнительные затраты на ремонт, горюче-смазочные материалы и т.д. Таким образом, считаем возможным включить определенные марки легковых автомобилей российского производства в перечень субсидируемой техники.

Таким образом, несмотря на наличие на уровне субъекта прямых и косвенных мер государственной поддержки регионального агролизинга, их объемы и условия предоставления не способны обеспечить необходимый уровень развития агролизинга для удовлетворения потребности сельхозтоваропроизводителей в приобретении основных фондов и обеспечении должного совокупного эффекта от применения регионального агролизингового механизма.

Заключение

Исследование мер государственной поддержки позволяет сформулировать следующие мероприятия по повышению эффективности и расширению программ поддержки регионального агролизинга:

1. Необходимо проработать вопрос о продлении срока действия программы обновления до 2020 года с включением в программу субъектов РФ, имеющих задолженность по ходу реализации программы, с положительной динамикой погашения задолженности по итогам 2014 года, а также проработать механизм реализации программы обновления без участия сублизингодателя.

2. Внести изменения в перечень техники, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 27.12.2013 № 1432 в части включения в него изделия автомобильной промышленности, применяемые в АПК, а также увеличения в рамках указанного постановления размера субсидии.

3. Рекомендовать средним и малым сельскохозяйственным предприятиям в целях участия в Белорусской программе приобретения техники на льготных условиях проработать вопрос заключения группового договора агролизинга с минимальной ценой соглашения 50,0 млн рублей.

4. Внести изменения в региональный порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части лизинговых платежей в части корректировки перечня субсидируемой техники, показателей балльной системы оценки участников конкурса на получение субсидии, а также в части упрощения предоставления необходимого пакета документов.

Реализация указанных мероприятий позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в сферу регионального агролизинга, будет способствовать повышению эффективности реализации действующей государственной поддержки регионального агролизинга, развитию регионального агролизинга и экономики региона.

Рецензенты:

Рогатнев Ю.М., д.э.н., профессор, профессор кафедры землеустройства ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», г. Омск;

Стукач В.Ф., д.э.н., профессор кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина», Институт экономики и финансов, г. Омск.