Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PERSONALITY AS A SUBJECT OF SCIENTIFIC AND PHILOSOPHICAL RESEARCH

Romanova T.A. 1
1 "Institute of Pedagogics and Psychology of Professional Education" of Russian joint stock company,
In this article the concept of the personality of social philosophy is considered is first of all the person allocated with social qualities, that is such qualities which he gains at interaction with society. The modern social philosophy sets the task of studying of various social types of the personality which are formed as a result of social differentiation of society. The social personality develops in communication of people, since primary forms of communication of mother with the child. In formation of the identity of the person the important place is taken by an education system therefore it can turn into the center of development of the personality and the main source of her spiritual formation. The problem of formation of the personality consists not only in transfer of knowledge as believe many, it also broadcast of social experience which is carried out in culture.
personality
scientific and philosophical research
social philosophy
interaction
Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества.

Целью данного исследования становится теоретическое осмысление накопленных материалов о личности как предмете научно-философского поиска. Если говорить о личности с точки зрения философии, то личность следует отличать от индивида, просто обладающего неким набором биологических признаков, характеризующих его принадлежность к тому или иному биологическому виду. Индивидуальность признается совокупностью черт, которые образуют своеобразие индивида, его отличие от других индивидов, его определенную уникальность. Но в представлениях современных философов личность не сводится ни к индивиду, ни к индивидуальности. При сопоставлении философских концепций обнаруживаются различные ее понимания. Личность определяется как духовно-телесная единая целостность, которая характеризует каждого человека, при условии его становления субъектом жизнедеятельности, обладающим самосознанием, т.е. сознанием собственного «Я», будучи самостоятельным, свободным и ответственным за самоосуществление в перспективе своей жизни [1]. Личность воспринимается субъектом, «автором» жизни, определяющим ее цели, смысл, идеалы, направляющим себя к их реализации. Счастье в его широком философском осмыслении связано с успешным осуществлением того, что понимается под смыслом жизни, что сопровождается положительной личностной самооценкой, удовлетворенностью общим течением жизни в целом. Отсюда делается практический, но не однозначный вывод: не может быть счастливой жизнь, не имеющая смысла [10].

Человеческая личность появляется, формируется, существует  и проявляется в общении с другими людьми (личностями). Cубъектные отношения, общение, диалог, свободная духовная коммуникация, основанные на любви и долге, являются фундаментальными факторами бытия личности, утверждающими ее  значимость и достоинство. Кроме того, личность, включенная в нормативно регламентированные социальные отношения, выступает носителем общественных функций и ролей [2]. Их предписывают личности пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, род занятий, имущественный статус,  властный авторитет и т.д. 

 Личность обладает автономным «Я» как субъект многообразной активности, что препятствует ее отождествлению с ее разными ролями. Важным моментом для обеспечения автономии личности являются ее нравственно-моральные качества, которые пробуждают самосознание к сохранению и возвышению достоинств личности. Личность каждого отдельного человека есть носитель исполнения нравственного долга, принадлежит миру свободы, индивид детерминирован природными и реже - социальными закономерностями, принадлежит миру природы (миру необходимости) [4].

Структура личности:

1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки);

2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение);

3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения [7].

Личность имеет возможность свободного волеизъявления, может утверждать свое собственное и неповторимое «Я», на чем основаны ее неотъемлемые права, все более и более за нею признаваемые по мере исторического прогресса.

В ходе исторического развития меняются не только преобладающие социальные типы личности, их ценностные ориентации, но и сами взаимоотношения личности и общества. В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине. Лишь усложнение и дифференциация общественной деятельности создают предпосылки для автономии личности. Однако процесс этот глубоко противоречив. «...В ходе исторического развития, - и как раз вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, - появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям» [9].

Христианство раскрывает нам абсолютную ценность личности. Cтановясь отражением Абсолютного Духа, личность человека приобретает благодаря этому новую жизнь и всю свою исключительную ценность, укореняясь и утверждаясь в нем. Она, эта личность, единственная и неповторимая в очах Божиих, - дороже всего остального мира. Христианское учение о воскресении раскрывает метафизическую значимость, метафизическую устойчивость личности. В Воскресении, конечно, восстает личность с рядом изменений (восстает тело духовное, сеется тело душевное), но это та же личность, какая была на земле до смерти - в ее единичности, неповторимости и своеобразии. Христианство именно в учении о воскресении персоналистично. Христианское учение о том, что Христос, по своем воскресении, вознесся в теле, что Он, истинный Бог, ныне пребывает на Небе в прославленном Своем Теле, утверждает с исключительной силой принцип телесности как неотъемлемой, онтологически неустранимой из естества человека функции личности. Не новое тело создается при «восстановлении», а воскресает прежнее  вместе с личностью [8].

Как современные философы понимают личность? При сравнении нескольких  точек зрения выясняется, что американский психолог и философ на рубеже ХIХ-ХХ вв., один из основоположников прагматизма, У. Джемс в фундаментальном труде «Психология», включившем и психологические, и философские выводы автора, указывал: «Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем, прежде всего, подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность» [4].

Э. В. Ильенков, известный советский философ, автор работы, в название которой вынесен вопрос: «Что же такое личность?», отмечал: «Человеческая личность, по старинке называемая иногда "душой", той самой "душой", которую каждый человек знает как свое "Я", как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах...» [5].

Философ Эрих Фромм говорит, что человека ведет по жизни его разум. И хотя разум «не только не заменяет инстинкты, но и здорово осложняет задачу жить», тем не менее благодаря ему «человек приобретает совершенно новое качество - самосознание», что позволяет ему осознать самого себя и выделиться из природы путем противопоставления ей [2]. Благодаря самосознанию человек оказывается изгнанным из природного рая,  нарушив гармонию естественного природного существования, свойственного всем животным. Он становится свободным, но при этом «он не знает, куда попадет», и ему нужно самому отвечать за себя, за свой путь. Он становится ответственным, и возникает одна из первых, если не первая  из личностных экзистенциальных проблем: свобода и/или ответственность, появляются причинно-следственные связи, предопределенность,  детерминизм. Личность становится продуктом динамического взаимодействия между социокультурными влияниями  и врожденными потребностями.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А.Н. Леонтьева о социальной составляющей. Характеризуя предмет личности, он писал: «Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается...» [7].

Понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей). Уникальность      и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особенностей и свойств в деятельности, потребностях и интересах, в направленности и ориентация той социальной среды (класс, нация, профессиональные группы), в которую входит данный индивид.

Проблемой личности в философии назван вопрос о том, что такое сущность человека как личности, каково ее место в науке, мире и роль в истории. Личность может рассматриваться как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Ведь только в деятельности и через деятельность человек непосредственно включается в систему объективных общественных отношений, упорядочивает и организует свое поведение с другими людьми.

В социально-философском плане  в рамках онтологического подхода В.В. Васиной личность рассматривается как субъект социального взаимодействия, личность в ситуации [3]. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - «деятели». Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять.

Третий тип - «люди чувств и эмоций», которые остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Прежде всего это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - «гуманисты и подвижники», отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека. Они сделали делом своей жизни милосердие. Для нашего социально-психологического эмпирического исследования важно, что основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов [2].

Итак, социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. В формировании личности человека значительное место занимает система образования, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Рецензенты:

Грязнов А.Н., д.псх.н., руководитель регионального отделения МАПН, г. Казань;

Гильмеева Р.Х., д.п.н., профессор, зав.лаб. ФГНБУ ИПППО РАО, г. Казань.